2-1733/2011 о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью



№ 2-1733/11 ......

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

« 20 » сентября 2011 г.

Фрунзенский районный суд г. Владимира в составе:

председательствующего судьи Белякова Е.Н.,

при секретаре Волощенко Л.В.,

с участием представителя истца Ширукова В.А.,

представителя ответчика Белевой О.Ю.,

представителя третьего лица Железовой Е.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Владимире гражданское дело № 2-1733/2011 по иску Шируковой Л. В. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в г. Владимире Владимирской области о включении в стаж периодов работы, назначении досрочной трудовой пенсии,

У С Т А Н О В И Л:

Ширукова Л. В. обратилась в суд к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в г. Владимире Владимирской области (далее по тексту - УПФР) о назначении досрочной трудовой пенсии.

В обосновании иска указала, что 21.09.2010 г. она обратилась в УПФР с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью. Решением ответчика от 13.10.2010 г. за Номер ШируковойЛ.В. было отказано. Из специального стажа истца исключен период работы с 01.09.1988 г. по 05.11.1990 г. в должности музыкального руководителя в ...... Номер Владимирского производственного объединения «......». С данным решением УПФР Ширукова Л.В. не согласна, полагает, что в спорный период времени действовал Перечень учреждений, организаций и должностей, работа которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. №1397. Просит суд обязать УПФР включить период работы с 01.09.1988 г. по 05.11.1990 г. в должности музыкального руководителя в ...... Номер Владимирского производственного объединения «......» в льготный стаж и назначить досрочную трудовую пенсию с момента обращения, то есть с 21.09.2010 г.

В судебном заседании представитель истца – Шируков В.А., действующий на основании доверенности от 18.07.2011 г., исковые требования поддержал в полном объеме, просил включить в льготный стаж истца период работы с 01.09.1988 г. по 05.11.1990 г. в должности музыкального руководителя в ...... Номер ВПО «......», в том числе с 27.01.1990 г. по 05.11.1990 г. период нахождения в отпуске по уходу за ребенком.

Представитель ответчика – Белева О.Ю., действующая на основании доверенности №29 от 22.08.2011 г., иск не признала. Пояснила, что указанный период работы не может быть включен в специальный стаж истца, поскольку такое учреждение как «детский комбинат» не поименовано в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в негосударственных и муниципальных учреждениях, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. №781 (далее Список № 781). Кроме этого, работа в должности музыкального руководителя засчитывается в стаж работы при условии выполнении нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы, независимо от времени, когда выполнялась эта работа.

Представитель третьего лица – Железова Е.П., действующая на основании доверенности от 27.04.2010 г. за № 70-01-16/2483, исковые требования поддержала, указав, что МДОУ г.Владимира «......» всегда являлось детским учреждением, работа в котором связана с воспитанием и образованием детей. Ширукова Л.В. работала в детском саду в должности музыкального руководителя и занималась эстетическим воспитанием детей.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.

В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Закона РФ «О трудовых пенсиях в российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим гражданам:

10) лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

В судебном заседании установлено, что 21 сентября 2010 года ШируковаЛ.В. обратилась с заявлением в Управление Пенсионного фонда РФ в г. Владимире о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. Решением комиссии от 13 октября 2010 года №1313 в назначении пенсии отказано по тем основаниям, что период работы с 01.09.1988 года по 05.11.1990 года в должности музыкального руководителя в ...... Номер Владимирского производственного объединения «......» не может быть включен в специальный стаж, так как такое структурное объединение как «детский комбинат» не поименовано в перечне структурных подразделений государственных и муниципальных организаций п. 13 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781. Кроме того, в соответствии с п. 5 Правил, периоды работы в должности музыкального руководителя засчитываются в стаж работы при условии выполнения нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы, независимо от времени, когда эта работа выполнялась. Согласно приказу от 09.09.1988 года №375/к Ширукова была принята на работу на 0,5 ставки.

Суд не может признать данный отказ обоснованным по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

Согласно пункту 19 части 1 статьи 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Как следует из записей в трудовой книжке истца, в период с 01.09.1988 г. по 05.11.1990 г. она работала в ...... Номер Владимирского производственного объединения «......» в должности музыкального руководителя.

