Дело Номер обезличен копия
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 мая 2010 года
Фрунзенский районный суд г. Владимира в составе:
Председательствующего судьи Тельцовой Е.В.
при секретаре К.
с участием
заявителя З.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Владимире гражданское дело по заявлению З. о признании незаконным бездействия должностных лиц управления архитектуры и строительства администрации г. Владимира,
УСТАНОВИЛ:
З. обратилась в суд с заявлением об оспаривании действия (бездействия) должностных лиц управления архитектуры и строительства администрации г. Владимира (далее УАиС). В обоснование заявления указала, что обратилась в инспекцию государственного строительного надзора администрации Владимирской области о необходимости проведения мероприятий по осуществлению государственного строительного надзора при капитальном ремонте дома Номер обезличен по ... в г. Владимира. Однако получила ответ из управления архитектуры и строительства администрации г. Владимира об отказе в исполнении данной функции, так как изменение технических характеристик дома после капитального ремонта не затрагивает характеристик безопасности объекта капитального строительства. Считает, что указанные действия (бездействия) являются незаконными, поскольку выполнение работ по муниципальному контракту не повлекло за собой улучшение санитарно-эпидемиологических состояния её квартиры и, как следствие, не восстановило нарушенное право на проживание в безопасной и благоприятной среде. В связи с чем, просит суд признать незаконным действия (бездействия) управления архитектуры и строительства администрации г. Владимира, выразившееся в не проведении контрольных и надзорных мероприятий в отношении работ по капитальному ремонту дома Номер обезличен по ... в г. Владимире, обязать управление архитектуры и строительства администрации г. Владимира осуществить функцию строительного надзора за работами, выполняемыми в рамках муниципального контракта Номер обезличен от Дата обезличенаг.
Определением суда от 07.05.2010 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена - Инспекция государственного строительного надзора администрации Владимирской области; приняты отказ от требований к администрации г. Владимира, а также изменение предмета заявленных требований и их дополнение, согласно которым З. просит:
1. Признать незаконным действия (бездействия) управления архитектуры и строительства администрации г. Владимира, выразившееся в не проведении контрольных и надзорных мероприятий в отношении работ по капитальному ремонту дома Номер обезличен по ... в г. Владимире;
2. Обязать управление архитектуры и строительства администрации г. Владимира:
2.1. осуществить функцию строительного контроля, а именно:
-провести проверку соответствия работ по капитальному ремонту дома Номер обезличен по ..., выполненных по муниципальному контракту Номер обезличен проектной документации,
-провести проверку соответствия работ по капитальному ремонту дома Номер обезличен по ..., выполненных по муниципальному контракту Номер обезличен, требованиям технических регламентов,
-провести проверку соответствия работ по капитальному ремонту дома Номер обезличенб по ..., выполненных по муниципальному контракту Номер обезличен, результатам инженерных изысканий.
2.2. осуществить функцию строительного контроля, а именно:
-провести проверку соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе капитального ремонта дома Номер обезличен по ... по муниципальному контракту Номер обезличен, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов и проектной документации.
Определением суда от 12.05.2010 года принято к производству изменение предмета и дополнение заявленных требований, в соответствии с которыми заявитель просит суд:
1. признать незаконным бездействие лиц управления архитектуры и строительства администрации г. Владимира, выразившееся в не проведении надзорных мероприятий в отношении проектной документации по капитальному ремонту по МК Номер обезличен дома Номер обезличен по ..., и в необязании УЖКХ обеспечить проведение государственной строительной экспертизы проекта;
2. обязать управление архитектуры и строительства администрации г. Владимира провести надзорные мероприятия в отношении проектной документации капитального ремонта по МК Номер обезличен дома Номер обезличен по ... в г. Владимире, и обеспечить проведение государственной строительной экспертизы проектной документации.
Определением суда от 12.05.2010 года принят отказ от заявленных требований, принятых 07 мая 2010 года, производство по делу в данной части прекращено в связи с отказом от требований.
