о назначении досрочной трудовой пенсии по старости



Дело №2-1230/11 ......

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 мая 2011 года

Фрунзенский районный суд города Владимира в составе:

председательствующего судьи Тельцовой Е.В.

при секретаре Холуяновой К.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Владимире гражданское дело по иску Штыкулина А.В. к Управлению Пенсионного фонда РФ (Государственному учреждению) в г. Владимире Владимирской области о включении периодов работы в специальный стаж и назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с особыми условиями труда,

УСТАНОВИЛ:

Штыкулин А.В. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного Фонда РФ (Государственному Учреждению) в г. Владимире Владимирской области о включении в льготный стаж периода работы с 01 декабря 1983 года по 30 декабря 1988 года газоэлектросварщиком на Владимирском хозрасчетном участке (с 01 января 1988 года Владимирский участок) Ивановского СМНУ треста «Росзаготспецмонтаж» и назначении пенсии с даты возникновения права 09.04.2011 года.

Представитель ответчика – ведущий специалист эксперт юридического отдела Соколова О.Ю. исковые требования не признала, поскольку не представлены доказательства льготного характера работы - постоянной занятости на резке и ручной сварке. Поскольку льготный стаж работы по Списку № 2 у истца составляет 11 лет 11 месяцев 18 дней вместо требуемых 12 лет 6 месяцев, права на досрочную трудовую пенсию он не имеет.

Выслушав стороны, заслушав показания свидетелей, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, - мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет.

В судебном заседании установлено, что 15.03.2011 года в целях назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с особыми условиями труда, Штыкулин А.В. обратился в Пенсионный фонд с соответствующим заявлением. Однако решением от 24.03.2011 года ему отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по вышеуказанным основаниям.

Суд не может признать данный отказ обоснованным.

Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 года № 1173 утверждены Списки производств, цехов, профессий, должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах (далее – Списки 1956 года).

Раздел XХX «Общие профессии»» Списка № 2 предусматривает право на льготное пенсионное обеспечение газосварщиков и их подручных и электросварщиков и их подручных без дополнительных условий.

Кабинетом Министров СССР от 26.01.1991 года № 10 утвержден новый Список № 2 производств, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях (далее – Списки 1991 года), на который ссылается ответчик.

Позиция 23200000-19756 раздела ХХХIII (Общие профессии) Списка № 2 предусматривает право на льготное пенсионное обеспечение электрогазосварщиков, занятых на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности.

Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», устанавливая основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии и закрепляя в качестве условий назначения трудовой пенсии по старости достижение пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) и наличие страхового стажа не менее пяти лет (статья 7), предусматривает также порядок сохранения и преобразования пенсионных прав, приобретенных гражданами до вступления его в силу на основании ранее действовавшего законодательства, в том числе права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости для лиц, которые длительное время были заняты на подземных работах, на работах с вредными, тяжелыми условиями труда, а также иной профессиональной деятельностью, в процессе которой организм человека подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером труда.

Содержание норм указанного закона свидетельствует о том, что ими гарантируется сохранение права на назначение трудовой пенсии по старости досрочно в равной мере всем гражданам, которые на день введения в действие Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" уже имели необходимый стаж работы с тяжелыми условиями труда.

Право граждан указанной категории на досрочное назначение трудовой пенсии по старости не может быть поставлено в зависимость от того, являются ли в настоящее время тяжелыми (или перестали считаться таковыми) те работы, которые в период их выполнения гражданином относились, согласно действовавшим нормативным правовым актам, к работам с тяжелыми условиями труда.

Истолкование норм ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», как позволяющих не включать время выполнения указанных работ в специальный стаж на том основании, что эти работы по своему характеру и условиям более не признаются тяжелыми, не только противоречило бы их действительному смыслу и предназначению, но и создавало бы неравенство при реализации права на досрочное назначение трудовой пенсии, что недопустимо с точки зрения требований ч. 1 и ч. 2 ст.19 Конституции РФ, а также приводило бы к неправомерному ограничению права граждан на социальное обеспечение.

Иное истолкование данных положений противоречило бы их конституционно-правовому смыслу.

Принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Это необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.

Установленные ранее меры социального обеспечения пенсионеров не могут быть отменены без равноценной замены. Изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также - в случае необходимости - предоставление гражданам возможности в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Поскольку истец просит включить периоды работы до 01.01.1992 года, руководствуясь вышеизложенными соображениями, суд считает возможным при решении вопроса о продолжительности льготного стажа применить Списки от 1956 года, действующие на момент работы истца.

Согласно записям в трудовой книжке, приказам о приеме на работу, уточняющей справке, Штыкулин А.В. работал газоэлектросварщиком в период с 01 декабря 1983 года по 30 декабря 1988 года на Владимирском хозрасчетном участке (с 01 января 1988 года Владимирский участок) Ивановского СМНУ треста «Росзаготспецмонтаж».

Свидетели Т., Ж. подтвердили работу истца электрогазосварщиком на резке и ручной сварке полный рабочий день, указали, что автоматических и полуавтоматических машин не применялось.

Согласно Списку № 2, утвержденного Постановлением Совета Министров от 22.08.1956 года № 1173, основанием для назначения льготной пенсии является выполнение работы газосварщиков или электросварщиком без дополнительных условий и ограничений.

Вид сварки и полная занятость ни в трудовой книжке, ни в приказах не указаны, однако, до принятия Списков 1991 года такие условия законодателем не ставились.

Списки 1991 года введены в действие с 1 января 1992 года, таким образом, до указанной даты газосварщики и электросварщики и их подручные пользовались правом на досрочную пенсию безо всяких условий.

Таким образом, период работы истца газоэлектросварщиком в период с 01 декабря 1983 года по 30 декабря 1988 года на Владимирском хозрасчетном участке (с 01 января 1988 года Владимирский участок) Ивановского СМНУ треста «Росзаготспецмонтаж» подлежит включению в льготный стаж.

При таких обстоятельствах, льготный стаж работы истца составил более 12 лет 6 месяцев, страховой – более 25 лет, поэтому, принимая во внимание статью 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», в силу которой трудовая пенсия назначается со дня обращения за ней (15.03.2011 года), но не ранее даты возникновения права на нее (09.04.2011 года), суд приходит к выводу о возможности назначения Штыкулину А.В. досрочной трудовой пенсии по старости в связи с особыми условиями труда по Списку № 2 с 9 апреля 2011 года.

В силу статьи 98 ГПК РФ, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию в возврат государственной пошлины ......

Руководствуясь статьями 194-198, 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Штыкулина А.В. удовлетворить.

Включить Штыкулину А.В. в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с особыми условиями труда по Списку № 2, период работы с 01 декабря 1983 года по 30 декабря 1988 года газоэлектросварщиком на Владимирском хозрасчетном участке (с 01 января 1988 года Владимирский участок) Ивановского СМНУ треста «Росзаготспецмонтаж».

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г. Владимире Владимирской области назначить Штыкулину А.В. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с особыми условиями труда по Списку № 2, с даты возникновения права на нее – 09 апреля 2011 года.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственного учреждения) в г. Владимире Владимирской области в пользу Штыкулина А.В. ...... в возврат уплаченной государственной пошлины.

На решение может быть подана кассационная жалоба во Владимирский областной суд через Фрунзенский районный суд города Владимира в течение 10 дней с момента принятия решения в окончательной форме.

Судья Е.В. Тельцова

......

......

......а