Мотивированное решение составлено <ДД.ММ.ГГГГ> Дело № 2-865/2011, № 2-39/2012 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Фурмановский городской суд Ивановской области в составе: председательствующего судьи Смирновой А.А., при секретаре Голубевой Н.В., с участием: прокурора - заместителя Ивановского транспортного прокурора Чумаковой Т.В., представителя ответчика ОАО «РЖД» в лице филиала Северная железная дорога Глебездова П.А., представителя ответчика Ярославской дистанции гражданских сооружений - структурного подразделения Северной дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Северной железной дороги - филиала ОАО «РЖД» Варганова С.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Фурманове Ивановской области <ДД.ММ.ГГГГ> гражданское дело по иску Ивановского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ОАО «РЖД» в лице филиала - Северная железная дорога, в лице Ярославской дистанции гражданских сооружений - структурного подразделения Северной дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Северной железной дороги - филиала ОАО «РЖД», о запрете осуществления деятельности, о понуждении к устранению нарушений санитарных правил и норм пожарной безопасности, У С Т А Н О В И Л: Ивановский транспортный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ОАО «РЖД» в лице филиала - Северная железная дорога, в лице Ярославской дистанции гражданских сооружений - структурного подразделения Северной дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Северной железной дороги - филиала ОАО «РЖД», о запрете осуществления деятельности о понуждении к устранению нарушений санитарных правил и норм пожарной безопасности. Исковые требования обоснованны тем, что Ивановской транспортной прокуратурой в декабре 2011 года проведена плановая проверка состояния здания железнодорожного вокзала ст. Фурманов, расположенного в г. Фурманове Ивановской области. Здание железнодорожного вокзала ст. Фурманов состоит на балансе Ярославской дистанции гражданских сооружений - структурного подразделения Северной дирекции инфраструктуры структурного подразделения Северной железной дороги - филиала ОАО «РЖД». Ярославская дистанция гражданских сооружений - структурное подразделение Северной дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Северной железной дороги - филиала ОАО «РЖД» признает необходимость закрытия и приостановления деятельности по эксплуатации здания железнодорожного вокзала в г. Фурманове. В результате проведенной проверки установлено, что железнодорожный вокзал в г. Фурманове эксплуатируется филиалом ОАО «Российские железные дороги» с нарушением требований федерального законодательства, что создает угрозу нарушения прав граждан. Здание железнодорожного вокзала построено в начале 20 века, деревянное, в здании вокзала отсутствует водопровод и канализация. Помещения вокзала, указанные в п. 3.1.1 СП 2.5.1198-03 отсутствуют. Комнаты длительного отдыха, комната матери и ребенка, медицинский пункт в здании вокзала не оборудованы, что является также нарушением пунктов 3.1.4., 3.1.11 указанных санитарных правил. Санитарно-техническое состояние вокзала крайне неудовлетворительное. Не закончен ремонт кровли, нарушена ее целостность. На потолке здания имеются многочисленные промочки, штукатурка на стенах и потолке отслоилась и потрескалась, оконные проемы деревянные, перекошены. Бетонный пол имеет многочисленные выбоины. В здании повышенная влага, присутствует неприятный, «прелый запах». Пассажиры не имеют возможности пользоваться туалетными комнатами, водопроводом. Перечисленные нарушения санитарных правил свидетельствуют о несоблюдении следующих положений СанПин: п.3.1.8. - поверхности стен и полов помещений должны быть легко доступными для проведения уборки и дезинфекции, п. 3.2.3. и 3.2.4.