Дело № 2-2213/10 ... Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации
31 августа 2010 года
Фрунзенский районный суд города Владимира в составе:
председательствующего судьи ТЕЛЬЦОВОЙ Е.В.
при секретаре КУЗНЕЦОВОЙ Т.Р.
с участием:
истца АЛАДДИНОВОЙ Е.А.
представителя истца УЛАНОВОЙ Т.А.
(по устному ходатайству)
представителя ответчика СОКОЛОВОЙ О.Ю.
(доверенность от Дата),
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Владимире гражданское дело по иску АЛАДДИНОВОЙ Е.А. к Управлению Пенсионного фонда РФ (Государственному учреждению) в г. Владимире Владимирской области о включении периодов работы в льготный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, и назначении досрочной пенсии,
У С Т А Н О В И Л:
Аладдинова Е.А. работала с 01.04.1983 года по 01.09.1983 года акушеркой родового отделения во Владимирской ... больнице №; с 01.01.1986 года по 02.03.1986 года и с 30.07.1986 года по 31.12.1991 года диетсестрой в Родильном доме №; с 13.06.1996 года по 31.12.2005 года акушеркой женской консультации поликлиники в ... больнице № (с 03.08.2000г. ... «... больница№», ... «... больница №»); с 18.11.1990 года по 30.09.1991 года находилась в отпуске по уходу за ребенком.
Аладдинова Е.А. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (Государственному учреждению) в г. Владимире Владимирской области (далее - Пенсионный фонд) о включении указанных периодов в специальный стаж в льготном исчислении, за исключением периодов работы в Родильном доме №, и назначении досрочной трудовой пенсии с даты обращения – Дата
В судебном заседании истец, ее представитель настаивали на удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика Соколова О.Ю. исковые требования не признала, указала, что специальный стаж работы истца в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения составляет менее 30 лет, так как:
- Периоды работы с 01.04.1983г. по 01.09.1983г. в должности акушерки родового отделения во Владимирской ... больнице №, с 01.01.1986г. по 02.03.1986г., с. 30.07.1986г. по 30.09.1991г. в должности диетсестры в Родильном доме № не включены в специальный стаж, т.к. такие должности, как «акушерка отделения», «диетсестра» не поименованы разделом «Наименование должностей» Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, утвержденного постановлением Правительства РФ 29.10.2002г. №781;
- период работы истца в ... больнице № поселка Юрьевец не может считаться периодом работы в сельской местности, так как с 13.06.1996 года п. Юрьевец включен в черту города;
- период нахождения в отпуске по уходу за ребенком 17.05.1989г.р. с 18.11.1990г. по 30.09.1991г. не включен в специальный стаж, т.к. в соответствии с Разъяснением «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемой отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет», утвержденным постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29.11.1989г. №23/24-11, период ухода за ребенком, засчитываемый в специальный стаж, не может превышать достижения ребенком возраста полутора лет.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В соответствии с частью 2 статьи 19 Конституции РФ государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы…, имущественного и должностного положения…, а также других обстоятельств.
Согласно пункту 1 статьи 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Федерального закона, следующим гражданам:
20) лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста;
В судебном заседании установлено, что Дата, в целях назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью, Аладдинова Е.А. обратилась в Пенсионный фонд с соответствующим заявлением. Однако, решением УПФР в г. Владимире № от Дата ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения по вышеуказанным основаниям.
Суд не может признать данный отказ обоснованным.
В силу части 1 статьи 39 Конституции РФ, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Федеральный закон от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", устанавливая основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии и закрепляя в качестве условий назначения трудовой пенсии по старости достижение пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) и наличие страхового стажа не менее пяти лет (ст.7), также предусматривает порядок сохранения и преобразования пенсионных прав, приобретенных гражданами до вступления его в силу на основании ранее действовавшего законодательства, в том числе права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости для лиц, которые длительное время были заняты на подземных работах, на работах с вредными, тяжелыми условиями труда, а также иной профессиональной деятельностью, в процессе которой организм человека подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером труда.
