Решение суда



Дело № 2-42/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Фурмановский городской суд Ивановской области в составе

председательствующего судьи Павлова А.Е.,

с участием прокурора Моторова А.А.,

представителей ответчика Смирновой Н.В., Прохоровой В.В., Рябова К.Б.,

при секретаре судебного заседания Шипаловой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Фурманове Ивановской области <ДД.ММ.ГГГГ> гражданское дело по иску Фурмановского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Управляющая компания <№>» о признании незаконными действий по начислению платы за электроэнергию мест общего пользования с применением расчета, исходя из норматива потребления и понуждении к перерасчету,

У С Т А Н О В И Л:

Фурмановская межрайонная прокуратура обратилась в суд к ООО «Управляющая компания <№>» о признании незаконными действий по начислению платы за электроэнергию мест общего пользования с применением расчета, исходя из норматива потребления, и понуждении к перерасчету, указав следующее:

Фурмановской межрайонной прокуратурой по обращениям граждан проведена проверка законности начисления платы электроэнергии за места общего пользования с применением расчета, исходя из норматива потребления.

В результате проведенной проверки установлено, что ООО «УК <№>» в ноябре 2010 года осуществила разовое взимание денежных средств в качестве оплаты за освещение мест общего пользования за период с ноября 2008 года по декабрь 2009 года включительно в следующих домах: <адрес>; <адрес>; <адрес>,2, 4, 9, 12, 14; <адрес>, 3, 4, 5, 7; <адрес>, 6, 8, 9; <адрес>, 6; <адрес>, 5, 8, 10, 10А, 21, 29, 37; <адрес>; <адрес>, 4, 8, 10, 16, 18, 20, 21, 22; <адрес> января 2009 года по декабрь 2009 года. Плата за потребленную электроэнергию в местах общего пользования рассчитывалась по стоимости в 2008 году - 1,8 рубля за 1кВт, в 2009 году - 2,21 рубля за 1 кВт.

При этом начисления были произведены указанной управляющей компанией в соответствии с п. 25 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (утверждены постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006г. № 306) расход электрической энергии на работу электрооборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного дома, определяется из следующих величин: в отношении приборов учета освещения мест общего пользования многоквартирного дома и придомовой территории, - 7 кВт/ч в месяц на 1 человека.

Действия ООО «УК <№>» нарушают требования действующего жилищного законодательства.

Согласно ч. 1 ст. 157 Жилищного Кодекса РФ - размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии со п. 3 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306 устанавливаемые в соответствии с настоящими Правилами нормативы потребления коммунальных услуг применяются при отсутствии приборов учета и предназначены определения размера платы за коммунальные услуги.

Для установления нормативов потребления коммунальных услуг необходимо, в соответствии с п.14 вышеуказанных Правил, их определить либо рассчитать, согласно формулам, которые содержаться в приложении к указанным правилам. В норматив электроснабжения, согласно п. 31, включается расход электрической энергии исходя из расчета расхода электрической энергии на 1 потребителя, необходимой для освещения жилых помещений, использования бытовых приборов, содержания общего имущества многоквартирного дома, а при наличии стационарных электрических плит - также для приготовления пищи.

В соответствии с п. 25 Приложения к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, расход электрической энергии на работу электрооборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного дома, определяется исходя из следующих величин:

- в отношении приборов освещения мест общего пользования многоквартирного дома и придомовой территории, автоматических запирающих устройств, усилителей телеантенн коллективного пользования, систем противопожарной автоматики и дымоудаления, технологических потерь - 7 кВт-ч в месяц на 1 человека;

- в отношении лифтового оборудования - 7 кВт-ч в месяц на 1 человека.
Данные величины в последствии используются для определения норматива

потребления электрической энергии внутри жилых помещений с учетом дифференциации в зависимости от количества комнат и количества человек, проживающих в квартире. Таким образом, самостоятельного значения данные величины не имеют, а используются лишь в последующих расчетах. Следовательно, указанные величины, для производства начисления исключительно за места общего пользования, не используются.

