Заявление об отмене постановления об отказе в регистрации кандидата в депутаты по делу № 2-584/2011 от 08.02.2011г.



Дело 2 - 584/11 ......

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 февраля 2011 года

Фрунзенский районный суд г. Владимира в составе:

председательствующего судьи Белякова Е.Н.,

при секретаре Волощенко Л.В.,

с участием прокурора Саверайте И.П.,

заявителя Кашицына О.В.,

представителя заявителя Суворова А.Д.,

представителя избирательной комиссии Лошаковой Т.В.,

представителя избирательной комиссии Орловой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Владимире гражданское дело по заявлению Кашицына О.В. к Территориальной избирательной комиссии Фрунзенского района г. Владимира об отмене постановления территориальной избирательной комиссии № ...... от ... и обязании зарегистрировать Кашицына О.В. кандидатом в депутаты,

УСТАНОВИЛ:

Кашицын О.В. обратился в суд с заявлением к территориальной избирательной комиссии Фрунзенского района г. Владимира (далее по тексту – ТИК Фрунзенского района города Владимира) об отмене постановления об отказе в регистрации его в качестве кандидата в депутаты Совета народных депутатов г.Владимира по одномандатному избирательному округу № .......

В обоснование заявления указал, что ... постановлением Избирательной комиссии муниципального образования г. Владимир были назначены выборы в депутаты Совета народных депутатов г. Владимира. Заявителем ... в территориальную избирательную комиссию Фрунзенского района г. Владимира (далее по тексту – ТИК Фрунзенского района г. Владимира) были сданы документы для регистрации его кандидатом в депутаты Совета народных депутатов г. Владимира. ТИК Фрунзенского района г. Владимира ... приняла постановление № ...... об отказе в регистрации кандидата Кашицына О.В. в депутаты Совета народных депутатов г. Владимира. Заявитель с данным решением не согласен и считает, что ТИК Фрунзенского района г. Владимира нарушила требования избирательного кодекса Владимирской области. В соответствии с пунктом 8 статьи 33 Закона Владимирской области «Избирательный кодекс Владимирской области» № 10-ОЗ от 13.02.2003 г. (далее по тексту - Избирательный кодекс) при проведении проверки подписей, представленных кандидатом, вправе присутствовать любой кандидат, о соответствующей проверке кандидат должен быть извещен. В нарушение указанного требования Кашицына О.В. при проведении проверки подписных листов не известили о месте и времени данной проверки.

Для регистрации кандидатом в депутаты по избирательному округу № ...... необходимо было представить 102 подписи избирателей, тогда как Кашицыным О.В. предоставлено 111 подписей. Вместе с тем, как полагает заявитель, 10 подписей избирателей незаконно были признаны избирательной комиссией недостоверными на основании письменного заключения эксперта. По мнению заявителя, выводы эксперта носят предположительный характер и не могли быть положены в основу решения об отказе в регистрации. При этом достоверность подписей могли бы подтвердить сами избиратели.

ТИК Фрунзенского района г. Владимира в лице представителей – Т.В.Лошаковой, Е.В.Орловой, возразили против заявленных требований, просили суд отказать в их удовлетворении в полном объеме.

Так, ... Кашицын О.В. был извещен по телефону ведущим системным администратором КСА ГАС «Выборы» Фрунзенского района города Владимира Д. ... Кашицын О.В. в помещении территориальной комиссии был лично извещен членами комиссии о предстоящем заседании рабочей группы по проверке подписных листов .... Законом не предусмотрено, в какой форме должно быть уведомление, поэтому нарушений требований законодательства не допущено.

Решение о создании рабочей группы по проверке подписных листов было принято на основании постановления ТИК Фрунзенского района г. Владимира от ..., однако, ... в состав рабочей группы были включены специалисты-эксперты ЭКЦ УВД по Владимирской области и проведено дополнительное исследование. ... подписные листы Кашицына О.В. были направлены для экспертного исследования в ЭКЦ УВД, а ... получена справка о результатах почерковедческого исследования подписных листов. Согласно справке об исследовании специалистом выражено сомнение в достоверности 10 подписей избирателей. На основании данной справки 10 подписей были признаны недостоверными и (или) недействительными, в регистрации кандидатом в депутаты Кашицыну О.В. отказано.