- периодическая текущая и суточная уборка, п. 3.2.2. - ежегодно к летним пассажирским перевозкам рекомендуется проводить на вокзале текущий ремонт помещений, а к зимнему периоду их утепление. Не смотря на это, текущий ремонт в помещение не проводился, а к зимнему периоду вскрыта кровля крыши, в результате чего произошли многочисленные промочки здания вокзала, отслоились покрытия потолка и стен. Согласно заключению Северного ТО Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту от 7 декабря 2011 года здание железнодорожного вокзала станции Фурманов не соответствует требованиям Сан Пин 2.5.1198-03. Кроме того, в результате проверки установлено, что в здании железнодорожного вокзала не проведена огнезащитная обработка деревянных конструкций, в том числе конструкций, которые используются для замены кровли крыши железнодорожного вокзала, тем самым нарушен п. 36 Правил пожарной безопасности ППБ-01-03 (далее ППБ). Обслуживающий персонал не в полном объеме обеспечен электрическими фонарями на случай отключения электроэнергии, тем самым нарушен п. 55 ППБ-01-03. Так, согласно п. 55 ППБ в зданиях с массовым пребыванием людей на случай отключения электроэнергии у обслуживающего персонала должны быть электрические фонари не менее одного на каждого работника. В помещении вокзала ст. Фурманов отсутствуют объемные самосветящиеся знаки пожарной безопасности с автономным питанием и от электросети, используемые на путях эвакуации (в том числе указатели «Дверь эвакуационного выхода», тем самым нарушен п. 61 ППБ-01-03. Допускается горючая отделка на путях эвакуации - в помещении вокзала используется горючая отделка пола, окон, стен, тем самым нарушен п.п. 3, 53 ППБ-01-03 и п. 6.25 СНИП 21-01-97. Наряду с настоящими Правилами пожарной безопасности, согласно п. 3 ППБ следует руководствоваться также иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке. Согласно п. 53 ППБ запрещается применять горючие материалы для отделки потолков, стен, ступеней и лестничных площадок на путях эвакуации. Согласно п. 3 ППБ, должны соблюдаться также иные нормативные акты и документы по пожарной безопасности, содержащие требования пожарной безопасности, утвержденные в установленном порядке, в том числе ГОСТ Р 12.2.143-2. В соответствии со ст. 5 Федерального Закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» каждый объект защиты должен иметь систему защиты обеспечения пожарной безопасности. Согласно ст. 6 Федерального Закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если в полном объеме выполнены обязательные требования пожарной безопасности. В нарушение вышеперечисленного пожарного и санитарного законодательства, а также ст.37 ФЗ РФ «О пожарной безопасности», при эксплуатации здания железнодорожного вокзала не в полной мере соблюдаются требования пожарной безопасности и нормы санитарии, тем самым нарушаются права граждан, находящихся в указанном месте массового пребывания людей. При выявленных нарушениях закона осуществление деятельности на железнодорожном вокзале ст. Фурманов, несоответствие огнезащитной обработки деревянных конструкций, обсыпание покрытия потолка и стен, нарушение целостности пола представляет собой опасность для жизни и здоровья граждан, посещающих указанный железнодорожный вокзал, что является недопустимым. Таким образом, в настоящее время существует реальная опасность для пользования указанным железнодорожным вокзалом неопределенному кругу лиц. В соответствии с п. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Обращение с заявлением в суд прокурора вызвано необходимостью по устранению реальной опасности для жизни и здоровья неопределенного круга лиц, граждан, посещающих вокзал. Просят запретить ОАО «Российские железные дороги» деятельность по продаже железнодорожных проездных документов и эксплуатацию неопределенным кругом лиц железнодорожного вокзала ст. Фурманов до устранения вышеперечисленных нарушений законодательства. Возложить на ОАО «РЖД» обязанности по устранению нарушений пожарной безопасности и санитарного законодательства, выявленных при проведении прокурорской проверки. В ходе судебного разбирательства Ивановский транспортный прокурор уточнил свои исковые требования, просил возложить на ОАО «Российские железные дороги» обязанность запретить деятельность по продаже железнодорожных проездных документов и эксплуатацию неопределенным кругом лиц железнодорожного вокзала ст. Фурманов до устранения нарушений законодательства; возложить на ОАО «Российские железные дороги» обязанности в течение 3-х месяцев с момента вынесения решения суда завершить ремонт кровли крыши и заменить все окна здания железнодорожного вокзала ст. Фурманов, в срок до <ДД.ММ.