решение суда



Дело № 2-115/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Фурмановский городской суд Ивановской области в составе:

председательствующего судьи Смирновой А.А.,

при секретаре Голубевой Н.В.,

с участием:

истца Лебедевой Е.В.,

представителя истца адвоката Дрондиной Е.Ю.,

представителя ответчика администрации Фурмановского городского поселения Фурмановского муниципального района Ивановской области Зайцевой М.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Фурманове Ивановской области 07 февраля 2011 года гражданское дело по исковому заявлению Лебедевой Е.В. к администрации Фурмановского городского поселения о понуждении к заключению договора социального найма жилого помещения.

УСТАНОВИЛ:

Лебедева Е.В. обратилась в суд с иском к администрации Фурмановского городского поселения о понуждении к заключению договора социального найма жилого помещения.

Исковые требования обоснованны тем, что в марте 1999 г. решением Фурмановской городской комиссии по жилищным вопросам, утвержденным постановлением Главы администрации г. Фурманова и Фурмановского района от 22.03.1999 г. № 277, истцу, как молодому специалисту, и членам ее семьи (муж и двое детей) была предоставлена 1/2 часть площади бывшего красного уголка в общежитии по адресу: <адрес> под перепланировку под жилье. Все работы, связанные с перепланировкой, истец выполняла своими силами, что подтверждает и выписка из протокола. В 2006 г. истец закончила перепланировку данного жилого помещения, истец обратилась в администрацию Фурмановского муниципального района с просьбой выдать ей правоустанавливающие документы (договор социального найма), в выдаче документов ей было отказано, в 2008 и в 2010 годах истец также обращалась с соответствующими заявлениями, но ей было отказано, просит обязать администрацию Фурмановского городского поселения обязать заключить с ними договор социального найма.

Истец Лебедева Е.В. в судебном заседании поддержала свои исковые требования, просила их удовлетворить, дополнительно пояснила суду, что в 1989 году она окончила институт и была направлена для работы в г. Фурманов, там ее поставили на учет, как молодого специалиста, нуждающегося в жилом помещении, в 1999 г. ей и членам ее семьи была предоставлена 1/2 часть бывшего красного уголка в общежитии по адресу: <адрес> для застройки за счет собственных средств. Весь ремонт, проведение труб, проводки, отопления, водоснабжения истец проводила за счет собственных средств. На время проведения ремонта ей и членам ее семьи предоставили квартиру по адресу: <адрес>. В настоящее время она желает заключить договор социального найма жилого помещения по адресу: <адрес>, но администрация ей в этом отказывает.

Представитель истца адвокат Дрондина Е.Ю. в судебном заседании поддержала исковые требования, просила их удовлетворить, дополнительно пояснила суду, что имеются все основания для удовлетворения исковых требований, Лебедевой Е.В. выделалась жилая площадь, перепланировка выполнялась согласно технической документации, на спорное жилое помещение имеется технический паспорт, администрации Фурмановского городского поселения спорное помещение передавалось как жилое.

Представитель ответчика администрации Фурмановского городского поселения Фурмановского муниципального района Ивановской области Зайцева М.Е. возражала против удовлетворения исковых требований, полагает, что законные основания для заключения договора социального найма отсутствуют, спорное помещение не является жилым, истцу была выделена площадь бывшего красного уголка, не смотря на то что администрации Фурмановского городского поселения данное помещение передавалось как жилое, документов о его приеме в администрации нет.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Решением исполкома городского Совета народных депутатов от 23.10.1989 г. № 214 Лебедевой Е.В. поставлена на льготную очередь как молодой специалист, нуждающийся в жилых помещениях (л.д. 36-46).

Решением комиссии по жилищным вопросам от 22.03.1999 г. № 277 при распределении освободившейся жилой площади, находящейся на балансе Фурмановского МПО ЖКХ, 1/2 часть площади бывшего красного уголка в общежитии по адресу: <адрес> предоставлена под перепланировку под жилье Лебедевой Е.В. и членам ее семьи (она, муж, дочь и сын). Все работы, связанные с перепланировкой выполняются силами будущих нанимателей жилья, а также за свой счет (л.д. 5).

Перепланировка части помещений актового зала под жилую 2-х комнатную квартиру по <адрес> проводилась с разрешения главного архитектора отдела архитектуры администрации г. Фурманова, главного врача ГСЭН, госпожнадзора, МПО ЖКХ (л.д. 9, 10).

Согласно технического паспорта <адрес> имеет общую площадь 51 кв.м., жилую 30,5 кв.м. (л.д. 13-17).

12.07.1999 г. <адрес> был принят в муниципальную собственность администрации г. Фурманов и Фурмановского района (л.д. 24).

30.08.2007 г. <адрес> изъят из хозяйственного ведения МУП МПО ЖКХ и включен в состав имущества, составляющего муниципальную казну Фурмановского муниципального района (л.д. 23).