Суд не принимает доводы ответчика об отсутствии названия учреждения «детский комбинат» в разделе «Наименование учреждений» Списка №781, явившиеся одним из оснований к отказу в удовлетворении иска, в силу следующего.

Действительно, Перечень структурных подразделений государственных и муниципальных организаций, поименованных в пункте 13 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью, утвержденных постановлением Правительства № 781 от 29.10.2002 года, не содержит наименование такого структурного подразделения как «детский комбинат». Вместе с тем, анализируя записи в трудовой книжке истца, приказы, распоряжения, должностную инструкцию музыкального руководителя, а также Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 01.07.1995 года № 677, принимая во внимание Постановление Совета Министров ССР от 13.10.1956 года № 1414, согласно которому Министерствам и ведомствам в случае необходимости рекомендовано объединять или реорганизовывать по согласованию с исполкомами местных Советов депутатов трудящихся и профессиональными органами детские ясли и сады в единые учреждения для детей дошкольного возраста, получивших в дальнейшем ненормативное название «детские комбинаты», письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 17.02.1997 года № 150/14-12 «О наименовании государственных и муниципальных образовательных учреждений», суд приходит к выводу, что «......» являлся дошкольным образовательным учреждением вида «детский сад». Такое учреждение как «детский сад» поименовано в разделе «Наименование учреждений» указанного Списка в пункте 1.8 – «дошкольные образовательные учреждения».

Из справки № 18 от 29.09.2010 г. ОАО ВПО «......» следует, что с момента ввода в эксплуатацию ...... Номер находился на балансе ВП ВПО «......», в дальнейшем, 17.02.1995 г., был передан на баланс администрации Ленинского района г. Владимира. В настоящее время ...... Номер является муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением г. Владимира «...... Номер». Учитывая данные обстоятельства, а также то, что данное учреждение не изменяло свою направленность, которая связанна с осуществлением образовательной, воспитательной и педагогической деятельности, суд приходит к выводу, что формальное несоответствие Списку №781 наименования образовательного учреждения, осуществлявшего (и продолжающего осуществлять) образовательную и воспитательную деятельность, документы которого в настоящее время приведены в соответствие с требованиями Закона, не может быть поставлено в вину истцу, и тем более, не может служить основанием для ущемления ее пенсионных прав.

Что касается отказа Управления включить в льготный стаж истца период ее работы в должности музыкального руководителя по причине невыполнения нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы, суд приходит к следующему.

Согласно записи № 3 в трудовой книжке истца последняя принята на работу на должность музыкального руководителя, указание на какие-либо ограничения отсутствуют (л.д

Пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначени трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781 (далее – Правила), предусмотрено включение периодов работы в должности музыкального руководителя в специальный стаж при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), независимо от времени, когда выполнялась эта работа. Вместе с тем указанные Правила вступили в законную силу в ноябре 2002 года.

Федеральный закон от 17 декабря 2011 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» устанавливает не только основания возникновения и порядок реализации прав граждан на трудовые пенсии, но также предусматривает порядок сохранения и преобразования пенсионных прав, приобретенных гражданами до вступления его в силу на основании ранее действовавшего законодательства, в том числе права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Период работы Шируковой Л.В. в должности музыкального руководителя в детском комбинате имел место до 01.10.1993 года, то есть до момента признания недействующим Постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства». Согласно Перечню учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденных поименованным выше Постановлением, пенсия за выслугу лет учителям и другим работникам просвещения назначается независимо от ведомственной принадлежности учреждения.

В соответствии с пунктом 1 раздела 1 Разъяснений Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы от 17.05.1960 г. № 19 пенсии следует назначать: в детских садах (детских очагах и детских площадках) и объединенных яслях-садах; педагогам-воспитателям, педагогам, педагогам-руководителям, музыкальным руководителям (музыкальным работникам) – как руководителям – воспитателям и воспитателям.

Кроме того, согласно пункту 2.6 инструктивного письма Министерства социального обеспечения РСФСР от 30.06.1986 года № 1-63-И пенсии за выслугу лет назначаются независимо от возраста: в детских садах и объединенных яслях-садах, предусмотренных п.4 подраздела 1 раздела 1 Перечня, педагогам-воспитателям, руководителям, музыкальным руководителям (музыкальным работникам) как руководителям-воспитателям и воспитателям.