ГГГГ> выполнить ремонт внутренних помещений (отремонтировать покрытие потолка, стен и восстановить целостность пола), произвести ремонт фасада здания железнодорожного вокзала и его утепление. В судебном заседании представитель ОАО «Российские железные дороги» предоставил копию приказа от <ДД.ММ.ГГГГ> <№> «О запрете нахождения людей в здании», согласно которому в связи с проведением работ по капитальному ремонту здания вокзала станции Фурманов, начальнику участка производства ст. Иваново ФИО 1 приказано довести информацию до пользователей первого этажа здания вокзала о запрете нахождения людей в указанных помещениях на время проведения капитального ремонта, обеспечить освобождение помещений первого этажа здания для проведения работ на период с <ДД.ММ.ГГГГ> до <ДД.ММ.ГГГГ> и акт приемки выполненных работ, согласно которому ремонт крыши железнодорожного вокзала станции Фурманов, в настоящее время закончен. В связи с добровольным удовлетворением ответчиками части исковых требований, Ивановский транспортный прокурор предоставил суду ходатайство о прекращении производства по делу в части возложения на ОАО «Российские железные дороги» обязанности по запрещению деятельности по продаже железнодорожных проездных документов и эксплуатации неопределенным кругом лиц железнодорожного вокзала ст. Фурманов до устранения нарушений пожарной безопасности и санитарного законодательства и возложении на ответчиков обязанности в течение трех месяцев произвести ремонт крыши; от исковых требований в данной части истец отказался, производство по делу просила прекратить. Последствия отказа от иска, предусмотренные ст. 221 ГПК РФ, разъяснены и понятны. Производство по делу в данной части прекращено определением Фурмановского городского суда. В судебном заседании заместитель Ивановского транспортного прокурора Чумакова Т.В. уточненные исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить, дополнительно пояснила суду, что не возражает против предоставления ответчикам срока для выполнения ремонта внутренних помещений (отремонтировать покрытие потолка, стен и восстановить целостность пола), ремонта фасада здания железнодорожного вокзала и его утепления в срок до <ДД.ММ.ГГГГ>, поскольку согласно титульному списку капитальный ремонт железнодорожного вокзала станции Фурманов должен быть закончен в конце 2012 года. Ивановской транспортной прокуратурой неоднократно проводилась проверка соблюдения санитарного и пожарного законодательства на железнодорожном вокзале станции Фурманов, здание вокзала с октября-ноября 2011 года находится в ненадлежащем состоянии, однако, на вокзале проводилась продажа железнодорожных билетов, согласно заключению Северного территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по железнодорожному транспорту от <ДД.ММ.ГГГГ> здание вокзала станции Фурманов не соответствует требованиям Санитарных правил, в связи с этим было подано данное исковое заявление в защиту неопределенного круга лиц - жителей г. Фурманова и Фурмановского района, пользующихся зданием железнодорожного вокзала, работников ОАО «Российские железные дороги», жителей, проживающих в здании железнодорожного вокзала на условиях найма. После подачи данного искового заявления ОАО «Российские железные дороги вынесло приказ о запрещении нахождения граждан на первом этаже здания железнодорожного вокзала, в связи с чем Ивановский транспортный прокурор отказался от части заявленных исковых требований. В настоящее время ОАО «Российские железные дороги» проводится капитальный ремонт здания железнодорожного вокзала станции Фурманов, здание вокзала закрыто для посетителей, вместе с тем, в ходе ремонта здания железнодорожного вокзала нарушаются права и законные интересы граждан, проживающих в здании железнодорожного вокзала, граждан проходящих мимо железнодорожного вокзала, жителей города Фурманова и Фурмановского района, которые в настоящее время не могут ожидать прибытия и отправления поездов в помещении, отвечающем санитарным и пожарным нормам, вынуждены ожидать прибытия поезда на улице. Представитель ответчика ОАО «Российские железные дороги» в лице филиала Северные железные дороги Ермолин А.