Мотивированное решение составлено <ДД.ММ.ГГГГ> Дело № 2-416/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Фурмановский городской суд Ивановской области в составе: председательствующего судьи Смирновой А.А., при секретаре Голубевой Н.В., с участием: прокурора - помощника Фурмановского межрайонного прокурора Моторова А.А., представителя ответчика - ООО «Управляющая компания № 1» Смирновой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Фурманове Ивановской области <ДД.ММ.ГГГГ> гражданское дело по исковому заявлению Фурмановского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания № 1» о признании незаконными действий ООО «Управляющая компания № 1» по начислению платы за электроэнергию мест общего пользования при отсутствии общедомовых приборов учета электрической энергии, понуждении к перерасчету путем возврата незаконно полученных денежных средств; возложении на ООО «Управляющая компания № 1» обязанности исключить из лицевых счетов граждан начисления по оплате электроэнергии мест общего пользования за период с октября 2007 года по декабрь 2009 года, УСТАНОВИЛ: Фурмановский межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания № 1» о признании незаконными действий ООО «Управляющая компания № 1» по начислению платы за электроэнергию мест общего пользования при отсутствии общедомовых приборов учета электрической энергии, понуждении к перерасчету путем возврата незаконно полученных денежных средств; возложении на ООО «Управляющая компания № 1» обязанности исключить из лицевых счетов граждан начисления по оплате электроэнергии мест общего пользования за период с октября 2007 года по декабрь 2009 года. Исковые требования обоснованны тем, что Фурмановской межрайонной прокуратурой по информации по обращениям граждан проведена проверка законности начисления платы электроэнергии за места общего пользования с применением расчета, исходя из площади квартиры и норматива потребления в ООО «Управляющая компания № 1» (далее ООО «УК № 1»). В результате проведенной проверки установлено, что общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания № 1» в апреле 2011 года осуществила разовое взимание денежных средств в качестве оплаты за электроэнергию мест общего пользования за период с октября 2007 года по октябрь 2008 г. в следующих домах: <адрес> <адрес> Вышеуказанными домами выбрана форма управления - управляющая организация, а именно ООО «Управляющая компания № 1». При этом указанные начисления были произведены указанной управляющей компанией в соответствии с п. 25 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 306, расход электрической энергии на работу электрооборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного дома, определяется из следующих величин; в отношении приборов учета освещения мест общего пользования многоквартирного дома и придомовой территории, - 7 кВт/ч в месяц на 1 человека. Кроме того ООО «Управляющая компания № 1» в апреле 2011 года осуществила взимание денежных средств в качестве оплаты за электроэнергию мест общего пользования за период с ноября 2008 по декабрь 2009гг. включительно в следующих домах: <адрес> <адрес>. При этом начисления за указанный период были произведены ООО «УК № 1» с применением расчета, исходя из площади занимаемого помещения, то есть исходя из стоимости с 1 квадратного метра жилого помещения. Действия ООО «УК № 1» нарушают требования действующего жилищного законодательства. В соответствии с ч. 1 ст. 157 Жилищного Кодекса РФ - размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ. В соответствии со п. 3 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 306 - устанавливаемые в соответствии с настоящими Правилами нормативы потребления коммунальных услуг применяются при отсутствии приборов учета и предназначены для определения размера платы за коммунальные услуги. Для установления нормативов потребления коммунальных услуг необходимо, в соответствии с п. 14 вышеуказанных Правил, их определить либо рассчитать, согласно формулам, которые содержаться в приложении к указанным правилам. В норматив электроснабжения, согласно п. 31, включается расход электрической энергии исходя из расчета расхода электрической энергии на 1 потребителя, необходимой для освещения жилых помещений, использования бытовых приборов, содержания общего имущества многоквартирного дома, а при наличии стационарных электрических плит - также для приготовления пищи. В соответствии с п. 25 Приложения к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, расход электрической энергии на работу электрооборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного дома, определяется исходя из следующих величин: - в отношении приборов освещения мест общего пользования многоквартирного дома и придомовой территории, автоматических запирающих устройств, усилителей телеантенн коллективного пользования, систем противопожарной автоматики и дымоудаления. технологических потерь - 7 кВт-ч в месяц на 1 человека; в отношении лифтового