Оспаривая возможность включения в специальный стаж периодов работы музыкальным руководителем, ответчик указывал на невыполнение в спорный период требования по выполнению нормы педагогической нагрузки, установленного для должности музыкального руководителя в п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с пп.10 п. 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781. Суд первой инстанции не может согласиться с указанными доводами, поскольку постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397 не ставило в зависимость включение периода работы музыкальным руководителем от выполнения педагогической нагрузки.

Таким образом, согласно ранее действовавшему пенсионному законодательству истец приобрела право на включение периода ее работы в стаж, дающий ей право на пенсию, и в силу статьи 55 Конституции Российской Федерации она не может быть лишена этого права, если позднее принятый нормативный акт не содержит такого положения. Конституционный Суд Российской Федерации Постановлением от 29 января 2004 года № 2-П установил, что нормы Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» по своему конституционно-правовому смыслу в систем норм не могут служить основанием для ухудшения условий реализации прав на пенсионное обеспечение, на которое рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью или частично).

При этом суд также принимает во внимание, что в соответствии с КЗоТ РСФСР, действовавшим в редакции до изменений, внесенных Законом РФ от 25.09.1992 года № 3543-1, время дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком по достижении им возраста 3 лет (приказ № 119/к от 05.04.1990 года) подлежало включению в специальный стаж по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.

Учитывая изложенное, суд первой инстанции приходит к выводу о том, что спорный период работы Шируковой Л.В. подлежит включению в педагогический стаж, в том числе период с 27.01.1990 года по 05.11.1990 года нахождения в отпуске по уходу за ребенком без сохранения заработной платы до 1 года. Продолжительность спорного периода составляет 2 года 2 месяца 05 дней.

При таких обстоятельствах и с учетом включения ответчиком в добровольном порядке периода работы продолжительностью 22 года 09 месяцев 25 дней, специальный стаж работы истца на дату обращения, то есть 21.09.2010 года, составит 25 лет, что достаточно для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью с момента обращения.

Относительно ссылок ответчика на сложившуюся судебную практику Верховного Суда Российской Федерации (решение от 15.05.2003 г. № ГКПИ 03-424, определение от 24.07.2003 г № КАС 03-315, от 15.01.2009 г. №86-В08-30), суд первой инстанции считает необходимым указать, что судебные акты в своей основе содержат иные фактические обстоятельства, а именно: период работы с 01.10.1993 года по 01.11.1999 года, когда законодательно не был урегулирован порядок включения времени работы в должности музыкального руководителя в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости. С принятием Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781, данный пробел был ликвидирован путем указания в п. 5 на возможность включения в льготный стаж такой работы при условии выполнения нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы, независимо от времени, когда выполнялась эта работа.

Спорный период работы истца подлежит включению в специальный стаж на основании постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 года №1397, утратившего силу 01.10.1993 года, разъяснения Государственного комитета по вопросам труда и заработной платы Совета Министров СССР от 17.05.1960 г. № 19, Инструктивного письма Минсоцобеспечения РСФСР от 30.06.1986 года № 1-63-И.

В силу статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию государственная пошлина в размере ...... рублей, уплаченная при подаче искового заявления.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Шируковой Л. В. удовлетворить.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Владимире Владимирской области ...... включить Шируковой Л. В., проживающей по адресу: ......, в льготный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, следующие периоды:

- с 01.09.1988 года по 05.11.1990 года – в должности музыкального руководителя в ...... Номер Владимирского производственного объединения «......», в том числе с 27.01.1990 года по 05.11.1990 года – период нахождения в отпуске по уходу за ребенком без сохранения заработной платы.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Владимире Владимирской области назначить Шируковой Л. В. трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с даты обращения – с 21.09.2010 года.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Владимире Владимирской области в пользу Шируковой Л. В. расходы по уплате государственной пошлины в сумме ...... рублей.

Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Фрунзенский районный суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.

На решение может быть подана кассационная жалоба во Владимирский областной суд через Фрунзенский районный суд в течение десяти дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Председательствующий судья подпись Е.Н.Беляков

в