С. в судебное заседание не явился, ранее участвующий в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований Ивановского транспортного прокурора, поскольку собственниками здания железнодорожного вокзала на станции Фурманов является ОАО «РЖД». В соответствии со ст. 210 ГК РФ бремя содержания имущества лежит на собственнике. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия. Здание железнодорожного вокзала на станции Фурманов включено в проект титульного списка объектов капитального ремонта Ярославской дистанции гражданских сооружений на 2012 год. В настоящее время в здании железнодорожного вокзала станции Фурманов ведутся ремонтные работы: уже заменены все окна и заканчивается ремонт кровли, начинаются работы по ремонту фасада здания. Согласно Приказу от 20.12.2011 г. № 356 в здании железнодорожного вокзала станции Фурманов запрещено нахождение людей на время проведения капитального ремонта с <ДД.ММ.ГГГГ> по <ДД.ММ.ГГГГ> Соответственно опасности при пользовании указанным железнодорожным вокзалом неопределенным кругом лиц, в защиту которого в соответствии со ст. 45 ГПК РФ обратился Ивановский транспортный прокурор, не представляется. Согласно ч. 3 ст. 131 ГПК РФ в исковом заявлении, предъявляемом прокурором в защиту интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, должно быть указано, в чем конкретно заключаются их интересы, какое право нарушено, а также должна содержаться ссылка на закон или иной нормативный правовой акт, предусматривающие способ защиты этих интересов. В резолютивной части исковых требований Ивановский транспортный прокурор просит возложить на ОАО «РЖД» обязанности заменить все окна здания железнодорожного вокзала станции Фурманов, отремонтировать и утеплить фасад здания железнодорожного вокзала, не указав, на основании каких нормативных документов предусмотрены данные работы. В тексте искового заявления ссылки на данные нормы отсутствуют, а указаны ссылки лишь на требования по пожарной безопасности и санитарные нормы, а не на строительные нормы и правила, согласно которым необходимо проводить работы, связанные со строительством, реконструкцией, капитальным и текущим ремонтом здания. Кроме того, сроки проведения капитального ремонта здания железнодорожного вокзала на станции Фурманов не регламентируются никакими нормативно-правовыми актами. Требования Ивановского транспортного прокурора считают неправомерными. Просят в иске Ивановского транспортного прокурора отказать в полном объеме. Представитель ответчика ОАО «Российские железные дороги» в лице филиала Северные железные дороги Глебездов П.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований Ивановского транспортного прокурора в полном объеме, дополнительно обращал внимание суда, что Северная железная дорога является филиалом ОАО «РЖД», в собственности ОАО «РЖД» находится здание железнодорожного вокзала станции Фурманов, <ДД.ММ.ГГГГ> ОАО «РЖД» вынесло приказ о запрете нахождения людей на первом этаже здания железнодорожного вокзала станции Фурманов, поэтому Ивановский транспортный прокурор не вправе обращаться в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц. Здание железнодорожного вокзала закрыто для посетителей, в настоящее время доступ в здание имеют только работники подрядной организации, проводящей ремонтные работы. В настоящее время продажа железнодорожных билетов на пригородные поезда производится при посадке в поезд, продажа билетов на поезда дальнего следования проводится в кассе, расположенной в торговом центре «Авангард». Поскольку прокурор отказался от исковых требований в части возложения на ответчиков обязанности о запрете деятельности по эксплуатации железнодорожного вокзала, производство по делу в данной части прекращено определением суда, прокурор должен отказаться от всех исковых требований, поскольку остальные требования производны от первого. В настоящее время в здании вокзала проводится капитальный ремонт, в настоящее время закончен ремонт крыши, произведена замена 90% окон, осталось заменить только окна в жилых помещениях вокзала. Продажей железнодорожных билетов занимается ОАО «Федеральная пассажирская компания», которая с 2011 г. не входит в состав ОАО «Российские железные дороги». ОАО «Российские железные дороги» является собственником здания железнодорожного вокзала, ни одни строительные или санитарные нормы законодательства не предусматривают сроков проведения тех или иных строительных работ. Представитель ответчика ОАО «Российские железные дороги» в лице Ярославской дистанции гражданских сооружений Варганов С.