оборудования - 7 кВт/ч в месяц на 1 человека. Данные величины впоследствии используются для определения норматива потребления электрической энергии внутри жилых помещений с учетом дифференциации в зависимости от количества комнат и количества человек, проживающих в квартире. Таким образом, самостоятельного значения данные величины не имеют, а используются лишь в последующих расчетах. Следовательно указанные величины для производства начисления исключительно за места общего пользования, не используются. Согласно п. 1 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением правительства РФ от 23.05.2006 № 307 Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность. В соответствии с п. 16 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, при наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета. Дома, которые находятся в ведении ООО «УК № 1» оборудованы индивидуальными приборами учета в период с 2007 по 2009 годы, общедомовые приборы учета электрической энергии в спорный период отсутствовали. Таким образом, примененный ООО «Управляющая компания № 1» порядок начисления и взимания платы за электроэнергию мест общего пользования, является незаконным, нарушает нормы жилищного законодательства и жилищные права неопределенного круга лиц. Просит признать незаконными действия общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания № 1» по начислению платы за электроэнергию мест общего пользования при отсутствии общедомовых приборов учета электрической энергии. Обязать общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания № 1» сделать перерасчет путем возврата незаконно полученных денежных средств за электроэнергию мест общего пользования жителям многоквартирных домов: <адрес>Фурманова, полученных за период с октября 2007 года по декабрь 2009 года включительно. Обязать ООО «Управляющая компания № 1» исключить из лицевых счетов граждан начисления по оплате электроэнергии мест общего пользования за период с октября 2007 года по декабрь 2009 года включительно. В судебном заседании прокурор помощник Фурмановского межрайонного прокурора Моторов А.А. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, дополнительно пояснил суду, что при отсутствии общедомовых приборов учета электроэнергии и при наличии индивидуальных приборов учета применяется п. 16 постановления Правительства № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам». Норматив, предусмотренный постановлением правительства № 306, как самостоятельная величина, применяться не может, а используется в дальнейших расчетах. Прокуратура не запрещает взимать денежные средства и не говорит о том, что данная электроэнергия не потреблялась и не должна быть оплачена. Данный порядок взимания был незаконным и прокуратура не мешает искать другие варианты. Также незаконен и порядок оплаты за электроэнергию по МОП, исходя из площади квартиры при наличии индивидуальных приборов учета и отсутствии общедомовых, данный расчет является незаконным. В возникшей спорной ситуации необходимо руководствоваться п. 16 данных Правил. Ранее решениями Фурмановского городского суда действия ООО «Управляющая компания № 1» по начислению и взиманию платы за электроэнергию мест общего пользования за период с октября 2007 года по октябрь 2008 года с применением расчета исходя из площади квартиры, и за период с ноября 2008 года по декабрь 2009 г. с применением расчета, исходя из норматива потребления были признаны незаконными, тот факт, что в настоящее время ООО «Управляющая компания № 1» поменяла порядок расчета и взимания платы в спорные периоды времени, не делает действия ответчика законными. Обращал также внимание суда, что ссылки представителя ответчика на ст. 39 ЖК РФ, согласно которой доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника, необоснованна, т.к. данная статья определяет бремя содержания общего имущества в многоквартирном доме, а не порядок оплаты за электроэнергию мест общего пользования. Кроме того, с октября 2007 года прошло более трех лет, а значит ООО «Управляющая компания № 1» в связи с пропуском срока исковой давности не может выставлять к оплате платежи за оплату электроэнергии мест общего пользования. Представитель ответчика ООО «Управляющая компания № 1» Смирнова Н.