Мотивированное решение составлено <ДД.ММ.ГГГГ> Дело № 2-480/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Фурмановский городской суд Ивановской области в составе: председательствующего судьи Смирновой А.А., при секретаре Голубевой Н.В., с участием: истца Миняжетдинова Ю.И., представителя истца Мусиной Л.Ф., представителя ответчика - администрации Фурмановского городского поселения Фурмановского муниципального района Ивановской области Зайцевой М.Е., представителя ответчика - Правительства Ивановской области Новоселовой К.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Фурманове Ивановской области <ДД.ММ.ГГГГ> гражданское дело по исковому заявлению Миняжетдинова Ю.И. к Администрации Фурмановского городского поселения Фурмановского муниципального района, Правительству Ивановской области, третье лицо - Департамент Финансов Ивановской области о внеочередном предоставлении благоустроенного жилого помещения, УСТАНОВИЛ: Миняжетдинов Ю.И. обратился в суд с иском к Администрации Фурмановского городского поселения Фурмановского муниципального района, Правительству Ивановской области, третье лицо - Департамент Финансов Ивановской области о внеочередном предоставлении благоустроенного жилого помещения. Исковые требования обоснованны тем, что истец родился <ДД.ММ.ГГГГ> в <адрес> и был зарегистрирован по адресу: <адрес>. Дом по данному адресу принадлежал на праве собственности отцу истца ФИО 7., истец имел право пользования жилой площадью по данному адресу до <ДД.ММ.ГГГГ>. После развода родителей в <ДД.ММ.ГГГГ> истец находился на воспитании и попечении своего отца и продолжал жить в доме по адресу: <адрес>, в <ДД.ММ.ГГГГ> дом сгорел. <ДД.ММ.ГГГГ> отец истца умер, а мать <ДД.ММ.ГГГГ> была лишена родительских прав. На основании Постановления Главы администрации г. Фурманова от <ДД.ММ.ГГГГ> <№> с <ДД.ММ.ГГГГ> истец признан нуждающимся в жилом помещении и поставлен в льготную очередь на получение жилья по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. С <ДД.ММ.ГГГГ> истцу был назначен попечитель ФИО 1, с момента оформления попечительства истец проживал совместно со своим попечителем ФИО 1 по месту ее регистрации в <адрес>, где истец с <ДД.ММ.ГГГГ> по <ДД.ММ.ГГГГ> получил среднее специальное образование, с <ДД.ММ.ГГГГ>. по <ДД.ММ.ГГГГ> истец пребывал на службе в Вооруженных силах РФ. По окончании службы истец постоянно проживает в <адрес>, имеет в <адрес> постоянное место работы, создал брак, воспитывает ребенка. Никаких жилых помещениях ни в <адрес>, ни в <адрес> в собственности не имеет. Истец неоднократно обращался в Администрацию Фурмановского городского поселения с заявлением о предоставлении вне очереди благоустроенного жилого помещения, однако администрация Фурмановского городского поселения не предоставляет истцу благоустроенное жилое помещение, тем самым не выполняя своих обязательств по реализации права истца на внеочередное получение жилого помещения в соответствии с федеральным законодательством РФ и законодательством Ивановской области. В соответствии с ч.1 ст. 149 СК РФ, п.2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ, ч.2 п.1 ст.8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных силах РФ либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди равноценной ранее занимаемой ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм по договору социального найма. Согласно ст. 8 Закона Ивановской области от 26.02.1997г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ивановской области» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения Свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Согласно ст.ст. 5, 8 указанного ФЗ РФ, предусмотренные законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение...являются расходными обязательствами субъектов РФ. В соответствии со ст.ст.4, 5, 8 Закона Ивановской области от 26.02.1997г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ивановской области» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение обеспечиваются и охраняются государством, и относятся к расходным обязательствам Ивановской области. В соответствии с п.1 ст.8.1. Закона Ивановской области от 26.02.1997г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ивановской области» Ивановская область передает органам местного самоуправления городских округов и поселений, входящих в состав территорий муниципальных районов, государственные полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Согласно ч. 5 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. В силу ст. 69 ЖК РФ, супруга истца и его ребенок, являются членами семьи истца, поэтому как члены одной семьи, один из которых в силу п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ имеет право на внеочередное получение жилья, супруга и сын истца также подлежат обеспечению жилой площадью по установленным нормам. Пунктом 2 Решения Совета Муниципального образования «Фурмановское городское поселение» от 04 октября 2007г. №79 «Об установлении учетной нормы общей площади жилого помещения (учетная норма) и нормы предоставления общей площади жилого помещения (нормы предоставления)» установлена норма предоставления общей площади жилого помещения не менее 13 кв.