Дело №2-1183/2011 ...... РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 24 мая 2011 года Фрунзенский районный суд города Владимира в составе: председательствующего судьи Тельцовой Е.В. при секретаре Холуяновой К.М., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Владимире гражданское дело по иску Платоновой Е.В. к Управлению Пенсионного фонда РФ (Государственному учреждению) в г. Владимире Владимирской области о включении периодов работы в специальный стаж и назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, УСТАНОВИЛ: Платонова Е.В. работала в период с 27.08.1985 года по 08.03.1986 года в должности старший пионервожатый в средней школе № г. Владимира, с 01.09.1992 года по 17.09.1992 года в должности старший вожатый в средней школе № г. Владимира. Платонова Е.В. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (Государственному учреждению) г. Владимира Владимирской области (далее - Пенсионный фонд) о включении указанных периодов в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, и ее назначении с даты возникновения права - 22.03.2011 года. Представитель ответчика – ведущий специалист эксперт юридического отдела Соколова О.Ю. исковые требования не признала, указав, что такая должность как «старший пионервожатый», «старший вожатый» не поименована в Списке должностей и учреждений, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. №781. Поскольку, без включения этих периодов работы льготный стаж истца составляет 23 года 10 месяцев 29 дней вместо требуемых 25 лет, досрочная пенсия назначена быть не может. Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению. В соответствии с частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах. В силу пункта 1 статьи 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Федерального закона, следующим гражданам: 19) лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста; В судебном заседании установлено, что 18.03.2011 года в целях назначения досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью Платонова Е.В. обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) г. Владимира Владимирской области с соответствующим заявлением. Однако, решением от 28.03.2011 года № истцу отказано в досрочном назначении пенсии по указанным выше причинам. Суд не может признать данный отказ обоснованным. Федеральный закон от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", устанавливая основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии и закрепляя в качестве условий назначения трудовой пенсии по старости достижение пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) и наличие страхового стажа не менее пяти лет (ст.7), также предусматривает порядок сохранения и преобразования пенсионных прав, приобретенных гражданами до вступления его в силу на основании ранее действовавшего законодательства, в том числе права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости для лиц, которые длительное время были заняты на подземных работах, на работах с вредными, тяжелыми условиями труда, а также иной профессиональной деятельностью, в процессе которой организм человека подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером труда. Право граждан указанной категории на досрочное назначение трудовой пенсии по старости не может быть поставлено в зависимость от того, являются ли в настоящее время тяжелыми, вредными, особыми (или перестали считаться таковыми) те работы, которые в период их выполнения гражданином относились, согласно действовавшим нормативным правовым актам, к работам с особыми условиями труда. Истолкование названных норм, как позволяющих не включать время выполнения указанных работ в специальный стаж на том основании, что эти работы по своему характеру и условиям более не признаются особыми, связанными с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, не только противоречило бы их действительному смыслу и предназначению, но и создавало бы неравенство при реализации права на досрочное назначение трудовой пенсии, что недопустимо с точки зрения требованийч.1 и ч.2 ст.19 Конституции РФ, а также приводило бы к неправомерному ограничению права граждан на социальное обеспечение. Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1067 (п.3) установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 года в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 463 (далее – Список № 463), а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1067 (далее – Список № 1067). Правила, утвержденные пунктом 1 настоящего Постановления, по желанию гражданина могут также применяться при исчислении указанной выслуги за периоды работы до 1 ноября 1999 года. Списками № 463, 1067 и 781 должность «старший пионервожатый», «старший вожатый» действительно, не предусмотрена. Вместе с тем, в спорные периоды действовал Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397. Согласно пункту 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения (далее – Положение), утвержденном тем же постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397, учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитываются: а) выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах. Согласно пункту 2 Положения, в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы, указанной в пункте 1 настоящего Положения, засчитывается работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых. В силу пункта 4 Положения, время работы, указанной в пункте 1.2.3 Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с Постановлением № 1397, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. Принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Это необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты. Установленные ранее меры социального обеспечения пенсионеров не могут быть отменены без равноценной замены. Изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также - в случае необходимости - предоставление гражданам возможности в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Отказ ответчика засчитать в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, занимавшимся: педагогической деятельностью в учреждениях для детей, периоды осуществления ими этой деятельности в должности старшей пионервожатой (вожатой) в связи с неприменением нормативного акта, действующего в период работы их работы, порождают такое неравенство в сфере пенсионного обеспечения, которое ведет к несоразмерному ограничению конституционного права этих лиц на социальное обеспечение, и тем самым нарушают предписания статей 19, 39 и 55 Конституции РФ. Приказом по Гороно № от 27.08.1985 года истец назначена на должность старшей пионервожатой в средней школе № г. Владимира; на основании приказа по Гороно № от 27.08.1992 назначена на должность старшей вожатой в средней школе № г. Владимира в порядке перевода с 01.09.1992 года, приказом по Гороно № от 18.09.1992 переведена с должности старшей пионервожатой на должность учителя истории в средней школе № г. Владимира с 18.09.1992. Таким образом, работая старшим пионервожатым с 27.08.1985 года по 08.03.1986 года, с 01.09.1992 года по 17.09.1992 года, Платонова Е.В. была уверена в том, что данные периоды будут включены ей в педагогический стаж, и эта уверенность основывалась на действующем законодательстве. Отсюда следует, что отказ ответчика включить указанный период в льготный стаж по причине отсутствия наименований должности в последующих Списках (№ 781) не может быть принят во внимание. Периоды работы истца с 27.08.1985 года по 08.03.1986 года, с 01.09.1992 года по 17.09.1992 года в должности старший пионервожатый должны быть включены ей в льготный стаж. Таким образом, Платонова Е.В., имея стаж работы в должностях, в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью более 16 лет 8 месяцев (2/3), имеет право на зачет вышеуказанного периода работы в специальный стаж, поскольку иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина. При таких обстоятельствах, специальный стаж работы Платоновой Е.В. на 22.03.2011 года составит более 25 лет, в связи с чем, суд приходит к выводу о возможности назначения ей досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью с указанной даты. В силу статьи 98 ГПК РФ, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию ...... рублей в возврат государственной пошлины. Руководствуясь статьями 194-198, 199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Платоновой Е.В. удовлетворить. Включить Платоновой Е.В. в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, периоды работы в должности старший пионервожатый с 27.08.1985 года по 08.03.1986 года в средней школе № г. Владимира, с 01.09.1992 года по 17.09.1992 года в средней школе № г. Владимира. Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г. Владимире Владимирской области назначить Платоновой Е.В. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с даты возникновения права с 22 марта 2011 года. Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственного учреждения) в г. Владимире Владимирской области в пользу Платоновой Е.В. ...... рублей в возврат уплаченной государственной пошлины. Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Фрунзенский районный суд города Владимира в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме. Судья Е.В. Тельцова ...... ...... ......