2-1324/2011 ИСКИ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ К ПЕНСИОННОМУ ФОНДУ РФ



Дело № 2-1324/11 РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

06 июля 2011 года

Фрунзенский районный суд г. Владимира в составе:

председательствующего судьи Знайко Н.В.

при секретаре Фирсовой В.А.

с участием:

истца Шеиной М.В.

представителя ответчика Жуковой А.Н.,

(доверенность № 3 от 11.01.2011 года на срок по 31.12.2011 года)

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Владимире гражданское дело по иску Шеиной М.В. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в городе Владимире Владимирской области о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения и назначении досрочной пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Шеина М.В. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (Государственному учреждению) в г. Владимире Владимирской области (далее Пенсионный фонд) о включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения периодов работы:

- со 02.04.1989 года по 09.05.1989 года – в должности заведующей ...... ФАП;

- с 13.08.1990 года по 31.01.1995 года – в должности заведующей ...... ФАП;

- с 27.04.1998 года по 30.05.1999 года – период нахождения в отпуске по уходу за ребёнком;

- с 31.05.1999 года по 30.06.1999 года и с 01.11.1999 года по 02.01.2001 года – периоды работы в ...... ТМО;

- с 11.04.2005 года по 30.04.2005 года и с 30.05.2005 года по 11.06.2005 года – периоды нахождения на курсах повышения квалификации,

и назначении досрочной трудовой пенсии.

Впоследствии, определением судьи приняты изменения предмета иска, в которых Шеина М.В. уточнила предмет исковых требований с указанием льготного исчисления периодов работы:

- со 02.04.1989 года по 09.05.1989 года – в должности заведующей ...... ФАП (в льготном исчислении 1 год за 1 год 03 месяца как работу в сельской местности);

- с 13.08.1990 года по 31.01.1995 года – в должности заведующей ...... ФАП (в льготном исчислении 1 год за 1 год 03 месяца как работу в сельской местности);

- с 31.05.1999 года по 30.06.1999 года и с 01.11.1999 года по 02.01.2001 года – периоды работы в ...... ТМО (в льготном исчислении 1 год за 1 год 03 месяца как работу в сельской местности);

- с 11.04.2005 года по 30.04.2005 года и с 30.05.2005 года по 11.06.2005 года – периоды нахождения на курсах повышения квалификации (в льготном исчислении 1 год за 1 год 03 месяца как работу в сельской местности),

при этом, период нахождения в отпуске по уходу за ребёнком просит включить в календарном исчислении. В связи с чем, просит назначить досрочную трудовую пенсию с момента обращения за ней – с 28.03.2011 года.

Представитель ответчика – специалист-эксперт юридического отдела Жукова А.Н. иск не признала, пояснив, что:

·        периоды работы с 02.04.1989 года по 09.05.1989 года в должности заведующей ...... ФАП, с 13.08.1990 года по 31.01.1995 года в должности заведующей ...... ФАП не включены в специальный стаж, так как в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения, утверждённым постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года №464, право на пенсию за выслугу лет имеют врачи и средний медицинский персонал. Наименование должности «заведующий» (структурным подразделением) дополняется наименованием специальности, предусмотренной номенклатурой, работа по которой вменяется в круг его обязанностей, а за указанные периоды не представлены подтверждающие документы о работе по специальности, предусмотренной номенклатурой должностей медицинского персонала;

·        период нахождения в отпуске по уходу за ребёнком с 27.04.1998 года по 30.05.1999 года не включен в специальный стаж, так как период нахождения в отпуске по уходу за ребёнком включается в специальный стаж до 06.10.1992 года, до вступления в силу Закона РФ от 25.09.1992 года № 3543-1 « О внесении изменений и дополнений в Кодекс законом о труде РФ». Кроме того, п.2 постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 464 предусматривает льготы по исчислению выслуги лет работникам здравоохранения за работу в сельской местности или за работу в предусмотренных должностях и структурных подразделениях лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждениях, а в данный период работа не выполнялась;

·        периоды работы с 31.05.1999 года по 30.06.1999 года в ...... ТМО не включен в специальный стаж, так как в выписке из индивидуального лицевого счета данный период не закодирован как лечебная деятельность (село);

·        период работы с 01.11.1999 года по 02.01.2001 года в ...... ТМО не включен в специальный стаж, так как такое учреждение как «......» («ТМО») не поименовано в разделе «Наименование учреждений» Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1066;

·        периоды нахождения на курсах повышения квалификации не включены в специальный стаж, так как в соответствии с Правилами от 11.07.2002 года № 516 в специальный стаж засчитываются периоды временной нетрудоспособности и ежегодные основные и дополнительные оплачиваемые отпуска, включение в указанный стаж периодов нахождения на курсах повышении я квалификации законодательством не предусмотрено.

