Дело № 2-2373/10 ... Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации
07 сентября 2010 года
Фрунзенский районный суд города Владимира в составе:
председательствующего судьи Тельцовой Е.В.
при секретаре Кузнецовой Т.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Владимире гражданское дело по иску ИВАНОВОЙ Е.Н. к Управлению Пенсионного фонда РФ (Государственному учреждению) в г. Владимире Владимирской области о включении периодов работы в льготный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, и назначении досрочной пенсии,
У С Т А Н О В И Л:
Иванова Е.Н. в период с 01.04.1980 года по 31.05.1983 года работала в должности выездного фельдшера ... в Больнице скорой помощи г. Владимира; с 01.06.1983 года по 05.12.1988 года, с 02.01.1989 года по 31.12.1996 года, с 01.01.1998 года по 31.12.2003 года - в должности заведующей здравпунктом *** в Больнице скорой помощи г. Владимира (с 21.05.1999г. - МУЗ «***»); с 05.12.1988 года по 31.12.1988 года - в должности медсестры радиоизотопной лаборатории во Владимирской ... больнице №.
Иванова Е.Н. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (Государственному учреждению) в г. Владимире Владимирской области (далее - Пенсионный фонд) о включении указанных периодов в специальный стаж и назначении досрочной трудовой пенсии с даты обращения - с Дата.
В судебном заседании истец настаивала на удовлетворении заявленных требований.
Представитель истца – Уланова Т.А. (по устному ходатайству) исковые требования Ивановой Е.Н. поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика Соколова О.Ю. (по доверенности) исковые требования не признала, указала, что специальный стаж работы истца в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения составляет менее 30 лет и соответственно пенсия не может быть назначена, так как указанные периоды работы не могут быть включены в льготный стаж, поскольку должности «выездной фельдшер», «заведующий здравпунктом», «медсестра лаборатории» не поименованы разделом «Наименование должностей» Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, утвержденного постановлением Правительства № 781 от 29.10.2002 года.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Согласно п. 1 ст. 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Федерального закона, следующим гражданам:
20) лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста;
В судебном заседании установлено, что Дата, в целях назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью, Иванова Е.Н. обратилась в Пенсионный фонд с соответствующим заявлением. Однако решением УПФР в г. Владимире от Дата № ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью по вышеуказанным основаниям.
Суд не может признать данный отказ обоснованным.
Согласно ч.1 ст. 39 Конституции РФ, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Федеральный закон от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", устанавливая основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии и закрепляя в качестве условий назначения трудовой пенсии по старости достижение пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) и наличие страхового стажа не менее пяти лет (ст.7), также предусматривает порядок сохранения и преобразования пенсионных прав, приобретенных гражданами до вступления его в силу на основании ранее действовавшего законодательства, в том числе права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости для лиц, которые длительное время были заняты на подземных работах, на работах с вредными, тяжелыми условиями труда, а также иной профессиональной деятельностью, в процессе которой организм человека подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером труда.
Право граждан указанной категории на досрочное назначение трудовой пенсии по старости не может быть поставлено в зависимость от того, являются ли в настоящее время тяжелыми, вредными, особыми (или перестали считаться таковыми) те работы, которые в период их выполнения гражданином относились, согласно действовавшим нормативным правовым актам, к работам с особыми условиями труда.
Истолкование названных норм, как позволяющих не включать время выполнения указанных работ в специальный стаж на том основании, что эти работы по своему характеру и условиям более не признаются особыми, связанными с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, не только противоречило бы их действительному смыслу и предназначению, но и создавало бы неравенство при реализации права на досрочное назначение трудовой пенсии, что недопустимо с точки зрения требованийч.1 и ч.2 ст.19 Конституции РФ, а также приводило бы к неправомерному ограничению права граждан на социальное обеспечение.
Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1066 (п.3) установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 01.11.1999 года в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением СМ РСФСР от 06.09.1991 года № 464 (далее – Постановление № 464), а периоды работы после 01.11.1999 года – в соответствии со Списком и правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1066 (далее – Постановление № 1066).
Правила, утвержденные пунктом 1 настоящего Постановления, по желанию гражданина могут также применяться при исчислении указанной выслуги за периоды работы до 1 ноября 1999 года.
