Заявление об отмене постановления ТИК об отказе в регистрации кандидата в депутаты по делу № 2-664/11 от 16.02.2011г.



Дело № 2-664/11 .....

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 февраля 2011 года

Фрунзенский районный суд г.Владимира в составе

Председательствующего судьи БЕЛЯКОВОЙ С.В.

При секретаре ПАЛЕЕВОЙ Е.П.

С участием прокурора СИДОРОВОЙ Ю.М.,

С участием представителя заявителя РЫБАКОВА Е.А. (по доверенности от 14.02.2011г. № 1Д-135 сроком на три года),

Представителя заинтересованного лица БОРИСОВОЙ М.Ю. (по доверенности от 04.02.2011г. сроком на три месяца),

Рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Владимире гражданское дело по заявлению ИГНАТОВА А.Г. об отмене постановления Территориальной избирательной комиссии Фрунзенского района города Владимира об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета народных депутатов г.Владимира по одномандатному избирательному округу № 25,

У С Т А Н О В И Л :

Игнатов А.Г. обратился в суд с иском к Территориальной избирательной комиссии Фрунзенского района г.Владимира об отмене постановления Территориальной избирательной комиссии Фрунзенского района города Владимира (далее по тексту – ТИК) об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета народных депутатов г.Владимира, указав в обоснование, что 25.01.2011г. им были сданы в ТИК документы для регистрации кандидатом в депутаты Совета народных депутатов г.Владимира по одномандатному избирательному округу № 25. 01.02.2011г. ему был выдан Итоговый протокол проверки подписных листов с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, и ведомость проверки подписных листов с подписями избирателей. Постановлением данной избирательной комиссии от 03.02.2011г. ему было отказано в регистрации кандидатом в депутаты Совета народных депутатов г.Владимира по одномандатному избирательному округу № 25. С данным постановлением он не согласен, считает, что оно является незаконным и подлежит отмене по следующим основаниям.

Как указывается в заявлении, основанием для отказа в регистрации является подпункт «д» пункта 23.1 статьи 33 Закона Владимирской области «Избирательный кодекс Владимирской области» (далее по тексту Избирательный кодекс Владимирской области), а именно, недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидатом. Им было представлено 103 действительных и достоверных подписей избирателей, которых было достаточно для его регистрации кандидатом в депутаты, а необходимо было представить 94 достоверных подписей. Из 103 подписей 8 им было исключено (вычеркнуто), поэтому при подаче подписных листов заявителем в протоколе об итогах сбора подписей указано, что представляется 103 подписи избирателей. Представленные подписные листы им заверены, но без отдельной оговорки об исключении подписей. Оговорки сделано не было и в протоколе об итогах сбора подписей.

Заявитель также указывает, что в нарушение п.4 ст.33 Избирательного кодекса ТИК, выявив, что протокол об итогах сбора подписей внесены несоответствующие действительности сведения о количестве представленных подписей избирателей (103 вместо фактически представленных 111), не известила об этом заявителя за три дня до дня заседания, на котором должен был рассматриваться вопрос о регистрации кандидата (заявитель был извещен на заседании рабочей комиссии по проверке подписей лишь 31.01.2011г.). Уточненный протокол об итогах сбора подписей с оговоркой об исключении 8 подписей избирателей был подан 02.02.2011г. и принят, но необоснованно проигнорирован ТИК. В результате этого, избирательная комиссия признала достоверными 90 подписей избирателей (при 94 необходимых для регистрации). Между тем, проверке подлежали все подписи избирателей и соответствующие им сведения об избирателях, содержащиеся в подписных листах. Если ТИК были приняты все представленные подписи (111), то все они подлежали проверке, т.е. ТИК нарушила порядок проверки подписных листов.

В связи с этим Игнатов А.Г. просит суд признать незаконным отказ Территориальной избирательной комиссии Фрунзенского района г.Владимира в регистрации его кандидатом в депутаты Совета народных депутатов города Владимира двадцать шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 25, отменить постановление Территориальной избирательной комиссии Фрунзенского района г.Владимира от 03.02.2011г. и обязать Территориальную избирательную комиссию Фрунзенского района г.Владимира зарегистрировать его кандидатом в депутаты Совета народных депутатов города Владимира двадцать шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 25.

