Дело №2-3277/2011 ...... РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 15 декабря 2011 года Фрунзенский районный суд города Владимира в составе: председательствующего судьи Тельцовой Е.В. при секретаре Шпагиной Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Владимире гражданское дело по иску Токаревой И.Н. к Управлению Пенсионного фонда РФ (Государственному учреждению) в г. Владимире Владимирской области о включении периодов работы в специальный стаж и назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, УСТАНОВИЛ: Токарева И.Н. работала в период с 25.08.1988 года по 30.11.1990 года в должности старший пионервожатый, с 01.01.1997 года по 31.12.1998 года, с 01.01.2006 года по 31.12.2006 года - в должности педагога- психолога и учителя истории в специальной речевой школе - интернате № ...... г. Владимира (с 23.03.1999 года муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии «Специальная коррекционная школа – интернат № ...... г. Владимира ...... вида, с 07.08.2001 года муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат № ...... г. Владимира ...... вида); с 16.11.2005 года по 18.11.2005 года, с 22.09.2008 года по 26.09.2008 года, с 17.11.2008 года по 21.11.2008 года, с 01.12.2008 года по 05.12.2008 года находилась на курсах повышения квалификации. Токарева И.Н. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (Государственному учреждению) г. Владимира Владимирской области (далее - Пенсионный фонд) о включении указанных периодов в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, и ее назначении с даты обращения – 17.08.2011 года. Представитель ответчика Жукова А.Н. исковые требования не признала, указав, что такая должность как «старший пионервожатый» не поименована в Списке должностей и учреждений, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. №781; периоды работы с 01.01.1997 года по 31.12.1998 года, с 01.01.2006 года по 31.12.2006 года не закодированы как педагогическая деятельность на полную ставку; включение в льготный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации не предусмотрено постановлением Правилами от 11.07.2002 года № 516. Поскольку без включения этих периодов работы льготный стаж истца составляет 19 лет 08 месяцев 09 дней вместо требуемых 25 лет, досрочная пенсия назначена быть не может. Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению. В соответствии с частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах. В силу пункта 1 статьи 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Федерального закона, следующим гражданам: 19) лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста; В судебном заседании установлено, что 17.08.2011 года в целях назначения досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью Токарева И.Н. обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) г. Владимира Владимирской области с соответствующим заявлением. Однако, решением от 26.08.2011 года № 1102 истцу отказано в досрочном назначении пенсии по указанным выше причинам. Суд не может признать данный отказ обоснованным. Федеральный закон от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», устанавливая основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии и закрепляя в качестве условий назначения трудовой пенсии по старости достижение пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) и наличие страхового стажа не менее пяти лет (ст.7), также предусматривает порядок сохранения и преобразования пенсионных прав, приобретенных гражданами до вступления его в силу на основании ранее действовавшего законодательства, в том числе права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости для лиц, которые длительное время были заняты на подземных работах, на работах с вредными, тяжелыми условиями труда, а также иной профессиональной деятельностью, в процессе которой организм человека подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером труда. Право граждан указанной категории на досрочное назначение трудовой пенсии по старости не может быть поставлено в зависимость от того, являются ли в настоящее время тяжелыми, вредными, особыми (или перестали считаться таковыми) те работы, которые в период их выполнения гражданином относились, согласно действовавшим нормативным правовым актам, к работам с особыми условиями труда. Истолкование названных норм, как позволяющих не включать время выполнения указанных работ в специальный стаж на том основании, что эти работы по своему характеру и условиям более не признаются особыми, связанными с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, не только противоречило бы их действительному смыслу и предназначению, но и создавало бы неравенство при реализации права на досрочное назначение трудовой пенсии, что недопустимо с точки зрения требованийч.1 и ч.2 ст.19 Конституции РФ, а также приводило бы к неправомерному ограничению права граждан на социальное обеспечение. Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1067 (п.3) установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 года в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 463 (далее – Список № 463), а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1067 (далее – Список № 1067). Правила, утвержденные пунктом 1 настоящего Постановления, по желанию гражданина могут также применяться при исчислении указанной выслуги за периоды работы до 1 ноября 1999 года. Списками № 463, 1067 и 781 должность «старший пионервожатый», действительно, не предусмотрена. Вместе с тем, в спорные периоды действовал Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397. Согласно пункту 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения (далее – Положение), утвержденном тем же постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397, учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитываются: а) выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах. Согласно пункту 2 Положения, в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы, указанной в пункте 1 настоящего Положения, засчитывается работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых. В силу пункта 4 Положения, время работы, указанной