м. и не более 18 кв.м. В соответствии со ст. 7 ЖК РФ при определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности. С учетом того, что семья истца состоит из трех человек, супруга имеет 1/3 жилой площади (12,2 кв.м.) по адресу: <адрес>, то общая площадь предоставляемого во внеочередном порядке жилого помещения должна быть не более 41,8 кв.м. Ответчиками не выполняются обязательства по обеспечению не очереди по месту жительства жилой площадью не ниже установленных социальных норм, истца-лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения. Просит обязать Администрацию Фурмановского городского поселения Ивановской области предоставить Миняжетдинову Ю.И. и членам его семьи на условиях договора социального найма в черте города Фурманов жилое помещение общей площадью не более 41,8 кв.м. В ходе судебного разбирательства истец Миняжетдиной Ю.И. уточнил свои исковые требования и просил обязать Администрацию Фурмановского городского поселения Ивановской области предоставить Миняжетдинову Ю.И. и членам его семьи на условиях договора социального найма в черте города Фурманов жилое помещение общей площадью не менее 26,8 кв.м. и не более 41,8 кв.м. Истец Миняжетдинов Ю.И. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснил суду, что в силу Федерального закона №159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, после окончания пребывания в соответствующем учреждении, приемной семье или окончания службы в Вооруженных Силах РФ снимаются с полного государственного обеспечения и, следовательно, должны незамедлительно быть обеспечены жильем, в противном случае будет нарушено их право на жилище, предусмотренное ст.40 Конституции РФ. Верховный суд РФ (Бюллетень № 10 2008 года, Обзор практики рассмотрения судами дел по заявлениям прокуроров в защиту жилищных прав несовершеннолетних детей, попадающих под категорию лиц, которые имеют право на дополнительную социальную защиту в соответствии со ст. 1 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей») указывает на то, что разрешение требований о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом и не приводит к нарушению прав других очередников, относящихся к указанной категории. Также Верховный суд РФ указывает, что доводы Ответчиков об отсутствии возможности предоставить жилые помещения из-за отсутствия у последних свободного жилья, а также денежных средств на приобретение жилых помещений, являются не основанными на законе доводами, что обеспечение вне очереди жилым помещением этих детей не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий. Верховный суд РФ в Бюллетене № 10 2008 года (Обзор практики рассмотрения судами дел по заявлениям прокуроров в защиту жилищных прав несовершеннолетних детей, попадающих под категорию лиц, которые имеют право на дополнительную социальную защиту в соответствии со ст. 1 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей») указывает, что правильной является позиция тех судов, которые удовлетворяют требования о внеочередном предоставлении жилого помещения детям из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ответчиками не выполняются обязательства по обеспечению вне очереди по месту жительства жилой площадью не ниже установленных социальных норм, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения. Дополнительно пояснил суду, что после развода родителей в <ДД.ММ.ГГГГ>., он остался жить с отцом, в <ДД.ММ.ГГГГ>. отец истца умер, в этом же году мать истца была лишена родительских прав, попечителем истца была назначена его тетя ФИО 1, и истец вместе со своим попечителем уехал жить в <адрес>, с <ДД.ММ.ГГГГ>. по <ДД.ММ.ГГГГ>. истец обучался Пермском промышленном коммерческом колледже, с <ДД.ММ.ГГГГ>. по <ДД.ММ.ГГГГ> проходил службу в Вооруженных силах РФ, после окончания службы вернулся жить в <адрес>, в <ДД.ММ.ГГГГ> вступил в брак, в <ДД.ММ.ГГГГ> у него родился сын. Истец зарегистрирован в сгоревшем доме по адресу: <адрес>, а фактически проживает с супругой в однокомнатной квартире по адресу: <адрес>, никакого другого жилья у истца в собственности нет, у супруги находится в собственности 1/3 доля в праве собственности на квартиру по адресу: <адрес>. Истец просит обязать администрацию Фурмановского городского поселения предоставить ему жилое помещение площадью не менее 26,8 кв.м. и не более 41,8 кв.м. Данные расчет производился исходя из нормы предоставления, утвержденной Решением Совета муниципального образования «Фурмановское городское поселение» не менее 13 кв.м. и не более 18 кв.м., данную норму он умножил на троих членов семьи, и вычел площадь квартиры, которая находится в собственности его супруги (13Х3-12,2=26,8, 18Х3-12,2=41,8). Представитель истца Мусина Л.Ф. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснила суду, что как таковых требований к Правительству Ивановской области у них нет, но поскольку гарантии по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, являются расходными обязательствами субъектов РФ, они выставили соответчиком по делу Правительство Ивановской области. Установление какой-либо очередности по предоставлению жилых помещений лицам данной категории незаконно, поскольку действующее законодательство возлагает на ответчика обязанность по предоставлению жилых помещений вне очереди, и предоставление жилого помещения истцу, ранее чем лицам, которые были поставлены на учет ранее истца, не приведет к нарушению прав детей-сирот, которые были поставлены на данный учет ранее, поскольку Миняжетдинов Ю.И., обратившись в суд с данным иском, лишь реализует свое право на внеочередное предоставление жилого помещения. Если бы администрация Фурмановского городского поселения своевременно предоставила Миняжетдинову Ю.И. жилое помещение, т.е. в <ДД.ММ.ГГГГ> когда он закончил службу в Вооруженных силах РФ, истец не просил бы предоставить жилое помещение также и на членов его семьи, но поскольку в настоящее время истец создал семью, имеет жену и сына, которые являются членами его семьи, администрация Фурмановского городского поселения обязана предоставить жилое помещений площадью на трех человек - истец, его жена и ребенок. Представитель ответчика администрации Фурмановского городского поселения Фурмановского муниципального района Зайцева М.Е. в судебном заседании пояснила, что в соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 настоящей статьи случаев. Согласно ч. 2 ст. 57 ЖК детям-сиротам, и детям оставшихся без попечения родителей жилые помещения предоставляются вне очереди. <ДД.ММ.ГГГГ> на заседании жилищной комиссии Миняжетдинов Ю.И. был признан нуждающимся в жилом помещении и поставлен в льготную очередь на получение жилья по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, истец на учет был поставлен один, без членов своей семьи, поэтому требования истца о предоставлении жилого помещения площадью на трех человек, не обоснованны, поскольку ни жена истца, ни его ребенок, не признавались нуждающимися в жилых помещениях, на соответствующем учете не состоят. В 2007 г. жилые помещения были переданы из администрации Фурмановского муниципального района в администрацию Фурмановского городского поселения. В настоящее время администрацией Фурмановского городского поселения не исполнены обязательства по предоставлению жилых помещений перед 95 лицами данной категории. Лица, состоящие на учете, как дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, стоят в списке, нуждающихся в жилом помещении, в зависимости от даты постановки на учет, истец числится в данной очереди под <№>. Администрация Фурмановского городского поселения признает, что обязана предоставить Миняжетдинову Ю.И. жилое помещение на условиях социального найма, однако полагают, что предоставление Миняжетдинову Ю.И. жилого помещения ранее лиц, которые были поставлены на соответствующий учет ранее истца, нарушит жилищные права лиц, которые поставлены на учет ранее. В настоящее время администрации Фурмановского городского поселения выделено 958.700 рублей для приобретения жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, в 2012 году на эти цели будет выедено 3.834.800 рублей. Дополнительно пояснила суду, что администрацией Фурмановского городского поселения ежеквартально направляются в Департамент социальной защиты населения Ивановской области сведения о количестве лиц, состоящих на учете как дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении, но повлиять на размер субвенций, выделяемых на приобретение жилых помещений для лиц данной категории, администрация Фурмановского городского поселения повлиять не может. В случае удовлетворения исковых требований истца, просила предоставить администрации Фурмановского городского поселения срок не менее 6 месяцев для его исполнения. Истец Миняжетдинов Ю.И. и его представитель Мусина Л.Ф. не возражали против предоставления администрации Фурмановского городского поселения шести месяцев для исполнения решения суда. Представитель ответчика Правительства Ивановской области Новоселова К.Б. в судебном заседании считала Правительство Ивановской области ненадлежащим ответчиком по делу, по существу заявленных исковых требований пояснила, что в силу п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении РФ и субъектов РФ находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также защита семьи материнства и детства. В соответствии с требованиями п. 2 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и её субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. В соответствии с ч. 2 ст. 26.3 ФЗ от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» полномочия органов государственной власти субъектов РФ по предметам, отнесённым к совместному ведению РФ и субъектов РФ, осуществляются данными органами самостоятельно за счёт средств бюджета субъекта РФ. Согласно Федеральному закону от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Законом Ивановской области от 14.03.1997 г. № 7-03 «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ивановской области» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ установлено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъекта РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. В соответствии со ст. 85 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства субъекта РФ возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта РФ при осуществлении органами государственной власти субъектов РФ полномочий по предметам совместного ведения, указанных в п. 2 ст. 