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований прокурора. В начале 2009 г. ОАО «РСК» подало исковое заявление в Арбитражный суд Ивановской области исковое заявление о взыскании неосновательного обогащения к ООО «Управляющая компания №1» в размере суммы, уплаченной ОАО «РСК» ООО «Энергосетевая компания» за электроэнергию мест общего пользования домов, выбравших форму управления ООО «Управляющая компания №1». На основании чего было возбуждено производство по делу № А17-9097/2009. При рассмотрении дела № А17-9097/2009 суду были предоставлены акты по снятию показаний приборов учета на места общего пользования, фиксирующие ежемесячное потребление электроэнергии многоквартирными домами в период с октября 2007г. по октябрь 2008 г. Суд, убедившись в обоснованности расчетов, предложил сторонам заключить мировое соглашение. В результате чего, определением об исключении из числа третьих лиц и прекращении производства по делу № А17-9097/2009 ООО «Управляющая компания №1» обязуется оплатить в пользу ОАО «РСК» 434 000 тысячи рублей неосновательного обогащения за поставленную электроэнергию в период с октября 2007 г. по 2008 г. С момента выбора формы управления ООО «Управляющая компания №1» начисления жителям за электроэнергию мест общего пользования не производились, и плата не собиралась, хотя при этом поставка электроэнергии на эти нужды осуществлялась надежно и бесперебойно. В связи с тем, что решением Фурмановского городского суда по делу <№>, оставленным без изменения судом кассационной инстанции, действия ООО «Управляющая компания № 1» по начислению и взиманию платы за электроэнергию мест общего пользования за период с октября 2007 года по октябрь 2008 года с применением расчета исходя из площади квартиры были признаны незаконными, и их обязали сделать перерасчет. ООО «Управляющая компания № 1» сделала перерасчет исходя из норматива потребления 7 КВт. Ввиду того, что ООО «Управляющая компания № 1» самостоятельно электроэнергию МОП не потребляет, весь документально зафиксированный объем был распределен между жителями многоквартирных домов, находящимися на обслуживании ООО «Управляющая компания № 1», являющихся непосредственными потребителями, в размере 7 КВт/ч на человека в месяц за период с ноября 2008 г. по декабрь 2009 г., а также в зависимости от времени выбора формы управления многоквартирным домом. Данный норматив потребления утвержден в абз. 2 п. 25 Постановления Правительства Российской Федерации № 306 от 23.05.2006 г.Решением Климовского городского суда Московской области по делу <№> от <ДД.ММ.ГГГГ> оставлены без удовлетворения исковые требования КМОД «Объединение собственников квартир» к МУП «Служба единого заказчика» о признании незаконным взимания с потребителей платежей за электрическую энергию мест общего пользования и электроэнергию лифтового оборудования с потребителей г. Климовска за период с <ДД.ММ.ГГГГ> по <ДД.ММ.ГГГГ> но нормативу 7 кВт/ час с одного человека в месяц...», данное решение было оставлено без изменения судом кассационной инстанции <ДД.ММ.ГГГГ> В связи с тем, что одним из принципов правосудия является единообразие судебной практики, считаем, что данное решение подтверждает позицию ООО «Управляющая компания №1» о необходимости выставления жителям стоимости потребленной электроэнергии в местах общего пользования согласно вышеприведенному нормативу. О необходимости применения норматива в размере 7 кВт/ч в месяц на человека при расчете электроэнергии, потребленной в местах общего пользования, говориться и письме <№> от <ДД.ММ.ГГГГ> Региональной службы по тарифам Ивановской области. Решением Арбитражного суда Ивановской области по делу № А 17-6870/2009 г. от <ДД.ММ.ГГГГ> от <ДД.ММ.ГГГГ> удовлетворены в полном объеме исковые требования ООО «Энергосетевая компания» к ООО «Управляющая компания №1» в сумме 9641378,09 руб. неосновательного обогащения, образовавшегося в результате неоплаты полученной электрической энергии в период с ноября 2008 г. по декабрь 2009 г. включительно. В тексте решения указывается, что стоимость электроэнергии, потребленной местами общего пользования жилых домов, ответчик вправе выставить бытовым потребителям. Арбитражным судом Ивановской области в решении по делу <№> от <ДД.ММ.ГГГГ> по данным, предоставленным сетевой организацией ООО «Бизнес-Проект», установлено, что в период с ноября 2008 по декабрь 2009 г. многоквартирными домами, находящимися на управлении ООО «Управляющая компания № 1», на места общего пользования был потреблен определенный объем электрической энергии. В связи с тем, что решением Фурмановского городского суда по делу <№>, оставленным без изменения судом кассационной инстанции, признаны незаконными действия ООО «УК № 1» по начислению и взиманию платы за электроэнергию мест общего пользования за период с ноября 2008 года по декабрь 2009 года с применением расчета, исходя из норматива потребления, и их обязали сделать перерасчет, ООО «Управляющая компания №1» сделала перерасчет за данный период времени исходя из площади квартиры. Согласно п. 1. ст. 157 ЖК РФ: «Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации...». С момента выбора формы управления ООО «Управляющая компания №1» начисления жителям за электроэнергию мест общего пользования не производились, и плата не собиралась, хотя при этом поставка электроэнергии на эти нужды осуществлялась надежно и бесперебойно. В соответствии со ст. 153 ЖК РФ, «обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение». Многие жители оплатили квитанции с суммами по оплате электроэнергии мест общего пользования согласно выставленным суммам за вышеуказанные периоды времени, начисления были разъяснены путем размещения объявлений о порядке начисления. В