в пункте 1.2.3 Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с Постановлением № 1397, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. Принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Это необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты. Установленные ранее меры социального обеспечения пенсионеров не могут быть отменены без равноценной замены. Изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также - в случае необходимости - предоставление гражданам возможности в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Отказ ответчика засчитать в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, занимавшимся: педагогической деятельностью в учреждениях для детей, периоды осуществления ими этой деятельности в должности старшей пионервожатой (вожатой) в связи с неприменением нормативного акта, действующего в период работы их работы, порождают такое неравенство в сфере пенсионного обеспечения, которое ведет к несоразмерному ограничению конституционного права этих лиц на социальное обеспечение, и тем самым нарушают предписания статей 19, 39 и 55 Конституции РФ. Приказом по Гороно № 118-к от 30.08.1988 года истец назначена в порядке перевода на должность старший пионервожатый в специальной речевой школе - интернате № ...... г. Владимира, приказом по Гороно № 179-к от 11.12.1990 переведена с должности старший пионервожатый на должность воспитателя с 01.12.1990 года. Таким образом, работая старшим пионервожатым с 25.08.1988 года по 30.11.1990 года, Токарева И.Н. была уверена в том, что данный период будет включен ей в педагогический стаж, и эта уверенность основывалась на действующем законодательстве. Отсюда следует, что отказ ответчика включить указанный период в льготный стаж по причине отсутствия наименований должности в последующих Списках (№ 781) не может быть принят во внимание. Период работы истца с 25.08.1988 года по 30.11.1990 года в должности старший пионервожатый должен быть включен ей в льготный стаж. Несмотря на то, что пункт 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516, курсы повышения квалификации прямо не предусмотрены, период нахождения на таких курсах, по мнению суда, также не следует исключать из льготного стажа. Из Постановления № 516 от 11.07.2002 года не следует, что приведенный перечень периодов, включаемых в льготный стаж, является исчерпывающим, так как категорического запрета на включение других периодов Постановление не содержит. За работником в этот период сохраняется место работы, выплачивается полная ставка заработной платы (должностной оклад), работники подлежат социальному страхованию. Повышение квалификации входит в функциональные обязанности любого педагогического работника и неразрывно связано с трудовой функцией. Прохождение курсов повышения квалификации – обязанность педагогов, осуществляется на основании указаний Управления образования и приказа руководителя учреждения и отказ от прохождения таких курсов является нарушением трудовой дисциплины. Кроме того, после прохождения курсов педагогические работники выполняли объем преподавательской работы (педагогической или учебной нагрузки) путем отработки нормы рабочего времени или выполняли учебную программу в другой отрезок времени, не совпадающий с периодом обучения на курсах повышения квалификации, и им выплачивалась полностью ставка заработной платы (должностной оклад). На основании вышеизложенного, суд считает необходимым включить в льготный стаж Токаревой И.Н. периоды нахождения ее на курсах повышения квалификации с 16.11.2005 года по 18.11.2005 года, с 22.09.2008 года по 26.09.2008 года, с 17.11.2008 года по 21.11.2008 года, с 01.12.2008 года по 05.12.2008 года. На дату рассмотрения дела, педагогическая деятельность истца за периоды с 01.01.1997 года по 31.12.1998 года, с 01.01.2006 года по 31.12.2006 года подтверждена сведениями персонифицированного учета, поэтому данные периоды работы также подлежат включению в специальный стаж. Таким образом, Токарева И.Н., имея стаж работы в должностях, в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью более 16 лет 8 месяцев (2/3), имеет право на зачет вышеуказанного периода работы в специальный стаж, поскольку иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина. При таких обстоятельствах, специальный стаж работы Токаревой И.Н. на 17.08.2011 года составит более 25 лет, в связи с чем, суд приходит к выводу о возможности назначения ей досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью с указанной даты. В силу статьи 98 ГПК РФ, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию ...... рублей в возврат государственной пошлины. Руководствуясь статьями 194-198, 199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Токаревой И.Н. удовлетворить. Включить Токаревой И.Н. в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, периоды работы в должности старший пионервожатый с 25.08.1988 года по 30.11.1990 года, в должности педагога- психолога и учителя истории с 01.01.1997 года по 31.12.1998 года, с 01.01.2006 года по 31.12.2006 года в специальной речевой школе - интернате № ...... г. Владимира (с 23.03.1999 года муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии «Специальная коррекционная школа – интернат № ...... г. Владимира ...... вида, с 07.08.2001 года муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат № ...... г. Владимира ...... вида); нахождения на курсах повышения квалификации с 16.11.2005 года по 18.11.2005 года, с 22.09.2008 года по 26.09.2008 года, с 17.11.2008 года по 21.11.2008 года, с 01.12.2008 года по 05.12.2008 года. Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г. Владимире Владимирской области назначить Токаревой И.Н. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с даты обращения с 18 августа 2011 года. Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственного учреждения) в г. Владимире Владимирской области в пользу Токаревой И.Н. ...... рублей в возврат уплаченной государственной пошлины. Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Фрунзенский районный суд города Владимира в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме. Судья Е.В. Тельцова