Указала, что при исключении спорных периодов трудовой стаж истца, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости составляет менее требуемого - 30 лет - на дату обращения истца за ней, поэтому пенсия Шеиной М.В. не может быть назначена.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим частичному удовлетворению.

Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом

Согласно пункту 1 статьи 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Федерального закона, следующим гражданам:

20) лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

В судебном заседании установлено следующее.

28.03.2011 года, в целях назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, Шеина М.В. обратилась в Пенсионный фонд с соответствующим заявлением. Однако, решением УПФР в городе Владимире Владимирской области Номер от Дата истцу отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по вышеуказанным основаниям.

Суд не может признать данный отказ обоснованным в полном объёме.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской федерации», правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 №25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» разъяснено, что по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона № 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.

По состоянию на 31.12.2001 года пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 года №1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охранен здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения».

В соответствии с п. 3 Постановления №1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 01.11.1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 №464.

Шеина М.В. работала заведующей ФАП в период с 1986 года по 1989 год и с 1990 года по 1995 год, то есть, её лечебная деятельность подпадает под действие Списка № 464, на который в своём решении и ссылается ответчик.

Пунктом 1 указанного постановления (Списка № 464) предусматривалась возможность включения в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, врачам и среднему медицинскому персоналу независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

Согласно сведениям в трудовой книжке (серии Номер, выдана Дата) Шеина М.В, имеет среднее специальное медицинское образование и специальность «......».

Судом установлено, что в период с 01.04.1986 года по 09.05.1989 года истец работала в должности заведующей ...... ФАП, а с 13.08.1990 года по 31.01.1995 года – в должности заведующей ...... ФАП, что подтверждается записями в трудовой книжке истца.

Из материалов дела и показаний истца Шеиной М.В. следует, что в указанные периоды работы заведующей она фактически работала в должности «заведующий фельдшерско-акушерским пунктом (ФАП) – акушер», выполняя все обязанности акушера, работа которой носила в основном профилактический характер в целях предупреждения осложнений беременности и возникновения гинекологических заболеваний.

В соответствии с приказом Минздрава РФ от 10.02.2003 года № 50 «О совершенствовании акушерско-гинекологической помощи в амбулаторно-поликлинических учреждения» на I этапе амбулаторная акушерско-гинекологическая помощь жительницам села оказывается акушерками ФАПов. Особенностью организации акушерско-гинекологической помощи женщинам в сельской местности является этапность её оказания, позволяющая предоставлять различный объём и уровень медицинского обследования и лечения в зависимости от мощности и оснащения акушерско-гинекологических учреждений, квалификации врачей, наличия анестезиолого-реанимационной службы. В ряде случаев эту помощь оказывает средний медперсонал.

Кроме того, исходя из численности такого структурного подразделения как ФАП, которое имеет в своём составе ограниченный медицинский персонал, суд принимает во внимание и то обстоятельство, что истец, работая в ФАПе, выполняла также и обязанности фельдшера и медицинской сестры, а именно: вела приём больных, проводила различные медицинские процедуры, организовывала транспортировку больных в больницу, вела всю медицинскую документацию и т.д., то есть, оказывала больным медицинскую доврачебную помощь.

Данные обстоятельства подтверждаются и материалами дела:

- архивной справкой архивного отдела администрации Пичаевского района Тамбовской области Номер от Дата, из которой усматривается, что в архивном фонде «...... ЦРБ» в приказах главного врача имеется приказ Номер от Дата о том, что Павлова М.В. (после заключения брака - Шеина) принята на должность заведующей ...... ФАП с 01.04.1986 года и ей разрешена 0,5 ставки совместительства по акушерству с месячным окладом ...... за заведование и ....... совместительства, всего ...... При этом указано, что основанием для предоставления таких сведений является личная карточка формы Т-2, при этом отражено, что приказы по личному составу за 1989, 1990 годы на хранение в архив не поступали

