о назначении досрочной трудовой пенсии по старости (2-1806/10, 05.07.10г.)



Дело № 2-1806/10 Номер обезличен

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 июля 2010 года

Фрунзенский районный суд г. Владимира в составе:

председательствующего судьи Знайко Н.В.

при секретаре Фирсовой В.А.

с участием:

истца Матвеевой Т.А.

представителя ответчика Бочиной Н.М.,

(доверенность Номер обезличен от Дата обезличена года на срок действия до 31.12.2010 года)

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Матвеевой Т.А. к Управлению Пенсионного фонда РФ (Государственному учреждению) в г. Владимире Владимирской области о включении периодов работы в специальный стаж и назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью,

УСТАНОВИЛ:

Матвеева Т.А. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в городе Владимире Владимирской области (далее - Пенсионный фонд) о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. В обоснование заявленных требований указала, что 01.03.2010 года обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью в соответствии с ФЗ РФ № 173-ФЗ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Однако, своим решением № 317 от 09.04.2010 года ответчик отказал ей в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, поскольку стаж её педагогической деятельности на дату обращения не составляет требуемые 25 лет. При этом, Пенсионный фонд исключил из стажа её педагогической деятельности следующие периоды: период нахождения в отпуске по уходу за ребёнком с 03.04.1991 года по 02.10.1992 года, период работы в должности учителя физики в МСОУ для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии специальная коррекционная школа-интернат IV вида города Владимира. Считает неправомерным исключение периода нахождения в отпуске по уходу за ребёнком с 03.04.1991 года по 02.10.1992 года, 02.10.1989 года рождения, поскольку в указанный период она работала в должности учителя в Даньковской неполной средней школе, что отражено в основном документе – трудовой книжке, подтверждающей включаемые в страховой стаж периоды работы по трудовому договору. Кроме того, указывает, что нормативными актами – пунктом 21 Постановления Минтруда РФ от 22.05.1996 года № 29 «Об утверждении разъяснения «О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости лет в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», применяющемся в части, не противоречащей Федеральному закону «О трудовых пенсиях в РФ», прямо предусмотрено, что в специальный трудовой стаж, дающей право на пенсию в связи с особыми условиями труда, включается период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребёнком до 06.10.1992 года, то есть, до вступления в законную силу Закона РФ от 25.09.1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законом о руде Российской Федерации». Также, в обоснование своих доводов, ссылается на то обстоятельство, что в спорный период действовало постановление Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22.08.1989 года № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей», в соответствии с которым, с 01.12.1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска по уходу за ребёнком без сохранения заработной платы увеличилась до достижения возраста трёх лет. При этом, указанный отпуск включался в общий и непрерывный стаж, а также в стаж по работы по специальности. По её мнению, в спорный период государством гарантировалось включение отпуска по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет в стаж по работы по специальности. Также считает необоснованным исключение из специального стажа периода работы с 05.08.1999 года по 26.07.2001 года в должности учителя физики в МСОУ для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии специальная коррекционная школа-интернат IV вида города Владимира, поскольку учреждение являлось образовательным учреждением для детей. Указывает, что формальное несоответствие Списку № 781 наименования образовательного учреждения для детей, применённое работодателем, является ошибкой работодателя и не может быть поставлено ей в вину, а тем более, служить основанием для ущемления её пенсионных прав. Тем более, впоследствии, работодатель исправил указанную ошибку, внеся в Устав учреждения соответствующие изменения, которые подтверждают, что фактически учреждение являлось общеобразовательной школой и на сегодняшний день учредительные документы содержат сведения о наименовании учреждения, предусмотренном списком № 781. По её мнению, изменение не являющимся нормативным наименования учреждения для детей, в котором она работала, на наименование, предусмотренное Списком № 781, не привело к изменению характера его деятельности и функций. В спорные периоды её трудовая деятельность соответствовала педагогической работе с детьми в учреждениях для детей. В связи с чем, Матвеева Т.А. просит включить в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью следующие периоды:

- периоды нахождения в отпуске по уходу за ребёнком – с 03.04.1991 года по 02.10.1992 года;

- период работы в должности учителя физики в МСОУ для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии специальная коррекционная школа-интернат IV вида города Владимира с 05.08.1999 года по 26.07.2001 года,

и назначить трудовую пенсию по старости с момента обращения за ней – с 01.03.2010 года.

В судебном заседании истец поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика – ведущий специалист-эксперт юридического отдела Бочина Н.М. (по доверенности) – исковые требования не признала, пояснив, что:

- период работы истца с 05.08.1999 года по 20.08.1998 года в должности учителя физики в МСОУ для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии специальная коррекционная школа-интернат IV вида города Владимира не может быть включен в специальный стаж, так как такое наименование учреждения как «специальное коррекционное учреждение IV вида» не поименовано разделом «Наименование учреждений» Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утверждённого постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781;

- период нахождения в отпуске по уходу за ребёнком с 03.04.1991 года по 02.10.1992 года также не может быть включен в специальный стаж, так как в соответствии с Разъяснением «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет», утверждённым постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29.11.1989 года № 23/24-11, период ухода за ребёнком, засчитываемый в специальный стаж, не может превышать достижения ребёнком возраста полутора лет.