Решением Фурмановского районного Совета четвертого созыва Ивановской области г. Фурманова от 20.09.2006 г. № 118 <адрес> исключен из числа общежитий и отнесен к муниципальному жилищному фонду, то есть на момент введения ЖК РФ данный дом являлся общежитием и находился в собственности муниципального предприятия, который позднее был передан в ведение органам местного самоуправления (л.д. 21).

10.12.2007 г. жилое помещение- <адрес> было принято из муниципальной собственности Фурмановского муниципального района в муниципальную собственность Фурмановского городского поселения (л.д. 48-51, 52-54).

Согласно ст. 7 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

Общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

При этом отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.

Кроме того, ввиду утраты указанными домами статуса общежития в силу закона, а также с учетом требований действующего законодательства о применении к жилым помещениям, расположенным в таких домах, положений о договоре социального найма, граждане приобретают право пользования им на условиях договора социального найма, поскольку ст. 7 ФЗ от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» предусматривает применение норм Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма к отношениям по пользованию жилыми помещениями, расположенными в жилых домах, ранее принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, без каких-либо изъятий и ограничений.

Ненадлежащее оформление в свое время предоставления истцу спорного жилого помещения (без выдачи ордера) является не его виной и не может служить препятствием для осуществления истцом своих жилищных прав. С 1999 г. до настоящего времени указанное жилое помещение находится в муниципальной собственности.

Лебедева Е.В. стоит на льготной очереди нуждающихся в жилых помещениях с 1989 г.

Согласно ст. 6 ЖК РФ акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.

Согласно ст. 28 ЖК РСФСР граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на получение в пользование жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР, ЖК РСФСР и другим законодательством РСФСР. Жилые помещения предоставляются указанным гражданам, постоянно проживающим в данном населенном пункте (если иное не установлено законодательством Союза ССР и РСФСР), как правило, в виде отдельной квартиры на семью.

Согласно ст. 51 ЖК РСФСР договор найма жилого помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда заключается в письменной форме на основании ордера на жилое помещение между наймодателем - жилищно-эксплуатационной организацией (а при ее отсутствии - соответствующим предприятием, учреждением, организацией) и нанимателем - гражданином, на имя которого выдан ордер.

Согласно ст. 53 ЖК РСФСР члены семьи нанимателя, проживающие совместно с ним, пользуются наравне с нанимателем всеми правами и несут все обязанности, вытекающие из договора найма жилого помещения. Совершеннолетние члены семьи несут солидарную с нанимателем имущественную ответственность по обязательствам, вытекающим из указанного договора. К членам семьи нанимателя относятся супруг нанимателя, их дети и родители. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя, если они проживают совместно с нанимателем и ведут с ним общее хозяйство.

Согласно ст. 52 ЖК РСФСР предметом договора найма может быть лишь изолированное жилое помещение, состоящее из квартиры либо одной или нескольких комнат.

Согласно ст. 6 ФЗ от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.

Согласно ст. 60 ЖК РФ договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.

Согласно ст. 64 ЖК РФ переход права собственности на занимаемое по договору социального найма жилое помещение, права хозяйственного ведения или права оперативного управления таким жилым помещением не влечет за собой расторжение или изменение условий договора социального найма жилого помещения.

При данных обстоятельствах суд приходит к следующим выводам, Лебедевой Е.В., состоящей в администрации Фурмановского городского поселения на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях, в 1999 г. при распределении жилой площади предоставляют 1/2 часть площади бывшего красного уголка, Лебедева Е.В. за свой счет производит работы, связанные с перепланировкой жилого помещения, перепланировку производила с разрешения компетентных органов, после чего на жилое помещение составляется технический паспорт жилого помещения, ему присваивается адресная часть, администрации Фурмановского городского поселения спорное помещение передается как муниципальные жилые помещения в многоквартирном доме, таким образом, суд приходит к выводу, что спорное жилое помещение является жилым, и администрация Фурмановского городского поселения обязана заключить с Лебедевой Е.В. договор социального найма. Отсутствие договора социального найма не препятствует осуществлению истцом прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления договора социального найма.

Таким образом, суд находит исковые требования Лебедевой Е.В. о понуждении администрации Фурмановского городского поселения Фурмановского муниципального района Ивановской области к заключению договора социального найма жилого помещения законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Согласно ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Расходы по уплате госпошлины в доход государства суд возлагает на ответчика.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Обязать Администрацию Фурмановского городского поселения Фурмановского муниципального района Ивановской области в течение двух месяцев заключить с Лебедевой Е.В. договор социального найма жилого помещения: <адрес>.

Взыскать с Администрации Фурмановского городского поселения Фурмановского муниципального района Ивановской области в пользу Лебедевой Е.В. расходы по оплате государственной пошлины в сумме 200 (двести) рублей.

Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Фурмановский городской суд в течение 10 дней со дня его вынесения.

Председательствующий: _______________________