Решение суда



Дело № 2-293/2011                                          

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Фурмановский городской суд Ивановской области в составе

председательствующего судьи Павлова А.Е.,

с участием прокурора Моторова А.А.,

представителей ответчика Жукова С.Н., Барашкиной Ю.П.,

при секретаре судебного заседания Шипаловой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Фурманове Ивановской области <ДД.ММ.ГГГГ> гражданское дело по иску Фурмановской межрайонной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Управляющая компания № 2» о признании незаконными действий по начислению платы за электроэнергию мест общего пользования с применением расчета, исходя из площади занимаемого помещения, и понуждении к перерасчету,

У С Т А Н О В И Л:

Фурмановская межрайонная прокуратура обратилась в суд к ООО «Управляющая компания № 2» о признании незаконными действий по начислению платы за электроэнергию мест общего пользования с применением расчета, исходя из площади занимаемого жилого помещения, и понуждении к перерасчету, указав следующее:

Фурмановской межрайонной прокуратурой по обращениям граждан проведена проверка законности начисления платы электроэнергии за места общего пользования с применением расчета, исходя из площади квартиры.

В результате проведенной проверки установлено, что ООО «УК № 2» в с 01 января 2009 года по 31 марта 2010 года осуществляла взимание денежных средств за электроэнергию мест общего пользования с применением расчета 0,49 рубля с 1 квадратною метра занимаемой площади с собственников жилых помещений многоквартирных жилых домов, управление которыми осуществляла ООО «Управляющая компания № 2»: ул. Демьяна Бедного дома № 36, 38, 40, 42, 44, 46, 48, 50, 52, 54, 55, 56, 59, 70, 72, 74; ул. Жуковского дома № 11, 20, 5; ул. Мичурина дома № 5, 11, 13, 16, 3, 9; Социалистический поселок дома № 78, 88; ул. Тимирязева дома № 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18,2,22,23,24,29,31,41, 47,49,7,9.

С 01 апреля 2010 года ООО «УК № 2» начала осуществлять взимание денежных средств по показаниям общедомовых приборов учета электрической энергии.

Вышеуказанный порядок расчета был применен ООО «УК № 2» в нарушении норм действующего жилищного законодательства.

В соответствии с ч. 1 ст. 157 Жилищного Кодекса РФ - размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно разделу I, п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. № 307 - «коллективный (общедомовой) прибор учета» - средство измерения, используемое для определения объемов (количества) коммунальных ресурсов, поданных в многоквартирный дом.

В данном случае для расчета потребленной жителями электроэнергии следует исходить из раздела III п. 16 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. № 307. а именно, при наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета.

Таким образом, примененный ООО «УК № 2» порядок начисления и взимания платы за электроэнергию мест общего пользования, является незаконным, нарушает нормы жилищного законодательства и жилищные права неопределенного круга лиц.

Просит признать незаконными действия ООО «УК № 2» по начислению и взиманию платы за электроэнергию мест общего пользования с применением расчета, исходя из площади занимаемого помещения, и обязать сделать перерасчет за электроэнергию мест общего пользования жителям многоквартирных домов: ул. Демьяна Бедного дома № 36, 38, 40, 42, 44, 46, 48, 50, 52, 54, 55, 56, 59, 70, 72, 74; ул. Жуковского дома № 11, 20, 5; ул. Мичурина дома № 5, 11, 13, 16, 3, 9; Социалистический поселок дома № 78, 88; ул. Тимирязева дома № 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18,2,22,23,24,29,31,41, 47,49,7,9 города Фурманова с 01 января 2009 года по 31 марта 2010 года.

В судебном заседании прокурор Моторов А.А. исковые требования поддержал по вышеуказанным основаниям.

Представитель ответчика Барашкина Ю.П. исковые требования не признала, пояснив, что они в спорный период выставляли плату за освещение МОП, в квитанциях обозначенная как электроэнергия МОП, плата за освещение МОП выставлялась исходя из 49 коп. за кв. м, т.к. при наличии у жителей индивидуальных приборов учета общедомовые приборы учета отсутствовали, они появились с апреля 2010 года, под освещением МОП она понимает подачу электроэнергии в МОП для их освещения, освещение МОП предусмотрено Постановлением Правительства РФ № 491 и это является технической услугой, а не коммунальной. Тариф за освещение МОП был предусмотрен в Решении Фурмановского районного совета.