- справка администрации Покрово-Васильевского сельсовета Номер от Дата, подтверждающая вышеуказанные сведения. Кроме того, отражено, что основанием для предоставления сведений являются расчётно-платежные ведомости за 1986-1989 годы

- сообщение администрации Покрово-Васильевского сельсовета Номер от Дата, также подтверждающие данные сведения, а также указано, что кроме Шеиной (Павловой) М.В. в ...... ФАП работала санитарка Х. Кроме того, в справке отражено, что Шеина М.В., находясь на должности заведующей, выполняла обязанности фельдшера, несла ответственность за сохранность товаро-материальных ценностей, за отопление, освещение, благоустройство территории ФАП

Следовательно, должность истца в период работы в ...... ФАП относилась к среднему медицинскому персоналу, а именно, к должности «заведующая фельдшерско-акушерским пунктом - акушерка».

К аналогичному выводу суд пришёл и в отношении признания необоснованным решения Пенсионного фонда об отказе во включении истцу Шеиной М.В. периода работы с 13.08.1990 года по 31.01.1995 года в должности заведующей ...... ФАП.

Суд также исходил из пояснений истца о том, что она, работая в данном лечебном учреждении, также выполняла кроме обязанностей заведующей ФАП и обязанности по своей специальности – акушер, и обязанности фельдшера, поскольку ФАП по составу среднего медицинского персонала включал в себя лишь одну единицу. В связи с чем, ей приходилось выполнять обязанности заведующей ФАП - акушера с совмещением обязанностей фельдшера и медицинской сестры.

Не доверять показаниям истца у суда оснований не имеется. Пенсионный фонд в свою очередь не представил доказательств того, что истец в период с 13.08.1990 года по 31.01.1995 года не работала по специальности акушера или фельдшера.

Кроме того, Список № 464, на который ссылается ответчик в своём решении, предусматривает включение периодов работы в специальный стаж при назначении досрочной трудовой пенсии всему среднему медицинскому персоналу независимо от наименования должности. При этом, как установлено судом, должность истца в спорные периоды относилась к среднему медицинскому персоналу.

В письме Минздрава РФ от 17.05.2002 года № 2510/4920-02-32 «О досрочных трудовых пенсиях» указано, что в соответствии с требованиями Минтруда России, предъявляемыми к процедуре установления тождественности (письмо Минтруда России от 12.07.2000 N 4952-ЮЛ), органу управления здравоохранением субъекта Российской Федерации необходимо представить в Минздрав России ходатайство об установлении тождественности наименований должностей врачей и средних медицинских работников, учреждений здравоохранения и их структурных подразделений, применявшихся до введения в действие "Списков", наименованиям должностей врачей и средних медицинских работников, учреждений здравоохранения и их структурных подразделений, предусмотренным в "Списках", утвержденных Постановлением Правительства N 1066 (в редакции Постановления N 130) и Постановлением Совмина РСФСР N 464.

Вместе с тем тождественность не устанавливается, если переименование было произведено в произвольном порядке, т.е. на основании решений администрации органов (или учреждений) субъектов Российской Федерации, а также в случаях произвольного или ошибочного изменения наименований должностей или структурных подразделений.

Пунктом 8 Порядка составления штатного расписания учреждения здравоохранения, утверждённого приказом Минздравмедпрома России от 18.01.1996 года № 16, прямо предусмотрено, что наименование структурных подразделений и должностей вносятся в штатное расписание в соответствии с номенклатурой врачебных и провизорских должностей, должностей среднего медицинского и фармацевтического персонала, перечнями должностей служащих и профессий рабочих, утверждёнными в установленном порядке. Аналогичная норма содержалась и в ранее действующем Порядке, утверждённым приказом Минздрава СССР от 22.07.1982 года № 715.

Установленным порядком утверждена Номенклатура должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения (приложение № 3 к Положению об оплате труда работников здравоохранения РФ к Приказу Минздрава России от 15.10.1999 года № 377) (далее по тексту – Номенклатура № 377).

Номенклатурой № 377 предусмотрена должность – «заведующий фельдшерско-акушерским пунктом – фельдшер (акушерка, медицинская сестра). В п.2 Примечаний к данному документу указано, что наименование врачебной должности формируется с учётом специальности, предусмотренной номенклатурой врачебных специальностей, по которой работник имеет соответствующую подготовку, и работа по которой вменяется в круг его обязанностей. Наименование должности «заведующий» (структурным подразделением) дополняется наименованием врачебной должности, соответствующей профилю структурного подразделения. Должностей заведующих структурными подразделениями, освобождённых от лечебной работы, номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения не предусматривает.

