Дело № 2-2630/10
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«27» августа 2010 года Фрунзенский районный суд города Владивостока
в составе:
председательствующего С.С. Ольховского,
при секретаре А.А. Бурбела,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Мудрова Ю к администрации г. Владивостока о признании права собственности на помещение и встречному иску администрации г. Владивостока к Мудрову Ю о признании помещения самовольной постройкой и возложении обязанности по приведению помещения в первоначальное состояние,
УСТАНОВИЛ:
Мудров Ю.Г. обратился в суд с иском к администрации г.Владивостока о признании права собственности на помещение в котором указал, что является собственником квартир № 15 и №10 в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: г. Владивосток, ..., на основании договора купли-продажи от Дата г., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от Дата г. серии Номер и свидетельством о государственной регистрации права от Дата г. серии Номер.
Им была проведена реконструкция квартиры №15 путем пристройки дополнительных помещений площадью 26,6 кв. и 27,5 кв.м, а также объединение двух квартир №10 и №15 в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: г. Владивосток, ул. ... в одну квартиру, что отображено в техническом паспорте жилого помещения (квартиры) №Номер от Дата г.
Реконструкция была проведена без получения разрешения на проведение строительных работ, в связи с чем, эти помещения являются самовольной постройкой, и в настоящее время он не имеет возможности зарегистрировать свое право собственности на них.
Собственниками многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Владивосток, ул. ..., было проведено общее собрание собственников, на котором большинством голосов (77,68%) было принято решение о проведении реконструкции квартиры № 15 путем пристройки дополнительных помещений, о чем был составлен протокол № Номер от Дата г. Произведенная реконструкция не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Считает, что имеются основания для сохранения квартир №10 и №15 в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Владивосток, ул. ... в реконструированном виде. Просит суд признать за ним право собственности на пристроенные дополнительные помещения площадью 26,6 кв. и 27,5 кв.м., возведенные путем реконструкции принадлежащей ему на праве собственности квартиры № 15 в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: г. Владивосток, ул. ...; сохранить квартиры №10 и №15 в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Владивосток, ул. ... в реконструированном виде.
В судебное заседание истец не явился о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель администрации г. Владивостока, с исковыми требованиями не согласилась, обратилась в суд со встречным иском к Мудрову Ю.Г. о признании помещения самовольной постройкой и возложении обязанности по приведению помещения в первоначальное состояние. В иске указала, что Мудров Ю.Г. выполнил реконструкцию жилого многоквартирного дома №14 по ул.... в г.Владивостоке, а также перепланировку квартир №10 и №15 в указанном доме путём их объединения без оформления разрешающих документов. Земельный участок под строительство пристроек ответчику не предоставлялся, к приемке в эксплуатацию вышеуказанные объекты не предъявлялись, в отношении земельного участка, расположенного под пристройками, договоры с ответчиком не заключались, акт выбора площадки на земельный участок не выдавался. Просит суд в удовлетворении иска Мудрова Ю.Г. отказать и признать помещения площадью 26,6 кв.м. и 27,5 кв.м., пристроенные со стороны фасада к квартире №15 в жилом доме №14 по ул.... в г.Владивостоке, самовольными постройками; обязать Мудрова Ю.Г. демонтировать самовольно возведенные помещения площадью 26,6 кв.м. и 27,5 кв.м., пристроенные со стороны фасада к квартире №15 в жилом доме №14 по ул.... в г.Владивостоке, и привести земельный участок под пристройками в пригодное для дальнейшего использования состояние за свой счет в течение 10 дней после вступления решения суда в законную силу; обязать Мудрова Ю.Г. привести самовольно переустроенные и перепланированные жилые помещения №10 и №15 в доме №14 по ул.... в г.Владивостоке в прежнее состояние; освободить администрацию города Владивостока от уплаты государственной пошлины.
Представитель администрации г. Владивостока исковые требования поддержала в полном объеме, просила в удовлетворении иска Мудрова отказать, встречный иск удовлетворить, дала пояснения по встречному иску.
Выслушав представителя администрации г. Владивостока, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу, что в удовлетворении иска Мудрова Ю.Г. необходимо отказать, а встречный иск администрации г. Владивостока удовлетворить частично по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что согласно акту проверки земельного участка, расположенного в районе дома №14 по ул.... в г.Владивостоке, выполненного специалистами управления муниципального имущества, градостроительства и архитектуры администрации г.Владивостока, от Дата. № Номер, с южной стороны к фасаду жилого дома №14 по ул.... пристроено двухэтажное строение примерной площадью 32 кв.м. Проверяемый объект выполнен из кирпича и имеет признаки капитального строения.
Решение органа местного самоуправления о согласовании переустройства и перепланировки, а также разрешение на реконструкцию здания в целом у Мудрова Ю.Г. отсутствует. Также у Мудрова Ю.Г. отсутствуют правоустанавливающие документы на земельные участки, расположенные под пристройками к жилому дому №14 по ул.... в г.Владивостоке.
Следовательно, произведенные в самовольном порядке реконструкция жилого многоквартирного дома №14 по ул.... в г.Владивостоке, перепланировка и переустройство квартир №10 и №15 в указанном доме нарушают права и законные интересы жителей дома.
До настоящего момента жилое помещение, здание в целом и прилегающий к зданию земельный участок не приведены в прежнее состояние, что свидетельствует о злостном уклонении Мудрова Ю.Г. от обязанностей собственника жилого помещения, установленных Жилищным кодексом РФ.
Из письма управления муниципального имущества, градостроительства и архитектуры от Дата. №Номер следует, что проект на реконструкцию дома №14 по ул.... в г.Владивостоке не согласовывался, разрешение на строительство (реконструкцию) жилого дома Мудрову Ю.Г. не выдавалось.
