Решение суда.



Дело <№>

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

<ДД.ММ.ГГГГ>                                                                                        город Фурманов

Фурмановский городской суд Ивановской области в составе председательствующего судьи Киреева С.А., при секретаре Фоменко Н.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании <ДД.ММ.ГГГГ> в городе Фурманове Ивановской области гражданское дело по иску Фурмановского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, в интересах Российской Федерации к открытому акционерному обществу «Ресурсо-снабжающая компания» о прекращении размещения промышленных и бытовых отходов на полигоне, расположенном рядом с селом <адрес>, к администрации Фурмановского муниципального района Ивановской области, открытому акционерному обществу «Ресурсо-снабжающая компания» о понуждении к изготовлению проекта рекультивации земельного участка, расположенного рядом с селом <адрес>, используемого под свалку ТБО и предоставлении его на экологическую экспертизу, о проведении рекультивации указанного земельного участка,

                                                             

у с т а н о в и л:

Фурмановский межрайонный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, в интересах Российской Федерации обратился в суд с иском к открытому акционерному обществу «Ресурсо-снабжающая компания» о прекращении размещения промышленных и бытовых отходов на полигоне, расположенном рядом с селом <адрес>, к администрации Фурмановского муниципального района Ивановской области, открытому акционерному обществу «Ресурсо-снабжающая компания» о понуждении к изготовлению проекта рекультивации земельного участка, расположенного рядом с селом <адрес>, используемого под свалку ТБО и предоставлении его на экологическую экспертизу, о проведении рекультивации указанного земельного участка, указав в заявлении на то, что Фурмановской межрайонной прокуратурой проведена проверка по заявлению жителей <адрес> по вопросу загрязнения окружающей природной среды свалкой, расположенной рядом с <адрес>, и в результате этого негативного воздействия на здоровье жителей. В ходе проведения проверки установлено следующее.

Земельный участок, на котором расположен полигон, без согласования с органами геологии был представлен Фурмановскому горсовету под образование свалки на основании распоряжения Ивановского областного совета депутатов трудящихся от 10.09.1975 г. № 819-р с разрешения Производственного управления сельского хозяйства Фурмановского райисполкома от 25.09.1975 г. № 6-6.

Постановлением и.о. Главы Администрации Фурмановского района от 04.11.1992 г. № 322, учитывая неблагоприятное расположение городской свалки и неоднократные жалобы граждан поблизости расположенных населенных пунктов, право пользования земельным участком, на котором расположен полигон, было ограничено. МПО ЖКХ было предписано провести подготовку к освоению нового земельного участка под городскую свалку.

23 ноября 1992 года Фурмановскому МПО ЖКХ на основании распоряжения Ивановского облисполкома от 14.09.1992 г. № 586-р было выдано свидетельство № 450 на право бессрочного (постоянного) пользования землей на данный земельный участок, для организации городской свалки и городского кладбища.

21 июня 1995 года между администрацией г. Фурманов и МПО ЖКХ был
заключен договор аренды № 49 земельного участка для организации на нем городской
свалки. Договор был заключен сроком на 3 года.

В силу п.2 ст.621 ГК РФ, если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок. 26.07.2007 года Постановлением главы администрации муниципального района №1029 «Об условиях приватизации муниципального унитарного предприятия     города     Фурманов     и     Фурмановского     района     Многоотраслевое производственное объединение жилищно-коммунального хозяйства» МУП МПО ЖКХ было приватизировано путем преобразования в открытое акционерное общество «Ресурсо-снабжающая компания». В соответствии с пунктом 5 статьи 58 ГК РФ при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое ли другого вида      (изменение организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридически лица     в соответствии с передаточным актом.     В соответствии с указанным выше Постановлением от 26.07.2007 г. № 1029 в состав приватизируемого имущества вошел земельный участок, расположенный     в районе с<адрес> принадлежащий МУП МПО ЖКХ на праве аренды по договору №49 от 25.12.1995 г.           04.02.2010 года Фурмановской межрайонной прокуратурой главе администрации Фурмановского муниципального района было внесено представление об устранении нарушений законодательства о распоряжении муниципальной собственностью, в соответствии с представлением действия администрации по включению     в состав имущества подлежащего приватизации были признаны незаконными по следующим основаниям. Согласно ст.28 ФЗ от 21.12.2001 №178-ФЗ «приватизации государственного и муниципального имущества» отчуждению не подлежат земельные участки, которые не подлежат отчуждению в соответствии законодательством РФ. В соответствии с п.2 ст.27 ЗК РФ в собственность не предоставляются       земельные участки, отнесенные к землям ограниченным в обороте. На основании п.5 ст.27 ЗК РФ ограничиваются в обороте земельные участки, загрязненные опасными отходами. Во исполнение представления Фурмановской межрайонной прокуратуры, 18.02.2010 г. постановлением главы администрации Фурмановского муниципального района №123, указанный земельный участок был исключен из состава подлежащего приватизации имущественного комплекса МУП МПО ЖКХ.