Принимая во внимание утверждение истца о работе заведующим фельдшерским здравпунктом в единственном числе, учитывая специальность истца, по которой она имеет соответствующую подготовку (акушер) и работа по которой вменяется в круг ее обязанностей, суд считает, что должность истца называется «заведующий фельдшерским здравпунктом – акушер», что соответствует Номенклатуре должностей и Списку № 781.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о произвольном изменении работодателем наименования должности «заведующий фельдшерско-акушерским пунктом – фельдшер (акушер, медицинская сестра)» как «заведующий фельдшерско-акушерским пунктом», то есть, без указания наименования врачебной должности, соответствующей профилю структурного подразделения.

Допущенные работодателем ошибки в произвольном наименовании должностей в штатных расписаниях и тарификационных списках, несоответствие наименований должностей в тарификационных списках, штатных расписаниях и трудовой книжке не может быть поставлено в вину истцу, тем более, не может служить основанием для ущемления её пенсионных прав. Кроме того, отказ Пенсионного фонда противоречит конституционному принципу справедливости, а также принципу равенства всех перед законом, закреплённому в ст. 19 Конституции РФ.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о включении периодов работы истца с 01.04.1986 года по 09.05.1989 года - в должности заведующей ...... ФАП, и с 13.08.1990 года по 31.01.1995 года - в должности заведующей ...... ФАП, в специальный стаж работы, дающий право на досрочную пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности.

Также суд не может согласиться с отказом Пенсионного фонда об исключении из специального стажа истца периода работы с 31.05.1999 года по 30.06.1999 года в ...... ТМО по тем основаниям, что в выписке из индивидуального счёта данный период не закодирован как лечебная деятельность (село).

Согласно записям в трудовой книжке Шеина М.В.:

- 01.02.1999 года – переведена на должность мед.сестры ...... ЦРБ;

- 15.03.1994 года – ...... ЦРБ перерегистрирована в ...... ТМО;

- 07.08.2000 года – ...... ТМО перерегистрирована в ...... центральную районную больницу.

В Списке № 781 поименована должность, которую занимала в спорные периоды истец - «медицинская сестра».

Пунктом 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, утверждённых постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781, предусмотрен зачёт на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанны в Списке № 781, в лечебно-профилактических структурных подразделениях территориальных медицинских объединений (ТМО).

Никаких сведений о том, что истец в указанный период переводилась на другую работу, либо осуществляла лечебную деятельность не на полную ставку в материалы дела ответчиком не представлено.

Согласно абз.3 п.3.1 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 10.07.2007 года № 9-П, уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской федерации в пользу граждан, работающих по трудовому договору, как лиц, на которых, согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», распространяется обязательное пенсионное страхование (застрахованные лица), названный Федеральный закон возлагает на страхователя (работодателя), который обязан своевременно и в полном объёме производить соответствующие платежи (подпункт 1 пункта 1 статьи 6, пункт 2 статьи 14).

Согласно абз.2 п.4.3 данного же Постановления неуплата страхователем в установленный срок или уплата не в полном объёме страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу работающих у него по трудовому договору застрахованных лиц в силу природы и предназначения обязательного пенсионного страхования, необходимости обеспечения прав этих лиц не должна препятствовать реализации ими права своевременно и в полном объёме получить трудовую пенсию.

Таким образом, исключая из специального пенсионного стажа Шеиной М.В. период работы в должности медицинской сестры в ...... ТМО, Пенсионный фонд нарушает тем самым гарантируемые истцу статьёй (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации пенсионные права.

На основании изложенного, суд считает необходимым включить в специальный стаж Шеиной М.В. период её работы с 31.05.1999 года по 30.06.1999 года в должности медицинской сестры в ...... ТМО.

Также суд не может согласиться с решением Пенсионного фонда об исключении из специального стажа периода работы истца с 01.11.1999 года по 02.01.2001 года в ...... ТМО по тем основаниям, что такое учреждение как «Территориальное медицинское объединение» («ТМО») не поименовано в разделе «Наименование учреждений» Списка № 1066.