Представитель ответчика Жуков С.Н. исковые требования не признал, пояснив, что в понятие освещение МОП они вкладывают именно освещение МОП, замена же лампочек, проводки, выключателей в МОП включены в другой тариф - ремонт и обслуживание систем электроснабжения.

Ранее в судебном заседании представитель ответчика Полякова Е.В. исковые требования также не признала, дополнительно пояснила, что требования прокуратуры несостоятельны, так как ранее было принято решение Фурмановского райсовета № 140 от 28 декабря 2007 года, которым был утвержден тариф о взимании 0,41 рубля с одного квадратного метра общей площади. В соответствии с постановлением региональной службы по тарифам № 164 от 31 декабря 2008 года, был применен индекс, который составил 120% по Фурмановскому муниципальному району, так как рост цен составил в пределах 120%. В 2008 году применили индексроста цен, и увеличили тариф до 0,49 рубля, руководствуясь постановлением региональной службы по тарифам - в пределах индекса роста цен. Размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний приборов учета, но электроэнергия МОП является жилищной услугой, а не коммунальной. Дополнительно жителям ничего не выставляли. В тарифе указано, что это освещение МОП. Индекс они точно так же применили и в 2009 году, в тарифе - освещение. Тарифы увеличены в пределах роста цен, не выше. Тариф на 2009 год не был утвержден. То, что выставляла энергосетевая компания, они не раскладывали на жителей. В 2009 году, как в 2008 году они включили плату общей суммой без разбивки, выставили в квитанции одну сумму. Решение райсовета в свое время никто не оспаривал. Предполагает, что они могли ошибиться в платежках, но фактически, выставляли платеж за освещение. Директор компании имел ввиду освещение мест общего пользования. Тарифа на электроэнергию МОП не было, было - освещение, в эту услугу входит замена лампочек в подъездах, ремонт проводки, выключателей в местах общего пользования и тому подобное. Общедомовые приборы учета появились с апреля 2010 года. Указана ли в платежах за период с апреля 2010 года электроэнергия МОП, пояснить не может, подразумевает, что это освещение, а руководитель компании в силу незнания указал в документе, что это электроэнергия МОП. Выносился ли на общее собрание собственников жилых помещений вопрос об изменении платы за предоставляемые услуги, пояснить также не смогла.

           Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

           В ходе судебного заседания установлено, что в управлении ООО «УК № 2» находятся следующие многоквартирные дома города Фурманова: ул. Демьяна Бедного дома № 36, 38, 40, 42, 44, 46, 48, 50, 52, 54, 55, 56, 59, 70, 72, 74; ул. Жуковского дома № 11, 20, 5; ул. Мичурина дома № 5, 11, 13, 16, 3, 9; Социалистический поселок дома № 78, 88; ул. Тимирязева дома № 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18,2,22,23,24,29,31,41, 47,49,7,9. (л.д. 19-20).

           Собственникам (жителям) квартир указанных домов ответчиком за период с 01 января 2009 года по 31 марта 2010 года начислялась и выставлялась к оплате плата за электроэнергию по местам общего пользования, при этом расчет велся исходя из 49 копеек с одного квадратного метра занимаемой площади (л.д. 6,8, 36-45).

           Как пояснили представители ответчика, в спорный период они выставляли счета за освещение МОП, которое в квитанциях ошибочно обозначено как электроэнергия МОП, освещение МОП коммунальной услугой не является. В тоже время директор ООО «УК №2» Кузнецов С.Н. в своем ответе сообщает, что взимание денежных средств с собственников помещений многоквартирных домов за потребленную электроэнергию в МОП осуществлялось во всех домах, за период с 01 января 2009 года по 31 марта 2010 года начислялась плата в размере 49 коп. с 1 кв. м занимаемой площади, с 01 апреля 2010 года - по показаниям ОДПУ в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307 (л.д. 9).

Освещение МОП в соответствии с пп. «б» п. 11 Правил содержания общего имущества многоквартирного дома, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491, включено в содержание общего имущества. В соответствии с письмом Министерства регионального развития РФ от 18 июня 2007 года № 1356-ЮТ/07 понятие "освещение помещений общего пользования", должно трактоваться в соотнесении с подпунктом "з" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (то есть как содержание и ремонт электросетей многоквартирного дома, светильников, то есть выполнение работ по созданию условий для подачи электроэнергии в места общего пользования), а также с пунктом 13 Правил предоставления коммунальных услуг ("обеспечение готовности к предоставлению коммунальных услуг внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме").

