Иск о включении периодов работы в специальный стаж и назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью по делу № 2-586/11 от 18.02.2011г.



Дело №2-586/2011 .....

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 февраля 2011 года

Фрунзенский районный суд города Владимира в составе:

председательствующего судьи Тельцовой Е.В.

при секретаре Кузнецовой Т.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Владимире гражданское дело по иску Яковлевой Л.В. к Управлению Пенсионного фонда РФ (Государственному учреждению) в г. Владимире Владимирской области о включении периодов работы в специальный стаж и назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью,

УСТАНОВИЛ:

Яковлева Л.В. работала в период с 15.08.1985 года по 19.11.1987 года в должности воспитателя в санаторном детском саду № ..... г. Владимира, с 11.09.1991 года по 31.08.1993 год в должности старший пионервожатый в школе-гимназии № ..... г. Тейково.

Яковлева Л.В. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (Государственному учреждению) г. Владимира Владимирской области (далее - Пенсионный фонд) о включении указанных периодов в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, и ее назначении с даты обращения 21.10.2010 года.

Представитель ответчика – специалист эксперт юридического отдела Жукова А.Н. исковые требования не признала, указав, что:

период работы истца с 15.08.1985 года по 19.11.1987 года воспитателем в санаторном детском саду № ..... не включен в льготный стаж, так как такое учреждение как «санаторный детский сад» не поименовано разделом «Наименование учреждений» Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации № 781 от 29.10.2002 года (далее – Список № 781),

такая должность как «старший пионервожатый» не поименована разделом «Наименование должностей» Списка №781.

Поскольку, без включения этих периодов работы льготный стаж истца составляет 20 лет 09 месяцев 14 дней вместо требуемых 25 лет, досрочная пенсия назначена быть не может.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.

В соответствии с частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

В силу пункта 1 статьи 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Федерального закона, следующим гражданам:

19) лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста;

В судебном заседании установлено, что 21.10.2010 года в целях назначения досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью Яковлева Л.В. обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) г. Владимира Владимирской области с соответствующим заявлением. Однако, решением от 12.11.2010г. № 1250 истцу отказано в досрочном назначении пенсии по указанным выше причинам.

Суд не может признать данный отказ обоснованным.

Действительно, наименование учреждения «санаторный детский сад» не предусмотрено ни Списком, утвержденным Постановлением СМ РСФСР № 463 от 06.09.1991 года, ни Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 1067 от 22.09.1999 года, ни Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 года.

Вместе с тем, указанное образовательное учреждение по своей сути являлось специальным коррекционным образовательным учреждением для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии, а, поскольку воспитанниками учреждения были дети дошкольного возраста, то данное учреждение являлось специальным детским садом.

В соответствии с пунктом 1 главы 1 «Положения о детском дошкольном учреждении», утвержденном приказом Министерства просвещения СССР от 29 января 1985 года № 16, «Детское дошкольное учреждение (детские ясли, детский сад, детские ясли-сад) является учреждением общественного воспитания детей». Права и обязанности в области учебно-воспитательной работы согласно п. 17. главы 2 «Положения» определяются как «Воспитание и обучение детей в детском дошкольном учреждении».

Согласно пункту 1 главы 1 «Положения о туберкулезных санаторных детских садах для детей с ранними проявлениями туберкулезной инфекции, с малыми и затихающими формами туберкулеза», утвержденном Министерством здравоохранения СССР от 21 сентября 1961 года «...Наряду с лечебно-профилактической работой санаторный детский сад проводит воспитательную работу».

Кроме того, специальные (коррекционные) детские сады в Списках № 1067 и № 781 поименованы.

Анализируя изложенное, суд приходит к выводу, что формальное несоответствие Списку № 781 наименования образовательного учреждения, осуществлявшего образовательную и воспитательную деятельность, не может быть поставлено в вину истцу, тем более, не может служить основанием для ущемления ее пенсионных прав.

При таких обстоятельствах, период работы истца в должности воспитателя в санаторном детском саду № ..... г. Владимира с 15.08.1985 года по 19.11.1987 года подлежит включению в льготный стаж.

Федеральный закон от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», устанавливая основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии и закрепляя в качестве условий назначения трудовой пенсии по старости достижение пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) и наличие страхового стажа не менее пяти лет (ст.7), также предусматривает порядок сохранения и преобразования пенсионных прав, приобретенных гражданами до вступления его в силу на основании ранее действовавшего законодательства, в том числе права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости для лиц, которые длительное время были заняты на подземных работах, на работах с вредными, тяжелыми условиями труда, а также иной профессиональной деятельностью, в процессе которой организм человека подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером труда.