В судебное заседание заявитель Игнатов А.Г. не явился, о дне и месте рассмотрения заявления судом извещен надлежащим образом, что подтверждается телефонограммой № 419 от 14.02.2011г. Кроме того, Игнатову А.Г. при передаче телефонограммы судом было разъяснено, что в случае невозможности участвовать лично в судебном заседании, он может обеспечить явку своего представителя с надлежаще оформленными полномочиями. В соответствии с п.1 ст.260-1 ГПК РФ неявка заявителя, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения и разрешения дела. Исходя из этого, с учетом мнения других участников суд пришел к выводу о рассмотрении дела в отсутствие заявителя.

Представитель заявителя по доверенности – Рыбаков Е.А., участвовавший в судебном заседании после объявленного судом перерыва, заявление Игнатова А.Г. поддержал, дополнительно указав, что в подписном листе 18 в сроках 1 и 2 подписи Шадрина М.А. и Шадриной Л.П. признаны недействительными по основаниям п.п. «г» п. 12 ст.33 Закона Владимирской области «Избирательный кодекс Владимирской области», поскольку подписи избирателей с исправлением в дате внесения подписи избирателем или лицами, удостоверяющими подписные листы, либо дата проставлена другим лицом. Истец указал, что Шадрина Л.П., являющаяся сборщиком подписей избирателей в его поддержку, записала дату внесения подписи в сроке «Шадрина М.А.» своей рукой, в связи с чем, решение избирательной комиссии о признании подписи Шадрина М.А. недействительной считает правомерным. Однако в своей строке как избирателя Шадрина Л.П. внесла требуемые сведения о себе, дату и подпись собственноручно в соответствии с требованиями п.1 ст.32 указанного Закона Владимирской области. Исходя из этого, Игнатов А.Г. считает подпись Шадриной Л.П. действительной и достоверной.

Также представитель заявителя Рыбаков Е.А. указал, что в подписном листе 32 записи в сроках 1, 2 и 3 признаны недействительными по основаниям п.п. «и» п.12 ст.33 Избирательного кодекса Владимирской области. По утверждению сборщика подписей в поддержку кандидата в депутаты Анкиной Н.А., она собственноручно вносила сведения об избирателях и заверительную запись в подписном листе. Расхождение в подчерке объясняется тем, что подчерк меняется в зависимости от обстоятельств. При наличии времени и обязательных требований по заполнению данных избирателей она писала разборчиво по буквам с целью однозначного прочтения указанных сведений, при спешке быстро и слитно. Запись о заверении, с ее слов, в данный лист вносилась в спешке и в другое время в состоянии неуравновешенности. Кроме того Игнатов считает, что данные факты не исследовались экспертом, а в заключении он делает вывод о вероятности разных подчерков без определения степени и процентов. Исследования экспертом проведены без учета указанных обстоятельств и не могут служить основанием для того, чтобы сделать однозначный вывод о разных подчерках.

Представитель заинтересованного лица – Территориальной избирательной комиссии Фрунзенского района города Владимира по доверенности Борисова М.Ю. с заявлением Игнатова А.Г. не согласилась, пояснив суду, что указание заявителя на то, что ТИК не известила его об обнаружении недостатков в протоколе об итогах сбора подписей (указание 103-х подписей вместо 111-ти) несостоятельна, так как наличие данного недостатка в протоколе не легло в основу оспариваемого постановления от 03.02.2011г. № 85. ссылка заявителя на представление им в ТИК уточненного протокола об итогах сбора подписей также несостоятельна, поскольку протокол об итогах сбора подписей, в котором оговорены исключенные подписи, представленный Игнатовым А.Г. 02.02.2011г. в ТИК, не может рассматриваться в качестве допустимого документа в силу прямого указания в законе (п.9 ст.33 Избирательного кодекса Владимирской области), а также в соответствии с п. 4 ст.33 Избирательного кодекса.

