Дело № 11- 1/10 Копия
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
15 апреля 2010 года
Фрунзенский районный суд г. Владимира в составепредседательствующего судьи Емельяновой О.И.
при секретаре Рониной И.В.
с участием
истцов Козиковой М.М., Козиковой Н.П.
представителя истца Ворониной О.М. Козиковой М.М. (дов. от 10.08.2009 г.
сроком действия три года)
представителя ответчика Бочиной Н.М. (дов. от Дата обезличена г.
сроком до Дата обезличена г.)
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Владимире апелляционную жалобу истца на решение мирового судьи судебного участка № 2 Фрунзенского района г. Владимира от 01 июня 2009 года по иску Козикова М.С. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в городе Владимире Владимирской области о взыскании недополученной суммы ежемесячной денежной выплаты, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований Козикову М.С. отказать,
УСТАНОВИЛ:
Козиков М.С. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в г. Владимире Владимирской области о взыскании неполученной ежемесячной денежной выплаты (далее – ЕДВ) за период с 01.01.2005 по 31.03.2006 в сумме 9000 руб. В обоснование исковых требований указал, что является ветераном-участником Великой Отечественной войны и инвалидом, в связи с чем имеет право на льготы, установленные ст. 14 Федерального закона «О ветеранах» для инвалидов Великой Отечественной войны. В нарушение данной статьи, положений Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ, а также определения Конституционного суда РФ от 04.04.2006 г. № 89-О ответчик с 01.01.2005 г. выплачивал истцу ЕДВ в меньшем размере? как инвалиду II группы по общему заболеванию, а не как инвалиду войны. С данными действиями истец не согласен, в связи с чем обратился в суд с вышеуказанными требованиями.
В судебном заседании представитель истца Козикова М.М. (доверенность в деле) иск поддержала, пояснив, что в связи с принятием определения Конституционного Суда Российской Федерации от 04.04.2006 г. №89-О Козикову М.С. был сделан пересчет размера ЕДВ как участнику-инвалиду Великой Отечественной войны с апреля 2006 года. В период с 01.01.2005 по 31.03.2006 истцу выплачивалась ЕДВ в сумме 950 руб. как инвалиду по общему заболеванию, хотя должна была выплачиваться в сумме 1550 руб. с учетом ее повышения, то есть в размере, предусмотренном законодательством инвалидам Великой Отечественной войны. С учетом данного обстоятельства размер задолженности за период с 01.01.2005 г. по 31.03.2006 года составляет 9 000 руб. (600 руб. х 15 месяцев).
Представитель ответчика Попова Е.А. в представленном письменном отзыве на иск возражения мотивированы теми обстоятельствами, что Козиков М.С. является получателем ЕДВ с 01.01.2005 в соответствии с п.1 ст. 28.1 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ) как инвалид, имеющий 3 степень ограничения к трудовой деятельности. Данной категории предусмотрена выплата ЕДВ в сумме 950 руб. Также истец имеет статус участника Великой Отечественной войны в соответствии с пп. «з» п.1 ст.2 Федерального закона «О ветеранах» как военнослужащий, проходивший военную службу в воинских частях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22.06.1941 по 03.09.1945, не менее 6 месяцев и признанный инвалидом по общему заболеванию. Указанной категории льготников в соответствии с п.19 ст.44 Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ предусмотрена ЕДВ в сумме 150 руб. (с 2005 года).
С 01.01.2005 года Козикову М.С. назначена выплата ЕДВ в наибольшем размере – 950 руб., то есть как инвалиду по общему заболеванию с 3 степенью ограничения способности к трудовой деятельности. С 04.04.2006 истец получает ЕДВ в соответствии с п.2 ст.15 Федерального закона «О ветеранах» как участник Великой Отечественной Войны, ставший инвалидом вследствие общего заболевания, размер ЕДВ для которых приравнен к выплате ЕДВ инвалидам Великой Ответственной войны в соответствии с определением Конституционного Суда Российской Федерации от 04.04.2006 №89-О, то есть с момента вступления его в законную силу. Действие указанного определения Конституционного Суда РФ обратной силы не имеет, за исключением граждан-заявителей, рассмотрение дел которых послужило поводом для обращения в Конституционный Суд РФ.
