Дело № 2-55/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Фурмановский городской суд Ивановской области в составе
председательствующего судьи Павлова А.Е.,
при секретаре судебного заседания Шипаловой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Фурманове Ивановской области <ДД.ММ.ГГГГ> гражданское дело по иску Александровой О.А. к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Фурмановском муниципальном районе Ивановской области о назначении пенсии в связи с педагогической деятельностью,
УСТАНОВИЛ:
Александрова О.А. обратилась в суд с иском о назначении пенсии в связи с педагогической деятельностью, указав следующее:
<ДД.ММ.ГГГГ> она обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии в связи с педагогической деятельностью. <ДД.ММ.ГГГГ> ее уведомили о том, что в назначении пенсии ей отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа работы. С отказом в назначении пенсии она не согласна. Ответчик необоснованно не зачел в стаж для назначения пенсии период работы в вечерней (сменной) средней общеобразовательной школе <№> в должности лаборанта с <ДД.ММ.ГГГГ> по <ДД.ММ.ГГГГ>, в это же время она работала учителем по совместительству. Просит обязать ответчика включить в стаж для назначения пенсии указанные периоды и назначить ей пенсию с момента обращения с <ДД.ММ.ГГГГ>, а также отнести на ответчика расходы по делу.
В судебном заседании истец Александрова О.А. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, уточнила, что просит включить в стаж периоды работы с <ДД.ММ.ГГГГ> и с <ДД.ММ.ГГГГ> по <ДД.ММ.ГГГГ>, из них с <ДД.ММ.ГГГГ> по <ДД.ММ.ГГГГ> время нахождения в учебном отпуске, и пояснила, что училась в Ивановском государственном университете, после того, как у нее родился первый ребенок, она перевелась на заочное отделение, устроилась на работу в вечернюю (сменную) среднюю общеобразовательную школу <№> в качестве лаборанта. В феврале 1985 года стала совмещать работу учителя в восьмилетней школе <№>. Согласно тарификационных списков, она с 19 февраля по май 1985 года преподавала уроки русского языка в двух классах - это 12 часов в неделю. Расчетная ведомость на выдачу заработной платы подтверждает, что она работала учителем, но приказов и записи в трудовой книжке нет. Однако есть справка <№> от <ДД.ММ.ГГГГ>, которая подтверждает, что она работала учителем с нагрузкой 12 часов. Директор вечерней (сменной) средней общеобразовательной школы <№> предложил ей часы по совместительству, и с <ДД.ММ.ГГГГ> по <ДД.ММ.ГГГГ> она стала работать учителем указанной школы, приказа так же нет. Основная должность у нее была - лаборант, по совместительству - учитель. Раньше была пятидневная рабочая неделя.
Представитель ответчика Ешкутова И.А. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что специальный стаж Александровой О.А. был исчислен в соответствие с действующим законодательством. Всоответствии с п. 3 Правил, утвержденных постановлением № 781, в стаж работы засчитываются периоды работы в должностях и учреждениях, указанных в Списке, п. 4 Правил, утвержденных постановлением № 516 гласит: в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня при условии уплаты за эти периоды страховых взносов. П.5 указанных Правил предусматривает возможность включения в специальный стаж наравне с работой периодов получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периодов ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные. Истцу не зачтены в стаж периоды работы с <ДД.ММ.ГГГГ> по <ДД.ММ.ГГГГ> в должности лаборанта в вечерней (сменной) средней общеобразовательной школе <№>, так как нет занятия штатной должности учителя, либо выполнения нормы педагогической нагрузки, установленной за ставку заработной платы, без занятия штатной должности. При рассмотрении вопросов о досрочном назначении трудовой пенсии по старости они руководствуются Списками № 463 от 06 сентября 1991 года, № 1067 от 22 сентября 1999 года по 781 от 29 октября 2002 года - в наиболее выгодном для работника варианте, при оценке права на досрочное назначение пенсии учитывается работа в учреждениях и должностях. У истца в данный период учреждение подходит, а должности - нет. По Списку № 1067 - не обязательно занимать должность, но - если нет должности, то работа должна выполняться на ставку. По Списку же № 781 - необходимо соблюдение обоих условий. Работа в должности лаборанта не поименована Списками, поэтому она не идет в специальный стаж. Работа в должности учителя по совмещению, т.е. без занятия штатной должности учителя, с получением не заработной платы по должности, а доплаты за совмещение - не подтверждена документально. Нагрузка у истца с <ДД.ММ.ГГГГ> по <ДД.ММ.ГГГГ> составляла 6,9 часов в неделю, а значит, в период работы лаборантом и совмещения должности учителя не выполнялась норма часов педагогической работы, установленной за ставку заработной платы преподавателя (не менее 18 часов в неделю).