Право граждан указанной категории на досрочное назначение трудовой пенсии по старости не может быть поставлено в зависимость от того, являются ли в настоящее время тяжелыми, вредными, особыми (или перестали считаться таковыми) те работы, которые в период их выполнения гражданином относились, согласно действовавшим нормативным правовым актам, к работам с особыми условиями труда.

Истолкование названных норм, как позволяющих не включать время выполнения указанных работ в специальный стаж на том основании, что эти работы по своему характеру и условиям более не признаются особыми, связанными с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, не только противоречило бы их действительному смыслу и предназначению, но и создавало бы неравенство при реализации права на досрочное назначение трудовой пенсии, что недопустимо с точки зрения требованийч.1 и ч.2 ст.19 Конституции РФ, а также приводило бы к неправомерному ограничению права граждан на социальное обеспечение.

Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1067 (п.3) установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 г. в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 463 (далее – Список № 463), а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1067 (далее – Список № 1067).

Правила, утвержденные пунктом 1 настоящего Постановления, по желанию гражданина могут также применяться при исчислении указанной выслуги за периоды работы до 1 ноября 1999 г.

Списками № 463, 1067 и 781 должность «старший пионервожатый», действительно, не предусмотрена.

Вместе с тем, в спорный период действовал Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397.

Согласно п. 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения (далее – Положение), утвержденном тем же постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397, учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитываются:

а) выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах.

Согласно п. 2 Положения, в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы, указанной в пункте 1 настоящего Положения, засчитывается работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых.

В силу п. 4 Положения, время работы, указанной в п.1.2.3 Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с Постановлением № 1397, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

Принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Это необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.

Установленные ранее меры социального обеспечения пенсионеров не могут быть отменены без равноценной замены. Изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также - в случае необходимости - предоставление гражданам возможности в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Отказ ответчика засчитать в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, занимавшимся: педагогической деятельностью в учреждениях для детей, периоды осуществления ими этой деятельности в должности старшей пионервожатой в связи с неприменением нормативного акта, действующего в период работы их работы, порождают такое неравенство в сфере пенсионного обеспечения, которое ведет к несоразмерному ограничению конституционного права этих лиц на социальное обеспечение, и тем самым нарушают предписания статей 19, 39 и 55 Конституции РФ.

Таким образом, работая старшим пионервожатым с 11.09.1991 года по 31.08.1993 год в школе-гимназии № ..... г. Тейково, Яковлева Л.В. была уверена в том, что данный период будет включен ей в педагогический стаж, и эта уверенность основывалась на действующем законодательстве.

Отсюда следует, что отказ ответчика включить указанный период в льготный стаж по причине отсутствия наименований должности в последующих Списках (№ 781) не может быть принят во внимание. Период работы истца с 11.09.1991 года по 31.08.1993 год в должности старший пионервожатый в школе-гимназии № ..... г. Тейково должен быть включен ей в льготный стаж.

Таким образом, Яковлева Л.В., имея стаж работы в должностях, в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью более 16 лет 8 месяцев (2/3), имеет право на зачет вышеуказанного периода работы в специальный стаж, поскольку иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

При таких обстоятельствах, специальный стаж работы Яковлевой Л.В. на 21.10.2010 года составит более 25 лет, в связи с чем, суд приходит к выводу о возможности назначения ей досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью с указанной даты.

В силу статьи 98 ГПК РФ, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию 200 рублей в возврат государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 194-198, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Яковлевой Л.В. удовлетворить.

Включить Яковлевой Л.В. в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, следующие периоды работы:

- с 11.09.1991 года по 31.08.1993 год в должности старший пионервожатый в школе-гимназии № ..... г. Тейково,

- с 15.08.1985 года по 19.11.1987 года в должности воспитателя в санаторном детском саду № ..... г. Владимира».

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г. Владимире Владимирской области назначить Яковлевой Л.В. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с даты обращения - с 21 октября 2010 года.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственного учреждения) в г. Владимире Владимирской области в пользу Яковлевой Л.В. 200 рублей в возврат уплаченной государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Фрунзенский районный суд города Владимира в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Е.В. Тельцова