Выслушав заявителя представителя заявителя, представителей ТИК Фрунзенского района г. Владимира, прокурора, полагавшего в удовлетворении заявленных требований отказать, изучив письменные доказательства по делу, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 6 статьи 26 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон № 67-ФЗ) формирование территориальной комиссии осуществляется избирательной комиссией субъекта Российской Федерации на основе предложений, указанных в пункте 2 статьи 22 настоящего Федерального закона, а также предложений представительных органов муниципальных образований, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, территориальных комиссий предыдущего состава.

Подпунктами а) и в) пункта 9 указанной статьи предусмотрено, что территориальная комиссия осуществляет на соответствующей территории контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, обеспечивает на соответствующей территории реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов, развитием избирательной системы в Российской Федерации, внедрением, эксплуатацией и развитием средств автоматизации.

Аналогичный порядок формирования и полномочия территориальных комиссий предусмотрены статьей 17 Закона Владимирской области от 13.02.2003 года № 10-ОЗ «Избирательный кодекс Владимирской области» (далее по тексту – Закон Владимирской области № 10-ОЗ).

Постановлением Избирательной комиссии муниципального образования город Владимир от ... года № ...... назначены выборы депутатов Совета народных депутатов города Владимира.

... Избирательной комиссией города Владимира принято постановление «О возложении полномочий окружных избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов Совета народных депутатов города Владимира двадцать шестого созыва на территориальные избирательные комиссии Ленинского, Октябрьского, Фрунзенского районов города Владимира». В соответствии с указанным постановлением полномочия окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу № ...... возложены на территориальную комиссию Фрунзенского района города Владимира.

... Кашицыным О.В. были сданы в ТИК Фрунзенского района г. Владимира документы для регистрации кандидатом в депутаты Совета народных депутатов города Владимира по одномандатному избирательному округу № .......

... Кашицыну О.В. был выдан итоговый протокол проверки подписных листов с подписями избирателей и ведомость проверки подписных листов с подписями избирателей, из которых следовало, что количество подписей, признанных недостоверными и недействительными, 0 (ноль).

... Кашицыну О.В. было выдано дополнение к итоговому протоколу проверки подписных листов с подписями избирателей, дополнение к ведомости проверки подписных листов с подписями избирателей и справка об исследовании от ... за № .......

... ТИК Фрунзенского района г. Владимира принято постановление № ...... об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета народных депутатов города Владимира по одномандатному избирательному округу № ...... Кашицыну О.В.

Полагая постановление незаконным, Кашицын О.В. обратился в суд об отмене указанного постановления и обязании ТИК Фрунзенского района г. Владимира зарегистрировать его кандидатом в депутаты на основании имеющихся документов.

Суд приходит к выводу, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с подпунктом «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ основанием для отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом.

Аналогичное основание для отказа в регистрации кандидата установлено пунктом д) части 23.1 статьи 33 Закона Владимирской области от 13.02.2003 г. № 10-ОЗ.

Порядок проверки подписных листов, представленных кандидатами, определен Законом Владимирской области от 13.02.2003 г. № 10-ОЗ.

Частью 7 статьи 33 поименованного Закона предусмотрено, что соответствующая избирательная комиссия организует проведение полной или выборочной проверки подлинности подписей и соответствующих им данных об избирателях, поставивших подписи. Проверке подлежат не менее 20 процентов от необходимого для регистрации количества подписей в поддержку каждого кандидата, списка кандидатов. Для проверки отбирается одинаковое количество подписей, собранных в поддержку каждого кандидата, списка кандидатов. В случае если необходимое для регистрации количество подписей не превышает 300, проверке подлежат все подписи. Подписные листы для выборочной проверки отбираются посредством случайной выборки (жребия). Процедура проведения случайной выборки определяется соответствующей избирательной комиссией.

Согласно пункту 2 статьи 31 Закона Владимирской области № 10-ОЗ, а также постановлению № 5 от 07.12.2010 года Избирательной комиссии муниципального образования г. Владимира, количество подписей избирателей, необходимое для регистрации кандидатов по одномандатному избирательному округу № ......, составляет 102 подписи.

Таким образом, в силу пункта 7 статьи 33 поименованного Закона проверке подлежали все подписи, собранные в поддержку кандидата Кашицына О.В.

Пунктом 3 части 9 статьи 33 Закона Владимирской области № 10-ОЗ предусмотрено, что по результатам проверки подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной.