Представитель заинтересованного лица также указала, что ТИК обоснованно признала недействительными 14 подписей избирателей в подписных листах Игнатова А.Г.:

- по п.п. «а» п.12 ст.33 Избирательного Кодекса Владимирской области как подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности (6 подписей). Все они отражены в оспариваемом постановлении от 03.02.2011г. Кроме того в результате проверки подписных листов было установлено, что еще одна подпись содержит сведения, не соответствующие действительности, что подтверждается Ответом УФМС России по Владимирской области от 28.01.2011 №10/670. 03.02.2011г. доверенное лицо Игнатова А.Г. - Саркисова И.В. представила фотокопию паспорта избирателя Чернецовой Наталии Владимировны, на основании которой ТИК необоснованно исключила данную подпись из числа недействительных. Однако на момент исключения данной подписи отсутствовало подтверждение официального органа – УФМС по Владимирской области, в связи с чем, впоследствии было выявлено неправильное написание в подписном листе имени избирателя и ее дата рождения;

- по п.п. «г» п.12 ст.33 Избирательного Кодекса Владимирской области как подписи избирателей, если сведения о них внесены в подписной лист не самими избирателями, ставящими подписи, и не лицом, осуществляющим сбор подписей, внесенных в этот подписной лист (4 подписи);

- по п.п. «ж» п.12 ст.33 Избирательного кодекса Владимирской области как подписи избирателей с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях (1 подпись);

- по п.11 ст.33 Избирательного кодекса Владимирской области исключена подпись избирателя Красниковой Т.В. в подписном листе 35 подпись 3, как повторная подпись одного и того же избирателя в поддержку выдвижения одного и того же кандидата.

Возражая против заявления Игнатова А.Г., представитель ТИК также пояснила суду, что 25.01.2011г. Игнатов А.Г. представил в ТИК подписные листы с подписями избирателей в количестве 103 на 37 листах и протокол об итогах сбора подписей в поддержку кандидата от 25.01.2011г. В соответствии с п.9 ст. 33 Избирательного кодекса проверке подлежат все подписи избирателей и соответствующие им сведения об избирателях, содержащиеся в подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) инициаторами выдвижения кандидата, если это ими специального оговорено в подписном листе или протоколе об итогах сбора подписей до предоставления подписей в комиссию. Вместе с тем, 4 подписи в подписных листах имеют вычеркивание горизонтальной сплошной чертой, не оговоренное кандидатом ни в протоколе (до предоставления подписей в комиссию), ни в самих подписных листах (имеют место только подписи сборщиков подписей, что не соответствует требованиям п.9 ст.33 Избирательного кодекса). В связи с этим, указанные подписи также подлежат проверке и учету, соответственно, 18 подписей в подписных листах Игнатова А.Г. являются недействительными.

Также представитель ТИК указала, что в соответствии с п. 2 ст. 31 Избирательного кодекса, количество подписей, необходимое для регистрации кандидата составляет 1 процент от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа. Согласно Постановлению Избирательной комиссии муниципального образования город Владимир №5 от 07.12.2010г. «Об утверждении схемы 28 одномандатных избирательных округов по выборам депутатов Совета народных депутатов города Владимира двадцать шестого созыва» число избирателей в округе №25 составляет 9402 человека. Один процент от указанного числа равен 94,02. Следовательно, 95 подписей – минимальное количество подписей, необходимое для регистрации кандидата в депутаты Совета народных депутатов города Владимира двадцать шестого созыва по одномандатному избирательному округу №25 (94 подписи составляют менее одного процента, что является недостаточными для регистрации кандидата). В данном случае, применение правил математического округления неприменимо, так как искажает юридически значимую информацию (Письмо Центральной избирательной комиссии РФ от 30.07.2007 №05-17/2780). При этом заявитель неверно указывает, что количество представляемых кандидатом подписей не может быть больше 103. Учитывая, что количество представляемых подписей не может превышать количество подписей, необходимое для регистрации, больше чем на 10%, то максимальное количество представляемых подписей равно 104. Соответственно, ТИК не могла проверить больше, чем 104 из всех представленных Игнатовым А.Г. подписей. Т.е. ТИК были обоснованно проверены листы с 1-го по 36-й или 104 подписи избирателей в подписных листах Игнатова А.Г. Из данных 104-х подписей 18 подписей являются недействительными, то есть количество действительных подписей – 86. Такого количества действительных подписей недостаточно для регистрации Игнатова А.Г. кандидатом в депутаты.

