Дело № 2-571/11 ...... Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации
11 февраля 2011 года
Фрунзенский районный суд города Владимира в составе:
председательствующего судьи Тельцовой Е.В.
при секретаре Кузнецовой Т.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Владимире гражданское дело по иску Беловой В.Н. к Управлению Пенсионного фонда РФ (Государственному учреждению) в г. Владимире Владимирской области о включении периодов работы в льготный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, и назначении досрочной пенсии,
У С Т А Н О В И Л:
Белова В.Н. в период с 14.03.1978 года по 03.02.1983 года работала в должности выездного фельдшера ......; с 14.05.1990 года по 31.03.1994 года - в должности фельдшера ......, с 06.02.1995 года по 30.06.1999 года, с 01.01.2001 года по 31.05.2002 года - в должности фельдшера ...... (с 01.02.1995 года .......
Белова В.Н. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (Государственному учреждению) в г. Владимире Владимирской области (далее - Пенсионный фонд) о включении указанных периодов в специальный стаж и назначении досрочной трудовой пенсии с даты обращения - с ....
В судебном заседании истец настаивала на удовлетворении заявленных требований.
Представитель истца – Уланова Т.А. (по устному ходатайству) исковые требования Беловой В.Н. поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика Жукова А.Н. (по доверенности) исковые требования не признала, указала, что специальный стаж работы истца в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения составляет менее 30 лет и соответственно пенсия не может быть назначена, так как указанные периоды работы не могут быть включены в льготный стаж, поскольку должности «выездной фельдшер», «фельдшер здравпункта» не поименованы разделом «Наименование должностей» Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, утвержденного постановлением Правительства № 781 от 29.10.2002 года.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В соответствии с частью 2 статьи 19 Конституции РФ государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы…, имущественного и должностного положения…, а также других обстоятельств.
Согласно пункту 1 статьи 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Федерального закона, следующим гражданам:
20) лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста;
В судебном заседании установлено, что ..., в целях назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью, Белова В.Н. обратилась в Пенсионный фонд с соответствующим заявлением. Однако решением УПФР в г. Владимире от ... № ...... ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью по вышеуказанным основаниям.
Суд не может признать данный отказ обоснованным.
Согласно части 1 статьи 39 Конституции РФ, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Федеральный закон от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», устанавливая основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии и закрепляя в качестве условий назначения трудовой пенсии по старости достижение пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) и наличие страхового стажа не менее пяти лет (ст.7), также предусматривает порядок сохранения и преобразования пенсионных прав, приобретенных гражданами до вступления его в силу на основании ранее действовавшего законодательства, в том числе права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости для лиц, которые длительное время были заняты на подземных работах, на работах с вредными, тяжелыми условиями труда, а также иной профессиональной деятельностью, в процессе которой организм человека подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером труда.
Право граждан указанной категории на досрочное назначение трудовой пенсии по старости не может быть поставлено в зависимость от того, являются ли в настоящее время тяжелыми, вредными, особыми (или перестали считаться таковыми) те работы, которые в период их выполнения гражданином относились, согласно действовавшим нормативным правовым актам, к работам с особыми условиями труда.
Истолкование названных норм, как позволяющих не включать время выполнения указанных работ в специальный стаж на том основании, что эти работы по своему характеру и условиям более не признаются особыми, связанными с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, не только противоречило бы их действительному смыслу и предназначению, но и создавало бы неравенство при реализации права на досрочное назначение трудовой пенсии, что недопустимо с точки зрения требованийч.1 и ч.2 ст.19 Конституции РФ, а также приводило бы к неправомерному ограничению права граждан на социальное обеспечение.
Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1066 (п.3) установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 01.11.1999 года в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением СМ РСФСР от 06.09.1991 года № 464 (далее – Постановление № 464), а периоды работы после 01.11.1999 года – в соответствии со Списком и правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1066 (далее – Постановление № 1066).
Правила, утвержденные пунктом 1 настоящего Постановления, по желанию гражданина могут также применяться при исчислении указанной выслуги за периоды работы до 1 ноября 1999 года.
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781 утвержден новый Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях.
Действительно, такие наименования должностей, как «выездной фельдшер станции скорой помощи», «выездной фельдшер», «фельдшер здравпункта» не содержатся в Списке от 29.10.2002г. №781. Однако, в Списке поименована должность «фельдшер».
