31 мая 2011 года Фрунзенский районный суд города Владимира в составе: председательствующего судьи Тельцовой Е.В. при секретаре Холуяновой К.М., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Владимире гражданское дело по иску Моховой Н.И. к Управлению Пенсионного фонда РФ (Государственному учреждению) в г. Владимире Владимирской области о включении периодов работы в льготный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, и назначении досрочной пенсии, У С Т А Н О В И Л: Мохова Н.И. в период с 09.02.1987 года по 07.01.1988 года работала в должности медсестры палатной в травматологическом отделении Номер в медико-санитарной части ВХЗ; с 01.11.1989 года по 02.09.1990 года - в должности старшей медсестры и с 03.09.1990 года по 31.10.1999 года - в должности медсестры палатной в травматологическом отделении в Больнице скорой помощи г. Владимира (с 21.05.1999 года – МУЗ «Городская больница скорой медицинской помощи г. Владимира»), в период с 05.09.1990 года по 23.12.1990 года находилась в отпуске по беременности и родам, с 24.12.1990 года по 05.10.1992 года - в отпуске по уходу за ребенком. Мохова Н.И. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (Государственному учреждению) в г. Владимире Владимирской области (далее - Пенсионный фонд) о включении указанных периодов в специальный стаж в льготном исчислении один год работы как один год и шесть месяцев, назначении досрочной трудовой пенсии с даты обращения - с 25.01.2011 года. В судебном заседании истец, ее представитель по устному ходатайству Уланова Т.А. настаивали на удовлетворении иска. Мохова Н.И. уточнила, что просит включить спорные периоды в льготном исчислении с учетом периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 24.12.1990 года по 05.10.1992 года, за исключением периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 06.10.1992 года по 31.10.1992 года. Представитель ответчика – начальник юридического отдела Борисова Е.В. исковые требования не признала, указала, что специальный стаж работы истца в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения составляет менее 30 лет и соответственно пенсия не может быть назначена, по следующим основаниям: - периоды работы истца в должности медсестры палатной и старшей медсестры в травматологическом отделении включены в специальный стаж в календарном исчислении, поскольку в соответствии с Перечнем № 781 исчисление стажа в льготном порядке предусмотрено операционным медицинским сестрам, старшим операционным медицинским сестрам, медицинским сестрам перевязочных, - период нахождения в отпусках по беременности и родам и по уходу за ребенком могут быть включены в льготный стаж только в календарном исчислении, так как в соответствии с п. 5 Правил от 29.10.2002 льготное исчисление применяется только в отношении периодов работы, а в указанный период не осуществлялась лечебная деятельность, Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению. В соответствии с частью 2 статьи 19 Конституции РФ государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы…, имущественного и должностного положения…, а также других обстоятельств. Согласно пункту 1 статьи 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Федерального закона, следующим гражданам: 20) лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста; В судебном заседании установлено, что 25.01.2011 года в целях назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью, Мохова Н.И. обратилась в Пенсионный фонд с соответствующим заявлением. Однако решением УПФР в г. Владимире от 25.03.2011 года Номер ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью по вышеуказанным основаниям. Суд не может признать данный отказ обоснованным. В силу части 1 статьи 39 Конституции РФ, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах. Федеральный закон от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», устанавливая основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии и закрепляя в качестве условий назначения трудовой пенсии по старости достижение пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) и наличие страхового стажа не менее пяти лет (ст.7), также предусматривает порядок сохранения и преобразования пенсионных прав, приобретенных гражданами до вступления его в силу на основании ранее действовавшего законодательства, в том числе права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости для лиц, которые длительное время были заняты на подземных работах, на работах с вредными, тяжелыми условиями труда, а также иной профессиональной деятельностью, в процессе которой организм человека подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером труда. Право граждан указанной категории на досрочное назначение трудовой пенсии по старости не может быть поставлено в зависимость от того, являются ли в настоящее время тяжелыми, вредными, особыми (или перестали считаться таковыми) те работы, которые в период их выполнения гражданином относились, согласно действовавшим нормативным правовым актам, к работам с особыми условиями труда. Истолкование названных норм, как позволяющих не включать время выполнения указанных работ в специальный стаж на том основании, что эти работы по своему характеру и условиям более не признаются особыми, связанными с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, не только противоречило бы их действительному смыслу и предназначению, но и создавало бы неравенство при реализации права на досрочное назначение трудовой пенсии, что недопустимо с точки зрения требований ч.1 и ч.2 ст.19 Конституции РФ, а также приводило бы к неправомерному ограничению права граждан на социальное обеспечение. Согласно пункту 9 статьи 30 указанного Федерального закона, при оценке пенсионных прав застрахованных лиц применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ (а в необходимых случаях заработка застрахованного лица), который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. На день вступления в силу ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» действовал