В соответствии с кадастровой выпиской о земельном участке от 27.04.2010 г. № 19/10-539 рассматриваемый земельный участок площадью 40 000 кв. м. относится к государственной собственности. Границы земельного участка не установлены.

В соответствии с п.10 ст.3 ФЗ от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов. Указанный земельный участок находится на территории Фурмановского муниципального района. Таким образом, полномочия по распоряжению земельным участком осуществляет органами местного самоуправления Фурмановского муниципального района.

Договор аренды № 49 от 21.06.1995 г. земельного участка для организации на нем городской свалки заключен между администрацией города Фурманов и МУП МПО ЖКХ. На сегодняшний день МУП МПО ЖКХ не существует, а полномочиями по распоряжению рассматриваемым земельным участком осуществляет орган местного самоуправления муниципального района.

В соответствии с п.1 ст.617 ГК РФ переход права собственности (хозяйственного ведения, оперативного управления, пожизненного наследуемо владения) на сданное в аренду имущество не является основанием для изменения или расторжения договора аренды.

В настоящее время эксплуатацией полигона твердо-бытовых отходов занимается ОАО «Ресурсо-снабжающая компания», являющееся правопреемником муниципального унитарного предприятия города Фурманова и Фурмановского района Многоотраслевое производственное объединение жилищно-коммунального. МУП МПО ЖКХ, в свою очередь, в соответствии со ст.12 ФЗ от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» 30.01.2007 была получена лицензия № ОТ-16-000226 (37) на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, которая, выдана Управлением по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Ивановской области, которая предоставило право на сбор, транспортировку и размещение опасных отходов, в том числе по адресу <адрес>. Лицензия была выдана на основании заключения экспертной комиссии Государственной экологической экспертизы, утвержденной приказом Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Ивановской области от 19.08.2005 г. №22у и Акта от 18.01.2007 г. №06-17-6 проверки соблюдения природоохранного законодательства, проведенной Управлением по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Ивановской области.

В соответствии со ст.11 ФЗ от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельный видов деятельности» в случае реорганизации юридического лица в форме преобразования, его правопреемник обязан подать заявление о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии. Заявление о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, подается лицензиатом в лицензирующий орган не позднее чем через десять дней со дня внесения соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц. Указанные действия ОАО «Ресурсо-снабжающая компания» не производились. Лицензия у ОАО «Ресурсо-снабжающая компания» отсутствует.

В ходе проверки было установлено, что ОАО «РСК» при заполнении и подаче в органы государственной статистики формы № 2-ТП «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» за 2009 год отразило, что за отчетный период в результате деятельности ОАО «РСК» на собственных объектах было захоронено 7438,739 тон отходов IV класса опасности.

В соответствии с п.14 ч.1 ст.15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В соответствии со ст.42 Конституции РФ, ст. 11 ФЗ от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.8 ФЗ от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

В соответствии со ст.3 ФЗ от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствующую требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды.

В соответствии со ст.34 ФЗ от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

В соответствии со ст.39 ФЗ от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств, технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии законодательством.

В соответствии со ст. ст.3,12 ФЗ от 23.11.1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» необходимо обязательное проведение государственной экологической экспертизы проектов рекультивации земель, нарушенных в результате геологоразведочных работ, добычных, взрывных и иных видов работ.

В соответствии со ст.11 ФЗ от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица при эксплуатации предприятий зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.

В соответствии со ст.22 ФЗ от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «Осанитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ.

В соответствии со статьей 1 ФЗ от 21.12.1994 Г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийное или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей, предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных в максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

В нарушение указанных выше норм ОАО «Ресурсо-снабжающая компания» не разработала и не произвела      государственной экологической экспертизы проекта рекультивации земель, нарушенных в результате геологоразведочных работ, добычных, взрывных и иных видов работ. ОАО «Ресурсо-снабжающая компания» не имеет утвержденного проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. ОАО «Ресурсо-снабжающая компания» не осуществляет мероприятий по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, обеспечению экологической безопасности. ОАО «Ресурсо-снабжающая компания» не исполнило плана-графика мероприятий по достижении требований экологической безопасности при эксплуатации и рекультивации (закрытии) полигона ТБО, утвержденного директором МУП МПО ЖКХ, согласованного с главой администрации г. Фурманова и Фурмановского района и руководителем муниципальной экологической службы г. Фурманов и Фурмановского муниципального района. ОАО «Ресурсо-снабжающая компания» не исполнило предложения, рекомендации и замечания указанные в заключение экспертной комиссии Государственной экологической экспертизы, утвержденной приказом Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Ивановской области от 19.08.2005 г. № 22у. ОАО «Ресурсо-снабжающая компания» не представило доказательств безопасности своей деятельности.