В судебном заседании З. поддержала заявленные требования в полном объеме, пояснила, что целью капитального ремонта по муниципальному контракту Номер обезличен от Дата обезличенаг. являлось устранение повышенной влажности строительных конструкций (фундаментов и стен) в жилых помещениях ... по ..., т.е. восстановление параметров безопасности микроклимата в жилых помещениях. Считает, что при проведении надзорных мероприятий выявились бы несоответствия МК Номер обезличен, факт которых установлен решением Фрунзенского суда от Дата обезличена влияющие на санитарно-эпидемиологические характеристики безопасности объекта-дома Номер обезличен по ..., а именно: МК Номер обезличен по ограниченному видам работ не восстановит утраченных в процессе эксплуатации жилого здания и помещений характеристик по устранению повышенной влажности; необходимость выполнения инженерных (инженерно-геологических) изысканий, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, на основании Заключения по техническому обследованию жилого помещения кв Номер обезличен ... по ... Номер обезличен и дополнения к нему Номер обезличен, в соответствии п.1 ст. 47 ГрК РФ.
В соответствии п. 33 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 47 от 28.01.2006г., основными параметрами не позволяющими, обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан являются:
ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания; изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований.
В соответствии п.3.8 Положения, утвержденного распоряжением № 532-р, на УАиС возложена обязанность по организации проведения конкурсов на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации по капитальному ремонту жилого фонда г.Владимира.
Протоколом Номер обезличен по рассмотрению заявок на участие в открытом конкурсе в отношении капитального ремонта дома Номер обезличен по ..., конкурсная комиссия рассмотрела и приняла решение: муниципальному заказчику -УЖКХ администрации г. Владимира заключить муниципальный контракт с ГУП ПИ «Владкоммунпроект» на условиях и по цене контракта (источник финансирования: бюджет г.Владимира), которые предусмотрены заявкой на участие в конкурсе и конкурсной документацией.
В соответствии с п.3.14 Положения, УАиС обеспечивает в пределах своей компетенции размещение заказов на выполнение работ для муниципальных нужд за счет бюджетных средств.
Таким образом, УАиС во исполнение своих функций, предусмотренных п.п. 5 п. 5 ст.52, п.3 ст.49 ГрК РФ, должно было обязать «Заказчика» провести государственную строительную экспертизу проектной документации, так как эти работы по осуществлению капитального ремонта влияют на безопасность и надежность объекта капитального строительства.
Результатами измерений параметров микроклимата в жилых помещениях, проведенных ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по Владимирской области» после окончания работ установлено превышение предельно-допустимого уровня температуры и относительной влажности воздуха, что не соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям к жилым зданиям и помещениям (Протокол Номер обезличен от Дата обезличена года).
Представитель УАиС администрации города Владимира, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В представленном отзыве от 14.05.2010 года просил отказать в удовлетворении заявления по следующим основаниям. Функции и полномочия управления архитектуры и строительства администрации города Владимира определены положением об УАиС, утвержденным распоряжением главы города Владимира от 16.09.2009 № 532-р, согласно которому в компетенцию управления архитектуры и строительства не входит проведении надзорных мероприятий в отношении проектной документации по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, а также их капитальному ремонту.
Статьей 49 Градостроительного кодекса РФ определена проектная документация объектов капитального строительства подлежащая государственной экспертизе. Частью 4 указанной статьи установлено, что государственная экспертиза проектной документации и государственная экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченными на проведение государственной экспертизы проектной документации, или подведомственными указанным органам государственными (бюджетными или автономными) учреждениями.
В соответствии с ч. 6 ст.49 Градостроительного кодекса РФ не допускается проведение иных государственных экспертиз проектной документации, за исключением государственной экспертизы проектной документации, предусмотренной настоящей статьей.
Считает, что доказательства нарушения прав и законных интересов заявителя действиями (бездействием) УАиС администрации г.Владимира не представлены.
Представитель заинтересованного лица УЖКХ администрации города Владимира, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В представленном отзыве от 12.05.2010 года просил отказать в удовлетворении заявления по следующим основаниям.
Согласно ст. 255 ГПК к решениям, действиям (бездействию) органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Оспариваемое бездействие совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа местного самоуправления, права и свободы заявителя не были нарушены.
