10 ноября 2011 года Фрунзенский районный суд города Владимира в составе: председательствующего судьи Тельцовой Е.В. при секретаре Шпагиной Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Владимире гражданское дело по иску Рощиной В.В. к Управлению Пенсионного фонда РФ (Государственному учреждению) в г. Владимире Владимирской области о включении периодов работы в льготный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, и назначении досрочной пенсии, У С Т А Н О В И Л: Рощина В.В. в период с 10.08.1989 года по 08.12.1989 года работала медсестрой и с 01.10.1998 года по 31.12.1998 года медсестрой - анестезистом в отделении анестезиологии – реанимации во Владимирской ...... больнице № ......; в период с 15.02.1990 года по 20.06.1990 и с 02.07.1996 года по 11.12.1996 года находилась в отпуске по беременности и родам, в период с 21.06.1990 по 09.09.1992 года находилась в отпуске по уходу за ребенком. Рощина В.В. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (Государственному учреждению) в г. Владимире Владимирской области (далее - Пенсионный фонд) о включении указанных периодов в специальный стаж в льготном исчислении один год работы как один год и шесть месяцев, назначении досрочной трудовой пенсии с даты возникновения права - 07.06.2011 года. В судебном заседании истец, ее представитель по устному ходатайству Уланова Т.А. настаивали на удовлетворении иска. Представитель ответчика Белева О.Ю. исковые требования не признала, указала, что специальный стаж работы истца в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения составляет менее 30 лет и соответственно пенсия не может быть назначена, поскольку: - перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, льготное исчисление стажа возможно лишь медицинским сестрам палатным, медсестрам-анестезистам в отделениях анестезиологии-реанимации, реанимации и интенсивной терапии; - периоды нахождения в отпусках по беременности и родам, по уходу за ребенком могут быть включены в льготный стаж только в календарном исчислении, так как в соответствии с п. 5 Правил от 29.10.2002 льготное исчисление применяется только в отношении периодов работы, а в указанные периоды не осуществлялась лечебная деятельность; - период работы 01.10.1998 года по 31.12.1998 года включен только в календарном исчислении, так как в выписке из индивидуального счета данный период не кодирован как лечебная деятельность. Таким образом, стаж лечебной деятельности истца на 15.03.2011 года составил 27 лет 10 месяцев 10 дней, вместо требуемых 30 лет. Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению. В соответствии с частью 2 статьи 19 Конституции РФ государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы…, имущественного и должностного положения…, а также других обстоятельств. Согласно пункту 1 статьи 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Федерального закона, следующим гражданам: 20) лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста; В судебном заседании установлено, что 15.03.2011 года в целях назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью, Рощина В.В. обратилась в Пенсионный фонд с соответствующим заявлением. Однако решением УПФР в г. Владимире от 20.04.2011 года № 314 ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью по вышеуказанным основаниям. Суд не может признать данный отказ обоснованным. В силу части 1 статьи 39 Конституции РФ, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах. Федеральный закон от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», устанавливая основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии и закрепляя в качестве условий назначения трудовой пенсии по старости достижение пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) и наличие страхового стажа не менее пяти лет (ст.7), также предусматривает порядок сохранения и преобразования пенсионных прав, приобретенных гражданами до вступления его в силу на основании ранее действовавшего законодательства, в том числе права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости для лиц, которые длительное время были заняты на подземных работах, на работах с вредными, тяжелыми условиями труда, а также иной профессиональной деятельностью, в процессе которой организм человека подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером труда. Право граждан указанной категории на досрочное назначение трудовой пенсии по старости не может быть поставлено в зависимость от того, являются ли в настоящее время тяжелыми, вредными, особыми (или перестали считаться таковыми) те работы, которые в период их выполнения гражданином относились, согласно действовавшим нормативным правовым актам, к работам с особыми условиями труда. Истолкование названных норм, как позволяющих не включать время выполнения указанных работ в специальный стаж на том основании, что эти работы по своему характеру и условиям более не признаются особыми, связанными с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, не только противоречило бы их действительному смыслу и предназначению, но и создавало бы неравенство при реализации права на досрочное назначение трудовой пенсии, что недопустимо с точки зрения требований ч.1 и ч.2 ст.19 Конституции РФ, а также приводило бы к неправомерному ограничению права граждан на социальное обеспечение. Согласно пункту 9 статьи 30 указанного Федерального закона, при оценке пенсионных прав застрахованных лиц применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ (а в необходимых случаях заработка застрахованного лица), который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. На день вступления в силу ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» действовал Список должностей и учреждений, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1066. Пунктом 3 указанного Постановления установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 01.11.1999 года в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением СМ РСФСР от 06.09.1991г. № 464 (далее – Список № 464), периоды работы после 01.11.1999 года – в соответствии со Списком и правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066 (далее – Список № 1066). Истец работала в должности медсестры в отделении анестезиологии – реанимации во Владимирской ...... больнице до 01.11.1999 года, то есть в период действия Списка № 464. Список № 464 не содержит конкретных наименований врачебных должностей и должностей среднего медицинского персонала, а также номенклатуры лечебно-профилактических учреждений. В законодательстве определение термина «средний медицинский персонал» не раскрывается, в связи с чем, подлежит применению по аналогии Номенклатура должностей медицинского и фармацевтического персонала, утвержденная приказом Минздрава России № 377 от 15.10.1999 года, где должность медицинской сестры