Более того, имеются доказательства, что деятельность ОАО «Ресурсо-снабжающая компания» оказывает негативное воздействие на экологическую обстановку и может отразиться на здоровье проживающего в <адрес> населения. В частности, между ОАО «Ресурсо-снабжающая компания» и ОАО «Геоцентр-Москва - Территориальный центр «Иваново-Геомониторинг» заключен договор от 28.04.2010 г. № 43-И на выполнение работ по геологическому обследованию свалки ТБО, откачке и гидрохимическому апробированию 1-й гидрогеологической наблюдательной скважины, а так же поверхностных вод ручья выше и ниже по потоку от свалки с составлением «Заключения о геолого-экологической ситуации на участке свалки ТБО». Согласно исследования, проведенного 31.05.2010 года: в воде, отобранной из наблюдательной скважины, имеет место превышение над предельно допустимой концентрацией: запах - 1,5 раза; нефтепродукты - 8 раз; ионы аммония 1,03 раза; железо - 6 раз; марганец - 3,5 раза; в воде, отобранной в ручье выше свалки по течению, имеет место превышение над предельно допустимой концентрацией: цветность - 17 раз; перманганат окисляемость -11 раз; железо - 11 раз; марганец - 7 раза; алюминий - 3 раза; в воде, отобранной в ручье ниже свалки по течению, имеет место превышение над предельно допустимой концентрацией: цветность 15 раз; перманганат окисляемость - 8 раз; железо - 16 раз; марганец - 1,3 раза.

Определением суда по данному делу в качестве соответчика привлечено ООО «Центр Жил Сервис».

В судебном заседании:

Помощник Фурмановского межрайпрокурора Есин С.А. исковые требования поддержал, по основаниям, изложенным в иске, уточнив, их пояснил, что требования прокурора относятся не к полигону ТБО как указано в иске, а санкционированной свалке. Размещение твердых бытовых отходов является деятельностью, носящей экологическую опасность. Согласно Конституции РФ нарушается принцип права граждан на благоприятную окружающую среду. Вопрос об опасности указанного объекта ставится с 1992 года. Граждане жаловались на указанный объект уже тогда. Ранее действовавшие нормы законодательства при организации свалки в 70 - е годы, не учитывали экологическую опасность. Одним из важных документов является план-график мероприятий по достижению требований экологической безопасности при эксплуатации и рекультивации (закрытии) полигона ТБО, утвержденный в 2005 году. Обязанность по проведению мероприятий, указанных в плане-графике возлагалась на МУП МПО ЖКХ города Фурманова. Указанный документ предписывает четкие требования. Правопреемником МУП МПО ЖКХ является ОАО «Ресурсо-снабжающая компания». В данном плане-графике указаны и сроки. Именно план-график мероприятий лег в одну из основ заключения экспертной комиссии Государственной экологической экспертиз в 2005 году. Согласно заключению экспертизы - разрешено использовать полигон в указанные сроки. Уже в 2005 году установлена опасность этой деятельности. Таким образом, говорить о дальнейшей эксплуатации свалки не представляется возможным. В данном заключении указано, что эксплуатация свалки возможна до конца 2009 года. По результатам проверок, проводимых прокурором совместно с Управлением по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Ивановской области из трех разведочных скважин пробурена одна, две остальные скважины отсутствуют. Никаких мероприятий по разработке рекультивации свалки не произведено. Каких-то мероприятий по подбору и расположению нового полигона не произведено. Неисполнение добровольно принятых на себя обязательств, говорит о том, что имеются признаки опасности этой деятельности. В материалах дела имеются сведения формы 2-ТП «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» за 2009 год. За 2010 год такие сведения не представлены. Статистические данные говорят о том, что в 2009 году РСК без лицензии разместило отходы IV класса опасности более опасные, чем отходы V класса опасности. Представитель ОАО «РСК» Панфилова С.А. в прокуратуре 25 августа 2010 года давала объяснения. На вопрос прокурора, являются ли условия размещения свалки благоприятными, она ответила, что условия размещения являются не благоприятными, из-за отсутствия естественной защиты основного водоносного горизонта, в связи с формированием непосредственно под свалкой очага химического и бактериологического загрязнения, поскольку «глиняный замок», т.е. слой глины на дне карьера не обеспечивает естественную природную защиту грунтовых вод, является недостаточным. Ранее эти экологические параметры не исследовались. Есть достаточно оснований говорить, что данный объект представляет экологическую опасность для окружающей среды. Каких-либо документов о том, что ООО «Центр Жил Сервис» занимается эксплуатацией объекта, не имеется. ОАО «Ресурсо-снабжающая компания» в данном случае является единственным собственником данного земельного участка. Как собственник не осуществляет контроль за указанным объектом. Отходы на свалку вывозятся. То, что ОАО «РСК» сдало мусоровозы в аренду, не говорит о том, что они не занимаются эксплуатацией свалки. Договор аренды, заключенный между ОАО «Ресурсо-снабжающая компания» и ООО «Центр Жил Сервис» заключен ОАО «РСК» с целью уйти от гражданско-правовой ответственности. Никакого фактического исполнения договора нет.