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781 утвержден новый Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях.
Действительно, такие наименования должностей, как «выездной фельдшер станции скорой помощи», «выездной фельдшер», «заведующий здравпунктом», «медсестра лаборатории» не содержатся в Списке от 29.10.2002г. №781.
Вместе с тем, в указанном Списке номенклатура должностей врачебного и среднего медперсонала не приведена вообще.
Согласно Списку № 464, работа врачей и среднего медицинского персонала независимо от наименования должности лечебно - профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений всех форм собственности, а также врачей и среднего медицинского персонала, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, давала право на получение досрочной пенсии.
В силу п. 2 Приложения № 3 «Номенклатуры должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения» к Приказу Минздрава РФ № 377 от 15.10.1999 года (далее – Номенклатура) наименование должности «заведующий» (структурным подразделением) дополняется наименованием специальности, предусмотренной номенклатурой врачебных специальностей, по которой работник имеет соответствующую подготовку и работа по которой вменяется в круг его обязанностей. Например, заведующий здравпунктом - фельдшер. Должностей заведующих структурными подразделениями, освобожденных от лечебной работы, номенклатура должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения не предусматривает.
Должность фельдшера относится к среднему медицинскому персоналу и поименована в Номенклатуре.
Принимая во внимание утверждение истца о работе заведующим здравпунктом в единственном числе, учитывая специальность истца, по которой она имеет соответствующую подготовку и работа по которой вменяется в круг ее обязанностей (фельдшер), приведение в последующем работодателем наименования должности истца в соответствии с требованиями действующего законодательства, суд считает, что должность Ивановой Е.Н. называется заведующий здравпунктом – фельдшер, поэтому периоды ее работы в этой должности с 01.06.1983 года по 05.12.1988 года, с 02.01.1989 года по 31.12.1996 года, с 01.01.1998 года по 31.12.2003 года подлежат включению в льготный стаж.
Согласно записи в трудовой книжке, Иванова Е.Н. работала на Станции скорой помощи в больнице ... г. Владимира в должности выездного фельдшера с 01.04.1980 года по 31.05.1983 года.
Названия должности «выездной фельдшер», «выездной фельдшер станции скорой помощи», действительно не предусмотрено ни Списками (№№ 464, 1066, 781) ни Приказом Минздрава РФ № 377.
Вместе с тем, Номенклатура медицинских должностей, утвержденная приказом Минздрава РФ № 377 от 15.10.1999 года, содержит наименование должности «фельдшер».
Дополнительный термин «выездной» при записи названия должности «фельдшер», указывает лишь на особый характер, особую ответственность работы, так как, согласно должностной инструкции, (выездные) фельдшеры обязаны работать по утвержденному графику без права сна; оказывать медицинскую помощь вне лечебного учреждения; в свободное от вызова время находиться в отведенных помещениях станции, без права отлучаться с ее территории и т.д., о чем указано в функциональных обязанностях.
Название должности «выездной фельдшер станции скорой помощи» некорректно, так как место работы – станция скорой помощи не должно считаться названием должности.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что в период с 01.04.1980 года по 31.05.1983 года истец работала фельдшером на станции скорой медицинской помощи в выездной бригаде, поэтому должность фактически соответствует всем Спискам (464, 1066, 781) и Номенклатуре и указанный период должен быть включен ей в льготный стаж.
Истец работала с 05.12.1988 года по 31.12.1988 года в должности медсестры радиоизотопной лаборатории во ... больнице №, то есть в период действия Списка № 464.
Исключение периода работы истца в должности медсестры лаборатории по причине отсутствия наименования должностей в Номенклатуре должностей, также, по мнению суда, неправомерно.
Наименование должности «медсестра лаборатории» не предусмотрено Списком № 781.
Вместе с тем, наименования должностей, поименованных в Списке № 781, внесены в Список № 781 из Номенклатуры должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения РФ от 15.10.1999 года № 377 (далее – Номенклатура должностей № 377).
