о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения



Дело № 2-1186/11 ...... Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации

24 мая 2011 года

Фрунзенский районный суд города Владимира в составе:

председательствующего судьи Тельцовой Е.В.

при секретаре Холуяновой К.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Владимире гражданское дело по иску Роинишвили В.Г. к Управлению Пенсионного фонда РФ (Государственному учреждению) в г. Владимире Владимирской области о включении периодов работы в льготный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, и назначении досрочной пенсии,

У С Т А Н О В И Л:

Роинишвили В.Г. в период с 19.05.1971 года по 14.11.1972 года служил в должности санитарного инструктора – дезинфектора в Войсковой части , с 03.08.1982 года по 31.12.1982 года работал в должности врача-интерна во Владимирской городской детской больнице скорой помощи.

Роинишвили В.Г. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (Государственному учреждению) в г. Владимире Владимирской области (далее - Пенсионный фонд) о включении указанных периодов в специальный стаж и назначении досрочной трудовой пенсии с даты обращения - с 07 февраля 2011 года.

В судебном заседании истец настаивал на удовлетворении иска.

Представитель истца – Уланова Т.А. (по устному ходатайству) исковые требования Роинишвили В.Г. поддержала в полном объеме. Дополнительно пояснила, период службы в составе Вооруженных Сил СССР в должности санитарного инструктора – дезинфектора в Войсковой части подлежит включению в льготный стаж истца на основании «Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», утвержденного Постановлением Совета министров СССР от 17.12.1959 года № 1397.

Представитель ответчика – ведущий специалист эксперт юридического отдела Соколова О.Ю. исковые требования не признала, указала, что специальный стаж работы истца в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения составляет менее 30 лет и соответственно пенсия не может быть назначена по следующим основаниям:

-       Включение периода службы в Советской Армии в специальный стаж не предусмотрено действующим законодательством. При этом указала, что такая должность как «сан.инструктор-дезинфектор» не поименована разделом «Наименование должностей» Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, утвержденного постановлением Правительства № 781 от 29.10.2002 года. Также не представлены документы, подтверждающие осуществление лечебной деятельности в одном из структурных подразделений, поименованных в п. 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, утвержденных постановлением Правительства № 781 от 29.10.2002 года.

-       Период прохождения интернатуры во Владимирской городской детской больнице скорой помощи не включен в специальный стаж, так как в соответствии с разделом «Наименование должностей» Списка № 781 право на досрочное назначение пенсии по старости имеют врачи-специалисты всех наименований. Документов, подтверждающих занятие в данный период вакантной штатной должности врача-специалиста, не представлено.

Таким образом, стаж лечебной деятельности истца на 07.02.2011 года составил 28 лет 01 месяц 07 дней, вместо требуемых 30 лет.

Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.

В соответствии с частью 2 статьи 19 Конституции РФ государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы…, имущественного и должностного положения…, а также других обстоятельств.

Согласно пункту 1 статьи 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Федерального закона, следующим гражданам:

20) лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста;

В судебном заседании установлено, что 07.02.2011 года в целях назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью, Роинишвили В.Г. обратился в Пенсионный фонд с соответствующим заявлением. Однако решением УПФР в г. Владимире от 16.02.2011 года ему было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью по вышеуказанным основаниям.

Суд не может признать данный отказ обоснованным.

Согласно части 1 статьи 39 Конституции РФ, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

Федеральный закон от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», устанавливая основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии и закрепляя в качестве условий назначения трудовой пенсии по старости достижение пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) и наличие страхового стажа не менее пяти лет (статья 7), предусматривает также порядок сохранения и преобразования пенсионных прав, приобретенных гражданами до вступления его в силу на основании ранее действовавшего законодательства, в том числе права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости для лиц, которые длительное время были заняты на подземных работах, на работах с вредными, тяжелыми условиями труда, а также иной профессиональной деятельностью, в процессе которой организм человека подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером труда.

Право граждан указанной категории на досрочное назначение трудовой пенсии по старости не может быть поставлено в зависимость от того, являются ли в настоящее время тяжелыми, вредными, особыми (или перестали считаться таковыми) те работы, которые в период их выполнения гражданином относились, согласно действовавшим нормативным правовым актам, к работам с особыми условиями труда.