Представитель ответчика администрации Фурмановского муниципального района Хлызова К.А. (по доверенности) иск не признала, пояснив, что в соответствии с договором аренды №49 от 21 июня 2006 земельным участком, на котором расположена свалка, пользовалось Фурмановское МУП МПО ЖКХ, до октября 2007 года. В соответствии с п.10 ст.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов.

Постановлением главы администрации Фурмановского муниципального района от 26 июля 2007 №1029 Фурмановское МУП МПО ЖКХ было приватизировано путём преобразования в открытое акционерное общество «Ресурсо-снабжающая компания». В соответствии с которым, в состав приватизируемого имущества вошёл и земельный участок, расположенный в районе <адрес>, принадлежащий МУП МПО ЖКХ на праве аренды по договору от 21 июня 1995 года.

Земельный участок, площадью 4 га, расположенный в районе села <адрес>, является вкладом в уставный капитал ОАО «Ресурсо-снабжающая компания». В соответствии с п. 3. ст. 213 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 12 Постановления Высшего Арбитражного суда РФ №8 от 25 февраля 1998 года «О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой прав собственности и других вещных прав» Ресурсо-снабжающая компания, созданная в результате преобразования муниципального предприятия в порядке,предусмотренном законодательством о приватизации, с момента государственной регистрации Общества становится собственником муниципального имущества, включённого в уставный капитал Общества в соответствии с планом приватизации. ОАО «РСК» зарегистрировано в качестве юридического лица <ДД.ММ.ГГГГ>, о чём имеется соответствующее свидетельство. ОАО «РСК» стало собственником имущества, включённого в уставный капитал Общества, в том числе - земельного участка, расположенного в районе <адрес>. Следовательно, аренда прекратила своё действие 12 октября 2007 года в связи с тем, что у "Ресурсо-снабжающей компании" появилось право собственности, на этом основании арендную плату ОАО «РСК» с 2007 года вносить перестало.

Фактическим пользователем с 1995 года земельного участка на праве аренды было МУП МПО ЖКХ, с 2007 года в последствие, преобразованное в ОАО «РСК» - на праве собственности.

В соответствии со статьёй 210 Гражданского кодекса РФ собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества.

В соответствии со статьёй 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель, собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия, в том числе, по рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 23 февраля 1994 года «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» рекультивация земель, нарушенных юридическими лицами и гражданами при складировании, захоронении промышленных, бытовых и других отходов, загрязнении, участков поверхности земли, если по условиям восстановления этих земель требуется снятие плодородного слоя почвы, осуществляется за счёт собственных средств юридических лици граждан в соответствии с утверждёнными проектами рекультивации земель.

Учитывая выше изложенные основания, администрация Фурмановского муниципального района не имеет прав на спорный земельный участок.

Бюджет Фурмановского муниципального района является дотационным, статьи расходной и доходной частей бюджета утверждаются Советом Фурмановского муниципального района, использование денежных средств бюджета на улучшение земель, находящихся в собственности других субъектов, не предусмотрено бюджетами муниципальных образований и является не целевым использованием денежных средств, существенное нарушение действующего законодательства.

Таким образом, заявленные исковые требования направлены к ненадлежащему ответчику. Администрация Фурмановского муниципального района не занимается вывозов мусора на данную свалку. В настоящее время администрация занимается поиском места, для организации другой свалки.

Представитель ответчика ООО «РСК» Полякова Е.В. (по доверенности) иск не признала, пояснив, что исковое заявление прокурора дотировано 06 августа 2010 года. Однако 1 августа 2010 года между ОАО «Ресурсо-снабжающая компания» и ООО «Чистый город» был заключен договор аренды. Впоследствии аналогичный договор аренды 14 февраля 2011 года был заключен с ООО «Центр Жил Сервис». ОАО «Ресурсо-снабжающая компания» является собственником спорного земельного участка. В связи с тем, что у ОАО «Ресурсо-снабжающая компания» отсутствует лицензия на отходы IV класса опасности, ими заключен договор аренды с ООО «Центр Жил Сервис». С 1 августа. 2010 года и по настоящее время спорный земельный участок ОАО «Ресурсо-снабжающая компания» не эксплуатируется. Он эксплуатируется ООО «Центр Жил Сервис».

В соответствии с Постановлением главы администрации Фурмановского муниципального района Ивановской области №1029 от 26 июля 2007 года ОАО «РСК» является собственником земельного участка площадью 40 000 м2 в районе <адрес>. Ввиду отсутствия лицензии на осуществление деятельности по сбору, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, ОАО «РСК» было принято решение прекратить размещение промышленно-бытовых отходов на указанном земельном участке, т.е. отказаться от его непосредственной эксплуатации. В соответствии со ст.ст. 606, 608 ГК РФ 14 февраля 2011 года ОАО «РСК» передало в аренду земельный участок ООО «Центр Жил Сервис», о чем свидетельствуют договор аренды от 14 февраля 2011 г. и акт приема-передачи от 14 февраля 2011 года к нему. Согласно п. 1.2 договора земельный участок подлежит использованию Арендатором в целях удовлетворения потребности населения по утилизации твердых бытовых отходов. Согласно п. 3.2 заключенного договора Арендатор принял на себя обязательства, перечисленные в п. п. 3.2.1 - 3.2.12 данного договора, в том числе, эксплуатировать свалку в соответствии с инструкцией, разработанной в соответствии с требованиями природоохранного законодательства и СанПин. Таким образом, с 14 февраля о настоящее время земельный участок эксплуатируется Арендатором - ООО «Центр Жил Сервис» самостоятельно, без участия собственника - ОАО «РСК».