В письме Минздрава РФ от 17.05.2002 года № 2510/4920-02-32 «О досрочных трудовых пенсиях» указано, что в соответствии с требованиями Минтруда России, предъявляемыми к процедуре установления тождественности (письмо Минтруда России от 12.07.2000 № 4952-ЮЛ), органу управления здравоохранением субъекта Российской Федерации необходимо представить в Минздрав России ходатайство об установлении тождественности наименований должностей врачей и средних медицинских работников, учреждений здравоохранения и их структурных подразделений, применявшихся до введения в действие Списков, наименованиям должностей врачей и средних медицинских работников, учреждений здравоохранения и их структурных подразделений, предусмотренным в Списках, утвержденных Постановлением Правительства № 1066 (в редакции Постановления № 130) и Постановлением Совмина РСФСР № 464.
Вместе с тем тождественность не устанавливается, если переименование было произведено в произвольном порядке, т.е. на основании решений администрации органов (или учреждений) субъектов Российской Федерации, а также в случаях произвольного или ошибочного изменения наименований должностей или структурных подразделений.
Анализируя записи в трудовой книжке истицы, в которых указано на ее выездную работу фельдшером станции скорой помощи в БСП, принимая во внимание Номенклатуру должностей медицинского персонала, утвержденную приказом Минздрава РФ от 15.10.1999 года № 377 (далее – Номенклатура должностей) и Список № 781, суд приходит к выводу о произвольном указании работодателем в наименовании должности «фельдшер» части функциональных обязанностей работника – выездного характера его труда (в том числе в бригаде), а также места выполнения работы – станции скорой помощи.
Дополнительный термин «выездной» при записи названия должности «фельдшер» указывает лишь на особый характер, особую ответственность работы, так как, согласно должностной инструкции, дежурные (выездные) фельдшеры обязаны:
работать по утвержденному графику без права сна;
в свободное от вызова время находится в отведенных помещениях станции, без права отлучаться с ее территории и т.д.
Таким образом, суд считает, что в указанные периоды, работая в должностях «выездной фельдшер станции скорой помощи», «выездной фельдшер», истец фактически работала в должности фельдшера, наименование должности «фельдшер» изменено работодателем произвольно, поэтому установление тождественности наименование должностей «выездной фельдшер станции скорой помощи», «выездной фельдшер» должности «фельдшер» не требуется.
Что касается работы истца в должности фельдшера здравпункта, суд приходит к следующему.
Наименование должности «фельдшер здравпункта», действительно, не предусмотрено Списком № 781.
Однако, анализируя вышеуказанные документы, суд приходит к выводу об ошибочности записи в трудовой книжке истца, так как в наименование ее должности произвольно включено место ее работы – здравпункт, поэтому ее должность должна называется не «фельдшер здравпункта», а «фельдшер», причем установление тождественности наименования должностей в данном случае не требуется.
Таким образом, периоды работы Беловой В.Н. в должности фельдшера ...... (с 01.02.1995 года ...... подлежат включению в льготный стаж.
При таких обстоятельствах, льготный стаж работы Беловой В.Н. составит более 30 лет на дату обращения ..., поэтому суд приходит к выводу о возможности назначения ей досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с указанной даты.
В силу статьи 98 ГПК РФ, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию в возврат государственной пошлины ......
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Беловой В.Н. удовлетворить.
Включить Беловой В.Н. в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, следующие периоды работы:
с 14.03.1978 года по 03.02.1983 года в должности выездного фельдшера ......;
с 14.05.1990 года по 31.03.1994 года в должности фельдшера ......;
с 06.02.1995 года по 30.06.1999 года, с 01.01.2001 года по 31.05.2002 года в должности фельдшера ...... (с 01.02.1995 года ......
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г. Владимире Владимирской области назначить Беловой В.Н. досрочную трудовую пенсию по старости связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с даты обращения – с ....
Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственного учреждения) в г. Владимире Владимирской области в пользу Беловой В.Н. ..... в возврат уплаченной государственной пошлины.
На решение может быть подана кассационная жалоба во Владимирский областной суд через Фрунзенский районный суд города Владимира в течение 10 дней с момента принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.В. Тельцова