Истолкование названных норм как позволяющих не включать время выполнения указанных работ в специальный стаж на том основании, что эти работы по своему характеру и условиям более не признаются особыми, связанными с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, не только противоречило бы их действительному смыслу и предназначению, но и создавало бы неравенство при реализации права на досрочное назначение трудовой пенсии, что недопустимо с точки зрения требований ч.1 и ч.2 статьи 19 Конституции РФ, а также приводило бы к неправомерному ограничению права граждан на социальное обеспечение.

Согласно пункту 9 статьи 30 указанного Федерального закона, при оценке пенсионных прав застрахованных лиц применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ (а в необходимых случаях заработка застрахованного лица), который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

На день вступления в силу ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» действовал Список должностей и учреждений, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1066.

Пунктом 3 указанного Постановления установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 01.11.1999 года в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением СМ РСФСР от 06.09.1991г. № 464 (далее – Список № 464), периоды работы после 01.11.1999 года – в соответствии со Списком и правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066 (далее – Список № 1066).

Истец просит включить в льготный стаж периоды работы до 01.11.1999 года, согласно Списку № 464.

Работа врача-интерна отличается от работы врача-специалиста только самостоятельностью, так как врач-интерн работает под руководством заведующего отделением или другого врача-специалиста, однако он выполняет все функции врача-специалиста, поэтому данный период должен быть включен истцу в льготный стаж.

Принимая во внимание, что прохождение интернатуры фактически является работой в должности врача-интерна под руководством другого врача-специалиста, суд приходит к выводу о необоснованности исключения из льготного стажа периода прохождения интернатуры Роинишвили В.Г. во Владимирской городской детской больнице скорой помощи.

Больница значится в Перечне учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава России от 03.11.1999 года № 395 (далее – Номенклатура учреждений), то есть является лечебно-профилактическим учреждением.

Таким образом, период работы с 03.08.1982 года по 31.12.1982 года в должности врача-интерна во Владимирской городской детской больнице скорой помощи подлежит включению в специальный стаж.

Подлежит включению в льготный стаж истца и период службы в составе Вооруженных Сил СССР с 08.10.1981 года по 20.04.1983 года, поскольку на спорный период распространяется действие подпункта «г» пункта 1 «Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», утвержденного Постановлением Совета министров СССР от 17.12.1959 года № 1397.

При этом суд также принимает во внимание и положения пункта 2 Списка № 464, согласно которым в выслугу лет работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений засчитывается служба по специальности в составе Вооруженных сил СССР и правоохранительных органов.

Истец проходил службу по специальности сан.инструктор-дезинфектор после прохождения соответствующей подготовки, предусмотренной приказом Минздрава СССР от 10.12.1949 № 927 «О подготовке инструкторов-дезинфекторов через 5-месячные курсы», что подтверждается справкой Военного комиссариата Владимирской области по Ленинскому району г. Владимира от 06.04.2011 № 788.

При таких обстоятельствах, льготный стаж работы Роинишвили В.Г. составит более 30 лет на дату обращения 7 февраля 2011 года, поэтому суд приходит к выводу о возможности назначения ему досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с указанной даты.

В силу статьи 98 ГПК РФ, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию в возврат государственной пошлины ...... рублей.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Роинишвили В.Г. удовлетворить.

Включить Роинишвили В.Г. в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, следующие периоды:

с 03.08.1982 года по 31.12.1982 года работы в должности врача-интерна во Владимирской городской детской больнице скорой помощи;

с 19.05.1971 года по 14.11.1972 года службы в должности санитарного инструктора – дезинфектора в Войсковой части .

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г. Владимире Владимирской области назначить Роинишвили В.Г. досрочную трудовую пенсию по старости связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с даты обращения – с 7 февраля 2011 года.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственного учреждения) в г. Владимире Владимирской области в пользу Роинишвили В.Г. ...... рублей в возврат уплаченной государственной пошлины.

На решение может быть подана кассационная жалоба во Владимирский областной суд через Фрунзенский районный суд города Владимира в течение 10 дней с момента принятия решения в окончательной форме.

Судья Е.В. Тельцова

......

......

......а