В соответствии с п.2 ст. 39 ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством. Из содержания данной нормы права следует, что требование о проведении мероприятий по рекультивации земель распространяется только на лиц, непосредственно осуществляющих эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов. Таким образом, отсутствуют правовые основаниям для удовлетворения судом требований прокурора к ОАО «РСК» о прекращении размещения промышленных и бытовых отходов, о понуждении к изготовлению проекта рекультивации полигона ТБО и представление его на экологическую экспертизу, о проведении рекультивации полигона ТБО, расположенного рядом <адрес>. Основной вид деятельности ОАО «Ресорсо-снабжающая компания» - это обеспечение населения водой, теплом. Деятельность, связанная с эксплуатацией и рекультивацией полигона ТБО, является вспомогательной. Прокуратура дважды обращалась в Арбитражный суд с иском о привлечении РСК к административной ответственности, так как «Ресурсо-снабжающая компания» не имела лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов IV класса опасности. В связи с тем, что у «Ресурсо-снабжающей компании» не было лицензии, то было принято решение о сдаче земельного участка, на котором расположена свалка, в аренду. «Ресурсо-снабжающая компания» заключила договор аренды с ООО «Центр Жил Сервис», а то, что арендатор будут делать с данным земельным участком, на котором расположена свалка, их не интересует. Рекультивация земельного участка не проведена. Договором аренды обязанности по рекультивации земель не установлены.

Представитель ответчика ОАО «РСК» (по доверенности) Панфилова С.А. иск не признала, пояснив, что договор аренды на земельный участок, на котором расположена свалка, «Ресурсо-снабжающая компания» заключила с ООО «Центр Жил Сервис» более месяца назад. В настоящее время «Ресурсо-снабжающая компания» размещением отходов не занимается. ОАО «РСК» было рекомендовано пробурить три наблюдательные скважины. Финансовой возможности у ОАО «Ресурсо-снабжающая компания» для этого не было. Пробурена одна разведочная скважина.Рекультивация свалки не проведена, так как ее заполняемость составляет 89%. Есть необходимо закрыть свалку, но при открытии нового полигона. Объективная возможность дальнейшего заполнения свалки есть. Есть заключение последних мониторингов за 2010 г. Поэтому эксплуатация свалки возможна до ее заполнения.

Соответчик ООО «Центр Жил Сервис» о месте и времени рассмотрения гражданского дела уведомлялся судебной повесткой по месту регистрации, представитель ООО «Центр Жил Сервис» в судебное заседание не явился.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что на основании распоряжения Ивановского областного Совета народных депутатов 10 сентября 1975 года №819-р «О предоставлении земельных участков под строительство и других надобностей» Фурмановскому горсовету отведен земельный участок площадью 4 га под свалку и подъездную дорогу к ней на выработанном песчаном карьере <адрес> (л.д.7), постановлением и.о. главы администрации Фурмановского района от 4 ноября 1992 года №322 ограничено право пользования земельным участком, выделенным под городскую свалку в районе <адрес> до 31 декабря 1993 года, рекомендовано МПО ЖКХ в течение 1993 года провести подготовку к освоению нового земельного участка под городскую свалку, произвести рекультивацию действующей и предъявить к сдаче (л.д.8), договором №49 от 21 июня 1995 года администрацией города Фурманова был передан МПО ЖКХ г. Фурманова в аренду сроком на три года земельный участок площадью 4 га для свалки в районе <адрес>. Согласно п.3.2 договора арендатор обязуется содержать свалку в санитарно и экологически безопасном состоянии. По истечении срока аренды сдать земельный участок пригодным для посадки лесных насаждений. Данный договор продлен до 1 января 2001 года на тех же условиях (л.д.11).

21 июля 2005 года руководителем муниципальной экологической службы г. Фурманова и Фурмановского района разработан План-график мероприятий по достижению требований экологической безопасности при эксплуатации и рекультивации (закрытии) полигона ТБО МУП МПО ЖКХ г. Фурманов, согласованный с главой администрации г. Фурманова и Фурмановского района, утвержденный директором МУП МПО ЖКХ, в котором были намечены мероприятия: выполнение проекта на рекультивацию свалки у <адрес> и прохождение экспертизы в 2009 году, рекультивация свалки у <адрес> в 2010 году (л.д.62).