Право граждан указанной категории на досрочное назначение трудовой пенсии по старости не может быть поставлено в зависимость от того, являются ли в настоящее время тяжелыми, вредными, особыми (или перестали считаться таковыми) те работы, которые в период их выполнения гражданином относились, согласно действовавшим нормативным правовым актам, к работам с особыми условиями труда.
Истолкование названных норм, как позволяющих не включать время выполнения указанных работ в специальный стаж на том основании, что эти работы по своему характеру и условиям более не признаются особыми, связанными с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, не только противоречило бы их действительному смыслу и предназначению, но и создавало бы неравенство при реализации права на досрочное назначение трудовой пенсии, что недопустимо с точки зрения требованийч.1 и ч.2 ст.19 Конституции РФ, а также приводило бы к неправомерному ограничению права граждан на социальное обеспечение.
Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1066 установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 г. в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464 (далее – Список № 464), а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1066 (далее – Список № 1066).
Правила, утвержденные пунктом 1 настоящего Постановления, по желанию гражданина могут также применяться при исчислении указанной выслуги за периоды работы до 1 ноября 1999 г.
Таким образом, период работы истицы до 01.11.1999 года может быть включен в стаж, согласно Списку № 464.
Данный Список не содержит конкретных наименований врачебных должностей и должностей среднего медицинского персонала, а также номенклатуры лечебно-профилактических учреждений.
В законодательстве определение термина «средний медицинский персонал» не раскрывается, в связи с чем, подлежит применению по аналогии Номенклатура должностей медицинского и фармацевтического персонала, утвержденная приказом Минздрава России № 377 от 15.10.1999 года, где должность медицинской сестры и акушерки относится к среднему медицинскому персоналу. В ранее принятых Номенклатурах дана та же редакция.
Наименование должности «акушерка отделения», «диетсестра», действительно не предусмотрено Списком № 781.
Вместе с тем, наименования должностей, поименованных в Списке №781, внесены в него из Номенклатуры должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения РФ от 15.10.1999 года № 377 (далее – Номенклатура должностей № 377).
Пунктом 8 Порядка составления штатного расписания учреждения здравоохранения, утвержденным приказом Минздравмедпрома России от 18.01.1996г. № 16, прямо предусмотрено, что наименование структурных подразделений и должностей вносятся в штатное расписание в соответствии с номенклатурой врачебных и провизорских должностей, должностей среднего медицинского и фармацевтического персонала, перечнями должностей служащих и профессий рабочих, утвержденными в установленном порядке. Аналогичная норма содержалась и в ранее действующем Порядке, утвержденным приказом Минздрава СССР от 22.07.1982 г. № 715.
Установленным порядком утверждена лишь Номенклатура должностей № 377, однако в ней не поименованы должности «акушерка отделения», «диетсестра».
Несмотря на это, в штатных расписаниях лечебных учреждений медицинские сестры (акушерки) именовались по-разному, то есть работодатель произвольно переименовывал название должностей «медсестра», «акушерка», включая в наименование то часть функциональных обязанностей (напр. медсестра консультативного приема), то место работы (медсестра (акушерка) поликлиники, кабинета, отделения).
В письме Минздрава РФ от 17.05.2002 года № 2510/4920-02-32 «О досрочных трудовых пенсиях» указано, что в соответствии с требованиями Минтруда России, предъявляемыми к процедуре установления тождественности (письмо Минтруда России от 12.07.2000 N 4952-ЮЛ), органу управления здравоохранением субъекта Российской Федерации необходимо представить в Минздрав России ходатайство об установлении тождественности наименований должностей врачей и средних медицинских работников, учреждений здравоохранения и их структурных подразделений, применявшихся до введения в действие «Списков», наименованиям должностей врачей и средних медицинских работников, учреждений здравоохранения и их структурных подразделений, предусмотренным в «Списках», утвержденных Постановлением Правительства № 1066 (в редакции Постановления № 130) и Постановлением Совмина РСФСР № 464.
Вместе с тем тождественность не устанавливается, если переименование было произведено в произвольном порядке, т.е. на основании решений администрации органов (или учреждений) субъектов Российской Федерации, а также в случаях произвольного или ошибочного изменения наименований должностей или структурных подразделений (например, вместо «медицинская сестра по массажу» - «массажистка»; или «послеродовое отделение» - «акушерское физиологическое отделение»).