Мировым судьей постановлено указанное решение, которое в апелляционной жалобе просит отменить представитель истца Козикова М.М., действующая по доверенности от имени Козикова М.С. В обоснование апелляционной жалобы истец указывает, что мировой судья не принял во внимание наличие у истца удостоверения, подтверждающего его право на льготы, предусмотренные ст. 14 Федерального закона «О ветеранах» для инвалидов Великой Отечественной войны. Несмотря на наличие у истца указанного удостоверения, а также обращение к ответчику с заявлением о выплате ЕДВ по категории «инвалид Великой Отечественной войны», ответчиком необоснованно с 01.01.2005 года назначено ЕДВ по категории «инвалид по общему заболеванию с третьей степенью ограничения трудовой деятельности».
Определением Фрунзенского районного суда г. Владимира от 14.04.2010 г. произведена замена истца Козикова М.С. на процессуальных правопреемников Козикову М.М., Козикову Н.П., Воронину О.М.
В судебном заседании истец Козикова М.М. (одновременно представитель истца Ворониной О.М.) настаивала на удовлетворении апелляционной жалобы, просила отменить решение мирового судьи и вынести новое, удовлетворив исковые требования в полном объеме. Дополнительно пояснила, что пп. «з» п. 1 ст. 2 Федерального закона «О ветеранах» относит к участникам Великой Отечественной войны военнослужащих, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев. Статья 15 Федерального закона «О ветеранах» приравнивает участников Великой Отечественной войны, ставших инвалидами вследствие общего заболевания, к инвалидам войны в соответствии с установленной группой инвалидности. На момент вступления в силу Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ Козиков М.С. имел право и пользовался льготами, установленными для инвалидов Великой Отечественной войны в натуральном выражении, в частности получил причитающееся ему, как инвалиду войны, транспортное средство. Конституционный Суд РФ неоднократно указывал, что в Российской Федерации не должны приниматься закона, умаляющие и отменяющие ранее установленные права и свободы. В Определении от 04.04.2006 г. № 89-О Конституционный Суд РФ признал нарушения, которые были заложены в Федеральном законе от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ. Следовательно, истец с января 2005 года имеет право на получение ЕДВ в размере, установленном для инвалидов Великой Отечественной войны.
Представитель ответчика Бочина Н.М. указала на необоснованность доводов апелляционной жалобы, просила отказать в ее удовлетворении, оставить решение мирового судьи от 01.06.2009 года без изменений. В обоснование своей позиции указала, что ЕДВ выплачивалось истцу в размере, установленном законодательством, действующим на момент выплаты. Заявляя требование о взыскании с 01.01.2005 года ЕДВ в размере, установленном для инвалидов войны, истец фактически ставится вопрос об изменении порядка вступления в силу постановления Конституционного Суда РФ. Также пояснила, что согласно позиции Верховного Суда РФ, изложенной в Обзоре законодательства и судебной практики за второй квартал 2007г., определение Конституционного Суда РФ № 89-О вступило в силу с момента его провозглашения – 04.04.06г. и именно с данного момента должны реализовываться в соответствии с их конституционно-правовым смыслом положения пп.9, 10 и 19 ст.44 ФЗ № 122-ФЗ, ст. 14, п.2 ст.15 и ст. 23.1 Федерального закона «О ветеранах».
Выслушав участвующих в деле лиц, изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав письменные доказательства, суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее-Федеральный закон от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ) к ветеранам Великой Отечественной войны относятся:
Участники Великой Отечественной войны:
з) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев; военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период.
Согласно п.п.1,2,3 ст. 23.1 приведенного Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ) право на ежемесячную денежную выплату имеют:
1) инвалиды войны;
2) участники Великой Отечественной войны;
4) военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период.
2. Если гражданин одновременно имеет право на ежемесячную денежную выплату по настоящему Федеральному закону и по другому федеральному закону или иному нормативному правовому акту независимо от основания, по которому она устанавливается, ему предоставляется одна ежемесячная денежная выплата либо по настоящему Федеральному закону, либо по другому федеральному закону или иному нормативному правовому акту по выбору гражданина.
3. Гражданину, имеющему одновременно право на получение ежемесячной денежной выплаты по нескольким основаниям, указанным в пункте 1 настоящей статьи, ежемесячная денежная выплата устанавливается по одному из них, предусматривающему более высокий размер.
Согласно п. 4 ст. 23.1 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» ежемесячные денежные выплаты выплачиваются в следующих размерах:
1) инвалидам войны - 2 000 рублей;
2) участникам Великой Отечественной войны - 1 500 рублей;
4) военнослужащим, проходившим военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, - 600 руб. (С 1 января по 31 декабря 2005 года соответственно 1 550 руб., 1 050 руб. и 150 руб.).
Согласно п.2 ст. 28.1 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» с 1 января 2005 года ежемесячные денежные выплаты выплачиваются инвалидам, имеющим III степень ограничения способности к трудовой деятельности в сумме 950 руб.