Как следует из материалов дела, Шеина М.В. в период с 01.11.1999 года по 02.01.2001 года работала в должности мед.сестры в ...... ТМО. При этом, в трудовой книжке имеются также сведения о том, что истец 01.02.1995 года была переведена на должность медсестры детского кабинета ...... ЦРБ и ей присвоен 7 разряд м/с детского кабинета. Однако, впоследствии сделана запись о том, что 15.03.1994 года ...... ЦРБ перерегистрирована в ...... ТМО, а затем 07.08.2000 года ...... ТМО перерегистрировано в ...... центральную районную больницу.

Согласно п. 2 Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066 (вступившего в силу 01.11.1999 г.) Список и Правила, утвержденные п. 1 этого постановления, применяются в отношении лечебной и иной работы по охране здоровья населения, осуществляющейся в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 года утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

Пичаевское ТМО является муниципальным учреждением здравоохранения, имеющим целью - обеспечение доступности населению гарантированного объема медпомощи.

Пунктом 3 Правил № 781 предусмотрено, что наличие в наименовании указанных в Списке учреждений указания на их клинический профиль и ведомственную территориальную принадлежность не является основанием для исключения периода работы в данном учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Кроме того, изменение наименования лечебного учреждения не может повлиять на конституционное право Шеиной М.В. на пенсионное обеспечение.

Тем более, впоследствии, указанное лечебное учреждение было перерегистрировано в Центральную районную больницу, которая поименована и Списком № 1066 и Списком № 781.

Кроме того, приказом Министерства здравоохранения РФ от 03.11.1999 года № 395 была утверждена Номенклатура учреждений здравоохранения, пунктом 1.2.3. которой было предусмотрено такое лечебно-профилактическое учреждение как «территориальное медицинское объединение (ТМО). Однако, впоследствии, приказом Минздрава РФ от 28.02.2000 года № 73 данный пункт был исключен.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516 право на установление тождества профессий, должностей и организаций, предусмотренных статьями 27 и 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям, имевшим ранее иные наименования, предоставлено Министерству труда и социального развития Российской Федерации по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом.

Истец, как следует из её трудовой книжки, была принята на работу в ...... ЦРБ в порядке перевода с 01.02.1995 года.

Как следует из решения Пенсионного фонда от 11.04.2011 года № 408, периоды работы истца в ...... ЦРБ (...... ТМО): с 01.04.1986 года по 01.04.1989 года, с 10.05.1989 года по 12.08.1990 года, с 01.02.1995 года по 26.04.1998 года, с 01.07.1999 года по 31.10.1999 года, с 03.01.2001 года по 07.08.2006 года (за исключением курсов повышения квалификации) включены ответчиком в специальный стаж в льготном исчислении как работа в сельской местности.

То обстоятельство, что на момент решения вопроса о праве истца на досрочную пенсию законодательство изменилось, что поставило его в неравное положение с работниками, выполнявшими аналогичные функции, но вышедшими на пенсию раньше, само по себе не является основанием к отказу в удовлетворении его требований и ограничению конституционного права на социальное обеспечение.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года № 2-П, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.

Таким образом, суд считает, что период работы истца с 01.11.1999 года по 02.01.2001 года в ...... ТМО подлежит включению в специальный стаж истца Шеиной М.В.

Кроме того, суд считает обоснованным включение указанных выше периодов работы истца с 02.04.1989 года по 09.05.1989 года – в должности заведующей ...... ФАП, с 13.08.1990 года по 31.01.1995 года – в должности заведующей ...... ФАП, с 31.05.1999 года по 30.06.1999 года и с 01.11.1999 года по 02.01.2001 года - в ...... ТМО в специальный стаж истца в льготном исчислении как работу в сельской местности – 1 год работы как год и три месяца – по следующим основаниям.

Из имеющихся в материалах дела документов, а именно:

- справки администрации Покрово-Васильевского сельсовета Номер от ...... усматривается, что ...... ФАП находится на территории Покрово-Васильевского сельсовета Пичаевского района Тамбовской области – сельское поселение (основанием для выдачи справки послужили документы: свидетельство о включении муниципального образования в государственный реестр муниципальных образований – регистрационный номер Номер, свидетельство о государственной регистрации Устава муниципальных образований - регистрационный номер Номер;

- справки администрации Липовского сельсовета Пичаевского района Тамбовской области Номер от Дата) усматривается, что с.Липовка Пичаевского района Тамбовской области входит в состав муниципального образования – Липовский сельсовет Пичаевского района Тамбовской области – сельское поселение (основанием для выдачи справки послужили документы: свидетельство о включении муниципального образования в государственный реестр муниципальных образований – регистрационный номер Номер, свидетельство о государственной регистрации Устава муниципальных образований - регистрационный номер Номер);

