Иск о досрочном назначении пенсии по делу № 2-2657/2010 от 25.10.2010



Дело № 2-2657/10 ...... Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации

25 октября 2010 года

Фрунзенский районный суд города Владимира в составе:

председательствующего судьи Тельцовой Е.В.

при секретаре Кузнецовой Т.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Владимире гражданское дело по иску Павловой Н.М. к Управлению Пенсионного фонда РФ (Государственному учреждению) в г. Владимире Владимирской области о включении периодов работы в льготный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, и назначении досрочной пенсии,

У С Т А Н О В И Л:

Павлова Н.М. работала с 15.10.1985 года по 18.11.1992 года в должности операционной медсестры хирургического отделения в ......; с 15.10.1985 года по 18.11.1992 года в должности медсестры операционной ......; с 28.03.1989 года по 18.07.1989 года, с 25.06.1992 года по 18.11.1992 года находилась в отпусках по беременности и родам, с 19.07.1989 года по 24.05.1992 года находилась в отпуске по уходу за ребенком.

Павлова Н.М. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (Государственному учреждению) в г. Владимире Владимирской области (далее - Пенсионный фонд) о включении указанных периодов в специальный стаж в льготном исчислении, за исключением периода нахождения в отпуске за ребенком с 25.11.1990 года по 24.05.1992 года, и назначении досрочной трудовой пенсии с даты обращения – ....

В судебном заседании истец, ее представитель Уланова Т.А. настаивали на удовлетворении заявленных требований.

Представитель ответчика Соколова О.Ю. исковые требования не признала, указала, что специальный стаж работы истца в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения составляет менее 30 лет, так как:

- Периоды работы с 15.10.1985 года по 18.11.1992 года в должности операционной медсестры ......; с 15.10.1985 года по 18.11.1992 года в должности медсестры операционной хирургического отделения в ...... не включены в специальный стаж, т.к. такие должности, как «операционная медсестра отделения», «медсестра операционная отделения» не поименованы разделом «Наименование должностей» Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, утвержденного постановлением Правительства РФ 29.10.2002г. №781. Кроме того, исчисление стажа в льготном порядке производится операционным медицинским сестрам;

- периоды нахождения в отпусках по беременности и родам, а также в отпуске по уходу за ребенком до 1.5 лет могут быть включены в специальный стаж только в календарном исчислении, так как в соответствии с п. 5 Правил от 29.10.2002г. льготное исчисление применяется только в отношении периодов работы, а в указанный период не осуществлялась лечебная деятельность,

- период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет не включен в специальный стаж, т.к. в соответствии с Разъяснением «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемой отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет», утвержденным постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29.11.1989г. №23/24-11, период ухода за ребенком, засчитываемый в специальный стаж, не может превышать достижения ребенком возраста полутора лет.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.

В соответствии с частью 2 статьи 19 Конституции РФ государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы…, имущественного и должностного положения…, а также других обстоятельств.

Согласно пункту 1 статьи 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Федерального закона, следующим гражданам:

20) лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста;

В судебном заседании установлено, что ..., в целях назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью, Павлова Н.М. обратилась в Пенсионный фонд с соответствующим заявлением. Однако, решением УПФР в г. Владимире № от ... ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения по вышеуказанным основаниям.

Суд не может признать данный отказ обоснованным.

В силу части 1 статьи 39 Конституции РФ, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

Федеральный закон от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", устанавливая основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии и закрепляя в качестве условий назначения трудовой пенсии по старости достижение пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) и наличие страхового стажа не менее пяти лет (ст.7), также предусматривает порядок сохранения и преобразования пенсионных прав, приобретенных гражданами до вступления его в силу на основании ранее действовавшего законодательства, в том числе права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости для лиц, которые длительное время были заняты на подземных работах, на работах с вредными, тяжелыми условиями труда, а также иной профессиональной деятельностью, в процессе которой организм человека подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером труда.

Право граждан указанной категории на досрочное назначение трудовой пенсии по старости не может быть поставлено в зависимость от того, являются ли в настоящее время тяжелыми, вредными, особыми (или перестали считаться таковыми) те работы, которые в период их выполнения гражданином относились, согласно действовавшим нормативным правовым актам, к работам с особыми условиями труда.

Истолкование названных норм, как позволяющих не включать время выполнения указанных работ в специальный стаж на том основании, что эти работы по своему характеру и условиям более не признаются особыми, связанными с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, не только противоречило бы их действительному смыслу и предназначению, но и создавало бы неравенство при реализации права на досрочное назначение трудовой пенсии, что недопустимо с точки зрения требованийч.1 и ч.2 ст.19 Конституции РФ, а также приводило бы к неправомерному ограничению права граждан на социальное обеспечение.

Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1066 установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 г. в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464 (далее – Список № 464), а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1066 (далее – Список № 1066).

Правила, утвержденные пунктом 1 настоящего Постановления, по желанию гражданина могут также применяться при исчислении указанной выслуги за периоды работы до 1 ноября 1999 г.