Согласно п. 1 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением правительства РФ от 23.05.2006 № 307 Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

В соответствии с п. 16 правил предоставления коммунальных услуг гражданам, при наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета.

Дома, которые находятся в ведении ООО «УК <№>» оборудованы индивидуальными приборами учета.

Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг применяются только при отсутствии приборов учета электрической энергии. При наличии приборов учета применяются Правила предоставления коммунальных услуг гражданам.

Таким образом, примененный ООО «УК <№>» порядок начисления и взимания платы за электроэнергию мест общего пользования, является незаконным, нарушает нормы жилищного законодательства и жилищные права неопределенного круга лиц.

Просит признать незаконными действия ООО «УК <№>» по начислению и взиманию платы за электроэнергию мест общего пользования за период с ноября 2008 года по декабрь 2009 года включительно с применением расчета, исходя из норматива потребления и обязать ответчика сделать перерасчет за электроэнергию мест общего пользования жителям многоквартирных домов: <адрес>; <адрес>; <адрес>,2, 4, 9, 12, 14; <адрес>, 3, 4, 5, 7; <адрес>, 6, 8, 9; <адрес>, 6; <адрес>, 5, 8, 10, 10А, 21, 29, 37; <адрес>; <адрес>, 4, 8, 10, 16, 18, 20, 21, 22; <адрес>.

В судебном заседании прокурор Моторов А.А. исковые требования поддержал по вышеуказанным основаниям, дополнительно пояснил, что при отсутствии общедомовых приборов учета электроэнергии и при наличии индивидуальных приборов учета применяется п. 16 постановления Правительства № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг граждан». Норматив, предусмотренный постановлением правительства № 306, как самостоятельная величина, применяться не может, а используется в дальнейших расчетах. Прокуратура не запрещает взимать денежные средства и не говорит о том, что данная электроэнергия не потреблялась и не должна быть оплачена. Данный порядок взимания был незаконным и прокуратура не мешает искать другие варианты. Возможно, постановление Правительства будет изменено и этот порядок будет урегулирован. В случае умышленного повреждения приборов учета - есть постановление Правительства, как действовать по начислению электроэнергии в таком случае. За порчу никто не мешает обращаться в суд и в органы внутренних дел.

Представитель ответчика Смирнова Н.В. исковые требования не признала, дополнительно пояснила, что решением Арбитражного суда Ивановской области по делу № А17-6870/2009 от <ДД.ММ.ГГГГ> удовлетворены в полном объеме исковые требования ООО «Энергосетевая компания» к ООО «УК <№>» в сумме 964137,09 рублей неосновательного обогащения, образовавшегося в результате неоплаты полученной электрической энергии в период с ноября 2008 года по декабрь 2009 года включительно. В тексте решения указывается, что стоимость электроэнергии, потребленной местами общего пользования жилых домов, ответчик вправе выставить бытовым потребителям. С момента выбора формы управления ООО «УК <№>» начисления жителям за электроэнергию мест общего пользования не производились, и плата не собиралась, хотя при этом поставка электроэнергии на эти нужды осуществлялась надежно и бесперебойно. Данный факт истцом не оспаривается. Ввиду того, что ООО «УК <№>» самостоятельно электроэнергию МОП не потребляет, весь документально зафиксированный объем был распределен между жителями многоквартирных домов, находящимися на обслуживании ООО «УК <№>», являющихся непосредственными потребителями, в размере 7 КВт*ч на человека в месяц за период с ноября 2008 года по декабрь 2009 года, а также в зависимости от времени выбора формы управления многоквартирным домом.Решение Климовского городского суда Московской области подтверждает позицию ООО «УК <№>» о необходимости выставления жителям стоимости потребленной электроэнергии в местах общего пользования согласно нормативу. При удовлетворении требований прокуратуры о перерасчете начисленных платежей согласно п. 16 Правил предоставления коммунальных услуг возникает ситуация, когда за поставленную электроэнергию оплата собственниками производиться не будет. Применение указанного пункта приведет к необоснованному возложению на управляющую компанию обязанности оплатить коммунальные ресурсы, потребленные жителями многоквартирных домов и поставит жителей, не установивших, общедомовой прибор учета в более выгодное положение, по сравнению с теми, кто установил общедомовой прибор учета и вынуждены оплачивать весь объем электроэнергии, поданный на вводе в дом, включая электроэнергию потребленную на общедомовые нужды. Поскольку электроснабжение является коммунальной услугой, включающей в себя как внутриквартирное потребление электроэнергии так и потребление электроэнергии местами общего пользования, обязанность оплатить весь объем электроэнергии поданной в дом возникает у собственников помещений в силу ст. 153,157 ЖК РФ. Многие жители оплатили квитанции с суммами по оплате электроэнергии мест общего пользования согласно нормативу потребления, начисления были разъяснены путем размещения объявлений о порядке начисления. На уровне законодательства вопрос о порядке оплаты электроэнергии, израсходованной на места общего пользования в отсутствии общедомового прибора учета, не разрешен. При удовлетворении исковых требований прокуратуры получится, что единственным плательщиком по обязательствам граждан по оплате электроэнергии мест общего пользования будет являться управляющая компания, которая самостоятельно электроэнергию в многоквартирных домах не потребляла и обязана заплатить стоимость электроэнергии, потребленной жителями многоквартирных домов, из средств за техническое обслуживание.