Свидетель ФИО1 показала, что с сентября 1981 года она работала в ШРМ <№> завучем по воспитательной работе, где Александрова О.А. работала лаборантом и по совместительству учителем истории. Она (Зайцева) вела табель рабочего времени, ставила часы. Часы у истца были каждую неделю, классов было много: «а», «б», «в», «г».
Свидетель ФИО2 показала, что работала в ШРМ <№> с 1976 года по 1987 год учителем физики. Александрова О.А. работала сначала лаборантом, а в 1985-1986 учителем истории, еще немного преподавала русский язык или литературу, работала лаборантом и учителем по совместительству.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, показания свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В ходе судебного заседания установлено следующее:
Согласно протоколу заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при управлении пенсионного фонда РФ (ГУ) в Фурмановском муниципальном районе от <ДД.ММ.ГГГГ> <№> Александрова О.А. обратилась с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости <ДД.ММ.ГГГГ>, ее специальный стаж на данное время составил 24 года 1 месяц, 1 день. При этом в специальный стаж истца не зачтены период работы с <ДД.ММ.ГГГГ> по <ДД.ММ.ГГГГ> в должности лаборанта в вечерней (сменной) средней общеобразовательной школе <№>, период забастовки с 03 по <ДД.ММ.ГГГГ> (л.д. 6-7). Решением ответчика от <ДД.ММ.ГГГГ> <№> в назначении истцу досрочной трудовой пенсии отказано ввиду отсутствия требуемого специального стажа (л.д. 8).
Отказ в назначении истцу досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого специального стажа, является незаконным и необоснованным по следующим основаниям.
Статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В соответствии с п.п. 19 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 указанного Закона, лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Александрова О.А. просит включить в специальный стаж время работы в качестве учителя в школе <№> с <ДД.ММ.ГГГГ> по <ДД.ММ.ГГГГ>, и в вечерней (сменной) средней общеобразовательной школе <№> с <ДД.ММ.ГГГГ> по <ДД.ММ.ГГГГ>, в т.ч. с <ДД.ММ.ГГГГ> по <ДД.ММ.ГГГГ> как время учебного отпуска.
Отказ включить эти периоды работы в специальный стаж ответчик мотивировал тем, что нет занятия штатной должности учителя либо выполнения нормы педагогической нагрузки, установленной за ставку заработной платы, без занятия штатной должности.
В указанные спорные периоды Александрова О.А. работала согласно записям в трудовой книжке лаборантом в вечерней (сменной) средней общеобразовательной школе <№>, ранее ШРМ <№> (л.д. 10а). Работа в этой должности как в соответствии с ранее действовавшим законодательством, так и с действующим в настоящее время зачету в специальный стаж не подлежит. Приказы о работе истца по совместительству в должности учителя за это время отсутствуют (л.д. 21-23).
Вместе с тем, согласно тарификационным спискам учителей восьмилетней школы <№> и вечерней (сменной) средней общеобразовательной школе <№> Александрова О.А. в спорные периоды работы также преподавала в указанных учебных заведениях русский язык и литературу с педагогической нагрузкой, выполняемой ею в течение учебного 1985-1986 года (л.д. 47-49). Более того, согласно справкам из МУ Отдел образования, выданных на основании платежных ведомостей, Александрова О.А. в спорные периоды каждый месяц получала зарплату по двум основаниям: как лаборант, и как учитель (л.д. 25-28, 45, 51). Осуществление истцом в спорные периоды педагогической деятельности подтвердили также свидетели.
Согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, периоды выполнявшейся до 01 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), начиная с 01 сентября 2000 года - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад).
В спорные периоды действовало Положение "О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения", утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, которое также не предусматривало требования о выполнении нормы педагогической нагрузки.
Таким образом, в ходе судебного разбирательства факт осуществления Александровой О.А. в спорные периоды педагогической деятельности, а именно работы в качестве школьного учителя, нашел полное подтверждение, должность и учреждение для детей предусмотрены Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, а значит, эти периоды подлежат включению в специальный педагогический стаж истца.
При этом период с <ДД.ММ.ГГГГ> по <ДД.ММ.ГГГГ> подлежит включению в специальный стаж как время нахождения истца в учебном отпуске, а именно в дополнительном оплачиваемом отпуске для подготовки и защиты дипломной работы (л.д. 24) по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 196 КЗоТ РСФСР работникам, обучающимся без отрыва от производства в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, предоставляются оплачиваемые в установленном порядке отпуска в связи с обучением, а также другие льготы.
Ежегодные оплачиваемые отпуска указанным работникам по их желанию предоставляются в любое время года.
За время отпусков, предоставляемых в связи с обучением в вечерних и заочных высших и средних специальных учебных заведениях, за работниками сохраняется средняя заработная плата (ст. 198 КЗоТ РСФСР).
В действующем в настоящее время Трудовом кодексе Российской федерации данные гарантии предусмотрены ст. 173.
Согласно п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27, 28 ФЗ "О трудовых пенсиях", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года N 516, в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
В период обучения истца в Ивановском государственном университете на филологическом факультете работодателем был предоставлен дополнительный отпуск с сохранением средней заработной платы для подготовки и защиты дипломной работы. По своей сути этот отпуск для работника является дополнительным оплачиваемым отпуском, предоставленным в связи с обучением в вузе.
Кроме того, в соответствии с п. 2 Положения "О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения", утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 и утратившего силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1993 года N 953, п. 3 приложения N 6 к Инструкции "О порядке исчисления заработной платы работников просвещения", утвержденной приказом Министерства просвещения СССР от 16 мая 1985 года N 94, действовавших в спорный период, был закреплен порядок зачета в специальный педагогический стаж времени обучения в высших и средних специальных учебных заведениях, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.
Александрова О.А., как установлено выше, непосредственно до и после обучения, т.е. нахождения в учебном отпуске, осуществляла педагогическую деятельность.
В силу изложенного, на основании указанных выше норм материального права период нахождения Александровой О.А. в учебном отпуске подлежат включению в специальный стаж работы.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Истцом при подаче иска была уплачена государственная пошлина в сумме 200 рублей (л.д. 5), которые должны быть ему присуждены.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ
Р Е Ш И Л :
Обязать Управление пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Фурмановском муниципальном районе Ивановской области включить в специальный стаж Александровой О.А., дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" следующие периоды работы:
- в качестве учителя восьмилетней школы <№> с <ДД.ММ.ГГГГ> по <ДД.ММ.ГГГГ>,
- в качестве учителя вечерней (сменной) средней общеобразовательной школы <№> с <ДД.ММ.ГГГГ> по <ДД.ММ.ГГГГ> и с <ДД.ММ.ГГГГ> по <ДД.ММ.ГГГГ>,
- время дополнительного оплачиваемого отпуска для подготовки и защиты дипломной работы с <ДД.ММ.ГГГГ> по <ДД.ММ.ГГГГ>.
Обязать Управление пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Фурмановском муниципальном районе Ивановской области назначить Александровой О.А. трудовую пенсию по старости с <ДД.ММ.ГГГГ>.
Взыскать с Управления пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Фурмановском муниципальном районе Ивановской области в пользу Александровой О.А. 200 рублей в счет возмещения понесенных по делу судебных расходов.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Ивановского областного суда через Фурмановский городской суд Ивановский области в течение 10 дней со дня его вынесения.
Судья А.Е. Павлов
Решение составлено в окончательной форме <ДД.ММ.ГГГГ>.