определениях Верховного суда РФ от 12.11.2008 г. № КАС08-609 и от 19.06.2008 г. № КАС08-236 указано, что при отсутствии общего прибора учета расчет размера платы за электроэнергию производится согласно нормативу потребления, согласно пункту 19 Правил. Также согласно Постановлению Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» п. 17 раздела III. Расчет размера платы за коммунальную услугу, предоставленную за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, «Приходящийся на i-e жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество) коммунального ресурса (тепловая энергия, холодная вода, горячая вода, газ, сточные бытовые воды, электрическая энергия), предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется по формуле 15. Таким образом, жилищное законодательство содержит нормы, позволяющие сделать расчет за электроэнергию потребленную па общие нужды собственниками многоквартирного дома в отсутствие прибора учета. При удовлетворении исковых требований прокуратуры получится, что единственным плательщиком по обязательствам граждан по оплате электроэнергии мест общего пользования будет являться управляющая компания, которая самостоятельно электроэнергию в многоквартирных домах не потребляла и обязана заплатить стоимость электроэнергии, потребленной жителями многоквартирных домов, из средств за техническое обслуживание. Просят отказать в удовлетворении требований Фурмановской межрайонной прокуратуры о признании незаконными действий ООО «Управляющая компания №1» по начислению и взиманию платы за электроэнергию мест общего пользования при отсутствии приборов учета. Отказать в удовлетворении требований об исключении из лицевых счетов начислений по оплате электроэнергии мест общего пользования за период с октября 2007 года по декабрь 2009 года включительно. Дополнительно пояснила суду, что многоквартирные дома, расположенные по адресам: <адрес>, находятся в управлении ООО «Управляющая компания № 1», в спорный период времени в данных домах имелись только индивидуальные, общие (квартирные) приборы учета, общедомовых приборов учета не имелось. Сумму оплаты за электроэнергию мест общего пользования с ООО «Управляющая компания № 1» взыскали в пользу ОАО «РСК», ООО «Управляющая компания № 1» выплатили за жителей выставленную сумму, и в настоящее время, рассчитав задолженность между собственниками помещений в многоквартирном доме, счета выставили к оплате жителям. В мае, июне 2010 года ООО «Управляющая компания № 1» осуществила разовое взимание денежных средств в качестве оплаты за освещение мест общего пользования за период с октября 2007 года по октябрь 2008 года в следующих домах: <адрес>. ООО «Управляющая компания № 1» был применен расчет суммы, подлежащей оплате за электроэнергию в местах общего пользования, исходя из площади квартиры. Общее количество потребленной электроэнергии в МОП конкретного многоквартирного дома было умножено на стоимость 1 кВт электроэнергии. Полученная в результате данной операции сумма была поделена на общую площадь всех квартир в доме. Таким образом, была определена стоимость электроэнергии, подлежащей уплате с 1 кв. метра общей площади квартиры. Далее, была рассчитана сумма, подлежащая уплате для каждой квартиры, исходя из ее общей площади. Решением Фурмановского городского суда от <ДД.ММ.ГГГГ> действия ООО «Управляющая компания № 1» по начислению и взиманию платы за электроэнергию мест общего пользования за период с октября 2007 года по октябрь 2008 года с применением расчета, исходя из площади квартиры, были признаны незаконными. В ноябре 2010 г. ООО «Управляющая компания № 1» осуществила разовое взимание денежных средств в качестве оплаты за освещение мест общего пользования за период с ноября 2008 года по декабрь 2009 года включительно в следующих домах: <адрес>. При этом начисления были произведены управляющей компанией в соответствии с п. 25 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (утверждены постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 306) расход электрической энергии на работу электрооборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного дома, определяется из следующих величин: в отношении приборов учета освещения мест общего пользования многоквартирного дома и придомовой территории, - 7 кВт/ч в месяц на 1 человека. Решением Фурмановского городского суда Ивановской области от <ДД.ММ.ГГГГ> действия ООО «Управляющая компания № 1» по начислению и взиманию платы за электроэнергию мест общего пользования за период с ноября 2008 года по декабрь 2009 года с применением расчета, исходя из норматива потребления, были признаны незаконными. В настоящее время ООО «Управляющая компания № 1» применила те же самые методики расчета оплаты за электроэнергию мест общего пользования только поменяв методики оплаты в спорные периоды. ООО «Управляющая компания № 1» применила разные методики расчета оплаты за электроэнергию мест общего пользования за периоды с октября 2007 года по октябрь 2008 года, и с ноября 2008 года по декабрь 2009 года, поскольку ранее решениями Фурмановского городского суда действия ООО «Управляющая компания № 1» были признаны незаконными. Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В ходе судебного заседания установлено, что в управлении ООО «УК № 1» находятся следующие многоквартирные дома <адрес> (л.д. 18). Собственникам (жителям) квартир указанных домов ответчиком за период с октября 2007 года по октябрь 2008 года в апреле 2011 года начислена и выставлена к оплате плата за электроэнергию по местам общего пользования, при этом расчет производился исходя из величины 7 кВт/ч в месяц на 1 человека, которая предусмотрена п. 25 Приложения к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и использована ответчиком как норматив потребления жителями электроэнергии в местах общего пользования. Собственникам (жителям) квартир указанных домов ответчиком за период с ноября 2008 года по декабрь 2009 года в апреле 2011 года начислена и выставлена к оплате плата за электроэнергию по местам общего пользования, при этом расчет производился исходя из стоимости за 1 кв.м общей площади жилого помещения, согласно п. 1 ст. 37 ЖК РФ, доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения, общее количество потребленной электроэнергии в МОП конкретного многоквартирного дома было умножено на стоимость 1 кВт электроэнергии, полученная в результате данной операции сумма была поделена на общую площадь всех квартир в доме. В результате была определена стоимость электроэнергии, подлежащей уплате с 1 кв. метра общей площади квартиры. Далее, была рассчитана сумма, подлежащая уплате для каждой квартиры, исходя из ее общей площади. Согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, которые определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию. Согласно п. 2 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 306), «норматив потребления коммунальных услуг» - месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета. Нормативы потребления коммунальных услуг в отношении услуг по электроснабжению и газоснабжению утверждаются уполномоченными органами, которыми являются органы государственной власти субъектов Российской Федерации, применяются при отсутствии приборов учета и предназначены для определения размера платы за коммунальные услуги (пункты 3, 4 Правил). Согласно пунктам 24, 25 Приложения к Правилам расход электрической энергии на работу электрооборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного дома, включается в состав норматива потребления электрической энергии внутри жилых помещений, определяемого расчетным методом (формула 8). Пунктом 25 Приложения к Правилам установлено, что расход электрической энергии на работу электрооборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного дома, определяется исходя из следующих величин: в отношении приборов освещения мест общего пользования многоквартирного дома и придомовой территории, автоматических запирающих устройств, усилителей телеантенн коллективного пользования, систем противопожарной автоматики и дымоудаления, технологических потерь - 7 кВт·ч в месяц на 1 человека; в отношении лифтового оборудования - 7 кВт/ч в месяц на 1 человека. Установленная пунктом 25 величина - 7 кВт/ч в месяц на 1 человека не является нормативом потребления для определения размера платы за коммунальные услуги для потребителя, а является величиной, исходя из которой определяется расход электрической энергии на работу электрооборудования, используемый для расчета норматива электроснабжения расчетным методом по формулам, установленным приложением к Правилам. Использование этой величины в качестве самостоятельного норматива потребления невозможно, оно будет являться неправомерным. Порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии урегулирован Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307. Согласно п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307, коллективный (общедомовой) прибор учета» - средство измерения, используемое для определения объемов (количества) коммунальных ресурсов, поданных в многоквартирный дом. Согласно п. 16 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам при Указанные Правила вступили в силу с 09 июня 2006 года, а значит с этого момента размер платы за коммунальные услуги, включая электроэнергию, может устанавливаться и рассчитываться только в порядке ими предусмотренном. В спорный период общедомовых приборов учета электроэнергии, как пояснил представитель ответчика, в многоквартирных домах не было. Приборы учета электроэнергии в МОП общедомовыми являться не могут, поскольку учитывают количество потребленной электроэнергии только в местах общего пользования, а не в целом по дому. Письмо региональной службы по тарифам Ивановской области от 10 сентября 2010 г. № 7-1620, в котором указывается на необходимость применения норматива в размере 7 кВт/ч в месяц на человека при расчете электроэнергии, потребленной в местах общего пользования, нормативным правовым актом не является. Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам расчета платы за электроэнергию по МОП, исходя из норматива потребления 7 кВт/ч в месяц на 1 человека при наличии индивидуальных приборов учета и отсутствии общедомовых, не предусмотрено, а значит, произведенный ответчиком расчет на этом основании является незаконным. Согласно ч. 2 ст. 39 ЖК РФ доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника. В п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 491 от 13.08.2006 г. указано, что включает в себя содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома. Данный пункт не содержит указания на оплату коммунальных услуг. Согласно Письму Минрегиона РФ от 18.06.2007 г. № 11356-ЮТ/07 «Об отнесении снабжения электрической энергией помещений общего пользования в многоквартирном доме к составу платы за коммунальные услуги» понятие «освещение помещений общего пользования» неравнозначно понятию «потребление электрической энергии на работу приборов освещения и оборудования помещений общего пользования». Таким образом, исковые требования Фурмановского межрайонного прокурора о признании незаконными действий ООО «Управляющая компания № 1» по начислению и взиманию платы за электроэнергию мест общего пользования за период с октября 2007 года по октябрь 2008 года с применением расчета, исходя из норматива потребления, подлежат удовлетворению, поскольку норматив потребления коммунальных услуг, указанный в п. 25 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 206 года № 306, в данном случае не может быть применен, поскольку норматив потребления коммунальных услуг определяется либо рассчитывается по формулам, приведенным в приложении к Правилам (п. 14). 7 кВТ/ч на 1 человека не является нормативом потребления для определения размера платы за коммунальные услуги для потребителя. Это расчетная величина, которая получена расчетным путем на основании данных статистики и расчетных таблиц норм расхода электроэнергии на эксплуатационные расходы жилищного хозяйства. Данная величина как самостоятельный норматив расчета коммунальных расходов применяться не может, так как используется органами власти субъектов РФ при расчете норматива электроснабжения только при одном способе - расчетном методе по формулам, установленным приложением к Правилам. Также подлежат удовлетворению исковые требования Фурмановского межрайонного прокурора о признании незаконными действий ООО «Управляющая компания № 1» по начислению и взиманию платы за электроэнергию мест общего пользования за период с ноября 2008 года по декабрь 2009 года с применением расчета, исходя из площади квартиры, поскольку Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, расчета платы за электроэнергию по МОП, исходя из площади квартиры, при наличии индивидуальных приборов учета и отсутствии общедомовых, не предусмотрено, а значит, данный расчет является незаконным. В возникшей спорной ситуации ООО «Управляющая компания № 1» необходимо руководствоваться п. 16 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307. Наличие долга у ответчика за потребленную электроэнергию, взысканного по решению арбитражного суда правового значения для рассматриваемого дела в порядке ст. 61 ГПК РФ не имеет, т.к. данным решением разрешен спор между двумя хозяйствующими субъектами, коммерческими организациями, жители многоквартирных домов участия в этом деле не принимали, а поэтому никаких прав и обязанностей для граждан, тем более по плате электроэнергии по местам общего пользования, исходя из какого-либо норматива потребления, оно не устанавливает. Ссылки представителя ответчика на Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» несостоятельны, поскольку данное Постановление Правительства РФ в законную силу до настоящего времени не вступило, а значит и не может применяться. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, РЕШИЛ: Исковые требования Фурмановского межрайонного прокурора удовлетворить. Признать незаконными действия ООО «Управляющая компания № 1» по начислению и взиманию платы за электроэнергию мест общего пользования при отсутствии общедомовых приборов учета электрической энергии за период с октября 2007 года по октябрь 2008 года с применением расчета, исходя из норматива потребления, и за период с ноября 2008 года по декабрь 2009 года, исходя из площади квартиры. Обязать ООО «Управляющая компания № 1» сделать перерасчет за период с октября 2007 года по декабрь 2009 года за электроэнергию мест общего пользования жителям многоквартирных домов: <адрес>. Обязать ООО «Управляющая компания № 1» исключить из лицевых счетов граждан начисления по оплате электроэнергии мест общего пользования за период с октября 2007 г. по декабрь 2009 года включительно. Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Фурмановский городской суд в течение 10 дней со дня его вынесения. Председательствующий: _______________________
наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета.