2-1301/2011 иски физических лиц к Пенсионному фонду РФ



Дело №2-1301/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 июня 2011года г. Владимир

Фрунзенский районный суд г. Владимира в составе:

председательствующего судьи Баторшиной Н.Х.

при секретаре Кожевниковой О.А.

с участием истца Царевой Н.А., представителя истца Бутырской В.А.(по ордеру),

представителя ответчика Жуковой А.Н. (по доверенности)

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Царевой Н.А. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Владимире о назначении досрочной,

у с т а н о в и л :

Царева Н.А.обратилась в суд с иском к Управлению пенсионного фонда РФ ( государственное учреждение) в г. Владимире ( далее по тексту УПФ) о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной деятельностью и в обосновании иска указала, что 25 января 2011 года обратилась в отдел назначения, перерасчета и выплаты пенсий УПФ, однако решением Номер Дата ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии, так как УПФ не были засчитаны периоды ее работы :

с 23.04.1980-23.04.1982 года время военной службы в должности санинструктора(фельдшера), с 16.08.1982-25.09.1984г., с 20.09.1988-31.12.1991г., с 01.01.1992-31.12.1999г., с 01.01.2000-31.12.2001г.в должности дежурного фельдшера здравпункта, дежурного фельдшера, выездного фельдшера, фельдшера выездной дежурной бригады, так как так как данные должности не поименованы в Списке № 781 должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж, дающей право на досрочное назначение пенсии; с 16.12.2010г.-25.01.2011г. за отсутствием уточняющей справки подтверждающей факт ее работы.

С решением УПФ не согласна. Работая в медицинском пункте войсковой части Номер работала фактически фельдшером, что подтверждается уточняющей справкой, а была зачислена на военную службу санинструктором, при этом тип лечебного учреждения медицинский пункт при воинской части поименован в п.6 Правил исчисления периодов работы утвержденный Постановлением Правительства № 781. Периоды работы в должностях дежурного фельдшера здравпункта, дежурного фельдшера, выездного фельдшера, фельдшера выездной дежурной бригады, считает не были включены УПФ по формальным основаниям. Фактически по приказам выполняла обязанности фельдшера, указание на то что дежурный фельдшер означало выполнение ее работы в течение полного рабочего дня, в указание как на выездной фельдшер или фельдшер выездной линейной бригады означало выполнение обязанностей фельдшера в выездной бригаде скорой медицинской помощи. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31.05.2006г. № 435 было установлено тождество наименований должностей - фельдшер выездной бригады, фельдшер скорой помощи, фельдшер выездной бригады скорой медицинской помощи наименованию должности фельдшер, которая предусмотрена Списком № 781. Работа в указанных должностях непосредственно связана с обслуживанием больных, оказанием им экстренной медицинской помощи. В период с 1982 года по 01.01.1999 года действовал утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1999г. Список № 464, согласно которому вся работа в должностях среднего медицинского персонала независимо от наименования должности, лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности до 1 ноября 12999 года засчитывалась в стаж для назначения льготной пенсии. Считает, что с учетом характера, специфики и условий ее работы по охране здоровья населения, выполняемых функциональных обязанностей по занимаемой должности, нагрузки, направления деятельности учреждения Станции скорой медицинской помощи, периоды работы в указанных должностях должны быть включены в специальный стаж, дающей право на досрочную пенсию. Период работы с 16.12.2010 г. по 25.01.2010г. в должности фельдшера на станции Скорой медицинской помощи ...... также подлежит включению в специальный стаж, так как он подтверждается сведениями указанными в трудовой книжке, которая в соответствии с Постановлением правительства № 555 является основным документом подтверждающим факт и период ее работы.

Просит включить спорные периоды в специальный стаж дающей право на назначение досрочной пенсии и назначить досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной деятельностью по охране здоровья населения с 25.01.2011 года.

В судебном заседании Царева Н.А. на иске настаивала и суду пояснила, что работая в войсковой части Номер, что указано в трудовой книжке как санинструктор, фактически выполняла обязанности фельдшера в медицинском пункте. По специальности она фельдшер, окончила ...... медицинское училище в 1980 году, после чего проходила военную службу. В уточняющей справке указано, что проходила военную службу в должности санинструктора- фельдшера в медицинском пункте. Считает период работы с 23.04.1980-23.04.1982г.должен быть включен с специальный стаж. Периоды работы в должностях- дежурного фельдшера фельдшерского здравпункта МСЧ Медсанотдела № 104, выездного фельдшера на станции скорой медицинской помощи ......, фельдшера выездной линейной бригады на ......, и в должности фельдшера на Станции скорой медицинской помощи в ...... должны быть включены в специальный стаж, так как работала в должностях по которым установлено тождество с должностью фельдшера, а данная должность поименована в Списке № 781. Просит включить периоды ее работы в специальный стаж, которые УПФ не засчитаны и назначить досрочную трудовую пенсию с 25.01.2011 года.
Представитель истца Бутырская В.А. ( по ордеру № 0033109) исковые требования Царёвой Н.А. поддержала в полном объеме и суду пояснила, что Конституционный суд РФ в определении № 81-О от 04.03.04г. указал, что закрепляя в Федеральном Законе «О трудовых пенсиях в РФ» правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовых пенсий. Данное право связано не с любой работой, а лишь с такой работой выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, с повышенными психофизическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. Правила, утвержденные Постановлением правительства № 781 не содержат прямого запрета на включение в специальный стаж периода прохождения военной службы по медицинским специальностям. В ранее действовавших правилах №464 было предусмотрено включение периода службы в специальный стаж. Согласно Устава внутренней службы вооруженных сил СССР, который определяет общие обязанности военнослужащего Вооруженных Сил следует, что санинструктор, это фактически дежурный фельдшер по медицинскому пункту, который отвечает за оказание медицинской помощи военнослужащим, оказания им первой медицинской помощи, медицинского осмотра, оказание лечебно-профилактической помощи, осуществление амбулаторного приема. В период работы Царевой Н.А. в воинской части, действовавшим законодательством предусматривалось включение периодов прохождения военной службы как в трудовой, так и в специальный стаж. Согласно пп. «в» п.2 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденный Постановлением Правительства РФ №555 от 24.07.2002г., а также Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц проходившим военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, а также другой приравненной к ней службы..» подтверждается военными билетами, справками из комиссариата, записями в трудовой книжке. У Царевой Н.В. в трудовой книжке, военном билете, а также в справке выданной из отдела по делам обороны г. ...... следует, что она проходила военную службу в должности санинструктора (фельдшера). В отношении работы Царевой Н.А. в должностях- дежурного фельдшера, выездного фельдшера, выездного фельдшера линейной бригады скорой помощи считает, что данные периоды работы должны быть включены в специальный стаж, так как тождество этих должностей с должностью фельдшера установлено Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 435 от 31.05.2006г., а должность фельдшера предусмотрена в Списке № 781. Кроме того в периоды работы Царевой Н.А. как в воинской части, так и в последующем в лечебных учреждениях по 1.11.1999 года действовал Список № 464, который предусматривал о включение в льготный стаж периодов работы независимо от наименование должностей в должностях среднего медицинского персонала. Период работы Царевой Н.В. в должности фельдшера на Станции скорой медицинской помощи ......» считает подлежит включению, так как отсутствие либо не предоставление работодателем уточняющей справки не может служить основанием не включения данного периода работы в должности и в учреждении предусмотренной Списком № 781. Считает специальный стаж Царевой Н.В. связанный с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения составляет более 30 лет, что дает ей право на назначение досрочной трудовой пенсии.