Пунктом 8 Порядка составления штатного расписания учреждения здравоохранения, утвержденным приказом Минздравмедпрома России от 18.01.1996г. № 16, прямо предусмотрено, что наименование структурных подразделений и должностей вносятся в штатное расписание в соответствии с номенклатурой врачебных и провизорских должностей, должностей среднего медицинского и фармацевтического персонала, перечнями должностей служащих и профессий рабочих, утвержденными в установленном порядке. Аналогичная норма содержалась и в ранее действующем Порядке, утвержденным приказом Минздрава СССР от 22.07.1982 г. № 715.
Установленным порядком утверждена лишь Номенклатура должностей № 377, однако в ней не поименована должность «медсестра лаборатории», значится лишь должность «медицинская сестра».
Несмотря на это, в штатных расписаниях лечебных учреждений медицинские сестры именовались по-разному, то есть работодатель произвольно переименовывал название должности «медсестра», включая в наименование то часть функциональных обязанностей (медсестра палатная, медсестра процедурная, медсестра на приеме), то место работы (отделение, лаборатория).
В письме Минздрава РФ от 17.05.2002 года № 2510/4920-02-32 «О досрочных трудовых пенсиях» указано, что в соответствии с требованиями Минтруда России, предъявляемыми к процедуре установления тождественности (письмо Минтруда России от 12.07.2000 N 4952-ЮЛ), органу управления здравоохранением субъекта Российской Федерации необходимо представить в Минздрав России ходатайство об установлении тождественности наименований должностей врачей и средних медицинских работников, учреждений здравоохранения и их структурных подразделений, применявшихся до введения в действие «Списков», наименованиям должностей врачей и средних медицинских работников, учреждений здравоохранения и их структурных подразделений, предусмотренным в «Списках», утвержденных Постановлением Правительства N 1066 (в редакции Постановления N 130) и Постановлением Совмина РСФСР N 464.
Вместе с тем тождественность не устанавливается, если переименование было произведено в произвольном порядке, т.е. на основании решений администрации органов (или учреждений) субъектов Российской Федерации, а также в случаях произвольного или ошибочного изменения наименований должностей или структурных подразделений.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о произвольном изменении работодателем наименования должности «медсестра», как «медсестра отделения», «медсестра палатная», причем установление тождественности наименования должностей в данном случае не требуется.
Допущенные работодателем ошибки в произвольном наименовании должностей в штатных расписаниях и тарификационных списках, несоответствие наименований должностей в тарификационных списках, штатных расписаниях и трудовой книжке не может быть поставлено в вину истице, тем более, не может служить основанием для ущемления ее пенсионных прав.
Таким образом, период работы истца с 05.12.1988 года по 31.12.1988 года в должности медсестры радиоизотопной лаборатории во ... больнице №подлежит включению в специальный стаж.
При таких обстоятельствах, льготный стаж работы Ивановой Е.Н. составит более 30 лет на дату обращения Дата, поэтому суд приходит к выводу о возможности назначения ей досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с указанной даты.
В силу ст. 98 ГПК РФ, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию в возврат государственной пошлины ... рублей.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ИВАНОВОЙ Е.Н. удовлетворить.
Включить ИВАНОВОЙ Е.Н. в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, следующие периоды:
с 01.04.1980 года по 31.05.1983 года работала в должности выездного фельдшера ... в Больнице скорой помощи г. Владимира;
с 01.06.1983 года по 05.12.1988 года, с 02.01.1989 года по 31.12.1996 года, с 01.01.1998 года по 31.12.2003 года - в должности заведующей здравпунктом ***» в Больнице скорой помощи г. Владимира (с Дата. - МУЗ «***»);
с 05.12.1988 года по 31.12.1988 года - в должности медсестры радиоизотопной лаборатории во ... больнице №.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г. Владимире Владимирской области назначить ИВАНОВОЙ Е.Н. досрочную трудовую пенсию по старости связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с даты обращения – с Дата.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственного учреждения) в г. Владимире Владимирской области в пользу ИВАНОВОЙ Е.Н. ... рублей в возврат уплаченной государственной пошлины.
На решение может быть подана кассационная жалоба во Владимирский областной суд через Фрунзенский районный суд города Владимира в течение 10 дней с момента принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья подпись Е.В. Тельцова
Копия верна:
Судья Е.В. Тельцова
Секретарь Т.Р. Кузнецова