Дело № 2-1374/10 ...
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 июля 2010 года
Фрунзенский районный суда г. Владимира в составе:
председательствующего судьи Знайко Н.В.
при секретаре Фирсовой В.А.
с участием прокурора Монахова А.М.,
с участием адвоката: Пискарева А.В.
с участием сторон:
представителя истца: Монахова А.М.
представителя ответчика: Пискарева А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Владимире гражданское дело по иску Кольчугинского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью « Альтернатива Геймз» о признании незаконной и прекращении деятельности ООО « Альтернатива Геймз» по организации и проведению азартных игр с использованием лотерейного оборудования на территории города ... ... области,
УСТАНОВИЛ:
Кольчугинский межрайонный прокурор в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Альтернатива Геймз» (далее по тексту – ООО «Альтернатива Геймз» о признании незаконной и прекращении деятельности общества по организации и проведению азартных игр с использованием игрового оборудования.
В обоснование исковых требований указал, что проведённой прокуратурой проверкой выявлены нарушения федерального законодательства, допускаемые ООО «Альтернатива Геймз» при осуществлении предпринимательской деятельности по организации и проведению азартных игр в помещении залов, расположенных по адресам: г. ... ул. ..., д.... г. ..., ул. ... д.... г. ..., ул. ..., д.... С 20.07.2009 года ООО «Альтернатива Геймз» зарегистрировано и состоит на учёте в МИФНС России № ... по ... области (территориальный участок № по ... району г. ... ... области). Указал, что данная деятельность является незаконной и осуществляется с нарушением федерального законодательства, а именно, Федерального закона «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» от 29.12.2006 года № 244-ФЗ (далее по тексту – Закон). Согласно ч.6 ст.16 Закона деятельность игорных заведений, не отвечающих, установленным частями 1 и 2 данной статьи, должна быть прекращена до 1 июля 2009 года.
В ходе проверки установлено, что с 28.07.2009 года в вышеуказанных залах проводится «Мгновенная суперлотерея -...». Ответчик заключил договор с ООО «...» на реализацию лотерейных билетов фирмы ЗАО «...». ООО «...» заключил договор с ЗАО «...» об оказании услуг на распространение лотерейных билетов. У ЗАО «...» имеется разрешение с ФНС о проведении всероссийской негосударственной бестиражной денежно-вещевой моментальной лотереи «Мгновенная суперлотерея-...» сроком с 22.12.2006 года по 22.12.2011 года. Указанным законом определяются понятия «ставка» и «выигрыш». Правовую основу государственного регулирования отношений, возникающих в области организации и проведении лотерей, порядок их организации проведения на территории РФ, а также требования к лотерейному оборудованию определяет Федеральный закон от 11.11.2003 года № 138-ФЗ «О лотереях» (далее по тексту – Федеральный закон). На основании п.2 Постановления Правительства РФ от 05.07.2004 года № 338 «О мерах по реализации Федерального закона «О лотереях», а также Постановления Правительства РФ от 30.09.2004 года № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» ФНС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по рассмотрению уведомлений о проведении стимулирующих лотерей, ведению единого государственного реестра лотерей, контролю за проведением лотерей, выдаче разрешений на проведение всероссийских лотерей. При этом, федеральные органы исполнительной власти не уполномочены на определение требований к параметрам (характеристикам) лотерейного оборудования. В соответствии с Федеральным законом размер выигрыша должен определяться организатором лотереи, а не лотерейным оборудованием. В соответствии с письмом Ростехурегулирования от 20.03.2008 года № ВП-101-26/1451, определить чёткие параметры (характеристики) лотерейного оборудования возможно только в рамках обязательного подтверждения соответствия, установленного Федеральным законом от 27.12.2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании», путём разработки и принятия технического регламента в отношении лотерейного оборудования. Порядок разработки и принятия технических регламентов определён законодательством Российской Федерации. По мнению Ростехурегулирования, попытки представить игровое оборудование в качестве лотерейного с целью ухода от государственного контроля деятельности по организации азартных игр путём модификации игровых автоматов, в результате которой демонтируются отдельные части игрового автомата, неправомерны. Игровой автомат без устройств приёма и выдачи денежных знаков или их заменителей при наличии центрального блока управления, содержащего игровую программу, также является игровым автоматом.