С соблюдением требований Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» Администрацией г.Владимира были проведены торги в форме конкурса на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации. По результатам торгов муниципальным заказчиком - управлением ЖКХ был заключен муниципальный контракт с ГУП ПИ «Владкоммунпроект» на выполнение работ по техническому обследованию, разработке проектно-сметной документации по капитальному ремонт) фасадов, устранению повышенной влажности строительных конструкций (фундаментов и стен) ... по ... от Дата обезличена Номер обезличен. Работы по контракту были выполнены в полном объеме, подрядчиком проведено техническое обследование жилого дома, составлено техническое заключение, на основании технического заключения разработана проектно-сметная документация на ремонт строительных конструкций жилого дома Номер обезличен.
Согласно ч.2 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ государственная экспертиза не проводится в отношении проектной документации следующих объектов капитального строительства:
3) многоквартирные дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой яз которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования;
Таким образом, проведение государственной экспертизы проектной документации не требовалось.
З. занимает жилое помещение ... по договору социального найма, собственником помещения является муниципальное образование г.Владимир. Проектно-сметная документация разработана на капитальный ремонт объектов (фундамент, стены), относящихся к общему имуществу собственников помещений многоквартирного дома, каковым З. не является. Работы проводились за счет средств бюджета города, без участия денежных средств З. Собственники других жилых помещений дома не уполномачивали З. обратиться в суд за защитой их прав и интересов. Таким образом, полагает, что З. не предоставлено право предъявления такого заявления.
Представитель заинтересованного лица ГУП ПИ «Владкоммунпроект», будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Ранее в судебном заседании 12.05.2010 года и в представленном отзыве от 13.05.2010 года, полагая требования заявителя не подлежащими удовлетворению, указал, что в 2008 году по муниципальному контракту Номер обезличен выполнил техническое заключение по обследованию спорного жилого дома и в ноябре 2008 года передал заказчику УЖКХ г. Владимира проектно-сметную документацию, согласно которой конструктив дома не затрагивается, в связи с чем, нет необходимости в проведении государственной строительной экспертизы проекта.
Представитель заинтересованного лица Управления Роспотребнадзора по Владимирской области, привлеченный к участию в деле определением от 07.05.2010 года, », будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав заявителя, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу статьи 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В судебном заседании установлено, что З. вместе с дочерью А., Дата обезличена года рождения, проживает на условиях договора социального найма в жилой комнате площадью Номер обезличен кв.м квартиры Номер обезличен дома Номер обезличен по ... г.Владимира.
Квартира Номер обезличен в доме Номер обезличен по ... с Дата обезличена года включалась в план капитального ремонта, физический износ дома составляет 70%. Согласно заключениям (актам, предписаниям) Государственной жилищной инспекции Владимирской области, МУПЖРЭП, ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии Владимирской области», ОГПН Фрунзенского района квартира Номер обезличен в доме Номер обезличен по ул. Б.Нижегородская не соответствует требованиям СанПиН 2.1.2.1002-00, находится в неудовлетворительном противопожарном состоянии, системы вентиляции не обеспечивают допустимые условия микроклимата и воздушной среды жилых помещений квартиры Номер обезличен. Данный факт установлен решением Фрунзенского районного суда г. Владимира от 24.03.2009 года, вступившим в законную силу 11.04.2009 года, по заявлению З. о признании незаконным постановления Главы города Владимира. В силу п. 2 ст. 61 ГПК РФ указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию.
Во исполнение требований Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» Администрацией г.Владимира были проведены торги в форме конкурса на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации (протокол Номер обезличен). По результатам торгов заказчиком - управлением ЖКХ администрации г. Владимира был заключен с ГУП ПИ «Владкоммунпроект» муниципальный контракт от Дата обезличена года Номер обезличен на выполнение работ по техническому обследованию, разработке проектно-сметной документации по капитальному ремонт) фасадов, устранению повышенной влажности строительных конструкций (фундаментов и стен) ... по .... Работы по контракту были выполнены в полном объеме, подрядчиком проведено техническое обследование жилого дома, составлены технические заключения (в том числе по обследованию квартиры Номер обезличен жилого дома Номер обезличен по ... в г. Владимире Номер обезличен в 2008 году и БНомер обезличен в 2009 году), на основании технического заключения разработана проектно-сметная документация на ремонт строительных конструкций жилого дома Номер обезличен
В феврале 2010 года были завершены работы по исполнение муниципального контракта.
