Дело № 2-543/2011 <ДД.ММ.ГГГГ> Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Фурмановский городской суд Ивановской области в составе председательствующего судьи Леоновой Н.В., с участием прокурора Моторова А.А., при секретаре Новожиловой Ю.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Фурманове Ивановской области <ДД.ММ.ГГГГ> гражданское дело по иску Фурмановского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации <данные изъяты> сельского поселения Фурмановского муниципального района об обязании приобрести переносную пожарную мотопомпу, УСТАНОВИЛ: Фурмановский межрайпрокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации <данные изъяты> сельского поселения об обязании приобрести переносную мотопомпу для тушения пожаров в с. А, обосновав свои требования тем, что в результате проверки соблюдения законодательства о пожарной безопасности на территории населенного пункта с. А <данные изъяты> сельского поселения были выявлены нарушения Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС Российской Федерации от 18.06.2003 г. N 313, а именно: с. А, в котором имеется 27 домов, не обеспечено пожарной мотопомпой (п. 31 ППБ 01-03). В результате чего, в нарушении ст. 37 Федерального закона РФ «О пожарной безопасности», администрацией <данные изъяты> сельского поселения не в полной мере соблюдаются требования пожарной безопасности и тем самым нарушаются права граждан, проживающих на территории с. А Фурмановского района. Отсутствие переносной пожарной мотопомпы в с. А, по мнению прокурора, в связи с пожароопасным периодом ставит под угрозу жизни и здоровье людей, проживающих на территории данного населенного пункта, или тех, кто будет проживать в будущем, а также может повлечь повреждение имущества неопределенного круга лиц, поскольку в случае возникновения пожара, его тушение будет значительно осложнено. Поэтому прокурор просит суд обязать Администрацию <данные изъяты> сельского поселения приобрести переносную пожарную мотопомпу для тушения пожаров в с. А. В судебном заседании прокурор Моторов А.А. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, и просил обязать ответчика приобрести переносную мотопомпу для тушения пожаров в с. А <данные изъяты> сельского поселения, пояснив, что в данном случае идет речь об органах местного самоуправления, а не о коммерческих организациях, как указано в законе о добровольной пожарной команде. Правила пожарной безопасности действуют до настоящего времени, их никто не отменял. Представитель ответчика Администрации <данные изъяты> сельского поселения Муранов М.А. в судебном заседании исковые требования не признал, пояснив, что администрация приобрела уже одну мотопомпу, поэтому считают нецелесообразно покупать еще одну специально для тушения пожаров в с. А. Кроме того, в деревне А проживают одни пенсионеры, и соблюсти требования, предъявляемые к здоровью и специальному обучению человека, обслуживающего мотопомпу, не представляется возможным. Но даже, если они и приобретут мотопомпу, она все равно будет храниться в <адрес>, а не в с. А, поскольку администрация не может передать материальные ценности частным лицам. Представитель ответчика Администрации <данные изъяты> сельского поселения Семенов М.В. в судебном заседании исковые требования прокурора также не признал, пояснив, что п. 94 Правил пожарной безопасности устанавливает, что при наличии искусственных или естественных водоисточников, к ним должны быть устроены подъезды для забора воды в случае пожара. Водоисточник в с. А имеется, а также у каждого дома есть бочки с водой. Таким образом, кроме мотопомпы, имеются другие средства для тушения пожаров. Согласно п. 107 тех же Правил, за каждой мотопомпой должен быть закреплен моторист-водитель. Если на 22 человека будет и моторист, и водитель, - это выйдет слишком дорого. В письменных возражениях на исковые требования прокурора и.о. главы Администрации <данные изъяты> сельского поселения Т.Н. пояснила, что в д. А числится 27 домов, фактически проживает 22 человека в 11 домах. Остальные дома используются только в летний период с <ДД.ММ.ГГГГ> по <ДД.ММ.