относится к среднему медицинскому персоналу. В ранее принятых Номенклатурах дана та же редакция. В соответствии пунктом 2 части 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» среднему медицинскому персоналу отделений (групп) анестезиологии-реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии 1 год работы в этой должности и подразделениях считать за 1 год и 6 месяцев. При таких обстоятельствах, суд приходит выводу о включении периода работы с 10.08.1989 года по 08.12.1989 года медсестрой в отделении анестезиологии – реанимации во Владимирской ...... больнице № ...... в льготном исчислении (1 год работы как 1 год и 6 месяцев). Время нахождения истца в отпуске по беременности и родам с 15.02.1990 года по 20.06.1990 и с 02.07.1996 года по 11.12.1996 года, в отпуске по уходу за ребенком с 21.06.1990 по 09.09.1992 года засчитано ответчиком в ее льготный стаж в календарном порядке, так как, по мнению ответчика, в соответствии с п. 5 Правил от 29.10.2002 льготное исчисление применяется только в отношении периодов работы. С данным выводом суд не согласен по следующим основаниям. Истец находилась в отпуске по беременности и родам в период работы в должности медицинской сестры - анестезиста в отделении анестезиологии – реанимации во Владимирской ...... больнице № ...... Документом, удостоверяющим факт нахождения в отпуске по беременности и родам, является листок нетрудоспособности, подтверждающий временную нетрудоспособность и временное освобождение от работы. В силу п. 5 постановления Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516 периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные. Действующие нормативно-правовые акты предусматривают иной подсчет льготного стажа работникам медицинских учреждений, осуществляющим лечебную деятельность в определенных должностях и в определенных отделениях, поименованных в особом Перечне. Нахождение женщины в отпуске по беременности и родам, который сопровождается выдачей листка нетрудоспособности - такой же период временной нетрудоспособности, как и любой другой и должен включаться в льготный стаж, как и периоды работы. Поскольку период нахождения в отпуске по беременности и родам - период временной нетрудоспособности подлежал включению в льготный стаж, также как и периоды работы, учитывая, что Рощина В.В. работала в этот период в должности медицинской сестры-анестезиста в отделении анестезиологии – реанимации во Владимирской ...... больнице № ......, то есть в отделении и на должности, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости как год и шесть месяцев, принимая во внимание письмо Минздрава и социального развития РФ от 04.06.2004 года № МЗ-637, в котором указано, что исчисление стажа (в том числе и специального), может производиться по нормам действовавшего на 31 декабря 2001 года правового регулирования, суд приходит к выводу о возможности зачета указанных периодов в льготном (полуторном) исчислении. Включение этих периодов в календарном исчислении создало бы неравенство при реализации права Рощиной В.В. на досрочное назначение трудовой пенсии, что недопустимо с точки зрения требований ч.1 и ч.2 ст. 19 Конституции РФ, а также привело бы к неправомерному ограничению права истицы на социальное обеспечение. Более того, до 6 октября 1992 года период нахождения в отпуске по уходу за ребенком включался женщинам в специальный стаж, дающий право на льготную пенсию, так же как и период ее работы. Поскольку период нахождения в отпуске по уходу за ребенком подлежал включению в специальный стаж также как и периоды работы; учитывая, что Рощина В.В. работала в этот период в должности медицинской сестры-анестезиста в отделении анестезиологии – реанимации лечебного учреждения, то есть в отделении и на должности, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости как год и шесть месяцев; принимая во внимание письмо Минздрава и социального развития РФ от 04.06.2004 года № МЗ-637, в котором указано, что исчисление стажа (в том числе и специального) может производиться по нормам действовавшего на 31 декабря 2001 года правового регулирования, суд приходит к выводу о возможности зачета указанных периодов в льготном (полуторном) исчислении. Включение этих периодов в календарном исчислении создало бы неравенство при реализации права Рощиной В.В. на досрочное назначение трудовой пенсии, что недопустимо с точки зрения требований ч.1 и ч.2 ст. 19 Конституции РФ, а также привело бы к неправомерному ограничению права истца на социальное обеспечение. Что касается отсутствия сведений о льготном характере труда истца в персучете Пенсионного фонда, суд принимает во внимание расписку Пенсионного фонда о принятии уточняющих сведений, заявление представителя ответчика о поступлении указанных сведений в персучет и отсутствие возражений по включению этого периода работы в льготный стаж и считает возможным включить в льготный стаж период работы истца с 01.10.1998 года по 31.12.1998 года медсестрой - анестезистом в отделении анестезиологии – реанимации во Владимирской ...... больнице № ...... в льготном исчислении (1 год работы как 1 год и 6 месяцев). При таких обстоятельствах, специальный стаж работы истца составит более 30 лет на 07.06.2011 года, поэтому суд приходит к выводу о возможности назначения Рощиной В.В. досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с указанной даты. В силу статьи 98 ГПК РФ, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию в возврат государственной пошлины ...... рублей. Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Рощиной В.В. удовлетворить. Включить Рощиной В.В. в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, в льготном исчислении – один год работы как один год и шесть месяцев следующие периоды работы: - с 10.08.1989 года по 08.12.1989 года медсестрой и с 01.10.1998 года по 31.12.1998 года медсестрой - анестезистом в отделении анестезиологии – реанимации во Владимирской ...... больнице № ......; - с 15.02.1990 года по 20.06.1990 и с 02.07.1996 года по 11.12.1996 года нахождения в отпуске по беременности и родам, - с 21.06.1990 по 09.09.1992 года нахождения в отпуске по уходу за ребенком. Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г. Владимире Владимирской области назначить Рощиной В.В. досрочную трудовую пенсию по старости связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с даты возникновения права – 07 июня 2011 года. Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственного учреждения) в г. Владимире Владимирской области в пользу Рощиной В.В. ...... рублей в возврат уплаченной государственной пошлины. На решение может быть подана кассационная жалоба во Владимирский областной суд через Фрунзенский районный суд города Владимира в течение 10 дней с момента принятия решения в окончательной форме. Судья Е.В. Тельцова