Представитель ответчика УПФ РФ - Жукова А.Н., действующая на основании доверенности, с иском Царевой Н.А. не согласна, считает необходимого специального стажа дающего право на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья у Царевой Н.А. не имеется. При оценке пенсионных прав, при обращении Царевой Н.А., решением комиссии УПФ в льготный стаж не были включены периоды ; с 23.04.1980-23.04.1982 года военной службы в должности санинструктора в войсковой части Номер, так как действующим законодательством не предусмотрено включение в специальный стаж периодов службы, также должность санинструктора не поименована в Списке № 781 и не представлены документы подтверждающие осуществление лечебной деятельности в одном из структурных подразделений поименованных в п.6 Правил, утвержденных Постановлением Правительства № 781. Периоды работы с 16.08.1982-25.09.1984г., с 20.09.1988-31.12.1991г., с 01.01.1992-31.12.1999г., с 01.01.2000-31.12.2001г в должностях дежурного фельдшера фельдшерского здравпункта ......, выездного фельдшера на станции скорой помощи Больницы скорой помощи ......, фельдшера выездной линейной бригады на Станции скорой медицинской помощи ...... не включены в льготный стаж Царевой Н.А. ввиду того, что данные должности не поименованы Списком № 781. Период работы Царевой Н.А. с 16.12.2010г. по 25.01.2011 года в должности фельдшера Станции скорой помощи ...... не включены в специальный стаж, так как работодателем не представлена уточняющая справка подтверждающая факт работы. Таким образом стаж лечебной деятельности у Царевой Н.А. составил 13 лет 23 дня, что не дает ей право на назначение досрочной трудовой пенсии.

Представитель 3-его лица Управление здравоохранения администрации г. Владимира в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела судом надлежащим образом был извещен, о причинах не явки суд в известность не поставил.

Суд исследовав материалы дела, выслушав участников процесса, приходит к следующему :

В соответствии с п.п.11 п.1 ст.28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» №173-ФЗ от 17.12.2001г., «Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья» и «Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения», утвержденных Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 года досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Судом установлено, что Царева Н.А. имея профессию фельдшера, которую получила в 1980 году после обучения во ...... медицинском училище, полагая что имеет необходимый специальный стаж в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, 25 января 2011 года обратилась в УПФ г. Владимира за назначением досрочной трудовой пенсии по старости на льготных условиях. Решением ее пенсионных прав решением комиссии УПФ Номер от Дата в назначении пенсии в связи с лечебной деятельностью Царевой Н.А.было отказано, так как ее стаж лечебной деятельности по мнению УПФ составил 13 лет 23 дня вместо требуемых 30 лет.

УПФ в специальный стаж Царевой Н.А. дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения не были включены периоды ;

с 23.04.1980-23.04.1982 года военной службы в должности санинструктора в войсковой части Номер, так как действующим законодательством не предусмотрено включение в специальный стаж периодов службы, а также должность санинструктора не поименована в Списке № 781

с 16.08.1982-25.09.1984г., с 20.09.1988-31.12.1991г., с 01.01.1992-31.12.1999г., с 01.01.2000-31.12.2001г в должностях дежурного фельдшера фельдшерского здравпункта МСЧ Медсанотдела Номер, выездного фельдшера на станции скорой помощи Больницы скорой помощи ......, фельдшера выездной линейной бригады на Станции скорой медицинской помощи ...... ввиду того, что данные должности не поименованы Списком № 781.

с 16.12.2010г. по 25.01.2011 года в должности фельдшера Станции скорой помощи ...... из-за не предоставления уточняющей справки подтверждающей факт работы.

Суд не может согласиться с позицией УПФ о не включении указанных периодов в специальный стаж Царевой Н.А. дающей ей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения по следующим основаниям :

Согласно ст. 39 ч.1 Конституции РФ каждому гарантировано социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности. .. и иных случаях установленных законом. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

Царева Н.А. в период с 23.04.1980-23.04.1982 года проходила военную службу в войсковой части Номер в должности санинструктора, что подтверждается сведениями из трудовой книжки, записью в военном билете, а также уточняющей справкой отдела по делам обороны ...... указывающей должность Царевой Н.А.санинструктор (фельдшер) в медицинском пункте. В указанный период работы Царевой Н.А. действовали Списки № 464, согласно которых засчитывался в специальный (льготный) стаж периоды работы в должности среднего медицинского персонала и в соответствии с п.2 Постановления Совета Министров РСФСР№ 464 засчитывалась служба по специальности в составе Вооруженных Сил СССР или Российской Федерации.