Г. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований Ивановского транспортного прокурора в полном объеме, дополнительно пояснил суду, что Ярославская дистанция гражданских сооружений является структурным подразделением Северной дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Северной железной дороги. В обязанности Ярославской дистанции гражданских сооружений входит эксплуатация, текущее содержание, текущий и капитальный ремонт зданий Северной железной дороги. Здание железнодорожного вокзала станции Фурманов находится на балансе Ярославской дистанции гражданских сооружений. В настоящее время в здании железнодорожного вокзала станции Фурманов проводится капитальный ремонт, который будет закончен в декабре 2012 года. В настоящее время закончены работы по замене крыши здания железнодорожного вокзала, ведутся работы по замене окон, в настоящее время заменены 90% окон. После окончания капитального ремонта, здание будет приниматься с участием специалистов Роспотребнадзора, пожарного надзора. После завершения капитального ремонта здание далее будет эксплуатироваться как железнодорожный вокзал, в нем будет располагаться билетная касса и зал ожидания. Свидетель ФИО 2 в судебном заседании показала, что проживает в <адрес> здания железнодорожного вокзала станции Фурманов, данный адрес указан в ее паспорте как место регистрации. Квартира предоставлялась ее матери около 40 лет назад, как работнику железной дороги. Квартира используется ею и ее сыном по назначению, для проживания, они регулярно оплачивают плату за проживание, свет, отопление, воду. В настоящее время в здании железнодорожного вокзала проводится ремонт, ведется ремонт крыши, замена окон. В ходе работ по ремонту крыши были допущены промочки ее квартиры, поскольку работы проводились во время снегопадов. Свидетель ФИО 3 в судебном заседании показал, что проживает в <адрес> здания железнодорожного вокзала станции Фурманов, квартиру ему предоставили в 2000 г., как работнику ОАО «Российские железные дороги», с ним заключен договор найма жилого помещения. Квартира используется им и его семьей по назначению, для проживания, они регулярно оплачивают плату за проживание, свет, отопление, воду. В настоящее время в здании железнодорожного вокзала проводится ремонт, ведется ремонт крыши, замена окон. В ходе работ по ремонту крыши в квартире пробили потолочную плитку, в его квартире окна не заменены, заменены ли они в здании вокзала он внимания не обращал. Свидетель ФИО 4в судебном заседании показала, что является женой ФИО 3, они проживают в <адрес> здания железнодорожного вокзала станции Фурманов, квартиру предоставили ее мужу в 2000 г., как работнику ОАО «Российские железные дороги», с ним заключен договор найма жилого помещения. Квартира используется ими по назначению, для проживания, они регулярно оплачивают плату за проживание, свет, отопление, воду. В настоящее время в здании железнодорожного вокзала проводится ремонт, ведется ремонт крыши, замена окон. В ходе работ по ремонту крыши в их квартире пробили потолочную плитку, в их квартире окна не заменены, заменены ли они в здании вокзала она внимания не обращала. До <ДД.ММ.ГГГГ> она заходила в помещение железнодорожного вокзала, помещение требует ремонта, после <ДД.ММ.ГГГГ> в помещение железнодорожного вокзала она не заходила. Свидетель ФИО1 в судебном заседании показал, что работает начальником железнодорожного вокзала станции Фурманов, на втором этажа здания расположены жилые помещения, в них постоянно проживают люди, квартиры им предоставлялись как работникам ОАО «Российские железные дороги». <ДД.ММ.ГГГГ> он зашел в помещение железнодорожного вокзала и увидел многочисленные промочки, произошедшие в результате осадков, в помещении обваливалась штукатурка, вода попадала в электрические приборы, он после выходных подал руководству телеграмму о необходимости закрытия здания вокзала, поскольку находиться там было опасно для здоровья. После выходных здание железнодорожного вокзала закрыли. В настоящее время в здании железнодорожного вокзала ведутся ремонтные работы, проведена замена крыши, днем в помещение железнодорожного вокзала могут находиться рабочие, на ночь они закрывают помещение на ключ. Суд, выслушав мнение лиц, участвующих в деле, свидетелей, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам. Станция Фурманов находится в собственности ОАО «Российские железные дороги» (л.