Согласно ст. 79 Федерального Конституционного закона РФ «О Конституционном Суде РФ» № 1-ФКЗ,
Решение Конституционного Суда Российской Федерации окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения.
Решение Конституционного Суда Российской Федерации действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Юридическая сила постановления Конституционного Суда Российской Федерации о признании акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием этого же акта.
В судебном заседании установлено, что Козиков М.С. имеет статус участника Великой Отечественной войны (относится к категории участников Великой Отечественной войны, указанных в подпункте "з" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах") и признан инвалидом второй группы вследствие общего заболевания с третьей степенью ограничения к трудовой деятельности.
Данные обстоятельства подтверждаются удостоверением участника Великой Отечественной войны серии ВВ Номер обезличен от Дата обезличена г. л.д. 12, 141), справкой МСЭ—2001 Номер обезличен л.д. 11), установлены решением Фрунзенского районного суда г. Владимира от 31.10.2002 г. л.д.149), а также признаны истцом в заявлении, адресованном в ОСЗН Фрунзенского района г. Владимира от 17.04.2000 г. л.д.138).
До 1 января 2005 года на основании пункта 2 статьи 15 Федерального закона "О ветеранах" истцу предоставлялись предусмотренные статьей 14 этого Федерального закона права и льготы инвалидов войны в соответствии с установленной группой инвалидности, что установлено объяснениями истца, усматривается из решения Октябрьского районного суда г. Владимира от 18.12.2007 г. л.д.147-148), и не оспаривалось представителем ответчика в ходе рассмотрения дела.
В связи со вступлением в силу с 01.01.2005г. Федерального закона от 22.08.2004г. №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации…», не подвергая сомнению само по себе право истца на получение мер социальной поддержки, предусмотренных для инвалидов войны статьей 14 Федерального закона "О ветеранах", Управлением Пенсионного фонда РФ в г. Владимире истцу назначена и выплачивалась с 01.01.2005 г. по 31.03.2006 г. ЕДВ как инвалиду 2 группы при наличии III степени ограничения способности к трудовой деятельности в сумме 950 руб.
С 04.04.2006г. истцу была назначена ЕДВ в размере, предусмотренном для инвалидов Великой Отечественной войны с учетом индексации в сумме 2300 руб., что подтверждается решением УПФ в г. Владимире от 19.09.2006 г. Номер обезличен л.д.142) и не оспаривается представителем истца.
Из анализа положений Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ (статья 44), вступившего в силу с 01.01.2005 года, следует, что система мер социальной защиты ветеранов Великой Отечественной войны была преобразована в систему социальной поддержки, в рамках которой основная часть льгот, ранее предоставлявшихся ветеранам, в том числе инвалидам, участникам Великой Отечественной войны, в натуральной форме, была заменена ежемесячной денежной выплатой.
Пунктом 19 статьи 44 Федерального закона от 22.08.2004 г. №122-ФЗ и, соответственно, подпунктам 1, 2 и 4 пункта 4 статьи 23.1 Федерального закона "О ветеранах" размеры указанной выплаты четко определены законодателем для ветеранов войны, а именно инвалидам войны ЕДВ установлено в размере 2.000 рублей, участникам Великой Отечественной войны – 1.500 рублей, военнослужащим, проходившим военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащим, награжденным орденами или медалями СССР за службу в указанный период, - 600 рублей (с 01.01.2005 г. в сумме 150 руб.).
При этом участники Великой Отечественной войны - инвалиды вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин в качестве отдельной категории получателей ежемесячной денежной выплаты в названных Федеральных законах не выделяются.
Проанализировав положения пунктов 9 и 10 статьи 44 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ и статей 14 и 15 Федерального закона "О ветеранах", определяющих меры социальной поддержки инвалидов войны и участников Великой Отечественной войны, в которых такая мера социальной поддержки, как ежемесячная денежная выплата, не упоминается, а также норму статьи 23.1 Федерального закона «О ветеранах», регламентирующую порядок предоставления ЕДВ (круг лиц, имеющих право на ее получение, размер выплаты, порядок назначения), мировой судья пришел к обоснованному выводу, что в названных Федеральных законах отсутствует прямое указание на размер ежемесячной денежной выплаты, полагающейся участникам Великой Отечественной войны, которые были признаны инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин, включая военнослужащих, указанных в подпункте "з" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 указанного Федерального закона.