В соответствии со ст. 1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности и других предусмотренных этой статьей прав, если иное не вытекает из Настоящего кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимость обеспечения, восстановления нарушенных прав, их судебной защита, обеспечения
сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Пункт 7 ст. 14 ЖК РФ наделяет органы местного самоуправления полномочиями по согласованию перепланировок и (или) переустройства жилых помещений в муниципальных образованиях.
Частью 1 статьи 26 ЖК РФ установлено, что переустройство и перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения. Только документ, подтверждающий принятие положительного решения по данному вопросу является основанием проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения (п.6 ст.26 ЖК РФ).
В соответствии с п. 14 ст.1 Градостроительного кодекса РФ, реконструкция - это изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (количества помещений, высоты, количества этажей, площади, объема) и качества инженерно-технического обеспечения.
В результате самовольно произведенных ответчиком строительных работ по возведению пристроек изменилась общая площадь дома.
Как следует из ч.1 ст.36 ЖК РФ, имущество собственников квартир в многоквартирном доме" target="blank" data-id="37952">ст.290 ГК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме (места общего пользования), в том числе подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
Исходя из смысла ст.40 Жилищного кодекса РФ на реконструкцию, переустройство или перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме, если реконструкция, переустройство или перепланировка невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме (в том числе и ограждающих несущих конструкций дома).
Пункт 2 ст.51 Градостроительного кодекса РФ устанавливает, что строительство, реконструкция объектов капитального строительства (в данном случае жилого многоквартирного дома), а также их капитальный ремонт, если
при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство, выдаваемого органом местного самоуправления.
Согласно ч.3 ст.36 ЖК РФ уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.
В соответствии с пп.6 п.7 ст.51 Градостроительного кодекса РФ для выдачи разрешения на строительство требуется согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта.
Окончание перепланировки подтверждается актом приемочной комиссии. Данным актом устанавливается, что при производстве перепланировки или переустройства жилого помещения не было отступлений от рабочего проекта, согласованного в органах местного самоуправления.
Статья 55 Градостроительного кодекса РФ предусматривает, что по окончании реконструкции должно быть получено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. Данное разрешение является документом, который удостоверяет выполнение реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие реконструированного объекта капитального строительства проектной документации.
В соответствии со ст.72 Земельного кодекса РФ муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами.
Муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (Постановление от 19.01.2007 №522 «О выявлении самовольно занятых земельных участков и самовольных построек на территории Владивостокского городского округа»).
Согласно ст. 16 ФЗ №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского округа относится осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа.
Согласно п.26 ст.5 Устава г.Владивостока к вопросам местного значения г.Владивостока относится в том числе утверждение генеральных планов города Владивостока, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов города Владивостока документации по планировке территории, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования города Владивостока, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории города, резервирование и изъятие. В том числе путем выкупа, земельных участков в границах города Владивостока для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель города Владивостока.
Статья 60 Земельного Кодекса Российской Федерации предусматривает, что нарушенное право на земельный участок, выразившееся в самовольном занятии земельного участка, подлежит восстановлению. Кроме того, действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающих угрозу их нарушения пресекаются посредством восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Пункт 3 статьи 76 Земельного кодекса РФ устанавливает, что приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве осуществляется юридическими лицами или гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.
Следовательно, исходя из смысла ст.222 ГК РФ, пристройки, возведенные Мудровым Ю.Г. без получения разрешений с существенным нарушением жилищных, градостроительных и строительных норм и правил, являются самовольными постройками.
Согласно п.3 ст.222 ГК РФ самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет.
Статья 29 ЖК РФ устанавливает, что собственник жилого помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, или наниматель такого жилого помещения по договору социального найма обязан привести жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ и ст. 11 ЖК РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Учитывая указанные нормы закона, исковые требования администрации г. Владивостока о признании помещений пристроенных со стороны фасада к квартире №15 в жилом доме №14 по ул.... в г.Владивостоке, самовольными постройками и возложении обязанности на Мудрова Ю.Г. демонтировать самовольно возведенные помещения и привести земельный участок под пристройками в пригодное для дальнейшего использования прежнее состояние за свой счет, основаны на законе и подлежат удовлетворению.
Требования администрации г. Владивостока об установлении десятидневного срока для устранения нарушений на законе не основаны и соответственно удовлетворению не полежат.
В соответствии с НК РФ, администрация города Владивостока подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Мудрова Ю к администрации г. Владивостока о признании права собственности на помещение, оставить без удовлетворения в полном объеме.
Встречный иск администрации г. Владивостока к Мудрову Ю о признании помещения самовольной постройкой и возложении обязанности по приведению помещения в первоначальное состояние, удовлетворить частично.
Признать помещения площадью 26,6 кв.м. и 27,5 кв.м., пристроенные со стороны фасада к квартире №15 в жилом доме №14 по ул.... в г.Владивостоке, самовольными постройками.
Обязать Мудрова Ю демонтировать самовольно возведенные помещения площадью 26,6 кв.м. и 27,5 кв.м., пристроенные со стороны фасада к квартире №15 в жилом доме №14 по ул.... в г.Владивостоке, и привести земельный участок под пристройками в пригодное для дальнейшего использования состояние за свой счет.
Обязать Мудрова Ю привести самовольно переустроенные и перепланированные жилые помещения №10 и №15 в доме №14 по ул.... в г.Владивостоке в прежнее состояние.
Администрацию города Владивостока от уплаты государственной пошлины, освободить.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Фрунзенский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий С.С. Ольховский