Дата обезличена года З. обратилась с Инспекцию государственного строительного надзора администрации Владимирской области с заявлением о проведении проверки соблюдения должностными лицами УЖКХ администрации ..., являющегося заказчиком по муниципальному контракту от Дата обезличена года Номер обезличен норм действующего законодательства, в том числе требований ст. 49 ГрК РФ, выполнения административных процедур, регламентирующих выполнение работ по проведению капитального ремонта, а также выполнение технических требований к ремонтно-восстановительным работам при производстве капитального ремонта дома (качество выполненных работ).
Дата обезличена года Инспекция государственного строительного надзора администрации Владимирской области уведомила З. о направлении ее заявления в УАиС администрации г. Владимира по подведомственности.
Дата обезличена года З. получила ответ о том, что в соответствии с п. 17 ст. 51 ГрК РФ изменение объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом, не требуют разрешения на строительство (реконструкцию, капитальный ремонт). Контроль за работами, не требующими получения разрешения, действующим законодательством не установлен.
В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации:
Статья 49
1. Проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, подлежат государственной экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
2. Государственная экспертиза не проводится в отношении проектной документации следующих объектов капитального строительства:
3) многоквартирные дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования;
4. Государственная экспертиза проектной документации и государственная экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченными на проведение государственной экспертизы проектной документации, или подведомственными указанным органам государственными (бюджетными или автономными) учреждениями.
6. Не допускается проведение иных государственных экспертиз проектной документации, за исключением государственной экспертизы проектной документации, предусмотренной настоящей статьей, а также государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, на землях особо охраняемых природных территорий, а также проектной документации объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I - V класса опасности.
Статья 51
2. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
7. В целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:
4) положительное заключение государственной экспертизы проектной документации (применительно к проектной документации объектов, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса), положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса;
11. Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство:
2) проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;
Как следует из пояснений представителя ГУП ПИ «Владкоммунпроект» - главного инженера Зац. в судебном заседании 12.05.2010 года и технических заключений по обследованию квартиры Номер обезличен жилого дома Номер обезличен по ... в г. Владимире Номер обезличен в 2008 году и Номер обезличен в 2009 году, несущие конструкции дома при проведении ремонта не затрагиваются.
Таким образом, принимая во внимание положения ст.ст. 49, 51 ГрК РФ, суд считает, что необходимость в проведении государственной экспертизы и соответственно получении разрешения на проведение капитального ремонта по спорному объекту отсутствует.
Согласно п. 4.1 Положения об управлении архитектуры и строительства администрации г. Владимира, утвержденного распоряжением главы города Владимира от 16.09.2009 года № 532-р, «управление осуществляет в установленном порядке прием соответствующих заявлений физических и юридических лиц, подготовку и выдачу на основании указанных заявлений, или отказ в выдаче следующих документов: решение о согласовании перепланировки и (или) переустройства жилых помещений, …разрешение на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства …».
Ссылка заявителя на п. 3.8 указанного Положения судом не может быть принята во внимание, поскольку в нем указаны иные функции УАиС, чем изложены в заявлении, а именно: «Организует проведение конкурсов на выполнение градостроительных и архитектурных работ, работ в области комплексного благоустройства, городского дизайна и художественного оформления территорий, конкурсов выполненных работ в указанных областях», что не относится к заявленным требованиям.
Анализируя в совокупности изложенные доказательства во взаимосвязи их формы и содержания, суд приходит к выводу, что в компетенцию управления архитектуры и строительства администрации г. Владимира не входит проведение надзорных мероприятий в отношении проектной документации по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства.
При таких обстоятельствах, учитывая изложенные в обращении в адрес инспекции государственного строительного надзора администрации Владимирской области от Дата обезличена года требования, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявления З. о признании незаконным бездействия должностных лиц управления архитектуры и строительства администрации г. Владимира в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление З. о признании незаконным бездействия должностных лиц управления архитектуры и строительства администрации г. Владимира - оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана кассационная жалоба во Владимирский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Владимира в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья подпись Е.В. Тельцова
Верно
Судья Е.В. Тельцова
Секретарь К.