д. 51). Согласно заключению Северного территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по железнодорожному транспорту, в ходе обследования установлено, что вокзал станции Фурманов относится к Пассажирской Дирекции по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении. Здание вокзала построено в начале 20 века, деревянное. Общая площадь около 150 кв.м. Здание вокзала не обеспечено водопроводом и канализацией. Отоплении местное, от котельной. Помещения вокзала, указанные в п. 3.1.1 СП 2.5.1198-03, отсутствуют. Комнаты длительного отдыха, комната матери и ребенка, медицинский пункт в вокзале не оборудованы, что является нарушением пунктов 3.1.4, 3.1.11 указанных выше санитарных правил. Санитарно-техническое состояние вокзала крайне неудовлетворительное. Ремонт кровли не закончен, нарушена ее целостность. На потолке имеются промочки, штукатурка на стенах и потолке отслоилась и потрескалась, оконные проемы перекошены, бетонный пол имеет многочисленные выбоины. Все перечисленные недостатки не позволяют выполнить требования санитарных правил, а именно п. 3.1.8 поверхности стен и полов помещений должны быть легко доступными для проведения уборки и дезинфекции; п. 3.2.3 периодическая текущая уборка, п. 3.2.4 суточная уборка, п. 3.2.2. ежегодно к летним пассажирским перевозкам рекомендуется проводить на вокзале текущий ремонт помещений, а к зимнему периоду - их утепление. На основании вышеизложенного здание вокзала станции Фурманов не соответствует требованиям СП 2.5.1198-03 (л.д. 8). Здание железнодорожного вокзала на станции Фурманов включено в проект титульного списка объектов капитального ремонта Ярославской дистанции гражданских сооружений на 2012 год (л.д. 29-34). Согласно техническому паспорту железнодорожного вокзала города Фурманова, составленного на <ДД.ММ.ГГГГ>, в настоящее время погашенного, собственником здания является Северная железная дорога, здание состоит из строений литера А, А1, А2. Строения литер А1, А2 являются двухэтажными, на вторых этажах данных строений расположены жилые помещения (л.д. 64-75). Согласно техническому паспорту железнодорожного вокзала города Фурманова, составленного на <ДД.ММ.ГГГГ>, на вторых этажах данных строений расположены жилые помещения (л.д. 52-63). Согласно акту приемки выполненных работ, на <ДД.ММ.ГГГГ> выполнен ремонт кровли здания железнодорожного вокзала станции Фурманов, заменены 90% окон (л.д. 77). Суд отмечает, что в данном акте не содержится указаний, где именно в помещении вокзала или в жилых помещениях в настоящее время заменены окна. Согласно ст. 209 ГПК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Согласно ст. 210 ГПК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Согласно преамбуле ФЗ от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» настоящий Федеральный закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Согласно ст. 2 ФЗ от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности. Согласно ст. 3 ФЗ от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (далее - санитарное законодательство) основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Согласно ст. 11 ФЗ от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц. Согласно ст. 39 ФЗ от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Согласно п. 1.1. «Санитарных правил по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте. СП 2.5.1198-03», утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 3 марта 2003 г. (с последующими изменениями и дополнениями) настоящие Санитарные правила распространяются на комплекс стационарных объектов и подвижной состав железнодорожного транспорта, составляющих систему обеспечения пассажирских перевозок. Согласно п. 2.1. «Санитарных правил по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте. СП 2.5.1198-03», утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 3 марта 2003 г. (с последующими изменениями и дополнениями) настоящие