Пунктом 12 статьи 33 названного Закона определены основания, по которым подписи считаются недействительными. В частности, недействительными считаются подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом в соответствующем избирательном округе; подписи избирателей, с исправлениями в дате внесения подписи избирателем или лицами, удостоверяющими подписные листы, либо дата проставлена другим лицом; подписи избирателей, если сведения о них внесены в подписной лист не самими избирателями, ставящими подписи, и не лицом, осуществившим сбор подписей, внесенных в этот подписной лист. Подписи, выполненные от имени других лиц одним лицом или от имени одного лица другим лицом, признаются избирательной комиссией недостоверными на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи (пункт 13 статьи 33).

Как следует из материалов дела, ... Кашицыным О.В. в избирательную комиссии были сданы документы для регистрации кандидатом в депутаты Совета народных депутатов города Владимира по одномандатному избирательному округу № ......, в том числе подписные листы в количестве 37, содержащие 111 подписей избирателей, собранных в поддержку депутата.

Согласно дополнению к итоговому протоколу от ... проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата Кашицына О.В. из 111 представленных подписей избирателей недостоверными и недействительными признаны 10 подписей (или 11,1%). Основания, по которым подписи признаны недействительными и недостоверными, указаны в дополнении к итоговому протоколу и ведомости проверки подписных листов, содержащей данные о расположении недостоверных и недействительных подписей (номер листа в папке, номер строки на листе).

Пунктом д) части 23.1 статьи 33 Закона Владимирской области №10-ОЗ предусмотрено, что недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, является основанием отказа в регистрации. Выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции приходит к выводу о том, что постановление ТИК Фрунзенского района г. Владимира № ...... от ... об отказе в регистрации кандидату в депутаты Совета народных депутатов города Владимира двадцать шестого созыва по одномандатному избирательному округу № ...... Кашицыну О.В. является законным и обоснованным.

Доводы заявителя рассмотрены судом и признаны необоснованными по следующим основаниям.

Так, заявитель указывает, что не был надлежащим образом извещен о проверке подписных листов ....

В соответствии с пунктом 8 статьи 33 Закона Владимирской области №10-ОЗ при проведении подписей, представленных кандидатом, избирательным объединением, вправе присутствовать любой кандидат, предоставивший необходимое для регистрации количество подписей избирателей, его уполномоченные представители или доверенные лица, уполномоченные представители или доверенные лица любого избирательного объединения, выдвинувшего кандидатов, списки кандидатов и предоставившего необходимое для регистрации количество подписей избирателей. О соответствующей проверке должны извещаться кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, представившие установленное количество подписей избирателей.

Как следует из пояснений представителя ТИК Фрунзенского района г. Владимира, а также свидетеля Д., ... Кашицын О.В. был извещен по телефону о том, что ... в ... часов будет проводиться заседание рабочей группы по проверке подписных листов. ... Кашицын О.В. в помещении ТИК ...... был извещен членами комиссии о проведении заседания рабочей группы по проверке подписных листов .... Указанные обстоятельства также подтверждаются представленной суду детализацией данных телефонных переговоров и не оспариваются заявителем.

В связи с тем, что законом не определено, в какой форме должно проводиться извещение кандидата, суд не усматривает нарушений избирательного законодательства в действиях ТИК Фрунзенского района г. Владимира в части извещения.

Кроме того, необходимо указать следующее.

В силу пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем. Внесение дополнений и уточнений в подписные листы с подписями избирателей не допускается. Следовательно, при проведении проверки комиссия должна руководствоваться собственным мнением и мнением привлеченного к работе специалиста, иными полномочиями, как-то: опрос лиц, учинивших подписи и даты в подписных листах, сбор почерковедческого материала и направления его на экспертизу, комиссия не обладает.

Что касается доводов заявителя относительно нарушения порядка проведения проверки подписей, а именно: проведение дополнительной проверки представленных подписных листов после составления итогового протокола, суд считает необходимым указать следующее.

В соответствии с пунктом 5 статьи 33 Избирательного кодекса избирательная комиссия проверяет соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям Избирательного кодекса, достоверность подписей в подписных листах, а также правильность оформления подписных листов в течение 10 дней со дня получения документов для регистрации кандидата. Действующее избирательное законодательство ограничивает проведение проверки подписных листов кандидата исключительно определенным сроком и не связывает его с составлением протокола об окончании такой проверки. Федеральное законодательство, Закон Владимирской области № 10-ОЗ не исключают возможности проведения дополнительной проверки подписных листов, но в течение установленного законом срока для проведения такой проверки.