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о произвольном изменении работодателем наименования должности «акушерка», как «акушерка родового отделения», а «медицинская сестра диетическая» - как «диетсестра», путем включения в наименование места выполнения работы, либо сокращения наименования должности, причем установление тождественности наименования должностей в данном случае не требуется, поэтому периоды работы в должности акушерки родового отделения и диетсестры должны быть включены истцу в специальный стаж.
Более того, пунктом 2 Постановления № 464 установлено, что исчисление сроков выслуги производится:
врачам - хирургам всех наименований, среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров - следующим образом: один год работы в этих должностях и подразделениях считать за один год и 6 месяцев.
Согласно Номенклатуре № 377, должность акушерки относится к среднему медицинскому персоналу, а отделения акушерское (в том числе физиологическое, обсервационное, патологии беременности) и родовое (родильное) – к отделениям хирургического профиля.
Аладдинова Е.А работала в должности акушерки родового отделения во Владимирской ... больнице № на полную ставку, однако данный период включен в специальный стаж в календарном исчислении.
Таким образом, период работы истца с 01.04.1983 года по 01.09.1983 года в должности акушерки родового отделения во Владимирской ... больнице подлежит включению в специальный стаж в льготном (полуторном) исчислении, с 01.01.1986 года по 02.03.1986 года и с 30.07.1986 года по 31.12.1991 года диетсестрой в Родильном доме № – в календарном исчислении.
Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года во исполнение постановления Съезда народных депутатов СССР «Об основных направлениях внутренней и внешней политики СССР» и в целях создания более благоприятных возможностей для материнского ухода за малолетними детьми, продолжительность частично оплачиваемого отпуска по уходу за детьми увеличена до достижения ими возраста полутора лет, продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком – до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
В статье 167 Кодекса законов о труде РФ, действовавшего в период работы истца и нахождения ее в отпуске по уходу за ребенком, указывалось, что по желанию женщин им предоставляется частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с выплатой за этот период пособия по государственному социальному страхованию.
Кроме указанного отпуска, женщине по ее заявлению предоставляется дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет с выплатой за период такого отпуска компенсации в соответствии с действующим законодательством.
Указав в статье Закона «отпуска по уходу за ребенком», законодатель предусматривал возможность включения в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности как частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, так и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
Дополнение о том, что отпуска по уходу за ребенком засчитываются в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности «за исключением случаев назначения пенсии на льготных условиях» появилось в Кодексе законов о труде РФ лишь 6 октября 1992 года, до этой даты период нахождения в отпуске по уходу за ребенком (как основной, так и дополнительный) включался женщинам в специальный стаж, дающий право на льготную пенсию. Истец же находилась в отпусках по уходу за детьми ранее указанной даты, следовательно, учитывая ст. 54 Конституции, в силу которой Закон, ухудшающий положение граждан обратной силы не имеет, период нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком с 18.11.1990 года по 30.09.1991 года не должен исключаться из льготного стажа.
Установленные ранее меры социального обеспечения пенсионеров не могут быть отменены без равноценной замены. Изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также - в случае необходимости - предоставление гражданам возможности в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Таким образом, уходя в указанные отпуска до 06.10.1992 года, Аладдинова Е.А. была уверена в том, что отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста как до 1,5 лет, так и до 3 лет будут включены ей в льготный стаж, и эта уверенность основывалась на действующем законодательстве.
Отсюда следует, что отказ ответчика включить Аладдиновой Е.А. в льготный стаж период нахождения ее в отпуске по уходу за ребенком с 18.11.1990 года по 30.09.1991 года неправомерен.
Довод представителя ответчика о применении Разъяснения «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет», утвержденного постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29.11.1989 года № 23/24-11 и правомерности отказа Пенсионного фонда в зачете в льготный стаж периода нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет, суд не может принять во внимание.
Как указано выше, норма КЗоТ определила возможность включения отпусков по уходу за детьми (до полутора лет и дополнительного - до трех лет) в общий, непрерывный и стаж работы по специальности до 6 октября 1992 года, поэтому применение указанного Разъяснения с неопределенным статусом, противоречащего Закону, суд считает неправомерным.