В связи с чем, Кольчугинский межрайонный прокурор считает, что предпринимательская деятельность, осуществляемая ООО «Альтернатива Геймз», является деятельностью по проведению азартных игр, электронные устройства, используемые при осуществлении обществом деятельности, соответствуют определению «игровой автомат». На основании изложенного, истец в защиту интересов неопределённого круга лиц и Российской Федерации просил признать незаконной деятельность ООО «Альтернатива Геймз» по организации и проведению азартных игр с использованием игрового оборудования по адресам: г. ..., ул. ..., д.... г. ..., ул. ..., д.... г. ..., ул. ..., д.... обязать ООО «Альтернатива Геймз» прекратить деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием игрового оборудования по указанным адресам и признать лотерейное оборудование в количестве 40шт. – игровым оборудованием (игровыми автоматами).
Впоследствии истцом неоднократно уточнялись исковые требования, и в итоге, согласно уточненным исковым требованиям от Дата года Кольчугинский межрайонный прокурор просил признать незаконной деятельность ООО «Альтернатива Геймз» по организации и проведению азартных игр, обязать ООО « Альтернатива Геймз» прекратить деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием лотерейного оборудования на территории г...., в том числе по адресам: г...., ул.... д... и ул. ... д.... Решение суда в данной части обратить к немедленному исполнению.
В судебном заседании представитель истца - Монахов А.М. исковые требования поддержал, дополнительно пояснив, что ООО « Альтернатива Геймз» фактически организовало и обеспечило проведение азартных игр по вышеназванным адресам, где производится прием ставок, которые служат условием участия в азартной игре и зачисляются оператором исключительно в игровое меню лотерейного аппарата в качестве бонуса, который используется посетителями исключительно для проведения азартной игры. Игрок самостоятельно осуществляет игру путем нажатия кнопок на лотерейном аппарате и имеет возможность поднятия или увеличения ставки по своему желанию. Выигрыш определяется устройством, находящимся внутри корпуса оборудования, без участия организатора азартных игр или его работников. Кроме того, пояснил, что ответчик до настоящего времени продолжает организацию и проведение азартных игр на территории г.... по адресам: ул. ... д.... и ул. ... д....
Представитель ответчика иск не признал, пояснив, что истцом не представлено доказательств, подтверждающих исковые требования, предъявляемые к ООО « Альтернатива Геймз». На день проверки Общества 22.07.2009 года лотерейное оборудование, которое не находилось в собственности ООО « Альтернатива Геймз», а арендовалось с 01.07.2009г. у ООО « ...», в ходе проверочной закупки сотрудниками ОБЭП ОВД по ... району было опечатано. Арендованное помещение по адресу : г...., ул. ... д.... было закрыто и также опечатано. Тем самым правоохранительные органы в тот же день прекратили деятельность Общества. С этого времени данный вид деятельности ООО « Альтернатива Геймз» не осуществляется. 09.10.2009 года указанное помещение сотрудниками правоохранительных органов было осмотрено, а лотерейное оборудование ( их номера указаны в протоколе осмотра места происшествия от 09.10.2009г.) в количестве ... штук изъято. 21.10.2009 года и 30.03.2010 года договоры аренды между ООО « Альтернатива Геймз» и ООО «...» расторгнуты, арендованное лотерейное оборудование, которое использовалось по адресам: г...., ул. ... д.... и ул.... д.... возвращено собственнику. Дата года и Дата года ООО «Альтернатива Геймз» расторгнут договор аренды помещения по адресу: г...., ул. ... д.... с арендодателем ИП К.А.Ф. С ноября 2009 года по адресу: г.... ул. ... д... находится биллиардный клуб « ... Кроме того, считают, что Федеральный закон № 244-ФЗ не предусматривает возможность прекращения деятельности игорных заведений по заявлению прокурора в судебном порядке. В соответствии с ч.2 ст. 21 ФЗ « О прокуратуре РФ» при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. В данном случае, прокурор не указал, в чем конкретно заключаются интересы неопределенного круга лиц и Российской Федерации, какое право нарушено, а также не указал закон или иной нормативный правовой акт, предусматривающие способы защиты этих интересов. Рассматривая аналогичные исковые требования прокурора г.Владимира к ООО « Альтернатива Геймз» суд прекратил производство по делу, о чем имеется вступившее в законную силу постановление суда. В удовлетворении иска просили отказать.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона № 244-ФЗ « О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно организаторами азартных игр при соблюдении требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.