В связи с этим, представитель ТИК просила суд отказать Игнатову А.Г. в удовлетворении заявления в полном объеме.

Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора Сидоровой Ю.М., полагавшей отказать Игнатову А.Г. в удовлетворении заявления в полном объеме, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 6 статьи 26 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон № 67-ФЗ) формирование территориальной комиссии осуществляется избирательной комиссией субъекта Российской Федерации на основе предложений, указанных в пункте 2 статьи 22 настоящего Федерального закона, а также предложений представительных органов муниципальных образований, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, территориальных комиссий предыдущего состава.

Подпунктами «а» и «в» пункта 9 указанной статьи предусмотрено, что территориальная комиссия осуществляет на соответствующей территории контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, обеспечивает на соответствующей территории реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов, развитием избирательной системы в Российской Федерации, внедрением, эксплуатацией и развитием средств автоматизации.

Аналогичный порядок формирования и полномочия территориальных комиссий предусмотрены статьей 17 Закона Владимирской области от 13.02.2003 года № 10-ОЗ «Избирательный кодекс Владимирской области» (далее по тексту – Избирательный кодекс Владимирской области).

Постановлением Избирательной комиссии муниципального образования город Владимир от 23.12.2010 года № 8 назначены выборы депутатов Совета народных депутатов города Владимира.

07 декабря 2010 года Избирательной комиссией города Владимира принято постановление «О возложении полномочий окружных избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов Совета народных депутатов города Владимира двадцать шестого созыва на территориальные избирательные комиссии Ленинского, Октябрьского, Фрунзенского районов города Владимира». В соответствии с указанным постановлением полномочия окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу № 27 возложены на территориальную комиссию Фрунзенского района города Владимира.

В соответствии с п.9 ст.33 Избирательного Кодекса Владимирской области проверке подлежат все подписи избирателей и соответствующие им сведения об избирателях, содержащиеся в подписных листах, собранных для проверки.

Проверке и учету не подлежат подписи, находящиеся в подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) инициаторами выдвижения кандидата, списка кандидатов, если это ими специально оговорено в подписном листе или в протоколе об итогах сбора подписей до представления подписей в комиссию.

По результатам проверки подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной.

В судебном заседании установлено, что 25.01.2011г. Игнатовым А.Г. были сданы документы для регистрации его кандидатом в депутаты Совета народных депутатов г.Владимира по одномандатному избирательному округу № 25. 01.02.2011г. ему был выдан итоговый протокол проверки подписных листов с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата в депутаты и ведомость проверки подписных листов с подписями избирателей.

Также установлено, что 02.02.2011г. Игнатов А.Г. ТИК представил уточненный протокол об итогах сбора подписей с оговоркой об исключении 8 подписей избирателей, который был принят комиссией, однако, как он считает, необоснованно проигнорирован при принятии окончательного решения по регистрации его кандидатом в депутаты.

Суд не может согласиться с данными утверждениями Игнатова А.Г., поскольку в силу прямого указания в законе исключение подписей должно быть оговорено до представления подписных листов в избирательную комиссию, т.е. до 25.01.2011г.

Кроме того, в соответствии с п.4 и 5 ст.33 Избирательного кодекса Владимирской области, заменить можно только документ, оформленный с нарушением требований закона, и не позднее, чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата.

Вместе с тем, протокол об итогах сбора подписей, представленный Игнатовым А.Г. в ТИК 25.01.2011г., полностью соответствовал требованиям Избирательного кодекса. Учитывая, что рассмотрение вопроса о регистрации/отказе в регистрации кандидата Игнатова А.Г. было назначено на 03.02.2011г., заменить документы кандидат имел право только не позднее 01.02.2011г. (включительно), а измененный протокол об итогах сбора подписей был представлен им 02.02.2011г.