Время военной службы в армии по специальности по нормам Закона РФ от 20.11.1990г. «О государственных пенсиях в РФ» может быть подтверждено выпиской из военного билета либо уточняющей справкой. Согласно перечня медицинских частей и учреждений (подразделений), утвержденного Министром здравоохранения РФ, начальником медицинской службы Вооруженных Сил РФ от 18.02.1993 года- предусмотрены медицинские пункты в воинских частях. Согласно Устава внутренней службы Вооруженных Сил СССР, утвержденный Указом Президиума ВС СССР от 30.07.1975г. ( с изменениями и дополнениями от 13.04.1979г.,16.10.1980г.,26.04.1984г.) и Устава внутренней службы вооруженных сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. N 1495 ( в ред. от 14.01.2011г.), были определены права и обязанности военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, и в воинских частях у дежурного фельдшера (санинструктор) по медицинскому пункту в обязанности входит оказывать первую (доврачебную) медицинскую помощь, производить медицинский осмотр, оказывать лечебно-профилактическую помощь, в отсутствие врача отвечает за оказание медицинской помощи. Таким образом работа в должности санинструктора (фельдшера) подтверждена не только уточняющей справкой отдела по делам обороны г. ......, но и тем что работа в должности санинструктора идентична работе фельдшера и связана с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, в связи с чем суд считает что данный период должен быть включен в специальный стаж Царевой Н.А. для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной деятельность.

Не включение периодов работы с 16.08.1982-25.09.1984г. в должности дежурного фельдшера фельдшерского здравпункта Медико-санитарной части Номер Медсанотдела Номер, с 20.09.1988-31.12.1991г в должности выездного фельдшера на станции скорой помощи Больницы скорой помощи ......, с 01.01.1992-31.12.1999г в должности выездного фельдшера и с 01.01.2000-31.12.2001г в должности фельдшера выездной линейной бригады станции скорой медицинской помощи ...... ввиду несоответствия наименования должностей Списку № 781 по мнению суда является неправомерным. Суд считает, что Царева Н.А. в указанные периоды фактически осуществляла работу фельдшера и указание в наименовании ее должности- дежурный фельдшер, выездной фельдшер и выездной фельдшер линейной бригады указывало на уточнение работы фельдшера. В период работы Царевой Н.А. (с 1982 года) в должностях дежурного фельдшера фельдшерского здравпункта ......, выездного фельдшера на станции скорой помощи Больницы скорой помощи ......, фельдшера выездной линейной бригады на Станции скорой медицинской помощи действовали Списки № 464 утвержденные Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. и Списки № 1066 утвержденные Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. согласно которых должность фельдшера была предусмотрена.

Согласно п.3 Постановления Правительства РФ от 22.09.1999г. №1066 в специальный стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 01.11.1999г. в соответствии со «Списком профессий и должностей работников здравоохранения…., лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. №464, период работы после указанной даты – в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными п.1 настоящего постановления, периоды работы после 14.11.2002г. – в соответствии со Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. №781.

В соответствии со «Списком профессий и должностей….», утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1999г. №464, право на пенсию за выслугу лет имели врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности. Следовательно Список № 464 от 06.09.1999г. не содержит конкретных наименований врачебных должностей и должностей среднего медицинского персонала и в соответствии с указанным Списком в медицинский стаж включается работа врачей и среднего медицинского персонала независимо от наименования должности.