Согласно ч.7 ст. 16 названного закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принять до 01 июля 2007 года решение о запрете начиная с указанного периода на территории субъекта Российской Федерации (за исключением игорных зон) деятельности по организации и проведению азартных игр ( в том числе в отношении отдельных видов игорных заведений).
Законом Владимирской области № 137-ОЗ от 10 октября 2006 года признаны утратившими силу Закон Владимирской области от 11 января 2006 года №З-ОЗ « Об организации и размещении игорных заведений и игровых автоматов на территории Владимирской области» и Закон Владимирской области « Об организации и размещении игорных заведений и игровых автоматов на территории Владимирской области». Следовательно, с 01 июля 2007 года на территории Владимирской области введен запрет на законодательном уровне деятельности по организации и проведению азартных игр.
В пунктах 1, 18 статьи 4 вышеназванного Федерального закона раскрываются понятия: азартная игра как основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры, игровой автомат- игровое оборудование (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), используемое для проведения азартных игр с материальным выигрышем, который определяется случайным образом устройством, находящимся внутри корпуса такого игрового оборудования, без участия организатора азартных игр или его работников.
Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона РФ № 138-ФЗ « О лотереях» определено, что лотерея –игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона ( организатор лотереи) производит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. Договор между организатором лотереи и участником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции, другого документа или иным предусмотренным условиями лотереи способом.
В соответствии с абзацем 8 письма Министерства финансов РФ от 07.04.2008 года № 05-03-08/19, изданным по вопросу определения требований, предъявляемым к лотерейному оборудованию, а также усиления контроля за проведением всероссийских стимулирующих лотерей игровой автомат без устройства для приема и выдачи денежных знаков, при наличии центрального блока управления, содержащего игровую программу, также является игровым автоматом.
В судебном заседании установлено, что в ходе проверки, проведенной Кольчугинской межрайонной прокуратурой в июле 2009 года были выявлены нарушения федерального законодательства, допускаемые ООО « Альтернатива Геймз» при осуществлении предпринимательской деятельности по организации и проведению азартных игр в помещении залов клуба « ...», расположенных по адресам : г...., ул. ..., д.... и ул.... д....
Было установлено, что в указанных залах клуба проводится «Мгновенная суперлотерея -...» с использованием лотерейных телевизионных аппаратов ЛТА-3, организатором которой является ООО « Альтернатива Геймз».
ООО «Альтернатива Геймз» заключило с ООО «...» договор на реализацию лотерейных билетов фирмы ЗАО «...». ООО « ... заключен договор с ЗАО « ...» об оказании услуг на распространение лотерейных билетов. У ЗАО « ...» имеется разрешение с ФНС о проведении всероссийской негосударственной бестиражной денежно-вещевой моментальной лотереи «Мгновенная суперлотерея- ...» сроком с 22.12.2006г.по 22.12.2011г.
22.07.2009 года сотрудниками ОБЭП ОВД по ... району ... области была произведена проверочная закупка, в ходе которой оператору клуба было передано ... рублей ( минимальная ставка для участия в игре). Далее оператор при помощи магнитного ключа выставила бонус на игровой аппарат и на экране появилась ставка ... рублей. После чего закупщик осуществлял игру путем нажатия кнопок на лотерейном аппарате. В дальнейшем оператору закупщиком передано еще 2 раза по ... рублей, которые были проиграны. При проведении проверочной закупки оператор зала лотерейных билетов закупщику не выдавала. Таким образом, посетители клуба не имеют возможности самостоятельно, без помощи оператора получить доступ к игре. Игра проводится с использованием лотерейных телевизионных аппаратов ЛТА-3, внутри каждого из которых имеется электронное оборудование для розыгрыша лотереи.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела л.д....).