Поскольку, без включения указанных периодов работы специальный стаж истца составляет менее 25 лет, досрочная пенсия назначена быть не может.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению.

Согласно ч.1 ст.39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определённых законом случаях и размерах.

Согласно п.п.19 п.1 ст. 27 Федерального закона РФ от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 7 настоящего Федерального закона, следующим лицам:

10) лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Пунктом 2 указанной правовой нормы предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктов 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что 01 марта 2010 года, в целях назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, Матвеева Т.А. обратилась в Пенсионный фонд с соответствующим заявлением. Однако, Пенсионный фонд решением № 317 от 09.04.2010 года уведомил истца об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии, исключив указанные выше периоды работы из её специального стажа.

Суд не может принять данный отказ обоснованным по следующим основаниям.

Согласно записям в трудовой книжке (серии АТ-VII Номер обезличен от Дата обезличена года) истца Матвеевой Т.А. л.д.9-13) с 01.09.1990 года по 18.08.1997 года она работала в должности учителя в Даньковской школе.

Однако, в период с 03.04.1991 года по 02.10.1992 года она находилась в отпуске по уходу за ребёнком, 02.10.1989 года рождения.

В соответствии с п.2 постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22.08.1989 года № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 01 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребёнком была увеличена до достижения им возраста трёх лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачёту в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Законом СССР от 22.05.1990 года № 1501-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательный акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства» были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде; ст.71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет.

До введения в действие Закона РФ от 25.09.1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» ст.167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение указанного периода в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.

С принятием названного закона РФ, вступившего в силу 06.10.1992 года, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребёнком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.

Исходя из смысла приведённых законодательных актов, а также редакции ст.167 КЗоТ РСФСР (в редакции Закона РСФСР от 09.12.1971 года), период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет подлежал зачёту в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности.

Учитывая, что ч.2 ст.6, ч.4 ст.15, ч.1 ст.17, ст.ст.18, 19 и ч.1 ст.55 Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определённость и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретённое им на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, период нахождения Матвеевой Т.А. в отпуске по уходу за ребёнком до достижения им трёх лет во время действия приведённых выше Законов подлежит включению в стаж, дающий право на досрочную пенсию независимо от времени её обращения за назначением пенсии и времени возникновения у неё права на досрочное назначение пенсии по старости.

Пунктом 5 постановления Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516 предусмотрено, что периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами.

При этом, в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.

Согласно письму Минздрава и социального развития РФ от 04.06.2004 года № МЗ-637 исчисление стажа, в том числе и специального, может проводиться по нормам действовавшего на 31 декабря 2001 года правового регулирования (независимо от продолжительности трудового стажа на указанную дату).

В соответствии с Разъяснением государственного комитета по труду и социальным вопросам от 29 ноября 1989 года № 23/245-11 при исчислении общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет учитывается в том же порядке, как работа, в период которой предоставлены указанные отпуска.

При этом, суд учитывает, что период работы истца в должности учителя в Даньковской школе с 01.09.1990 года по 18.08.1997 года, за исключением периода нахождения в отпуске по уходу за ребёнком, ответчиком не оспаривается и включен в специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Таким образом, суд приходит к выводу, о том, что период нахождения истца в отпуске по уходу за ребёнком с 03.04.1991 года по 02.10.1992 года подлежит включению в специальный стаж истца.

С решением Пенсионного фонда об исключении из специального стажа истца периода работы в должности учителя физики в МСОУ для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии специальное коррекционное учреждение IV вида города Владимира, по мнению суда, также нельзя согласиться.

Из материалов дела усматривается, что истец Матвеева Т.А. 21.08.1998 года принята на должность воспитателя в Муниципальное образовательное учреждение Владимирская школа-интернат слабовидящих детей.

Впоследствии, в 1999 году по приказу № 103 от 07.07.1999 года учреждение было переименовано в Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии специальной коррекционной школы-интерната IV вида города Владимира. В 2001 году приказом № 1007 от 28.06.2001 года принят новый Устав с названием Муниципального специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии «Специальной коррекционной общеобразовательной школы-интерната IV вида города Владимира». В 2002 году приказом № 134 от 26.03.2002 года принят новый Устав с названием Государственного областного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии «Специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат IV вида города Владимира для слабовидящих детей». В 2007 году согласно приказу № 685 от 22.10.2007 года департаментом образования внесены изменения в Устав, в соответствии с которым название учреждения изменено на Областное государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат IV вида города Владимира для слабовидящих детей». На момент подачи заявления в пенсионный орган для назначения досрочной трудовой пенсии Матвеева Т.А. продолжала работать в Областном государственном специальном (коррекционном) образовательном учреждении (далее – ОГСОУ) для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат IV вида города Владимира для слабовидящих детей» в должности учителя физики.