Представитель ответчика Прохорова В.В. исковые требования не признала, дополнительно пояснила, что сначала по ЖК РФ они выставляли счета по оплате с квадратного метра, позднее - по нормативам. Потребление электроэнергии гражданами было, и выставлять счета они им обязаны, так как другого варианта нет, люди должны заплатить хотя бы по 7 киловатт. Решение Верховного Суда оспаривалось, дело было немного другое, что именно в этой формуле применяется 7 киловатт.

Представитель ответчика «УК <№>» Рябов К.Б. исковые требования не признал, дополнительно пояснил, что формула 7 киловатт применяется при отсутствии прибора индивидуального учета электроэнергии, пока законодательство не решит вопрос о взимании платежей. Может пострадать техническое содержание домов, что гораздо опаснее для здоровья граждан. Управляющая компания сейчас понимает ситуацию более глубоко, ищет другие варианты. Судья ранее учел не прецедентное право. Жители, видят разницу - это лишний повод заниматься вандализмом и уничтожать приборы учета. С 2010 года в этих домах общедомовые приборы учета были установлены. Положение законодательства жителям разъясняли. Если денежные средства будут сняты с технического обслуживания, УК с этим согласна.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В ходе судебного заседания установлено, что в управлении ООО «УК <№>» находятся следующие многоквартирные дома <адрес>: <адрес>; <адрес>; <адрес>,2, 4, 7, 9, 12, 14; <адрес>, 3, 4, 5, 7; <адрес>, 6, 8, 9; <адрес>, 6; <адрес>, 5, 8, 10, 10А, 21, 29, 37; <адрес>; <адрес>, 4, 8, 10, 16, 18, 20, 21, 22 (л.д. 8).

Собственникам (жителям) квартир указанных домов ответчиком за период с ноября 2008 года по декабрь 2009 года в ноябре 2010 года, а собственникам (жителям) квартир <адрес> с января 2009 года по декабрь 2009 года, начислена и выставлена к оплате плата за электроэнергию по местам общего пользования, при этом расчет велся исходя из величины 7 кВт·ч в месяц на 1 человека, которая предусмотрена п. 25 Приложения к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и использована ответчиком как норматив потребления жителями электроэнергии в местах общего пользования.

Как пояснили представители ответчика Смирнова Н.В., Прохорова В.В. и Рябов К.Б., они были вынуждены выставить счета жителям по оплате электроэнергии по МОП, т.к. решением Арбитражного суда Ивановской области от <ДД.ММ.ГГГГ> по делу по иску ООО «Энергосетевая компания» к «Управляющая компания <№>» о взыскании неосновательного обогащения в сумме 964 137 рублей 09 копеек исковые требования удовлетворены в полном объеме.

В соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Так, Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, которые определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.

В соответствии с данными Правилами под нормативом потребления коммунальных услуг понимается месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета (пункт 2).

Нормативы потребления коммунальных услуг в отношении услуг по электроснабжению и газоснабжению утверждаются уполномоченными органами, которыми являются органы государственной власти субъектов Российской Федерации, применяются при отсутствии приборов учета и предназначены для определения размера платы за коммунальные услуги (пункты 3, 4 Правил).

Согласно пунктам 24, 25 Приложения к Правилам расход электрической энергии на работу электрооборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного дома, включается в состав норматива потребления электрической энергии внутри жилых помещений, определяемого расчетным методом (формула 8).

Пунктом 25 Приложения к Правилам установлено, что расход электрической энергии на работу электрооборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного дома, определяется исходя из следующих величин: в отношении приборов освещения мест общего пользования многоквартирного дома и придомовой территории, автоматических запирающих устройств, усилителей телеантенн коллективного пользования, систем противопожарной автоматики и дымоудаления, технологических потерь - 7 кВт·ч в месяц на 1 человека; в отношении лифтового оборудования - 7 кВт.ч в месяц на 1 человека.

Установленная пунктом 25 величина - 7 кВт.ч в месяц на 1 человека не является нормативом потребления для определения размера платы за коммунальные услуги для потребителя, а является величиной, исходя из которой определяется расход электрической энергии на работу электрооборудования, используемый для расчета норматива электроснабжения расчетным методом по формулам, установленным приложением к Правилам. Использование этой величины в качестве самостоятельного норматива потребления невозможно, оно будет являться неправомерным.

Порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии урегулирован Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307.

Согласно п. 16 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам при
наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета.

Указанные Правила вступили в силу с 09 июня 2006 года, а значит с этого момента размер платы за коммунальные услуги, включая электроэнергию, может устанавливаться и рассчитываться только в порядке ими предусмотренном.

В спорный период общедомовых приборов учета электроэнергии, как пояснили представители ответчика, в многоквартирных домах не было, при этом у жителей имеются индивидуальные приборы учета.

Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам расчета платы за электроэнергию по МОП, исходя из норматива потребления 7 кВт·ч в месяц на 1 человека при наличии индивидуальных приборов учета и отсутствии общедомовых, не предусмотрено, а значит, произведенный ответчиком расчет на этом основании является незаконным. В возникшей спорной ситуации необходимо руководствоваться п. 16 данных Правил.

Наличие долга у ответчика за потребленную электроэнергию, взысканного по решению арбитражного суда правового значения для рассматриваемого дела в порядке ст. 61 ГПК РФ не имеет, т.к. данным решением разрешен спор между двумя хозяйствующими субъектами, коммерческими организациями, жители многоквартирных домов участия в этом деле не принимали, а поэтому никаких прав и обязанностей для граждан, тем более по плате электроэнергии по местам общего пользования, исходя из какого-либо норматива потребления, оно не устанавливает.

Таким образом, требования прокурора являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Признать незаконными действия ООО «Управляющая компания <№>» по начислению и взиманию платы за электроэнергию мест общего пользования за период с ноября 2008 года по декабрь 2009 года с применением расчета, исходя из норматива потребления.

Обязать ООО «Управляющая компания <№>» сделать перерасчет за электроэнергию мест общего пользования жителям многоквартирных домов: <адрес>; <адрес>; <адрес>, 2, 4, 7, 9, 12, 14; <адрес>, 3, 4, 5, 7; <адрес>, 6, 8, 9; ул. <адрес>, 6; <адрес>, 5, 8, 10, 10а, 21, 29, 37; <адрес>; <адрес>, 4, 8, 10, 16, 18, 20, 21, 22 <адрес>.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Ивановского областного суда через Фурмановский городской суд Ивановский области в течение 10 дней со дня его вынесения.

Судья А.Е. Павлов

Решение составлено в окончательной форме <ДД.ММ.ГГГГ>.