2-3444/2011 о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения



Дело № 2-3444/11 ......

Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации

30 декабря 2011 года

Фрунзенский районный суд города Владимира в составе:

председательствующего судьи Тельцовой Е.В.

при секретаре Муратовой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Владимире гражданское дело по иску Садовой Т.Н. к Управлению Пенсионного фонда РФ (Государственному учреждению) в г. Владимире Владимирской области о включении периодов работы в льготный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, и назначении досрочной пенсии,

У С Т А Н О В И Л:

Садова Т.Н. работала с 01.10.1993 года по 31.12.1993 года в должности лаборанта и с 01. 01.1994 года по 30.11.2000 года - в должности фельдшера - лаборанта клинико-диагностической лаборатории в ...... (с 15.06.1994 года – МУЗ «......»).

Садова Т.Н. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (Государственному учреждению) в г. Владимире Владимирской области о включении в специальный стаж указанных периодов работы и назначении досрочной трудовой пенсии с даты обращения – 16.09.2011 года.

В судебном заседании истец и его представитель по устному ходатайству Уланова Т.А. настаивали на удовлетворении заявленных требований.

Представитель ответчика Жукова А.Н. (по доверенности) исковые требования не признала. Указала, что специальный стаж работы истца в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения составляет 22 года 10 месяцев 05 дней вместо требуемых 30 лет. Периоды работы в должности лаборанта и фельдшера - лаборанта клинико-диагностической лаборатории не включены в специальный стаж, т.к. такие должности не поименованы разделом «Наименование должностей» Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 №781. Кроме того, за период с 01.11.1999 года сведениями персонифицированной учета не подтверждена лечебная деятельность на полную ставку.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.

В соответствии с частью 2 статьи 19 Конституции РФ государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы…, имущественного и должностного положения…, а также других обстоятельств.

Согласно пункту 1 статьи 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Федерального закона, следующим гражданам:

20) лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста;

В судебном заседании установлено, что 16.09.2011 года, в целях назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью, Садова Т.Н. обратилась в Пенсионный фонд с соответствующим заявлением. Однако, решением УПФР в г. Владимире № 1276 от 14.10.2011 года ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения по вышеуказанным основаниям.

Суд не может признать данный отказ обоснованным.

В силу части 1 статьи 39 Конституции РФ, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

Федеральный закон от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», устанавливая основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии и закрепляя в качестве условий назначения трудовой пенсии по старости достижение пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) и наличие страхового стажа не менее пяти лет (ст.7), также предусматривает порядок сохранения и преобразования пенсионных прав, приобретенных гражданами до вступления его в силу на основании ранее действовавшего законодательства, в том числе права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости для лиц, которые длительное время были заняты на подземных работах, на работах с вредными, тяжелыми условиями труда, а также иной профессиональной деятельностью, в процессе которой организм человека подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером труда.

Право граждан указанной категории на досрочное назначение трудовой пенсии по старости не может быть поставлено в зависимость от того, являются ли в настоящее время тяжелыми, вредными, особыми (или перестали считаться таковыми) те работы, которые в период их выполнения гражданином относились, согласно действовавшим нормативным правовым актам, к работам с особыми условиями труда.

Истолкование названных норм, как позволяющих не включать время выполнения указанных работ в специальный стаж на том основании, что эти работы по своему характеру и условиям более не признаются особыми, связанными с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, не только противоречило бы их действительному смыслу и предназначению, но и создавало бы неравенство при реализации права на досрочное назначение трудовой пенсии, что недопустимо с точки зрения требованийч.1 и ч.2 ст.19 Конституции РФ, а также приводило бы к неправомерному ограничению права граждан на социальное обеспечение.

Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1066 (п.3) установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 01.11.1999 года в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением СМ РСФСР от 06.09.1991 года № 464 (далее – Постановление № 464), а периоды работы после 01.11.1999 года – в соответствии со Списком и правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1066 (далее – Постановление № 1066).

Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781 утвержден новый Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях.

В соответствии с п.1 Списка № 464 в медицинский стаж включается работа врачей и среднего медицинского персонала независимо от наименования должности лечебно-профилактических учреждений всех форм собственности. Конкретного списка, содержащего наименования учреждений и наименования должностей в Постановлении № 464 не приводится.

Наименование должностей «лаборант клинико-диагностической лаборатории» и «фельдшер - лаборант клинико-диагностической лаборатории» действительно не предусмотрено Списком № 781.

Вместе с тем, наименования должностей, поименованных в Списке № 781, внесены в него из Номенклатуры должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения РФ от 15.10.1999 года № 377 (далее – Номенклатура должностей № 377).

