Дело № 2-641/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Фурмановский городской суд Ивановской области в составе председательствующего судьи Павлова А.Е., при секретаре судебного заседания Шипаловой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Фурманове Ивановской области <ДД.ММ.ГГГГ> гражданское дело по иску Фурмановского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Широковского сельского поселения Фурмановского муниципального района Ивановской области об обязании приобрести переносную пожарную мотопомпу УСТАНОВИЛ: Фурмановский межрайпрокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации Широковского сельского поселения об обязании приобрести переносную мотопомпу для тушения пожаров в д. Душилово, обосновав свои требования следующим.: Фурмановской межрайонной прокуратурой в порядке надзора <ДД.ММ.ГГГГ> проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности в д. Душилово Широковского сельского поселения. В результате проверки установлено, что в данном населенном пункте, имеющем 27 домов, отсутствует переносная пожарная мотопомпа для тушения пожаров, тем самым были нарушены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС Российской Федерации от 18.06.2003 г. N 313 (п. 31 ППБ 01-03). По данному факту нарушения законодательства было внесено представление, в удовлетворении требований которого было отказано. В нарушении ст. 37 Федерального закона РФ «О пожарной безопасности», администрацией Широковского сельского поселения не в полной мере соблюдаются требования пожарной безопасности и тем самым нарушаются права граждан, проживающих на территории д. Душилово. Отсутствие переносной пожарной мотопомпы, по мнению прокурора, в связи с пожароопасным периодом ставит под угрозу жизни и здоровье людей, проживающих на территории данного населенного пункта, или тех, кто будет проживать в будущем, а также может повлечь повреждение имущества неопределенного круга лиц, поскольку в случае возникновения пожара, его тушение будет значительно осложнено. Поэтому прокурор просит суд обязать Администрацию Широковского сельского поселения приобрести переносную пожарную мотопомпу для тушения пожаров в д. Душилово. В судебном заседании прокурор Моторов А.А. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, и просил обязать ответчика приобрести переносную мотопомпу для тушения пожаров в д. Душилово, пояснив, что в данном случае эта обязанность лежит на органах местного самоуправления, закон о добровольной пожарной охране регулирует совсем иные отношения и не освобождает от соблюдения Правил пожарной безопасности. Представитель ответчика глава администрации Широковского сельского поселения Муранов М.А. в судебном заседании исковые требования не признал, пояснив, что администрация приобрела уже одну мотопомпу для поселения в целом, поэтому считают нецелесообразно покупать еще одну специально для тушения пожаров в д. Душилово, в которой числится всего 29 домов, живут в ней одни пенсионеры, и соблюсти требования, предъявляемые к здоровью и специальному обучению человека, обслуживающего мотопомпу, не представляется возможным. Деревня находится в 5 км от города, что позволяет пожарной команде из него оперативно прибыть на пожар, кроме того в деревне находится противопожарный пруд. В настоящее время на межмуниципальном уровне в Фурмановском районе решается вопрос об организации и создании за счет финансовых средств всех поселений района добровольной пожарной команды в плане реализации закона «О добровольной пожарной охране», что является более эффективной мерой по сравнению с бесполезным приобретением мотопомпы для определенного населенного пункта. Но даже, если они и приобретут мотопомпу, она все равно будет храниться в с. Широково, в администрации, в любом случае деньги на приобретение мотопомпы могут быть заложены только в бюджете следующего года, а не в с. Акульцево, поскольку администрация не может передать материальные ценности частным лицам. Свидетель ФИО 1, начальник ОНД <адрес> УНД ГУ МЧС России по <адрес>, в судебном заседании показал, что в соответствии с правилами пожарной безопасности, которые обязаны все соблюдать, мотопомпа должна быть в каждом населенном пункте, в д. Душилово она отсутствует, недавно вышедший федеральный закон о добровольной пожарной команде полномочий с органов местной власти по обеспечению пожарной безопасности на подведомственной территории не снимает, приобретение мотопомпы необходимо, поскольку в обязанности поселений входит оповещение населения о пожаре, тушение пожара до прибытия пожарной команды и т.д. Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, показания свидетеля, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Требования пожарной безопасности установлены Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденными приказом МЧС России от 18 июня 2003 года № 313 (зарегистрировано в Минюсте РФ 27.06.2003 N 4838). Правила введены в действие с 30 июня 2003 года. Эти Правила приняты в соответствии с ФЗ «О пожарной безопасности» и обязательны для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее - граждане) в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. В соответствии с п. 31 ППБ 01-03, сельские населенные пункты с количеством усадеб (участков) не более 300 для целей пожаротушения должны иметь переносную пожарную мотопомпу, с количеством усадеб (участков) от 300 до 1000 - прицепную пожарную мотопомпу, а с количеством усадеб (участков) свыше 1000 - не менее двух прицепных пожарных мотопомп. В соответствии с п. 9 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. К полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов, согласно ст. 19 ФЗ «О пожарной безопасности», относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности. Согласно ст. 63 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности включают в себя: 1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; 2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности. Таким образом, обеспечение сельских населенных пунктов для целей пожаротушения переносной пожарной мотопомпой (п. 31 ППБ 01-03) входит в полномочия органов местного самоуправления. В ходе судебного установлено, что на территории сельского населенного пункта д. Душилово Широковского сельского поселения имеется 29 домов (л.д. 10-11). В результате проверки, проведенной Фурмановской межрайонной прокуратурой в <ДД.ММ.ГГГГ>, в д. Душилово было установлено отсутствие переносной мотопомпы для тушения пожаров (л.д. 6). Как пояснил представитель ответчика, мотопомпа для тушения пожаров в д. Душилово до сих пор не приобретена. Отсутствие до настоящего времени мотопомпы является нарушением пункта 31 ППБ 01-03. Поскольку д. Душилово находится на территории Широковского сельского поселения Фурмановского муниципального района, то обеспечение ее пожарной мотопомпой входит в обязанность Администрации Широковского сельского поселения Фурмановского муниципального района. Доводы представителя ответчика о нецелесообразности приобретения мотопомпы в д. Душилово в связи с тем, что данный населенный пункт находится недалеко от города и в нем имеются другие средства для тушения пожаров, в частности водоисточник, в д. Душилово отсутствует материально-ответственное лицо, за которым можно было бы закрепить эту мотопомпу, а также отсутствие в бюджете средств являются несостоятельными и не освобождают ответчика от обязанности приобретения мотопомпы, поскольку согласно п. 31 ППБ 01-03 переносная пожарная мотопомпа должна иметься в каждом населенном пункте. Не освобождает от этой обязанности и ФЗ «О добровольной пожарной охране» и возможное создание в соответствии с данным Законом добровольной пожарной охраны в Фурмановском муниципальном районе. Предметом регулирования данного Закона являются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией физическими и юридическими лицами - общественными объединениями права на объединение для участия в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ, а также в связи с созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений пожарной охраны. В случае же создания добровольной пожарной охраны в Фурмановском муниципальном районе у органов местного самоуправления появятся дополнительные обязанности в области пожарной безопасности, а именно в обеспечении деятельности этой охраны, оказания ей финансовой и материально-технической поддержки. Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ Р Е Ш И Л : Обязать администрацию Широковского сельского поселения Фурмановского муниципального района Ивановской области приобрести переносную пожарную мотопомпу для тушения пожаров в д. Душилово. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Ивановского областного суда через Фурмановский городской суд Ивановской области в течение 10 дней со дня его вынесения. Судья А.Е. Павлов Решение составлено в окончательной форме <ДД.ММ.ГГГГ>.