Список должностей и учреждений, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1066. Пунктом 3 указанного Постановления установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 01.11.1999 года в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением СМ РСФСР от 06.09.1991 № 464 (далее – Список № 464), периоды работы после 01.11.1999 года – в соответствии со Списком и правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 № 1066 (далее – Список № 1066). Истец работала в должностях среднего медицинского персонала до 01.11.1999 года, то есть в период действия Списка № 464. Список № 464 не содержит конкретных наименований врачебных должностей и должностей среднего медицинского персонала, а также номенклатуры лечебно-профилактических учреждений, перечня отделений хирургического профиля. Номенклатура должностей медицинского и фармацевтического персонала, в том числе среднего медицинского персонала, а также перечень отделений хирургического профиля приведен в приказе Минздрава России № 377 от 15.10.1999 года, согласно которому должность медицинской сестры палатной и старшей медицинской сестры относится к среднему медицинскому персоналу, а травматологическое отделение – к отделениям хирургического профиля стационара. Таким образом, периоды работы Моховой Н.И. медицинской сестрой палатной и старшей медицинской сестрой в травматологическом отделении с 09.02.1987 года по 07.01.1988 года, с 01.11.1989 года по 02.09.1990 года и с 03.09.1990 года по 31.10.1999 года должны быть включены ей в специальный стаж в полуторном исчислении. В указанный период истец находилась в отпуске по беременности и родам с 05.09.1990 года по 23.12.1990 года и в отпуске по уходу за ребенком с 24.12.1990 года по 05.10.1992 года. Отпуск по уходу за ребенком зачтен истцу в специальный стаж в календарном исчислении, с чем суд согласиться не может. Данный вывод суда подтверждается Постановлением Минтруда РФ от 22.05.96г. №29 «Об утверждении разъяснения «О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости лет в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», применяющемся в части, не противоречащей Федеральному закону «О трудовых пенсиях в РФ». В пункте 21 указанного Постановления прямо предусмотрено, что в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, включается период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до 6 октября 1992 года, т.е. до вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации». При этом, приведенная норма не противоречит Федеральному закону «О трудовых пенсиях в РФ» и иным нормативно-правовым актам в данной сфере. Кроме того, до 6 октября 1992 года период нахождения в отпуске по уходу за ребенком включался женщинам в специальный стаж, дающий право на льготную пенсию, так же как и период ее работы. Поскольку период нахождения в отпуске по уходу за ребенком подлежал включению в специальный стаж также как и периоды работы; а Мохова Н.И. работала в этот период в должности медсестры палатной и старшей медсестры в травматологических отделениях, то есть в отделении и на должности, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости как год и шесть месяцев, принимая во внимание письмо Минздрава и социального развития РФ от 04.06.2004 года № МЗ-637, в котором указано, что исчисление стажа (в том числе и специального), может производиться по нормам действовавшего на 31 декабря 2001 года правового регулирования, суд приходит к выводу о возможности зачета указанных периодов в льготном (полуторном) исчислении. Включение этих периодов в календарном исчислении создало бы неравенство при реализации права Моховой Н.И. на досрочное назначение трудовой пенсии, что недопустимо с точки зрения требований ч.1 и ч.2 ст. 19 Конституции РФ, а также привело бы к неправомерному ограничению права истицы на социальное обеспечение. Учитывая вышеприведенное, суд считает необходимым включить в специальный стаж Моховой Н.И. период нахождения ее в отпуске по уходу за ребенком с 24.12.1990 года по 05.10.1992 года. При таких обстоятельствах, льготный стаж работы Моховой Н.И. составит более 30 лет на дату обращения 25 января 2011 года, поэтому суд приходит к выводу о возможности назначения ей досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с указанной даты. В силу статьи 98 ГПК РФ, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию в возврат государственной пошлины ...... Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Моховой Н.И. удовлетворить. Включить ФИО1 в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, в льготном исчислении – один год работы как один год и шесть месяцев следующие периоды работы: с 09.02.1987 года по 07.01.1988 года - в должности медсестры палатной в травматологическом отделении Номер в медико-санитарной части ВХЗ; с 01.11.1989 года по 02.09.1990 года - в должности старшей медсестры в травматологическом отделении в Больнице скорой помощи г. Владимира; с 03.09.1990 года по 31.10.1999 года - в должности медсестры палатной в травматологическом отделении в Больнице скорой помощи г. Владимира (с 21.05.1999 года – МУЗ «Городская больница скорой медицинской помощи г. Владимира»), с учетом периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 24.12.1990 года по 05.10.1992 года, за исключением периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 06.10.1992 года по 31.10.1992 года. Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г. Владимире Владимирской области назначить Моховой Н.И. досрочную трудовую пенсию по старости связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с даты обращения – с 25 января 2011 года. Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственного учреждения) в г. Владимире Владимирской области в пользу Моховой Н.И. ...... в возврат уплаченной государственной пошлины. На решение может быть подана кассационная жалоба во Владимирский областной суд через Фрунзенский районный суд ...... в течение 10 дней с момента принятия решения в окончательной форме. Судья Е.В. Тельцова ...... ...... ......