Данные обстоятельства подтверждаются представленной в деле копией трудовой книжки л.д.9-13), копиями Уставов учреждения, в котором истец осуществляла педагогическую деятельность в спорный период л.д.15-20, 26-31), исторической справкой, подписанной директором школы ОГСОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат IV вида города Владимира для слабовидящих детей» л.д.21).

Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других образовательных учреждениях для детей даёт право на выслугу лет, утвержденного Постановлением Правительства РСФСР от 06.09.1991 N 463, аналогичным Списком, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 N1067, а также Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781, предусмотрено, что работа в должности учитель в школе-интернате, в том числе специальной (коррекционной) для детей с отклонениями в развитии, засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Наименование учреждения, работа в котором дает право на досрочное назначение трудовой пенсии, как "специальное коррекционное учреждение IV вида" в указанных Списках отсутствует.

Однако, как указывает истец, а также усматривается из материалов дела, должностные обязанности Матвеевой Т.А, как учителя физики, в учреждении с 05.08.1999 года по 26.07.2001 года» не изменялись, не менялся и контингент учеников.

Кроме того, в соответствии с п. 1, 5 ст. 12 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений.

Пунктом 1.1 Устава Муниципального специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии специальной коррекционной школы-интерната IV вида г. Владимира 1999 года л.д.26-28) определено, что данное образовательное учреждение создано в целях получения обучающимися, воспитанниками начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, специального коррекционного образования для школ IV вида (для слабовидящих детей), а также с целью оказания помощи семьям воспитанников Учреждения в их воспитании, формировании у них навыков самостоятельной жизни, социальной защиты и всестороннего раскрытия творческих способностей воспитанников.

Аналогичные положения содержатся и в Уставе государственного областного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат IV вида города Владимира для слабовидящих детей» 2002 года (пункт 1.1.л.д. 15-17).

В настоящее время учреждение руководствуется Изменением к Уставу, утверждённым в 2007 году, в котором п.1.1. Устава изложен в следующей редакции: «Областное государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат IV вида города Владимира для слабовидящих детей» является учреждением, оказывающим помощь ребёнку в воспитании и получении образования, а также обеспечивающим проведение реабилитационных и лечебно-оздоровительных мероприятий для детей, нуждающихся в длительном лечении, их адаптацию к жизни в обществе, социальную защиту и разностороннее развитие л.д.18-20).

Из анализа указанных Уставов усматривается, что, несмотря на изменение названия Учреждение, в котором с 1998 года по настоящее время осуществляет педагогическую деятельность истец Матвеева Т.А., продолжает осуществлять те же цели, задачи, функции, что и МСОУ для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии специальное коррекционное учреждение IV вида города Владимира, являясь общеобразовательным учреждением для детей.

Однако, пенсионные органы зачли Матвеевой Т.А. периоды её работы с 21.08.1998 года по 05.08.1999 года и с 27.07.2001 года по 01.03.2010 года в должностях воспитателя и учителя физики в спорном учреждении в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии, а период работы в той же должности в МСОУ для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии специальная коррекционная школа-интернат IV вида города Владимира не был зачтен в специальный стаж.

Таким образом, работа Матвеевой Т.А. в должности учителя физики в МСОУ для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии специальная коррекционная школа-интернат IV вида города Владимира в период с 05.08.1999 по 26.07.2001 года подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", поскольку наименование учреждения само по себе не предопределяет различие в условиях и характере ее профессиональной деятельности в указанной должности.

Иное решение данного вопроса приведет к несоразмерному ограничению конституционного права истца на социальное обеспечение и тем самым нарушит предписания статей 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, специальный стаж Матвеевой Т.А. ко дню её обращения за назначением досрочной трудовой пенсии по старости - к 01.03.2010 года составляет требуемые 25 лет, в связи с чем, суд приходит к выводу о возможности назначения истцу досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью с указанной даты.

В силу ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежит взысканию 200 руб. в возврат уплаченной государственной пошлины.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Матвеевой Т.А. - удовлетворить.

Включить Матвеевой Т.А. в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью следующие периоды:

- с 03.04.1991 года по 02.10.1992 года – нахождение в отпуске по уходу за ребёнком;

- с 05.08.1999 года по 26.07.2001 года – работа в должности учителя физики в МСОУ для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии специальная коррекционная школа-интернат IV вида города Владимира.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г. Владимире Владимирской области назначить Матвеевой Т.А. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с даты обращения за ней – 01 марта 2010 года.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственного учреждения) в г. Владимире Владимирской области в пользу Матвеевой Т.А. 200 (двести) рублей в возврат уплаченной государственной пошлины.

Решение в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Владимира.

Председательствующий судья подпись Н.В.Знайко

Верно.

Судья Н.В.Знайко

Секретарь В.А.Фирсова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200