Санитарные правила являются обязательными для всех юридических и физических лиц, связанных с обеспечением пассажирских перевозок. Согласно п. 3.1.8. «Санитарных правил по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте. СП 2.5.1198-03», утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 3 марта 2003 г. (с последующими изменениями и дополнениями) поверхности стен и полов основных помещений должны быть легко доступными для проведения влажной уборки и дезинфекции. Согласно п. 3.2.2. «Санитарных правил по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте. СП 2.5.1198-03», утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 3 марта 2003 г. (с последующими изменениями и дополнениями) ежегодно к летним пассажирским перевозкам рекомендуется проводить на вокзале текущий ремонт помещений, а к зимнему периоду - их утепление. Согласно п. 3.4.9. «Санитарных правил по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте. СП 2.5.1198-03», утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 3 марта 2003 г. (с последующими изменениями и дополнениями) размещение фрамуг, приточных и вытяжных решеток должно обеспечивать равномерный воздухообмен по всему помещению и возможность сквозного проветривания комнат с исключением застойных мест. Согласно п. 7.2 Распоряжения ОАО «РЖД» от 31.05.2011 г. № 1186р «Об утверждении Положения о железнодорожной станции» сооружения и технические устройства железнодорожной станции постоянно должны находиться в исправном состоянии. Ремонт, содержание и материально-техническое обеспечение их возлагается на соответствующие структурные подразделения, обеспечивающие эксплуатационную деятельность железнодорожной станции, в порядке, установленном ОАО «РЖД». Согласно п. 7.2 Распоряжения ОАО «РЖД» от 31.05.2011 г. № 1186р «Об утверждении Положения о железнодорожной станции» сооружения и технические устройства железнодорожной станции постоянно должны находиться в исправном состоянии. Ремонт, содержание и материально-техническое обеспечение их возлагается на соответствующие структурные подразделения, обеспечивающие эксплуатационную деятельность железнодорожной станции, в порядке, установленном ОАО «РЖД». Суд приходит к следующим выводам, здание вокзала станции Фурманов находится в собственности ОАО «Российские железные дороги», которое несет бремя его содержания и обязано выполнять требования санитарного законодательства. Судом установлено, что в настоящее время здание железнодорожного вокзала станции Фурманов не соответствует требованиям «Санитарных правил по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте. СП 2.5.1198-03», утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 3 марта 2003 г. (с последующими изменениями и дополнениями). Требования Санитарно-эпидемиологических правил СП 2.5.1198-03 содержат в себе требования, предъявляемые к устройству и оборудованию основных пассажирских помещений наземных и подземных вокзалов, а также требования к содержанию основных помещений вокзалов и обязательны для исполнения ОАО «Российские железные дороги» в том числе и в части содержания, оборудования и ремонта железнодорожного вокзала станции Фурманов. В настоящее время здание железнодорожного вокзала станция Фурманов не работает в связи с проведением ремонтных работ, железнодорожные билеты продаются через кассу, расположенную в торговом центре «Авангард» г. Фурманова, находящемся на расстоянии более километра от железнодорожного вокзала станции Фурманов, в силу чего жители города Фурманов и Фурмановского района вынуждены ожидать прибытия железнодорожного транспорта на открытом воздухе. Кроме того, судом установлено, что в здании железнодорожного вокзала станция Фурманов находятся жилые квартиры, расположенные на втором этаже станции, в которых постоянно проживают граждане, в ходе ремонтных работ по замене крыши, были допущены промочки квартир. Согласно требованиям «Санитарных правил по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте. СП 2.5.1198-03», утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 3 марта 2003 г. (с последующими изменениями и дополнениями), поверхности стен и полов основных помещений должны быть легко доступными для проведения влажной уборки и дезинфекции, ежегодно к летним пассажирским