Таким образом, суд считает необходимым включить Аладдиновой Е.А. в льготный стаж период нахождения ее в отпуске по уходу за ребенком с 18.11.1990 года по 30.09.1991 года.
Решением УПФР период работы Аладдиновой Е.А. с 13.06.1996 года по 31.12.2005 года акушеркой женской консультации поликлиники в ... больнице № (с 03.08.2000г. ... «... больница№», ... «... больница №») включен в льготный стаж в календарном исчислении.
Однако, работа истца в ... больнице № пос. Юрьевец до 31.12.2005 года дает истцу право на льготный подсчет стажа из расчета 1 год и 3 месяца за 1 год работы, как за работу в сельской местности. Довод ответчика о том, что с 13.06.1996 года пос. Юрьевец вошел в черту города, не соответствует действительности.
Больница № расположена в рабочем поселке Юрьевец.
Поселок Юрьевец отнесен к категории рабочих поселков Решением исполнительных комитетов Владимирских областных (промышленного и сельского) Советов депутатов трудящихся № 363-п377сх от 09.06.1964 года.
30.06.2004 года Законодательным собранием Владимирской области был принят Закон Владимирской области «Об изменении административной черты (границы) города Владимира» (опубликованный 11 августа 2004 года и вступивший в силу с момента опубликования), в ст.2 которого указано, что передача территории рабочего поселка Юрьевец и рабочего поселка Энергетик в состав территории города должна быть произведена в соответствии с действующим законодательством. Указанный Закон лишний раз подтверждает статус п.Юрьевец и п.Энергетик, как рабочих поселков, до момента их передачи в состав города. До момента обращения истца за назначением пенсии передача п.Юрьевец в состав территории города не произведена, так как решение о мероприятиях, связанных с упразднением внутригородских муниципальных образований пос.Юрьевец было принято Советом народных депутатом г.Владимира лишь 24 ноября 2005 года. Статус поселков сохранен с функционированием органов местного самоуправления до 01.01.2006 года.
Таким образом, период работы истца с 13.06.1996 года по 31.12.2005 года акушеркой женской консультации поликлиники в ... больнице № (с 03.08.2000г. ... «... больница№», ... «... больница №») подлежит включению в специальный стаж в льготном исчислении: как 1 год и 3 месяца за 1 год работы.
При таких обстоятельствах, специальный стаж работы истца составил к дате обращения – Дата - более 30 лет, в связи с чем, суд приходит к выводу о возможности назначения Аладдиновой Е.А. досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с указанной даты.
В силу статьи 98 ГПК РФ, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию в возврат государственной пошлины 200 рублей.
Руководствуясь статьями 194-198, 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования АЛАДДИНОВОЙ Е.А. удовлетворить.
Включить АЛАДДИНОВОЙ Е.А. в льготный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения следующие периоды:
- с 01.04.1983 года по 01.09.1983 года работы акушеркой родового отделения во Владимирской ... больнице №
в льготном исчислении – один год работы как один год и шесть месяцев;
- с 01.01.1986 года по 02.03.1986 года и с 30.07.1986 года по 31.12.1991 года работы диетсестрой в Родильном доме №,
- с 18.11.1990 года по 30.09.1991 года - период нахождения в отпуске по уходу за ребенком
в календарном исчислении;
- с 13.06.1996 года по 31.12.2005 года акушеркой женской консультации поликлиники в ... больнице № (с 03.08.2000 года ... «... больница №», ... «... больница №»)
в льготном исчислении – один год работы как один год и три месяца.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г. Владимире Владимирской области назначить АЛАДДИНОВОЙ Е.А. досрочную трудовую пенсию по старости связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с даты обращения – с Дата.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственного учреждения) в г. Владимире Владимирской области в пользу АЛАДДИНОВОЙ Е.А. 200 рублей в возврат уплаченной государственной пошлины.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственного учреждения) в г. Владимире Владимирской области государственную пошлину в доход государства в размере 100 рублей.
На решение может быть подана кассационная жалоба во Владимирский областной суд через Фрунзенский районный суд города Владимира в течение 10 дней с момента принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья подпись Е.В. Тельцова
Верно:
Судья Е.В. Тельцова
Секретарь Т.Р. Кузнецова