Согласно Приказ Минздравсоцразвития РФ от 31.05.2006 N 435 "Об установлении тождества наименований должностей по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации установлено тождество наименований должностей "фельдшер выездной бригады", "фельдшер скорой помощи", "фельдшер выездной бригады станции (отделения) скорой и неотложной медицинской помощи", "фельдшер выездной бригады станции (отделения) скорой медицинской помощи" и "фельдшер выездной бригады скорой медицинской помощи" наименованию должности "фельдшер", предусмотренному Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения. Кроме того Постановлением Минтруда РФ от 03.10.2002 года N 66 установлено тождество наименования учреждения "Станция скорой и неотложной медицинской помощи" наименованию учреждения "станция скорой медицинской помощи".

Суд считает, что несоответствие наименований должности «Списку профессий и должностей….», утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. №464, Номенклатуре должностей медицинского персонала, утвержденной Приказом Минздрава России от 15.10.1999г. №377, Списку профессий и должностей…, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. №1066, «Списку должностей и учреждений…» а также «Правил исчисления периодов работы…», утвержденных Постановлением Правительства РФ №781 от 29.10.2002г. не может служить основанием для отказа включить периоды работы Царевой Н.А. в специальный стаж, поскольку ответственность за несоответствие наименования должности и лечебного учреждения в трудовой книжке, штатном расписании, перечню должностей, дающих право работнику на досрочную пенсию, лежит на работодателе.

Также по мнению суда является неправомерным не включение в специальный стаж работы Царевой Н.А. периода с 16.12.2010г. по 25.01.2011 года в должности фельдшера Станции скорой помощи ......, так как основным документом подтверждающим факт работы является трудовая книжка, предоставление уточняющей справки входит в обязанности работодателя. Согласно трудовой книжки должность Царевой Н.А. указана- фельдшер Станции скорой помощи, что соответствует Списку № 781.

Оценивая в совокупности все обстоятельства дела суд считает, что с учетом спорных периодов, которые Царевой Н.А. должны быть включены в специальный стаж в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости Царева Н.А. имеет.

Постановлением Конституционного Суда РФ №2-П от 29.01.2004г. установлено, что в целях реализации пенсионных прав медицинских работников при исчислении стажа на соответствующих видах работ, могут применяться нормативные правовые акты, регулирующие порядок исчисления стажа для назначения пенсии указанной категории лиц, действовавшие до вступления в силу Закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.1991г. Также определено, что нормы Федерального Закона "О трудовых пенсиях в РФ" по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не могут служить основанием ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии и её досрочное получение, на которое рассчитывало застрахованное лицо, до введения в действие нового правового регулирования.

В соответствии со ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», трудовая пенсия назначается со дня обращения за ней, но не ранее даты возникновения права на нее и принимая во внимание наличие необходимого льготного стажа, суд приходит к выводу о назначения Царевой Н.А. досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, с момента возникновения права на данную пенсию, с учетом заявленных требований с 25.01.2011 года.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Царевой Н.А. удовлетворить.

Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в г. Владимире включить Царевой Н.А. в специальный стаж для назначения трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения периоды работы :

с 23.04.1980-23.04.1982 года в должности санинструктора (фельдшера) войсковой части Номер

с 16.08.1982-25.09.1984г. в должности дежурного фельдшера фельдшерского здравпункта Медико-санитарной части ......

с 20.09.1988-31.12.1991г в должности выездного фельдшера на станции скорой помощи Больницы скорой помощи г. ......

с 01.01.1992-31.12.1999г в должности выездного фельдшера и с 01.01.2000-31.12.2001г в должности фельдшера выездной линейной бригады станции скорой медицинской помощи ......

16.12.2010-25.01.2011 в должности фельдшера станции скорой медицинской помощи ......

Обязать Управление пенсионного фонда РФ (гу) в г. Владимире назначить Царевой Н.А. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения с 25 января 2011 года.

Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Владимира в срок 10 дней

Судья подпись Н.Х.Баторшина