Судом установлено, что до настоящего времени данный план-график ответчиком ОАО «РСК» не выполнен.

На основании постановления главы администрации Фурмановского муниципального района от 26 июля 2007 года №1029 «Об условиях приватизации муниципального унитарного предприятия города Фурманова и Фурмановского района Многоотраслевое производственное объединение жилищно-коммунального хозяйства» МУП МПО ЖКХ города Фурманова приватизировано путем преобразования в открытое акционерное общество «Ресурсо-снабжающая компания». В состав приватизированного имущества согласно приложения №1 к указанному постановлению вошел земельный участок площадью 40000 кв. м в районе <адрес>, принадлежащий МУП МПО ЖКХ на праве аренды по договору от 21 июля 1995 года (л.д.15-19).

Постановлением главы администрации Фурмановского муниципального района №123 от 18 февраля 2010 года «О внесении изменений в постановление главы администрации Фурмановского муниципального района от 26 июля 2007 года №1029 «Об условиях приватизации муниципального унитарного предприятия города Фурманова и Фурмановского района Многоотраслевое производственное объединение жилищно-коммунального хозяйства» исключены п.12 и п.52 раздела 1.1 Земельные участки» из состава подлежащего приватизации имущественного комплекса муниципального унитарного предприятия города Фурманова и Фурмановского района Многоотраслевое производственное объединение жилищно-коммунального хозяйства (л.д.22).

Решением Арбитражного суда Ивановской области от <ДД.ММ.ГГГГ> указанное постановление признано недействительным и отменено (л.д.101-107).

В силу п.5 ст.58 ГК РФ при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменение организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

Таким образом, ОАО «Ресурсо-снабжающая компания» является правопреемником МУП МПО ЖКХ г. Фурманова, к которой перешли права и обязанности МУП МПО ЖКХ г. Фурманова, в том числе в отношении земельного участка в районе <адрес> по использованию его в качестве свалки.

МУП МПО ЖКХ г. Фурманова в соответствии со ст.12 ФЗ от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» 30 января 2007 года была получена лицензия №ОТ-16-000226(37) на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, которая выдана Управлением по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Ивановской области, в том числе по адресу <адрес> (л.д.25-30).

Лицензия была выдана на основании заключения экспертной комиссии Государственной экологической экспертизы, утвержденной приказом Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Ивановской области от 19 августа 2005 года №22у, срок действия которой 4 года и Акта от 18 января 2007 года №06-17-6 проверки соблюдения природоохранного законодательства, проведенной Управлением по техническому и экологическому надзору Ростехнадзора по Ивановской области (л.д.43-50, 31-42).

Из выводов указанной экспертизы следует, что учитывая динамику изменения химического загрязнения грунтовых вод в районе расположения свалки вблизи <адрес> по обобщенным и органолептическим показателям (период 1990 -2005 г.г.), а также выводов ТЦ «Ивановогеомониторинг» по результатам проведенных исследований в июне 2005 года, эксплуатация вышеуказанной свалки может быть согласована с учетом всех существующих требований по эксплуатации полигона ТБО только на срок необходимый для организации нового полигона ТБО, т.е. до конца 2009 года. В связи с вышесказанным экспертная комиссия считает возможным выдать МУП МПО ЖКХ г. Фурманова лицензию на осуществлении деятельности по обращению с отходами 1-5 класса опасности сроком до конца 2009 года. В заключение экспертной комиссии указаны предложения и рекомендации при осуществлении эксплуатации свалки: п.4.1 - пробурить в 2005 году 2-3 разведочных скважин по периметру очага загрязнения в 200-250 м от свалки, по окончании бурения и апробирования скважин необходимо последние оборудовать в качестве наблюдательных; п.4.2 - реализовать план-график мероприятий по достижению требований экологической безопасности при эксплуатации и рекультивации (закрытию) полигона ТБО МУП МПО ЖКХ г. Фурманова согласованной Главой администрации г. Фурманова и Фурмановского района 21 июля 2005 года.

Однако срок действия указанного заключения (4 года) истек, а ее требования МУП МПО ЖКХ г. Фурманова, а также его правопреемником ОАО «РСК» не исполнены.

В соответствии со ст.11 ФЗ от 8 августа 2001 года №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» в случае реорганизации юридического лица в форме преобразования, его правопреемник обязан подать заявление о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии.

Требование данной нормы Закона ответчиком ОАО «РСК» не выполнено.

Судом приходит к выводу, что эксплуатация земельного участка в районе <адрес> в качестве свалки оказывает негативное воздействие на экологическую обстановку, создает опасность причинения вреда здоровью, проживающему в <адрес> населению.