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ, в том числе решение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях). Названные расходные обязательства субъекта РФ устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно и исполняются за счёт собственных доходов и источников покрытия дефицита бюджета субъекта РФ. В соответствии со ст. 8.1. Закона Ивановской области от 14.03.1997 г. № 7-03 Ивановская область передала органам местного самоуправления городских округов и поселений, входящих в состав территорий муниципальных районов, государственные полномочия по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Средства на реализацию передаваемых полномочий предоставляются местным бюджетам из областного бюджета в виде субвенций. Распределение субвенций городским округам и поселениям, входящим в состав территорий муниципальных районов, утверждается законом Ивановской области об областном бюджете на соответствующий год. Размеры субвенций городским округам и поселениям, входящим в состав территорий муниципальных районов, определяются в соответствии с методикой, являющейся приложением к Закону Ивановской области от 14.03.1997 № 7-03. В 2011 году средства областного бюджета направляются в муниципальные образования, где граждане данной категории поставлены на учет в 1999-2000 годах. Согласно распределению субсидий бюджетам муниципальных образований на осуществление переданных государственных полномочий по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, в рамках реализации долгосрочной целевой программы «Дети Ивановской области» на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов, утвержденному Законом Ивановской области от 14.12.2010 № 144-03 «Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» Фурмановскому городскому поселению на 2011 год предусмотрено 958,7 тыс. руб., на 2012 год 3834,8 тыс. руб. Общий объем субвенции бюджетам городских округов, поселений, входящих в состав территорий муниципальных районов, из областного бюджета на исполнение полномочий по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, в рамках реализации долгосрочной целевой программы «Дети Ивановской области» на 2009 - 2013 годы определяется по формуле, которая рассчитывает размер субвенции исходя их численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, состоящих на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в органе местного самоуправления i-ro городского округа, поселения, входящего в состав территории муниципального района, порядковый номер очередности которых по областному сводному реестру детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, состоящих на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Таким образом, утверждение расходов на вышеуказанные цели определяется Законом Ивановской области в виде фиксированной суммы, при этом согласно ч. 1 ст. 8.2. Закона Ивановской области от 14.03.1997 № 7-03 органы местного самоуправления городских округов и поселений, входящих в состав территорий муниципальных районов, вправе дополнительно использовать собственные материальные и финансовые средства для осуществления переданных им государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования. Областной сводный реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, состоящих на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, формируется на основании данных, представляемых в Департамент социальной защиты населения Ивановской области органами местного самоуправления, уполномоченными в соответствии с Законом Ивановской области от 17.05.2006 № 50-03 «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и предоставления таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма на территории Ивановской области» на ведение учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и предоставления таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма на территории Ивановской области. Порядковый номер очередности в областном сводном реестре зависит от времени постановки на учет указанной категории лиц. По данным областного сводного реестра детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, состоящих на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, Миняжетдинов Ю.И., <ДД.ММ.ГГГГ> года рождения, поставлен на учет в администрации Фурмановского городского поселения Фурмановского муниципального района <ДД.ММ.ГГГГ>. По состоянию на <ДД.ММ.ГГГГ> номер его очередности по областному реестру соответствует <№>. Требования по обеспечению жильем Истца с учетом его членов семьи необоснованны. В соответствии с ч. 2 ст. 57 ЖК РФ на внеочередное предоставление жилья имеют право дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Преамбула Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа. Данный Закон направлен на оказание целей государственной поддержки именно данной категории социально незащищенных граждан, что предопределяет и соответствующие объемы финансирования. Предоставление жилого помещения Миняжетдинову Ю.