Таким образом, освещение МОП по своей сути является технической услугой, тариф на которую с 01 февраля 2008 года в размере 41 коп. за 1 кв. м и был ранее утвержден Решением Фурмановского районного совета от 28 декабря 2007 года № 140, утратившим силу в связи с изданием Решения Фурмановского районного совета от 26 ноября 2008 года № 122. Использование этого тарифа, самостоятельно увеличенного ответчиком с 01 января 2009 года, для расчетов с жителями за электроэнергию по МОП является необоснованным.

При этом сами представители ответчика, кроме Поляковой Е.В., признают, что в спорный период они выставляли счета именно за подачу электроэнергии с целью освещения МОП, а значит брали плату за их электроснабжение, которое согласно ч. 4 ст. 154 ЖК РФ входит в перечень коммунальных услуг. Плата за ремонт и обслуживание систем электроснабжения (за содержание и ремонт электросетей многоквартирного дома, светильников, то есть выполнение работ по созданию условий для подачи электроэнергии в места общего пользования) включена как самостоятельная услуга в состав платы за управление, содержание и ремонт жилого фонда, утвержденной директором ООО «УК № 2» (л.д. 28,29), что не отрицается представителями ответчика Барашкиной Ю.П. и Жуковым С.Н.. Кроме того, в утвержденном размере платы за управление, содержание и ремонт жилого фонда отдельно выделено освещение МОП жилого фонда, где не установлены приборы учета. Для предоставления же освещения МОП, как технической услуги, приборы учета не нужны.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что в спорный период ответчик выставлял жителям многоквартирных домов плату, как и указано в счетах-квитанциях, за электроэнергию по МОП, используя при этом в расчете тариф, который не может быть применим в данной ситуации.

         В соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии урегулирован Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307

Согласно п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам коллективный (общедомовой) прибор учета» - средство измерения, используемое для определения объемов (количества) коммунальных ресурсов, поданных в многоквартирный дом.

При наличии в спорный период у жителей многоквартирных домов индивидуальных приборов учета, общедомовые приборы учета электроэнергии, как пояснили представители ответчика, в многоквартирных домах отсутствовали, они появились с 01 апреля 2010 года.

            Согласно п. 16 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам при
наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета.

          Указанные Правила вступили в силу с 09 июня 2006 года, а значит с этого момента размер платы за коммунальные услуги, включая электроэнергию, может устанавливаться и рассчитываться только в порядке ими предусмотренном.

          Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам расчета платы за электроэнергию по МОП, исходя из какого-либо тарифа и площади занимаемого помещения квартиры при наличии индивидуальных приборов учета и отсутствии общедомовых, не предусмотрено, а значит, расчет ответчика по оплате электроэнергии МОП в спорный период является незаконным. В возникшей спорной ситуации необходимо руководствоваться п. 16 данных Правил.

          Таким образом, требования прокурора являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

                    

           На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

              Р Е Ш И Л:

         Признать незаконными действия ООО «Управляющая компания № 2» по начислению и взиманию платы за электроэнергию мест общего пользования за период с 01 января 2009 года по 31 марта 2010 года с применением расчета, исходя из площади занимаемого помещения.

         Обязать ООО «Управляющая компания № 2» сделать перерасчет за электроэнергию мест общего пользования жителям многоквартирных домов: ул. Демьяна Бедного дома № 36, 38, 40, 42, 44, 46, 48, 50, 52, 54, 55, 56, 59, 70, 72, 74; ул. Жуковского дома № 11, 20, 5; ул. Мичурина дома № 5, 11, 13, 16, 3, 9; Социалистический поселок дома № 78, 88; ул. Тимирязева дома № 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18,2,22,23,24,29,31,41,47,49,7,9 города Фурманова за период с 01 января 2009 года по 31 марта 2010 года.

          Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Ивановского областного суда через Фурмановский городской суд Ивановский области в течение 10 дней со дня его вынесения.

        Судья                                         А.Е. Павлов