03.02.2011г. ТИК приняла постановление об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета народных депутатов г.Владимира по одномандатному избирательному округу № 25 Игнатова А.Г.. Основанием для отказа в регистрации кандидата явилось недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата (п.п. «д» п.24 ст.38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 года № 67-ФЗ.

Полагая постановление незаконным, Игнатов А.Г. в соответствии со ст. 259 ГПК РФ обратился в суд об отмене указанного постановления и возложении обязанности на ТИК Фрунзенского района г. Владимира зарегистрировать его кандидатом в депутаты на основании имеющихся документов.

Суд приходит к выводу, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с подпунктом «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 года № 67-ФЗ основанием для отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом.

Аналогичное основание для отказа в регистрации кандидата установлено пунктом «д» части 23.1 статьи 33 Избирательного кодекса Владимирской области.

Порядок проверки подписных листов, представленных кандидатами, также определен Избирательным кодексом Владимирской области, а именно, ч.7 ст.33 указанного закона Владимирской области предусмотрено, что соответствующая избирательная комиссия организует проведение полной или выборочной проверки подлинности подписей и соответствующих им данных об избирателях, поставивших подписи. Проверке подлежат не менее 20 процентов от необходимого для регистрации количества подписей в поддержку каждого кандидата, списка кандидатов. Для проверки отбирается одинаковое количество подписей, собранных в поддержку каждого кандидата, списка кандидатов. В случае если необходимое для регистрации количество подписей не превышает 300, проверке подлежат все подписи. Подписные листы для выборочной проверки отбираются посредством случайной выборки (жребия). Процедура проведения случайной выборки определяется соответствующей избирательной комиссией.

Согласно п.2 ст. 31 Избирательного кодекса Владимирской области, а также в соответствии с постановлением Избирательной комиссии муниципального образования г.Владимира № 5 от 07.12.2010г «Об утверждении схемы 28 одномандатных избирательных округов по выборам депутатов Совета народных депутатов города Владимира двадцать шестого созыва», количество подписей избирателей, необходимое для регистрации кандидатов по одномандатному избирательному округу № 25, составляет 95 подписей, а не 94, как указывает заявитель и как указано в постановлении об отказе в регистрации кандидата от 03.02.2011г., поскольку число избирателей в округе №25 составляет 9402 человека. Один процент от указанного числа равен 94,02. Следовательно, 95 подписей – минимальное количество подписей, необходимое для регистрации кандидата в депутаты Совета народных депутатов города Владимира двадцать шестого созыва по одномандатному избирательному округу №25 (94 подписи составляют менее одного процента, что является недостаточным для регистрации кандидата). В данном случае, применение правил математического округления неприменимо, так как искажает юридически значимую информацию.

Кроме того, учитывая, что количество представляемых подписей не может превышать количество подписей, необходимое для регистрации, больше чем на 10%, то максимальное количество представляемых подписей равно 104. Соответственно, ТИК не могла проверить больше, чем 104 из всех представленных Игнатовым А.Г. подписей. Т.е. ТИК были обоснованно проверены листы с 1-го по 36-й или 104 подписи избирателей в подписных листах Игнатова А.Г.

Пунктом 3 части 9 статьи 33 Избирательного кодекса Владимирской области предусмотрено, что по результатам проверки подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной.

Пунктом 12 статьи 33 указанного кодекса определены основания, по которым подписи считаются недействительными. В частности, недействительными считаются подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом в соответствующем избирательном округе; подписи избирателей, с исправлениями в дате внесения подписи избирателем или лицами, удостоверяющими подписные листы, либо дата проставлена другим лицом; подписи избирателей, если сведения о них внесены в подписной лист не самими избирателями, ставящими подписи, и не лицом, осуществившим сбор подписей, внесенных в этот подписной лист. Подписи, выполненные от имени других лиц одним лицом или от имени одного лица другим лицом, признаются избирательной комиссией недостоверными на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи (пункт 13 статьи 33).

В судебном заседании установлено, что ТИК обоснованно признала недействительными и недостоверными 14 подписей избирателей в подписных листах Игнатова А.Г.