... рабочей группой по проверке подписных листов Кашицына О.В. было проведено дополнительное заседание в связи с получением справки эксперта, по итогам которого составлено дополнение к итоговому протоколу проверки подписных листов с подписями избирателей, собранными в поддержку кандидата.

Нарушений избирательного законодательства в действиях избирательной комиссии в данном случае суд не усматривает.

Доводы заявителя относительно надуманности и незаконности утверждения комиссии в дополнении к итоговому протоколу от ... о недостоверности подписей избирателей на основании справки эксперта, содержащей только предположения и сомнения в достоверности 10 подписей избирателей, суд находит необоснованными в силу следующего.

Согласно пункту 6 статьи 3 Закона Владимирской области № 10-ОЗ соответствующая избирательная комиссия для проведения проверки порядка выдвижения кандидатов, порядка подписи избирателей и оформления подписных листов, достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей может создавать своим решением рабочие группы из числа выборных членов комиссии, работников ее аппарата и привлеченных специалистов. К такой проверке могут привлекаться специалисты, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов и т.д.

... в соответствии с пунктом 6 статьи 33 Избирательного кодекса Владимирской области в состав рабочей группы по проверке подписных листов постановлением ТИК Фрунзенского района г. Владимира № ... были включены специалисты-эксперты Экспертно-криминалистического центра (ЭКЦ) УВД по Владимирской области П. и О.

Согласно справке об исследовании Экспертно-криминалистического отдела от ... № ... о результатах почерковедческого исследования подписных листов Кашицына О.В. за подписью специалиста О. выражено сомнение в достоверности десяти подписей избирателей. На основании данной справки десять подписей были признаны недостоверными и (или) недействительными в соответствии с пунктом 13 статьи 33 Избирательного кодекса Владимирской области.

Следует указать, что справка специалиста и при отсутствии категоричного заключения эксперта (специалиста) является достаточным основанием для признания подписей недостоверными, поскольку иных требований к заключениям экспертов, привлекаемых к проверке подписных листов, избирательное законодательство не содержит.

Необходимо также отметить, что судом при проверке доводов заявителя были исследованы подписные листы, справка специалиста, однако оснований сомневаться в правильности выводов не выявлено.

Доводы о том, что достоверность своих подписей готовы подтвердить сами избиратели, не может быть принят судом во внимание.

Так, согласно справке эксперта по подписям следующих избирателей: К., Ш., Ю., В., Ч., сделан вывод о том, что подписи и даты, вероятно, выполнены разными лицами.

Допрошенные в судебном заседании в качестве свидетелей избиратели Ч., Ю., Н., К.,И., С. подтвердили, что подписи учинены ими, однако данное обстоятельство не свидетельствует об их действительности, поскольку согласно справке эксперта даты от их имени проставлены другими лицами.

Кроме того, допрошенный в качестве свидетеля Ю. при предъявлении ему подписного листа с подписью и заявления в избирательную комиссию на предмет подтверждения подписи, пояснил, что, действительно, подписи отличны, объяснив это различными условиями подписания.

Свидетель К.Ст. пояснил суду, что подпись учинена в подписном листе им, однако никакого заявления в избирательную комиссию по поводу подтверждения своей подписи он не подавал.

Данные обстоятельства не устраняют сомнений в достоверности подписей свидетелей, указанных в справке эксперта.

Каких-либо нарушений избирательного законодательства в действиях избирательной комиссии судом не выявлено.

В соответствии с частью 1 статьи 260 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд признает постановление избирательной комиссии законным и отказывает в удовлетворении заявленных требований об отмене постановления № ...... об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета народных депутатов города Владимира по одномандатному избирательному округу № ...... Кашицына О.В. и обязании зарегистрировать его кандидатом в депутаты.

Руководствуясь статьями 194-198, 235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Кашицына О.В. о признании незаконным и отмене постановления территориальной избирательной комиссии Фрунзенского района города Владимира № ...... об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Совета народных депутатов города Владимира по одномандатному избирательному округу № ...... Кашицына О.В. отказать.

Кассационная жалоба на решение может быть подана во Владимирский областной суд в течение пяти дней со дня принятия решения судом первой инстанции.

Судья Е.Н. Беляков