И. с учетом членов семьи приведет к нецелевому расходованию бюджетных средств и сокращению числа обеспеченных жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Полагают, что действующее законодательство распространяет свое действие только на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, без учета членов семьи. Кроме того, согласно методике расчета субвенции муниципальным образованиям, ее размер зависит от численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, состоящих на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а соответственно и не учитывает членов семьи лиц, указанной категории. Что касается в целом требований к Правительству Ивановской области, то они необоснованны. Правительство Ивановской области не участвует в процессе выделения денежных средств на приобретение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, все полномочия переданы органам местного самоуправления. Из-за отсутствия финансирования, в Ивановской области большое количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые нуждаются в жилых помещениях и поставлены на соответствующий учет. Представитель третьего лица - Департамента финансов Ивановской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в их отсутствие, в соответствии со ст. 14 ЖК РФ, предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда отнесено к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений. Департамент Финансов Ивановской области в соответствии с Положением, утвержденным указом Губернатора Ивановской области от 28.05.2010 г. № 65-уг, является органом государственной власти Ивановской области, осуществляющим составление проекта областного бюджета, организующим исполнение областного бюджета. Реализации жилищной и социальной политики к компетенции Департамента финансов не отнесена. Учитывая, что Департамент финансов в настоящем деле не может выступать на стороне истца или ответчика, и настоящее дело не может повлиять на его права и обязанности по отношению к сторонам, просят исключить Департамент финансов из числа третьих лиц. Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Миняжетдинов Ю.И. родился <ДД.ММ.ГГГГ> в <адрес>, его родителями являются ФИО 7 и ФИО 2 (л.д. 80). ФИО 7 умер <ДД.ММ.ГГГГ> (л.д. 7). Решением Фурмановского городского суда Ивановской области от <ДД.ММ.ГГГГ> ФИО 2 лишена родительских прав в отношении детей ФИО 3 и Миняжетдинова Ю.И. (л.д. 8-9). Согласно справке отделения государственного пожарного надзора <адрес>, <ДД.ММ.ГГГГ> произошло возгорание жилого дома по адресу: <адрес>, причиной пожара явилось неосторожное обращение огнем неустановленных лиц. В результате пожара дом и дворовые постройки полностью уничтожены огнем (л.д. 10). Постановлением Главы администрации <адрес> от <ДД.ММ.ГГГГ> <№> ФИО 1 назначена попечителем над Миняжетдиновым Ю. и его имуществом (л.д. 11). Постановлением Главы администрации <адрес> от <ДД.ММ.ГГГГ> <№> ФИО 3 и Миняжетдинов Ю.И. поставлены в льготную очередь детей сирот и детей, ставшихся без попечения родителей (л.д. 12-14). Согласно справке ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» Ивановский отдел, за Миняжетдиновым Ю.И. собственности в городе Фурманове и <адрес> не значится (л.д. 15). Согласно справке государственного унитарного предприятия «Центр технической инвентаризации <адрес>», Миняжетдинов Ю.И. не имеет в <адрес> квартиры и жилья в частном доме, принадлежавших ему на праве собственности. В приватизации жилья не участвовал (л.д. 97). Согласно уведомлению Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ивановской области, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о правах Миняжетдинова Ю.И. на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества на территории <адрес> и <адрес> (л.д. 16, 96). В период с <ДД.ММ.ГГГГ> по <ДД.ММ.ГГГГ> Миняжетдинов Ю.И. обучался в Пермском промышленно-коммерческом колледже (л.д. 25, 26). В период с <ДД.ММ.ГГГГ> по <ДД.ММ.ГГГГ> Миняжетдинов Ю.И. проходил военную службу (л.д. 46-60). <ДД.ММ.ГГГГ> ФИО1 и ФИО5 вступили в брак, жене присвоена фамилия ФИО 4 (л.д. 27). ФИО 5 родился <ДД.ММ.ГГГГ>, его родителями являются Миняжетдинова Ю.И. и ФИО 4 (л.д. 28). Согласно справке ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» Ивановский отдел, за ФИО 4 в собственности значится 1/3 доля квартиры по адресу: <адрес> на основании договора передачи жилого помещения в собственность граждан <№> от <ДД.ММ.ГГГГ> квартира состоит из одной комнаты общей площади 35,0 кв.м, жилой - 19,7 кв.м. (л.д. 17). Данные сведения содержатся также в выписке из ЕГРП Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ивановской области (л.д. 18, 22). Согласно уведомлению Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <адрес>, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о правах ФИО 4. на имеющиеся у нее объекты недвижимого имущества (л.д. 19). Согласно поквартирной карточке в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, зарегистрированы ФИО 6, ФИО 8, ФИО 4 и ФИО 5 (л.