Таким образом, период работы истицы до 01.11.1999 года может быть включен в стаж, согласно Списку № 464.

Данный Список не содержит конкретных наименований врачебных должностей и должностей среднего медицинского персонала, а также номенклатуры лечебно-профилактических учреждений.

В законодательстве определение термина «средний медицинский персонал» не раскрывается, в связи с чем, подлежит применению по аналогии Номенклатура должностей медицинского и фармацевтического персонала, утвержденная приказом Минздрава России № 377 от 15.10.1999 года, где должность медицинской сестры относится к среднему медицинскому персоналу. В ранее принятых Номенклатурах дана та же редакция.

Наименование должности «операционная медсестра отделения», «медсестра операционная отделения», действительно не предусмотрено Списком № 781.

Вместе с тем, наименования должностей, поименованных в Списке №781, внесены в него из Номенклатуры должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения РФ от 15.10.1999 года № 377 (далее – Номенклатура должностей № 377).

Пунктом 8 Порядка составления штатного расписания учреждения здравоохранения, утвержденным приказом Минздравмедпрома России от 18.01.1996г. № 16, прямо предусмотрено, что наименование структурных подразделений и должностей вносятся в штатное расписание в соответствии с номенклатурой врачебных и провизорских должностей, должностей среднего медицинского и фармацевтического персонала, перечнями должностей служащих и профессий рабочих, утвержденными в установленном порядке. Аналогичная норма содержалась и в ранее действующем Порядке, утвержденным приказом Минздрава СССР от 22.07.1982 г. № 715.

Установленным порядком утверждена лишь Номенклатура должностей № 377, однако в ней не поименованы должности «операционная медсестра отделения», «медсестра операционная отделения».

Несмотря на это, в штатных расписаниях лечебных учреждений медицинские сестры (акушерки) именовались по-разному, то есть работодатель произвольно переименовывал название должностей «медсестра», «акушерка», включая в наименование то часть функциональных обязанностей (напр. медсестра консультативного приема), то место работы (медсестра (акушерка) поликлиники, кабинета, отделения).

В письме Минздрава РФ от 17.05.2002 года № 2510/4920-02-32 «О досрочных трудовых пенсиях» указано, что в соответствии с требованиями Минтруда России, предъявляемыми к процедуре установления тождественности (письмо Минтруда России от 12.07.2000 N 4952-ЮЛ), органу управления здравоохранением субъекта Российской Федерации необходимо представить в Минздрав России ходатайство об установлении тождественности наименований должностей врачей и средних медицинских работников, учреждений здравоохранения и их структурных подразделений, применявшихся до введения в действие «Списков», наименованиям должностей врачей и средних медицинских работников, учреждений здравоохранения и их структурных подразделений, предусмотренным в «Списках», утвержденных Постановлением Правительства № 1066 (в редакции Постановления № 130) и Постановлением Совмина РСФСР № 464.

Вместе с тем тождественность не устанавливается, если переименование было произведено в произвольном порядке, т.е. на основании решений администрации органов (или учреждений) субъектов Российской Федерации, а также в случаях произвольного или ошибочного изменения наименований должностей или структурных подразделений (например, вместо «медицинская сестра по массажу» - «массажистка»; или «послеродовое отделение» - «акушерское физиологическое отделение»).

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о произвольном изменении работодателем наименования должности «операционная медицинская сестра» - как «операционная медсестра отделения», «медсестра операционная отделения», путем включения в наименование места выполнения работы, либо сокращения наименования должности, причем установление тождественности наименования должностей в данном случае не требуется, поэтому периоды работы в должности «операционная медсестра отделения», «медсестра операционная отделения» должны быть включены истцу в специальный стаж.

Более того, периоды работы истца с 15.10.1985 года по 18.11.1992 года в должности операционной медсестры хирургического отделения в ......; с 15.10.1985 года по 18.11.1992 года в должности медсестры операционной ...... подлежат включению в льготный стаж в полуторном исчислении, в силу ее работы в должности и отделении, поименованном в Перечне структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, утвержденном постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 года.

Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года во исполнение постановления Съезда народных депутатов СССР «Об основных направлениях внутренней и внешней политики СССР» и в целях создания более благоприятных возможностей для материнского ухода за малолетними детьми, продолжительность частично оплачиваемого отпуска по уходу за детьми увеличена до достижения ими возраста полутора лет, продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком – до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

В статье 167 Кодекса законов о труде РФ, действовавшего в период работы истца и нахождения ее в отпуске по уходу за ребенком, указывалось, что по желанию женщин им предоставляется частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с выплатой за этот период пособия по государственному социальному страхованию.

Кроме указанного отпуска, женщине по ее заявлению предоставляется дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет с выплатой за период такого отпуска компенсации в соответствии с действующим законодательством.