Пунктом 8 Порядка составления штатного расписания учреждения здравоохранения, утвержденным приказом Минздравмедпрома России от 18.01.1996г. № 16, прямо предусмотрено, что наименование структурных подразделений и должностей вносятся в штатное расписание в соответствии с номенклатурой врачебных и провизорских должностей, должностей среднего медицинского и фармацевтического персонала, перечнями должностей служащих и профессий рабочих, утвержденными в установленном порядке. Аналогичная норма содержалась и в ранее действующем Порядке, утвержденным приказом Минздрава СССР от 22.07.1982 г. № 715.

Установленным порядком утверждена лишь Номенклатура должностей № 377, однако в ней не поименованы должности «лаборант клинико-диагностической лаборатории» и «фельдшер - лаборант клинико-диагностической лаборатории».

Названия указанных должностей действительно не предусмотрено ни Списками (№№ 464, 1066, 781) ни Приказом Минздрава РФ № 377.

Вместе с тем, Номенклатура медицинских должностей, утвержденная приказом Минздрава РФ № 377 от 15.10.1999 года, содержит наименование должности «лаборант», «фельдшер-лаборант» в таком учреждении как медико-санитарная часть.

Дополнительный термин «клинико-диагностической лаборатории» при записи названия должности, указывает лишь на особый характер, особую ответственность работы. При этом, работникам учреждений здравоохранения, осуществляющим лабораторным исследованием крови (в нашем случае, истец непосредственно занималась указанной деятельностью с 1986 года), установлена надбавка к окладам (ставкам) за работу в опасных для здоровья условиях труда.

В письме Минздрава РФ от 17.05.2002 года № 2510/4920-02-32 «О досрочных трудовых пенсиях» указано, что в соответствии с требованиями Минтруда России, предъявляемыми к процедуре установления тождественности (письмо Минтруда России от 12.07.2000 N 4952-ЮЛ), органу управления здравоохранением субъекта Российской Федерации необходимо представить в Минздрав России ходатайство об установлении тождественности наименований должностей врачей и средних медицинских работников, учреждений здравоохранения и их структурных подразделений, применявшихся до введения в действие "Списков", наименованиям должностей врачей и средних медицинских работников, учреждений здравоохранения и их структурных подразделений, предусмотренным в "Списках", утвержденных Постановлением Правительства N 1066 (в редакции Постановления N 130) и Постановлением Совмина РСФСР N 464.

Вместе с тем тождественность не устанавливается, если переименование было произведено в произвольном порядке, т.е. на основании решений администрации органов (или учреждений) субъектов Российской Федерации, а также в случаях произвольного или ошибочного изменения наименований должностей или структурных подразделений.

Анализируя вышеуказанные документы, суд приходит к выводу о произвольном наименовании должности «лаборант» как «лаборант клинико-диагностической лаборатории» и «фельдшер – лаборант» как «фельдшер - лаборант клинико-диагностической лаборатории», соответственно, причем установление тождественности наименования должностей в данном случае не требуется.

Некорректная запись о наименовании должности в трудовой книжке истца, внесенная работодателем Садовой Т.Н., не может служить основанием для ущемления ее пенсионных прав.

Таким образом, периоды работы истца с 01.10.1993 года по 31.12.1993 года в должности лаборанта и с 01. 01.1994 года по 30.11.2000 года - в должности фельдшера - лаборанта клинико-диагностической лаборатории в ...... (с 15.06.1994 года – МУЗ «......») подлежат включению в льготный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в связи с лечебной работой.

При таких обстоятельствах, специальный стаж работы истца составит более 30 лет на дату обращения – 16.09.2011 Садовой Т.Н. досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с указанной даты.

В силу статьи 98 ГПК РФ, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию в возврат государственной пошлины ...... рублей.

Руководствуясь статьями 194-198, 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Садовой Т.Н. удовлетворить.

Включить Садовой Т.Н. в льготный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, периоды работы с 01.10.1993 года по 31.12.1993 года в должности лаборанта и с 01. 01.1994 года по 30.11.2000 года - в должности фельдшера - лаборанта клинико-диагностической лаборатории в ...... (с 15.06.1994 года – МУЗ «......»).

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г. Владимире Владимирской области назначить Садовой Т.Н. досрочную трудовую пенсию по старости связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с даты обращения – с 16 сентября 2011 года.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственного учреждения) в г. Владимире Владимирской области в пользу Садовой Т.Н. ...... рублей в возврат уплаченной государственной пошлины.

На решение может быть подана кассационная жалоба во Владимирский областной суд через Фрунзенский районный суд города Владимира в течение 10 дней с момента принятия решения в окончательной форме.

Судья Е.В. Тельцова