д. 20, 21). Согласно уведомлению Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ивановской области, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о правах ФИО 5. на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества (л.д. 23). Согласно уведомлению Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ивановской области, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о правах ФИО 5 на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества на территории <адрес> (л.д. 98). Миняжетдинов Ю.И. с <ДД.ММ.ГГГГ> зарегистрирован по адресу: <адрес> (л.д. 99-100). Согласно акту обследования жилищно-бытовых условий от <ДД.ММ.ГГГГ>, был обследован дом, расположенный по адресу: <адрес>, установлено - дом по данному адресу отсутствует (л.д. 24). Администрация Фурмановского городского поселения на заседании жилищной комиссии от <ДД.ММ.ГГГГ> был рассмотрен вопрос о предоставлении жилого помещения Миняжетдинову Ю.И., комиссия приняла решение предоставить Миняжетдинову Ю.И. жилое помещение <№> жилой площадью 16,2 кв.м. по адресу: <адрес>, по договору краткосрочного найма сроком на 11 месяцев, без снятия с учета граждан состоящих в администрации Фурмановского городского поселения от <ДД.ММ.ГГГГ> <№>. Для заключения договора краткосрочного найма Миняжетдинову Ю.И. необходимо было обратиться в администрацию Фурмановского городского поселения в течении 14 дней с момента принятия решения (л.д. 29), однако данное письмо Миняжетдинов Ю.И. получил по истечении 14 дней. Миняжетдинов Ю.И. работает в ОАО «Ресурсо-снабжающая компания» электромонтером с <ДД.ММ.ГГГГ> по настоящее время (л.д. 41, 42-45, 95). ФИО 4 и ФИО 5 на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещения в администрации Фурмановского городского поселения не состоят (л.д. 79). 14.04.2011 г. между Департаментом социальной защиты населения Ивановской области и муниципальным образованием «Фурмановское городское поседения» было заключено соглашение о предоставлении субвенции бюджету муниципального образования Ивановской области на осуществление переданных государственных полномочий по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения. Предметом настоящего Соглашения является предоставление Департаментов в 2011 г. субвенций из областного бюджета бюджету муниципального образования «Фурмановское городское поселение» на осуществление переданных государственных полномочий по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, в рамках реализации долгосрочной целевой программы «Дети Ивановской области» на 2009-2013 годы, Департамент обязуется предоставлять субвенции бюджету муниципального образования «Фурмановское городское поселение» в размере 958.700 рублей (л.д. 82, 83-85). Администрацией Фурмановского городского поселения в настоявшее время не исполнены обязательства по предоставлению жилых помещений перед 95 лицами, состоящими на учете как дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, нуждающимися в жилых помещениях, список сформирован в зависимости от даты постановки на соответствующий учет (л.д. 87-94). Согласно ст. 38 Конституции РФ материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законами нормами. Согласно п. ж ч. 1 ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение. В соответствии с ч. 1 ст. 26.3 ФЗ от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов РФ» полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в п. 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. В соответствии с ч.1 ст. 155.3 СК РФ дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством. Согласно ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда. Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Согласно ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно ч. 5 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Федеральным законом от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлены дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе в жилищных отношениях. Согласно ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья). Снятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с регистрационного учета по месту жительства или по месту пребывания осуществляется только с согласия органов опеки и попечительства. Согласно ст. 5 ФЗ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Согласно ч. 1 ст. 8 Закона Ивановской области 14.03.1997 г. № 7-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ивановской области» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или в учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством Ивановской области и относятся к расходным обязательствам Ивановской области. Согласно ч. 1 ст. 8.1 Закона Ивановской области 14.03.1997 г. № 7-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ивановской области» Ивановская область передает в рамках реализации долгосрочной целевой программы «Дети Ивановской области» на 2009 - 2013 годы органам местного самоуправления городских округов и поселений, входящих в состав территорий муниципальных районов, государственные полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм (далее - государственные полномочия по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, в рамках реализации долгосрочной целевой программы «Дети Ивановской области» на 2009 - 2013 годы). Согласно ст. 50 ЖК РФ норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. Установление нормы предоставления законодательством отнесено к компетенции органов местного самоуправления. Решением Совета муниципального образования «Фурмановского городского поселения» Первого созыва от 04.10.2007 г. № 79 «Об установлении учетной нормы общей площади жилого помещения (учетная норма) и нормы предоставления общей площади жилого помещения (нормы предоставления) норма предоставления общей площади жилого помещения установлена не менее 13 кв.