ГГГГ>. Большинство жителей имеют возраст старше 60 лет. Преклонный возраст и болезни затрудняют использование ими мотопомпы при пожаре. Принимать участие в тушении пожаров и пользоваться мотопомпой могут лица, соответствующие определенным требованиям к здоровью (п. 2 ст. 10 Закона № 100-ФЗ) и прошедшие специальный курс обучения, обладающие необходимыми пожарно-техническими знаниями (п. 1 ст. 20 и п. 1 ст. 21 Закона № 100-ФЗ). Все материальные средства числятся на балансе администрации, и за их сохранность несет ответственность определенное должностное лицо. Правовая основа выдачи противопожарного инвентаря и оборудования частным лицам в настоящее время не разработана. Кроме этого, с. А располагается в двух километрах от города Фурманова, что позволяет пожарной команде из ПЧ-17 г. Фурманова, в соответствии с техническим регламентом о требованиях пожарной безопасности (п. 1 ст. 76 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»), прибыть на пожар не позднее 20 минут после сообщения о пожаре. Также, центре деревни расположен противопожарный пруд. Дорога к самой деревне и к пруду соответствует требованиям. Забор воды не представляет затруднений. Кроме того, бюджет <данные изъяты> сельского поселения является дотационным, на текущий плановый период денежных средств на подобные мероприятия, в частности, на приобретение пожарной переносной мотопомпы, не заложено (л.д. 7-8). Свидетель Д.Н., <данные изъяты>, в судебном заседании показал, что недавно вышел новый федеральный закон о добровольной пожарной команде, скоро будут создаваться добровольные пожарные команды, у которых будет пожарная машина. Однако он (Д.Н.) полагает, что в соответствии с Правилами пожарной безопасности, которые никто не отменял, приобретать помпы все равно необходимо, поскольку в обязанности поселений входит оповещение населения о пожаре, тушение пожара до прибытия пожарной команды и т.д. За мотопомпой должен быть закреплен специалист. Рассмотрев заявление, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Требования пожарной безопасности установлены Правилами пожарной безопасности Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденными приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 г. В соответствии с п. 31 ППБ 01-03, сельские населенные пункты с количеством усадеб (участков) не более 300 для целей пожаротушения должны иметь переносную пожарную мотопомпу, с количеством усадеб (участков) от 300 до 1000 - прицепную пожарную мотопомпу, а с количеством усадеб (участков) свыше 1000 - не менее двух прицепных пожарных мотопомп. В соответствии с п. 9 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. К полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов, согласно ст. 19 ФЗ от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ (ред. от 18.07.2011 г.) «О пожарной безопасности», относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности. Согласно ст. 63 ФЗ от 22.07.2008 № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» Первичные меры пожарной безопасности включают в себя: 1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; 2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности. Таким образом, обеспечение сельских населенных пунктов для целей пожаротушения переносной пожарной мотопомпой (п. 31 ППБ 01-03 Правил пожарной безопасности в РФ) входит в полномочия органов местного самоуправления. Установлено, что на территории населенного пункта с. А <данные изъяты> сельского поселения Фурмановского района имеется 27 домов (л.д. 4-5). В результате проверки, проведенной Фурмановской межрайонной прокуратурой в <ДД.ММ.ГГГГ>, в с. А <данные изъяты> сельского поселения Фурмановского района, было установлено отсутствие мотопомпы для тушения пожаров. До настоящего времени мотопомпа не приобретена. Данные факты ответчиком не оспариваются. Отсутствие на момент проведения проверки пожарной мотопомпы является нарушением пункта 31 ППБ 01-03. Поскольку с. А находится на территории <данные изъяты> сельского поселения Фурмановского муниципального района, то обеспечение ее пожарной мотопомпой входит в обязанность Администрации <данные изъяты> сельского поселения Фурмановского муниципального района. Доводы представителей ответчика о нецелесообразности приобретения мотопомпы в с. А в связи с тем, что данный населенный пункт находится недалеко от города и в нем имеются другие средства для тушения пожаров, в частности водоисточник, а также в связи с тем, что в с. А отсутствует материально-ответственное лицо, за которым можно было бы закрепить эту мотопомпу, являются несостоятельными и не освобождают ответчика от обязанности приобретения мотопомпы, поскольку согласно п. 31 ППБ 01-03 пожарная мотопомпа должна иметься в каждом населенном пункте. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Фурмановского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить. Обязать Администрацию <данные изъяты> сельского поселения Фурмановского района приобрести переносную пожарную мотопомпу для тушения пожаров в с. А Фурмановского района. Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Фурмановский городской суд Ивановской области в течение 10 дней со дня принятия его в окончательной форме. Председательствующий: Леонова Н.В.