Так, по подпункту «а» пункта 12 статьи 33 Избирательного кодекса Владимирской области (подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности) было выявлено шесть подписей, что подтверждается ответом УФМС по Владимирской области от 28.01.2011г. № 10/670:

- подпись 3 в подписном листе 1 (номер паспорта избирателя Александровой К.А. в подписном листе указан «632368», а по данным УФМС - «632388»;

- подпись 3 в подписном листе 10 (номер паспорта избирателя Морозовой А.А. в подписном листе указан «431888», а по данным УФМС – «431883»;

- подпись 2 в подписном листе 15 (адрес избирателя Кирьяновой Л.М. в подписном листе указан «Суздальский проспект, дом № 5, кв.18», а по данным УФМС – «Соколова-Соколенка, д.26, кв.27»;

- подпись 3 в подписном листе 33 (в адресе избирателя Ботова Н.В. в подписном листе номер квартиры указан «12», а по данным УФМС – «10»);

- подпись 3 в подписном листе 35 (фамилия избирателя в подписном листе указана «Шепицина», а по данным УФМС – «Шипицына», номер паспорта в подписном листе указан «844789», а по данным УФМС – «844739»;

- подпись 1 в подписном листе 36 (номер паспорта избирателя Саркисова С.Н. в подписном листе указан «272048», а по данным УФМС – «972048».

Представитель заявителя Рыбаков Е.А. при обозрении судом указанных подписей в подписных листах в судебном заседании согласился с имеющейся недостоверностью сведений в данных подписях избирателей, однако указал, что считает данные факты не существенными для принятия их во внимание при решении вопроса об отказе в регистрации кандидата в депутаты.

Суд не может согласиться с данными выводами представителя заявителя, поскольку считает, что сведения об избирателях, указанные в подписных листах, не соответствующие действительности, влекут за собой признание подписи избирателя недействительной в силу прямого указания об этом в законе (п.п. «а» п.12 ст.33 Избирательного кодекса Владимирской области).

В судебном заседании также установлено, что по п.п. «г» пункта 12 статьи 33 Избирательного кодекса Владимирской области (подписи избирателей с исправлениями в дате внесения подписи избирателем или лицами, удостоверяющими подписные листы, либо дата проставлена другим лицом) признаны недостоверными две подписи, что подтверждается справкой специалиста ЭКЦ УВД по Владимирской области от 31.01.2011г. № 155:

- подписи 1 и 2 на листе 18 (даты внесения данных подписей выполнены одним лицом).

В данном случае суд считает, что избирательная комиссия обязана учитывать подпись конкретного избирателя, что при выполнении дат от имени одного лица другим лицом при проверке подписных листов сделать по существу невозможно, поскольку невозможно определить, какая из двух одинаковых дат выполнена избирателем, а какая от его имени. Нельзя также исключить, что одинаковые даты выполнены от имени избирателей другим лицом, поэтому ТИК правомерно признала обе подписи недостоверными.

Из постановления об отказе в регистрации кандидатом в депутаты от 03.02.2011г. № 85 также следует, что четыре подписи избирателей признаны недостоверными по п.п. «и» п.12 ст.33 Избирательного кодекса Владимирской области (подписи избирателей, если сведения о них внесены в подписной лист не самими избирателями, ставящими подписи, и не лицом, осуществляющим сбор подписей, внесенных в этот подписной лист), что также подтверждается справкой специалиста ЭКЦ УВД по Владимирской области от 31.01.2011г. № 155:

- подписи 1, 2, и 3 в подписном листе 32 и подпись 3 в подписном листе 35 (данные об избирателях в подписях внесены не самими избирателями и не сборщиком подписей, заверившим соответствующий подписной лист, а иным лицом).

Данные обстоятельства, по мнению суда, свидетельствует о том, что ТИК обоснованно и в четком соответствии с требованиями избирательного законодательства признала недостоверными указанные четыре подписи избирателей в подписных листах 32 и 35.

При этом суд не может согласиться с доводами представителя заявителя Рыбакова Е.А. о том, что справка специалиста ЭКЦ УВД Владимирской области от 31.01.2011г. № 155 вызывает сомнения относительно правильности выводов, содержащихся в ней, по следующим основаниям.

Согласно пункту 6 статьи 3 Избирательного кодекса Владимирской области, соответствующая избирательная комиссия для проведения проверки порядка выдвижения кандидатов, порядка подписи избирателей и оформления подписных листов, достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей может создавать своим решением рабочие группы из числа выборных членов комиссии, работников ее аппарата и привлеченных специалистов. К такой проверке могут привлекаться специалисты, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов и т.д.

Из материалов дела усматривается, что 25.01.2011г. в соответствии с пунктом 6 статьи 33 Избирательного кодекса Владимирской области в состав рабочей группы по проверке подписных листов постановлением ТИК Фрунзенского района г. Владимира № 53 были включены специалисты-эксперты Экспертно-криминалистического центра (ЭКЦ) УВД по Владимирской области Покровский С.В. и Кузнецов Д.В.

Согласно справке об исследовании Экспертно-криминалистического отдела от 31.01.2011 года № 155 о результатах почерковедческого исследования подписных листов Игнатова А.Г. за подписью специалиста Покровского С.В. установлена недостоверность шести подписей избирателей.

Суд считает, что справка специалиста (эксперта) является достаточным основанием для признания подписей недостоверными, поскольку иных требований к заключениям экспертов или специалистов, привлекаемых к проверке подписных листов, избирательное законодательство не содержит. Необходимо также отметить, что судом при проверке доводов заявителя были исследованы спорные подписные листы, однако оснований сомневаться в правильности выводов специалиста не установлено.

Правомерно, по мнению суда, по п.п. «ж» п.12 ст.33 Избирательного кодекса Владимирской области избирательной комиссией признана недействительной подпись 1 в подписном листе 33 (в фамилии избирателя имеется исправление в 4-м письменном знаке в написании фамилии избирателя Куприяновой М.Н.). При этом суд считает, что норм, обязывающих избирательную комиссию выяснять, препятствуют или нет описки или исправления восприятию указанных сведений об избирателях в подписных листах, действующее избирательное законодательство не содержит.

Установлено, что по п.11 ст.33 Избирательного кодекса Владимирской области исключена подпись избирателя Красниковой Т.В. (подпись 3 в подписном листе 35) как повторная подпись одного и того же избирателя в поддержку выдвижения одного и того же кандидата (данные и подпись избирателя в строке 3 подписного листа 35 полностью совпадают с данными и подписью в строке 1 этого же подписного листа).

Указанная подпись, по мнению суда, также является недействительной по п.п. «и» п.12 ст.33 Избирательного кодекса Владимирской области, в связи с чем, обоснованно при подсчете недействительных подписей учитывалась однократно.

Таким образом, 14 подписей избирателей были правомерно признаны избирательной комиссией недействительными и недостоверными, что нашло свое отражение в оспариваемом Игнатовым А.Г. постановлении об отказе в регистрации кандидата в депутаты от 03.02.2011г. № 85.

При таких обстоятельствах суд не находит оснований для признания незаконным отказа Территориальной избирательной комиссии Фрунзенского района г.Владимира в регистрации Игнатова А.Г. кандидатом в депутаты Совета народных депутатов города Владимира двадцать шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 25 и отмене постановления Территориальной избирательной комиссии Фрунзенского района г.Владимира от 03.02.2011г. № 85.

В соответствии с п.3 ст.246 ГПК РФ при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан с основаниями и доводами заявленных требований.

Согласно п.9 ст.33 Избирательного кодекса Владимирской области проверке подлежат все подписи избирателей и соответствующие им сведения об избирателях, содержащиеся в подписных листах. Проверке и учету не подлежат подписи, находящиеся в подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) инициаторами выдвижения кандидата, если это ими специально оговорено в подписном листе или протоколе об итогах сбора подписей до представления подписей в комиссию.