м. и не более 18 кв.м. на каждого члена семьи. Действующее законодательство не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также от наличия или отсутствия жилых помещений, подлежащих предоставлению гражданам. Судом установлено, что ФИО1 является, ребенком, оставшимся без попечения родителей, и в соответствии с нормами Жилищного кодекса, ФЗ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закона Ивановской области 14.03.1997 г. № 7-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на дополнительные гарантии по социальной защите, в том числе на внеочередное предоставление благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, т.к. иного жилья на праве собственности, либо на праве пользования не имеет ни на территории <адрес>, ни на территории <адрес>, в установленном порядке поставлен на учет, как нуждающийся в жилом помещении по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Исковые требования Миняжетдинова Ю.И. в данной части подлежат удовлетворению. Исковые требования Миняжедтинова Ю.И. в части возложения на администрацию Фурмановского городского поселения обязанности предоставить истцу жилое помещение площадью не менее 26,8 кв.м. и не более 41,8 кв.м., на всех членов его семьи, которая в настоящее время состоит из трех человек - истец, его жена и ребенок, суд находит не основанными на действующем законодательстве, поскольку согласно нормам жилищного кодекса, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Судом установлено, что ни жена, ни сын истца на учете нуждающихся в жилых помещениях не состоят. Преамбула Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа. Данный Закон направлен на оказание целей государственной поддержки именно данной категории социально незащищенных граждан, что предопределяет и соответствующие объемы финансирования. Предоставление жилого помещения Миняжетдинову Ю.И. с учетом членов семьи приведет к нецелевому расходованию бюджетных средств и сокращению числа обеспеченных жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Действующее законодательство распространяет свое действие только на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, без учета членов семьи. Кроме того, согласно методике расчета субвенции муниципальным образованиям, ее размер зависит от численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, состоящих на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а соответственно и не учитывает членов семьи лиц, указанной категории. На основании изложенного суд приходит к выводу, что исковые требования истца о возложении на администрацию Фурмановского городского поселения обязанности по предоставлению жилого помещения площадью с учетом членов его семьи являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению. Суд также приходит к выводу, что в удовлетворении исковых требований Миняжетдинова Ю.И. к Правительству Ивановской области следует отказать, поскольку согласно ст. 14 ЖК РФ предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда отнесено к компетенции органов местного самоуправления, согласно ч. 1 ст. 8.1 Закона Ивановской области 14.03.1997 г. № 7-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ивановской области» Ивановская область передала органам местного самоуправления городских округов и поселений, входящих в состав территорий муниципальных районов, государственные полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, Правительством Ивановской области права и законные интересы Миняжетдинова Ю.И. не нарушены, поэтому в удовлетворении исковых требований Миняжетдинова Ю.И. к Правительству Ивановской области следует отказать. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, РЕШИЛ: Исковые требования Миняжетдинова Ю.И. удовлетворить частично. Обязать администрацию Фурмановского городского поселения Фурмановского муниципального района Ивановской области в течение шести месяцев предоставить Минажетдинову Ю.И. на условиях социального найма благоустроенное жилое помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства, из расчета нормы предоставления установленной решением Совета муниципального образования «Фурмановское городское поселение» Первого созыва от 04.10.2007 г. № 79. В удовлетворении остальной части исковых требований отказать. Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Фурмановский городской суд в течение 10 дней со дня его вынесения. Председательствующий: _____________________