- справки администрации Пичаевского сельсовета Пичаевского района Тамбовской области Номер от Дата года усматривается, что Муниципальное учреждение здравоохранения «...... центральная районная больница» (МУЗ «...... ЦРБ») расположена на территории сельского поселения – Пичаевский сельсовет Пичаевского района Тамбовской области (основанием для выдачи справки послужил реестр адресов Пичаевского сельсовета Пичаевского района Тамбовской области, утвержденный постановлением администрации Пичаевского сельсовета от 01.11.2006 года № 111 «О реестре адресов Пичаевского сельсовета»);

- справки администрации Пичаевского сельсовета Пичаевского района Тамбовской области Номер от Дата из которой усматривается, что с. Пичаево Пичаевского района Тамбовской области входит в состав муниципального образования - Пичаевский сельсовета Пичаевского района Тамбовской области – сельское поселение (основанием для выдачи справки послужили документы: свидетельство о включении муниципального образования в государственный реестр муниципальных образований, регистрационный номер Номер, свидетельство о государственной регистрации Устава муниципальных образований - регистрационный номер Номер

следует, что ...... ФАП, ...... ФАП и ...... ТМО находились в сельской местности (сельское поселение).

При этом, согласно п. 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.91 года № 464, исчисление сроков выслуги производится по следующим правилам:

работникам здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, указанным в Списке № 464, один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за один год и 3 месяца.

Кроме того, в силу п. 2 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года №1066, врачам и среднему медицинскому персоналу, работавшим как в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке), так и в городах, пенсия устанавливается при выслуге не менее 30 лет. При этом один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается за один год и 3 месяца.

На основании п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы:

а) лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца.

Таким образом, законодательство, действовавшее на протяжении работы истца в спорный период и в настоящее время, предусматривает льготное исчисление стажа работы в сельской местности. В связи с чем, периоды работы Шеиной М.В. с период с 01.04.1986 года по 09.05.1989 года - в должности заведующей ...... ФАП, а с 13.08.1990 года по 31.01.1995 года – в должности заведующей ...... ФАП, с 31.05.1999 года по 30.06.1999 года – в ...... ТМО, с 01.11.1999 года по 02.01.2001 года – в ...... ТМО подлежат включению в специальный стаж в льготном исчислении: как 1 год и 3 месяца за 1 год работы.

Из специального стажа истца также были исключены периоды нахождения на курсах повышения квалификации – с 11.04.2005 года по 30.04.2005 года, с 30.05.2005 года по 11.06.2005 года.

Несмотря на то, что п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516, курсы повышения квалификации прямо не предусмотрены, период нахождения на таких курсах, по мнению суда, также не следует исключать из льготного стажа.

Из Постановления № 516 от 11.07.2002 года не следует, что приведенный перечень периодов, включаемых в льготный стаж, является исчерпывающим, так как категорического запрета на включение других периодов Постановление не содержит.

Повышение квалификации является обязанностью медицинского работника для допуска к осуществлению лечебной работы.

Так, ст.54 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.1993 года № 5487-1 установлено, что медицинские работники могут быть допущены к практической медицинской деятельности после подтверждения своей квалификации в соответствующем учреждении государственной или муниципальной системы здравоохранения, либо на основании проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских ассоциаций и подтверждать свою квалификацию каждые пять лет. На основании чего, медицинским работникам выдаётся требуемый законодательством сертификат.

Повышение квалификации является как для медицинского работника, так и для работодателя, и правом, и обязанностью.

В соответствии с ч.4 ст.196 Трудового кодекса РФ в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работникам определённых видов деятельности.

В соответствии со ст.187 Трудового кодекса РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

При этом работодатель отчисляет из заработной платы работника установленные законодательством взносы в соответствующие фонды социального страхования, в том числе, и в Пенсионный фонд РФ. Тем самым, основываясь на положениях ст.10 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 года № 173-ФЗ, периоды нахождения на курсах повышения квалификации медицинского работника являются страховыми, и поэтому должны включаться в страховой стаж для назначения трудовой пенсии досрочно как соответствующие требованиям законодательства о пенсиях.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции РФ целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

На основании вышеизложенного, суд считает необходимым включить в специальный стаж Шеиной М.В. периоды нахождения её на курсах повышения квалификации с 11.04.2005 года по 30.04.2005 года, с 30.05.2005 года по 11.06.2005 года.