Указав в статье Закона «отпуска по уходу за ребенком», законодатель предусматривал возможность включения в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности как частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, так и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

Дополнение о том, что отпуска по уходу за ребенком засчитываются в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности «за исключением случаев назначения пенсии на льготных условиях» появилось в Кодексе законов о труде РФ лишь 6 октября 1992 года, до этой даты период нахождения в отпуске по уходу за ребенком (как основной, так и дополнительный) включался женщинам в специальный стаж, дающий право на льготную пенсию. Истец же находилась в отпусках по уходу за детьми ранее указанной даты, следовательно, учитывая ст. 54 Конституции, в силу которой Закон, ухудшающий положение граждан обратной силы не имеет, период нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком с 25.11.1990 года по 24.05.1992 года не должен исключаться из льготного стажа.

Установленные ранее меры социального обеспечения пенсионеров не могут быть отменены без равноценной замены. Изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также - в случае необходимости - предоставление гражданам возможности в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Отсюда следует, что отказ ответчика включить Павловой Н.М. в льготный стаж период нахождения ее в отпуске по уходу за ребенком с 25.11.1990 года по 24.05.1992 года неправомерен.

Довод представителя ответчика о применении Разъяснения «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет», утвержденного постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29.11.1989 года № 23/24-11 и правомерности отказа Пенсионного фонда в зачете в льготный стаж периода нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет, суд не может принять во внимание.

Как указано выше, норма КЗоТ определила возможность включения отпусков по уходу за детьми (до полутора лет и дополнительного - до трех лет) в общий, непрерывный и стаж работы по специальности до 6 октября 1992 года, поэтому применение указанного Разъяснения с неопределенным статусом, противоречащего Закону, суд считает неправомерным.

Поскольку периоды нахождения в отпуске по уходу за детьми и периоды временной нетрудоспособности подлежали включению в льготный стаж, также как и периоды работы, учитывая, что Павлова Н.М. работала в этот период в должности медсестры операционной ......, то есть в отделении и на должности, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости как год и шесть месяцев, принимая во внимание письмо Минздрава и социального развития РФ от 04.06.2004 года № МЗ-637, в котором указано, что исчисление стажа (в том числе и специального), может производиться по нормам действовавшего на 31 декабря 2001 года правового регулирования, суд приходит к выводу о возможности зачета указанных периодов в льготном (полуторном) исчислении. Включение этих периодов в календарном исчислении создало бы неравенство при реализации права Павловой Н.М. на досрочное назначение трудовой пенсии, что недопустимо с точки зрения требований ч.1 и ч.2 ст. 19 Конституции РФ, а также привело бы к неправомерному ограничению права истицы на социальное обеспечение.

При этом в п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005г. № 25 указано, что при разрешении споров, возникших в связи с не включением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости, следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года, то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

Кроме того, согласно Разъяснению Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 29 ноября 1989 года N 23/24-11 указанный отпуск засчитывается в общий, непрерывный стаж работы и стаж работы по специальности. Время отпуска по уходу ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается в стаж работы по специальности, а также в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах.

Учитывая, что статьи 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, период нахождения истицы в отпусках по беременности и родам и период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 1.5. лет до 05.10.1992 года подлежат включению в специальный стаж в льготном полуторном исчислении.

Таким образом, суд считает необходимым включить Павловой Н.М. в льготный стаж периоды нахождения в отпусках по беременности и родам с 28.03.1989 года по 18.07.1989 года, с 25.06.1992 года по 18.11.1992 года и период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 1.5 лет с 19.07.1989 года по 24.11.1990 года в льготном исчислении: один год работы как один год и 6 месяцев, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 25.11.1990 года по 24.05.1992 года - в календарном исчислении.

При таких обстоятельствах, специальный стаж работы истца составил к дате обращения – ... - более 30 лет, в связи с чем, суд приходит к выводу о возможности назначения Павловой Н.М. досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с указанной даты.

В силу статьи 98 ГПК РФ, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию в возврат государственной пошлины .......

Руководствуясь статьями 194-198, 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Павловой Н.М. удовлетворить.

Включить Павловой Н.М. в льготный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, следующие периоды работы:

- с 17.03.1983 года по 11.10.1985 года - в должности операционной медсестры хирургического отделения в ......;

- с 15.10.1985 года по 18.11.1992 года - в должности медсестры операционной хирургического отделения в ......,

- с 28.03.1989 года по 18.07.1989 года, с 25.06.1992 года по 18.11.1992 года - периоды нахождения в отпусках по беременности и родам,

- с 19.07.1989 года по 24.11.1990 года - период нахождения в отпуске по уходу за ребенком

в льготном исчислении: один год работы как один год и 6 месяцев,

- с 25.11.1990 года по 24.05.1992 года - период нахождения в отпуске по уходу за ребенком

в календарном исчислении.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г. Владимире Владимирской области назначить Павловой Н.М. досрочную трудовую пенсию по старости связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с даты обращения – с ....

Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственного учреждения) в г. Владимире Владимирской области в пользу Павловой Н.М. ...... в возврат уплаченной государственной пошлины.

На решение может быть подана кассационная жалоба во Владимирский областной суд через Фрунзенский районный суд города Владимира в течение 10 дней с момента принятия решения в окончательной форме.

Судья Е.В. Тельцова

Секретарь Т.Р. Кузнецова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200