Данный вывод основан на анализе заключения от 25 июня 2010 года о состоянии подземных вод на участке свалки ТБО г. Фурманова в 2010 года, согласно которому:

- в воде, отобранной из наблюдательной скважины, имеет место превышения над предельно допустимой концентрацией: запах - 1,5 раза, нефтепродукты - 8 раз, ионы аммония -1,03 раза, железа - 6 раз, марганца - 3,5 раза;

- в воде, отобранной в ручье ниже свалки по течению, имеет место превышение над предельно допустимой концентрацией: цветность - 15 раз, перманганат. Окисляемость - 8 раз, железо -16 раз, марганца -1,3 раза (л.д.51-61).

Согласно ст.ст.11,22 Закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица обязаны обеспечить безопасность здоровью человека при выполнении работ и оказываемых услуг. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению, захоронению, условия и способы, которые должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и нормативно правовыми актами РФ.

В нарушении указанных норм ОАО «РСК» не представлено доказательств, подтверждающих безопасность своей деятельности, а так же доказательств, опровергающих наличие вреда и угрозы его причинения в результате продолжения деятельности по размещению бытовых отходов на земельном участке в районе <адрес>.

Допущенные нарушения природоохранного законодательства оказывают негативное воздействие на экологическую обстановку, могут отразиться на здоровье проживающего в <адрес> населения. Без учета рекомендаций и предложений органов экологического контроля невозможно определить степень прямого или косвенного воздействия хозяйственной деятельности объекта на окружающую среду, проверить, создается ли в результате его эксплуатации реальная угроза загрязнения, засорения окружающей среды. Вследствие чего игнорирование вышеуказанных требований законодательства нарушает гарантированные ст.42 Конституции РФ и ст.11 Закона РФ «Об охране окружающей среды» права граждан на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды, вызванного хозяйственной деятельностью названного ответчика.

Согласно ст.3 ФЗ «Об охране окружающей среды» экологическая опасность планируемой хозяйственной и иной деятельности презюмируется.

Исследовав распоряжение Ивановского областного Совета Народных депутатов от 10 сентября 1975 года №819-р о предоставлении земельного участка Фурмановскому горсовету площадью 4 га под свалку; постановление и.о. главы администрации Фурмановского района от 4 ноября 1992 года №322, договор «Аренды земли» №49 от 21 июня 1995 года; план - график мероприятий по достижению требований экологической безопасности при эксплуатации и рекультивации (закрытия) полигона ТБО МУП МПО ЖКХ г. Фурманов; акт проверки деятельности ОАО «РСК» по вывозу и размещению отходов 1-5 класса опасности на свалку в районе <адрес> от 30 июля 2010 года; лицензию на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов выданную МУП МПО ЖКХ 30 января 2007 года; акт проверки соблюдения природоохранного законодательства от 18 января 2007 года; заключение экспертной комиссии Государственной экологической экспертизы от 19 августа 2005 года №22; заключение о состоянии подземных вод на участке свалки ТБО г. Фурманова от 25 июня 2010 года суд приходит к выводу о том, что земельный участок у <адрес>, использующийся как свалка бытовых отходов, может использоваться только для проведения работ по его рекультивации, а не для размещения отходов.

Под рекультивацией земельного участка, использовавшегося под свалку твердых бытовых отходов, понимается комплекс работ, направленных восстановление продуктивности и народнохозяйственной ценности восстанавливаемых территорий.

В соответствии с нормами ст.12 ФЗ «Об экологической экспертизе», постановления Правительства РФ от 23 февраля 1994 года №140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы», рекультивация земельного участка, расположенного рядом с <адрес> должна производиться на основании проекта рекультивации, утвержденного в установленном порядке, получившего положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Судом установлено, что ОАО «Ресурсо-снабжающая компания» проект рекультивации земельного участка до настоящего времени не разработало. Необходимость проведения рекультивации спорного земельного участка подтверждается постановлением и.о. главы администрации Фурмановского района от 4 ноября 1992 года (л.д.8), планом-графиком от 21 июля 2005 года разработанным МУП МПО ЖКХ г. Фурманова, которым определены сроки рекультивации свалки у <адрес> (л.д.62), выводами государственной экологической экспертизы от 19 августа 2005 года, которыми рекомендовано реализовать план-график мероприятий по достижению требований экологической безопасности при эксплуатации и рекультивации (закрытии) полигона ТБО (л.д.31-50).

Согласно ст.42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Судом установлено, что фактическим пользователем земельного участка площадью 4 га в районе <адрес> с 1995 года на праве аренды было МУП МПО ЖКХ, а с 2007 года в последствие преобразованное в ОАО «РСК» - на праве собственности.

В соответствии со статьёй 210 ГК РФ собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества.

В соответствии со статьёй 13 ЗК РФ в целях охраны земель, собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия, в том числе, по рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот.

Таким образом, в силу закона именно ОАО «Ресурсо-снабжающая компания» обязана изготовить проект рекультивации спорного земельного участка, предоставив его на экологическую экспертизу и провести рекультивацию.