Кроме того, указанные периоды нахождения истца на курсах повышении квалификации должны быть, по мнению суда, включены в специальный стаж истца в льготном исчислении – один год работы как год и три месяца – как работа в сельской местности.

При этом суд исходит из тех обстоятельств, что в 2005 году истец работала в ...... Центральной районной больнице, которая, как уже установлено судом, находилась в сельском поселении, что предусматривает в соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781, льготное включение периодов работы в учреждениях здравоохранения в сельской местности.

Кроме того, своим решением Номер от Дата Пенсионный фонд включил период работы истца с 03.01.2001 года по 07.08.2006 года (за исключением периодов нахождения на курсах повышения квалификации) в специальной стаж в льготном исчислении – один год работы как год работы и три месяца – как работа в сельской местности.

Таким образом, периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации с 11.04.2005 года по 30.04.2005 года и с 30.05.2005 года по 11.06.2005 года подлежат включению в специальный стаж истца в льготном исчислении - один год работы как год работы и три месяца – как работа в сельской местности.

Также Пенсионный фондом был исключен из специального стажа истца период её нахождения в отпуске по уходу за ребёнком, 15.06.1997 года рождения, с 27.04.1998 года по 30.05.1999 года.

Суд считает отказ ответчика в данной части обоснованным по следующим основаниям.

Законом РФ от 25.09.1992 года № 3543-1 внесены изменения и дополнения в Кодекс законов о труде РСФСР. В связи с чем, претерпела изменения ст.167 КЗоТ РСФСР, которая ранее предусматривала включение периода нахождения женщины в отпуске по уходу за ребёнком в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости. С принятием названного Закона РФ, вступившего в силу 06 октября 1992 года, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребёнком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях (ст.167 КЗоТ РФ).

Истец же находилась в отпуске по уходу за ребенком, 15.06.1997 года рождения, позднее указанной даты, в связи с чем, по мнению суда, возникли новые правоотношения, предусматривающие оформление отпуска в соответствии с действующим трудовым законодательством. Учитывая, что после изменения законодательства с 06.10.1992 года отпуск по уходу за ребёнком перестал включаться в льготный стаж матери, период нахождения в отпуске по уходу за ребёнком с 27.04.1998 года по 30.05.1999 года не подлежит включению в льготный стаж истца Шеиной М.В.

При указанных обстоятельствах, при условии включения судом спорных периодов и с учётом включённого ответчиком стажа (21 год 02 месяца 28 дней) специальный стаж Шеиной М.В. не составляет требуемые 30 лет ни на момент обращения за пенсией - 28.03.2011 года, ни на день рассмотрения дела в суде. В связи с чем, суд приходит к выводу о невозможности назначения Шеиной М.В. досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с момента обращения за ней – с 28.03.2011 года.

В силу ст. 98 ГПК РФ, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию в возврат государственная пошлина в размере .......

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Шеиной М.В. – удовлетворить частично.

Включить Шеиной М.В. в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения периоды работы:

- со 02.04.1989 года по 09.05.1989 года - в должности заведующей ...... ФАП - в льготном исчислении - один год работы как один год и три месяца;

- с 13.08.1990 года по 31.01.1995 года - в должности заведующей ...... ФАП - в льготном исчислении - один год работы как один год и три месяца;

- с 31.05.1999 года по 30.06.1999 года – в должности мед.сестры в ...... ТМО - в льготном исчислении - один год работы как один год и три месяца;

- с 01.11.1999 года по 02.01.2001 года – в должности мед.сестры в ...... ТМО - в льготном исчислении - один год работы как один год и три месяца;

- с 11.04.2005 года по 30.04.2005 года, с 30.05.2005 года по 11.06.2005 года - нахождение на курсах повышения квалификации - в льготном исчислении - один год работы как один год и три месяца.

Во включении периода нахождения в отпуске по уходу за ребёнком с 27.04.1998 года по 30.05.1999 года Шеиной М.В. отказать.

Отказать Шеиной М.В. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с момента обращения за ней – с 28 марта 2011 года.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственного учреждения) в г. Владимире Владимирской области в пользу Шеиной М.В. ...... рублей в возврат уплаченной государственной пошлины.

Решение в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Владимира.

.

Судья Н.В.Знайко

а