Из системного толкования, вышеприведенных нормативных актов, действующих на 01.01.2005 года, то есть дату принятия ответчиком решения о выплате Козикову М.С. ЕДВ, размер указанной выплаты, а также категории лиц, имеющих на нее право, был четко определен нормой ст. 23.1 Федерального закона «О ветеранах».
Поэтому, несмотря на обращение истца к ответчику с заявлением от 14.02.2005 г. о назначении ЕДВ как инвалиду войны л.д. 131), правовые основания для назначения истцу ЕДВ с 01.01.2005 г. в размере, установленном для инвалидов войны в сумме 1 550 руб., у ответчика отсутствовали.
Основываясь на толковании взаимосвязанных положений приведенных выше норм, а также п.2 ст. 23.1 Федерального закона «О ветеранах», ст. 28.1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» вывод мирового судьи о назначении ответчиком истцу ежемесячной денежной выплаты по основанию, предусматривающему более высокий ее размер, в сумме 950 руб., является обоснованным.
Мировым судьей дано верное толкование определению Конституционного Суда Российской Федерации от 04.04.2006 №89-О по запросу Сормовского районного суда города Нижнего Новгорода о проверке конституционности положений пп.9, 10. и 19 ст.44 Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ, согласно которому взаимосвязанные нормативные положения пп.9, 10 и 19 ст.44 вышеуказанного Федерального закона, ст.14, п.2 ст.15 и ст. 23.1 Федерального закона «О ветеранах» по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего законодательного регулирования не предполагают назначение участникам Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, указанных в подп. «з» подп.1 п.1 ст.2 Федерального закона «О ветеранах», являющимся инвалидами следствие общего заболевания, которым ранее предоставлялись права и льготы инвалидов войны, ежемесячной денежной выплаты в размере ниже размера ежемесячной денежной выплаты, назначаемой в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» иным категориям участников Великой Отечественной войны – инвалидам вследствие названной причины и в настоящее время устанавливаемой в соответствии с подп.1 п.4 ст.23.1 названного Закона.
Юридическим последствием решения Конституционного Суда РФ о признании неконституционными акта или его отдельных положений либо акта или его отдельных положений с учетом смысла, который им придан сложившейся правоприменительной практикой, является утрата ими силы на будущее время
Как установлено в ст. 79 ФКЗ "О Конституционном Суде РФ", решения Конституционного Суда РФ окончательны, обжалованию не подлежат и вступают в силу немедленно после их провозглашения. Они действуют непосредственно и не требуют подтверждения другими органами и должностными лицами, подлежат исполнению немедленно после опубликования либо вручения их официального текста, если иные сроки специально в них не оговорены.
Согласно п. 12 ч. 1 ст. 75 ФКЗ "О Конституционном Суде РФ" в постановлении Конституционного Суда РФ - в зависимости от характера рассматриваемого вопроса - могут быть определены порядок его вступления в силу, а также порядок, сроки и особенности исполнения.
В резолютивной части Определения Конституционного Суда РФ от 04.04.2006г. № 89-О порядок его вступления в силу, а также порядок, сроки и особенности его исполнения не определены, в связи с чем мировой судья пришел к обоснованному выводу, что действует общий порядок, предусмотренный ФКЗ "О Конституционном Суде РФ".
Общим порядком, вытекающим из ч.ч. 1 и 3 ст. 79 ФКЗ "О Конституционном Суде РФ", является утрата силы акта или его отдельных положений, признанных неконституционными, а также применение и реализация нормативно-правовых актов в соответствии с выявленным конституционно-правовым смыслом с момента провозглашения постановления Конституционного Суда РФ.
Таким образом, мировым судьей на основании достоверных и допустимых доказательств были правильно определены все обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, дана судебная оценка всем представленным сторонами доказательствам, а также доводам истца, положенным в основу исковых требований, правильно применены норма материального права, не допущено нарушений процессуальных норм, влекущих отмену судебного акта.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что решение мирового судьи судебного участка № 2 Фрунзенского района г. Владимира от 01.06.2009 года подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба истца – без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 327-330 ГПК РФ, суд
О П Р Е Д Е Л И Л:
Решение мирового судьи судебного участка № 2 Фрунзенского района г.Владимира от 01 июня 2009 года по иску Козикова М.С. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в городе Владимире Владимирской области о взыскании недополученной суммы ежемесячной денежной выплаты оставить без изменения, а апелляционную жалобу Козиковой М.М. – без удовлетворения.
Определение обжалованию в кассационном порядке не подлежит, но может быть обжаловано в порядке судебного надзора в течение шести месяцев с момента оглашения.
Председательствующий судья подписьВерно:
Председательствующий судья О.И.ЕмельяноваСекретарь И.В.Ронина