Доводы представителя ответчика ОАО «Ресурсо-снабжающая компания» в обосновании не признания иска о том, что они не занимаются размещением промышленных и бытовых отходов на спорном земельном участке, а работы по рекультивации земельного участка должны быть проведены ООО «Центр Жил Сервис», который владеет им на правах аренды на основании договора, суд считает не состоятельными по следующим основаниям:

Договор аренды земельного участка площадью 4 гектара в районе <адрес> для свалки ОАО «Ресурсо-снабжающая компания» заключила с ООО «Центр Жил Сервис» был заключен 14 февраля 2011 года, то есть в период рассмотрения судом данного гражданского дела по иску Фурмановского межрайпрокурора к ОАО «Ресурсо-снабжающая компания». Согласно данного договора предметом договора явились передача и прием во временное владение и пользование земельного участка для свалки со всеми имеющимися сооружениями и конструкциями, которыми оборудован данный земельный участок для его использования по назначению. Указанное имущество должно быть использовано арендатором в целях удовлетворения потребностей населения по утилизации твердых бытовых отходов. Согласно договору, указанное имущество передается арендатору в надлежащем техническом состоянии, позволяющим его использовать по назначению (л.д.146-148,149).

Однако как установлено судом, земельный участок переданный ОАО «РСК» в аренду ООО «Центр Жил Сервис» для свалки на момент заключения договора не мог использоваться по назначению, поскольку требовалось проведение его рекультивации, что в договоре не нашло отражение.

Кроме того, ответчиком ОАО «РСК», кроме представленного договора аренды, не представлено каких-либо доказательств того, что ООО «Центр Жил Сервис» фактически использует земельный участок для утилизации твердых бытовых отходов.

При таких обстоятельствах ООО «Центр Жил Сервис» не является надлежащим ответчиком по данному делу.

Из анализа договора аренды земельного от 14 февраля 2011 года, заключенного ОАО «РСК» с ООО «Центр Жил Сервис», а также аналогичного договора от 1 августа 2010 года, заключенного ОАО «РСК» с ООО «Чистый город (л.д. 114-117), следует, что ОАО «РСК» продолжает заниматься эксплуатацией земельного участка в качестве свалки, путем заключения указанных договоров с арендаторами.

Так же суд считает не состоятельными ссылку представителя ответчика ОАО «РСК» в обосновании не признания иска на договор на оказание услуг спецавтотехники от 1 октября 2010 года заключенный ОАО «РСК» с ООО «Экопром», поскольку данный договор свидетельствует лишь о том, что ОАО «РСК» обязуется оказывать услуги по предоставлению спецавтотехники, в том числе мусоровозов.

То обстоятельство, что коэффициент наполняемости полигона, согласно производственной программы ОАО «РСК» на 2010 год в сфере захоронения твердых бытовых отходов на свалке, определен в 89%, не может служить основанием для продолжения размещения там твердых бытовых отходов с учетом установленных судом обстоятельств.

Суд считает, что надлежащим ответчиком по данному делу является ОАО «Ресурсо-снабжающая компания».

Поскольку администрация Фурмановского муниципального района не является собственником спорного земельного участка, непосредственно вывозом и размещением твердых бытовых отходов на спорном земельном участке не занимается, поэтому требования прокурора к администрации не подлежат удовлетворению.

Поскольку судом установлено, что действиями ОАО «Ресурсо-снабжающая компания» нарушаются интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды и права граждан на благоприятную окружающую среду, поскольку продолжение размещение промышленных и бытовых отходов на земельном участке в районе <адрес> может привести к дальнейшему ухудшению экологической обстановки в районе <адрес>.

С учетом изложенного иск прокурора к ОАО «Ресурсо-снабжающая компания» подлежит удовлетворению.

При таких обстоятельствах суд удовлетворяет иск Фурмановского межрайпрокурора частично.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд              

р е ш и л:

Иск Фурмановского межрайонного прокурора удовлетворить частично.

Обязать открытое акционерное общество «Ресурсо-снабжающая компания» с 1 июля 2011 года прекратить размещение промышленных и бытовых отходов на земельном участке, расположенном рядом с <адрес>.

Обязать открытое акционерное общество «Ресурсо-снабжающая компания» изготовить проект рекультивации земельного участка, используемого для размещения промышленных и бытовых отходов, расположенного рядом с <адрес> и предоставить его в срок до 1 ноября 2011 года на экологическую экспертизу в орган, уполномоченный в законном порядке на проведение данной экспертизы.

Обязать открытое акционерное общество «Ресурсо-снабжающая компания» провести рекультивацию земельного участка используемого для размещения промышленных и бытовых отходов, расположенного рядом с <адрес> в сроки, предусмотренные проектом рекультивации.

В остальной части иска Фурмановскому межрайонному прокурору отказать.

Взыскать с открытого акционерного общества «Ресурсо-снабжающая компания» государственную пошлину, от которой освобожден истец, в доход государства в сумме 4000 (четыре тысячи) рублей.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ивановского областного суда через Фурмановский городской суд в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме.

Председательствующий

Мотивировочная часть решения изготовлена <ДД.ММ.ГГГГ>.