перевозкам рекомендуется проводить на вокзале текущий ремонт помещений, а к зимнему периоду - их утепление, размещение фрамуг, приточных и вытяжных решеток должно обеспечивать равномерный воздухообмен по всему помещению и возможность сквозного проветривания комнат с исключением застойных мест. Поскольку в настоящее время согласно заключению Северного территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по железнодорожному транспорту, здание железнодорожного вокзала станции Фурманов не соответствует требованиям «Санитарных правил по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте. СП 2.5.1198-03», утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 3 марта 2003 г. (с последующими изменениями и дополнениями), в ходе выездного судебного разбирательства суд убедился в обоснованности данного заключения, здание железнодорожного вокзала станции Фурманов включено в проект титульного списка объектов капитального ремонта Ярославской дистанции гражданских сооружений на 2012 год, однако данный список не содержит перечня работ, которые планируется провести в рамках капитального ремонта, суд считает исковые требования Ивановского транспортного прокурора о возложении на ОАО «Российские железные дороги» обязанности в течение 3-х месяцев заменить все окна здания железнодорожного вокзала ст. Фурманов, в срок до <ДД.ММ.ГГГГ> выполнить ремонт внутренних помещений (отремонтировать покрытие потолка, стен и восстановить целостность пола), ремонт фасада здания железнодорожного вокзала и его утепление, законными, обоснованными и подлежащим удовлетворению. В соответствии с положениями ФЗ «О прокуратуре РФ» предметов прокурорского надзора является исполнение законов, действующих на территории РФ, органами власти, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение. Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Основанием для обращения Ивановского транспортного прокурора в суд с рассматриваемым исковым заявлением послужило заключение Северного территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по железнодорожному транспорту о том, что здание вокзала станции Фурманов не соответствует требованиям СП 2.5.1198-03 от 07.12.2011 г., нахождение людей в помещении вокзала могло повлечь угрозу здоровья неопределенному кругу лиц, находящихся в помещении железнодорожного вокзала. Таким образом, Ивановский транспортный прокурор обратился в суд с заявлением в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в целях предупреждения причинения вреда их жизни и здоровью, в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законодательством. Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. Учитывая, что капитальный ремонт железнодорожного вокзала запланирован на 2012 год, суд считает возможным предоставить ОАО «Российские железные дороги» срок для исполнения решения суда в части выполнения ремонта внутренних помещений (отремонтировать покрытие потолка, стен и восстановить целостность пола), ремонт фасада здания железнодорожного вокзала и его утепление до <ДД.ММ.ГГГГ>. При решении вопроса о предоставлении срока в части возложения на ОАО «Российские железные дороги» обязанности заменить все окна здания железнодорожного вокзала ст. Фурманов, суд, учитывая законные интересы жителей, проживающих на втором этаже железнодорожного вокзала, считает возможным предоставить ответчику в этой части срок три месяца для исполнения решения суда. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, Р Е Ш И Л: Исковые требования Ивановского транспортного прокурора удовлетворить. Обязать ОАО «Российские железные дороги» в лице Северной железной дороги, в лице Ярославской дистанции гражданских сооружений в течение трех месяцев заменить все окна здания железнодорожного вокзала ст. Фурманов. Обязать ОАО «Российские железные дороги» в лице Северной железной дороги, в лице Ярославской дистанции гражданских сооружений в срок до <ДД.ММ.ГГГГ> выполнить ремонт внутренних помещений (отремонтировать покрытие потолка, стен и восстановить целостность пола), ремонт фасада здания железнодорожного вокзала и его утепление. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Фурмановский городской суд в течение месяца со дня его вынесения. Председательствующий: __________________