Судом установлено, что в результате проверки подписных листов ТИК было обнаружено, что еще одна подпись содержит сведения, не соответствующие действительности, что подтверждается Ответом УФМС России по Владимирской области от 28.01.2011 №10/670. 03.02.2011г. доверенное лицо Игнатова А.Г. - Саркисова И.В. представила фотокопию паспорта избирателя Чернецовой Наталии Владимировны, на основании которой ТИК необоснованно исключила данную подпись из числа недействительных. Однако на момент исключения данной подписи отсутствовало подтверждение официального органа – УФМС по Владимирской области, в связи с чем, впоследствии было выявлено неправильное написание в подписном листе имени избирателя и ее дата рождения.

Из материалов дела усматривается, что Чернецова Наталия Владимировна - «1979» года рождения, а в строке 2 на листе 14 указан год рождения «1975», а имя «Наталья». Исходя из этого, подпись 2 на листе 14 также является недействительной, что было установлено и рабочей группой ТИК при проверке подписей и отражено в итоговом протоколе и ведомости проверки подписных листов.

В судебном заседании также установлено, что 25.01.2011г. Игнатов А.Г. представил в ТИК подписные листы в количестве 37 шт. с подписями избирателей в количестве 103 шт. и протокол об итогах сбора подписей в поддержку кандидата. Вместе с тем, четыре подписи в подписных листах имеют вычеркивание горизонтальной сплошной чертой, не оговоренное кандидатом ни в протоколе (до представления подписей в комиссию), ни в самих подписных листах (имеют место только подписи сборщиков подписей), что не соответствует требованиям п.9 ст.33 Избирательного кодекса Владимирской области.

Так, в листе 1 подпись 2 является недействительной на основании п.п. «е» и «ж» п.12 ст.33 Избирательного кодекса Владимирской области (подпись без указания даты внесения избирателем своей подписи в подписном листе, подписи с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях, исправление во второй цифре года рождения избирателя Александровой К.А.), а также на основании п.11 ст.33 Избирательного кодекса Владимирской области (вторая подпись одного и того же лица, так как данные и подпись избирателя полностью соответствуют данным и подписи избирателя в строке 3 этого же подписного листа).

По мнению суда, в подписном листе 4 подпись 1 является недействительной на основании п.п. «ж» п.12 ст.33 Избирательного кодекса Владимирской области (подписи с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях, исправление в третьей графе года рождения избирателя Егорова М.Е.), подпись 2 в подписном листе 25 – на основании п.11 ст.33 Избирательного кодекса Владимирской области (вторая подпись одного и того же лица, так как данные и подпись избирателя полностью соответствуют данным и подписи избирателя в сроке 3 этого же подписного листа, а подпись 2 в листе 28 – на основании п.п. «ж» п.12 ст.33 Избирательного кодекса Владимирской области (подписи с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях, исправление во второй цифре года рождения избирателя Мухиной А.Н.).

Таким образом, фактически 18 подписей избирателей в подписных листах Игнатова А.Г., представленных им в ТИК 25.01.2011г., являются недействительными и недостоверными. Из максимального количества представляемых подписей (104) недействительными и недостоверными являются 18 подписей, то есть количество действительных подписей – 86 (при необходимом количестве в 95), что недостаточно для регистрации Игнатова А.Г. кандидатом в депутаты Совета народных депутатов города Владимира двадцать шестого созыва по одномандатному избирательному округу.

Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу о том, что у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения требований Игнатова А.Г. о возложении обязанности на Территориальную избирательную комиссию Фрунзенского района г.Владимира о регистрации его кандидатом в депутаты Совета народных депутатов города Владимира двадцать шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 25

Руководствуясь ст.ст.194-199, 261 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении требований о признании незаконным отказа Территориальной избирательной комиссии Фрунзенского района г.Владимира в регистрации Игнатова А.Г. кандидатом в депутаты Совета народных депутатов города Владимира двадцать шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 25, отмене постановления Территориальной избирательной комиссии Фрунзенского района г.Владимира от 03.02.2011г. № 85 и возложении обязанности на Территориальную избирательную комиссию Фрунзенского района г.Владимира зарегистрировать Игнатова А.Г. кандидатом в депутаты Совета народных депутатов города Владимира двадцать шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 25 ИГНАТОВУ А.Г. отказать.

Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Фрунзенский районный суд г.Владимира в течение пяти дней со дня принятия решения судом первой инстанции.

Судья С.В.Белякова