То есть, по мнению суда, лотерейные аппараты «ЛТА-3» использовались ответчиком для осуществления азартной игры и подпадают под определение игрового автомата, указанного в ФЗ № 244 от 29.12.2006 года, в связи с чем, ссылка прокурора на письмо Ростехрегулирования от 20 марта 2008г. № ВП-101-26/1451, согласно которого определить четкие параметры (характеристики) лотерейного оборудования возможно только в рамках обязательного подтверждения соответствия, установленного Федеральным законом от 27.12.2002г. № 84-ФЗ « О техническом регулировании», путем разработки и принятия технического регламента в отношении лотерейного оборудования, суд считает обоснованным.
Доводы представителя ответчика о том, что ООО « Альтернатива Геймз» после того, как лотерейное оборудование сотрудниками правоохранительных органов было опечатано и изъято в октябре 2009 года, никакой деятельности по организации и проведению азартных игр с использованием игрового либо лотерейного оборудования не осуществляет, в том числе в городе ... по адресам: ул. ... д... и ... д.... – суд признает необоснованными, поскольку, в ходе судебного разбирательства ответчик признал тот факт, что Общество до 20.03.2010 года осуществляло деятельность с использованием игрового оборудования.
Более того, из представленных представителем истца объяснений сотрудников клуба «...» от июня 2010 года, сообщений граждан в дежурную часть ОВД от ... 2010 года, протоколов осмотра места происшествия от ... 2010 года, фото-таблиц (л.д. ... т.... ) усматривается, что игровая деятельность с использованием лотерейного оборудования по вышеназванным адресам продолжается.
То обстоятельство, что достоверных фактов осуществления деятельности именно ООО « Альтернатива Геймз» по проведению азартных игр в клубе « ...» по указанным адресам в настоящее время истцом не представлено - суд признает не существенным, поскольку, достоверно, в ходе судебного разбирательства установлено, что ответчик осуществлял данную деятельность на территории города ..., в том числе по адресам: ул.... д.... и ул.... д.... до 20 марта 2010 года, и гарантированного отказа от продолжения осуществления запрещенной деятельности в будущем ответчик суду не представил.
Не являются обоснованными доводы ответчика о том, что органы прокуратуры не вправе обращаться в суд с данным иском, поскольку, не могут подменять иные государственные органы, а именно: Федеральную налоговую службу, так как в соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации, а также в защиту прав и законных интересов граждан.
Проведение азартных игр под видом лотереи нарушает права и законные интересы граждан, посягает на нравственность и может создавать угрозу причинения гражданам вреда.
В случае установления опасности причинения какого-либо вреда указанная деятельность может быть прекращена в соответствии с п.1 ст.1965 Гражданского кодекса РФ, согласно которому опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Кольчугинского межрайонного прокурора, предъявленные в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ООО «Альтернатива Геймз» о признании незаконной и прекращении деятельности Общества по организации и проведению азартных игр с использованием лотерейного оборудования на территории города ... ... области, в том числе по адресам: г...., ул. ... д.... и ул. ... д.... – являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Однако, суд в соответствии с ч.1 ст. 212 ГПК РФ не считает обоснованным просьбу истца для обращения данного решения суда к немедленному исполнению, поскольку не усматривает особых обстоятельств, которые могли бы привести к значительному ущербу вследствие замедления исполнения данного решения.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход государства подлежит взысканию государственная пошлина в сумме ... рублей.
Руководствуясь ст.ст. 193-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Кольчугинского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью « Альтернатива Геймз» о признании незаконной и прекращении деятельности ООО « Альтернатива Геймз» по организации и проведению азартных игр с использованием лотерейного оборудования на территории города ... ... области – удовлетворить.
Признать деятельность Общества с ограниченной ответственностью « Альтернатива Геймз» по организации и проведению азартных игр с использованием лотерейного оборудования на территории города ... ... области, в том числе по адресам: Владимирская область, город ..., ул.... д... и ул. ... д.... – незаконной.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Альтернатива Геймз» прекратить деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием лотерейного оборудования на территории города ... ... области, в том числе по адресам: ... область, город ..., ул. ... д... и ул.... д....
Взыскать с ООО « Альтернатива Геймз» госпошлину в доход государства – ... ( ...) тысячи рублей.
Решение в течение 10 дней со дня изготовления решения суда в окончательной форме может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Фрунзенский районный суд г.Владимира.
Председательствующий судья: подпись Н.В.Знайко
Верно
Судья: Н.В.Знайко