Дело № 2-393/11
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
8 февраля 2011 года Фрунзенский районный суд г.Владивостока в составе председательствующего судьи Елагиной Н.И., при секретаре Рябец Т.В.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Никоновой О.С. к Военному комиссариату Приморского края о восстановлении нарушенного права,
УСТАНОВИЛ:
Никонова О.С. обратилась в суд с иском к Военному комиссариату Приморского края о восстановлении нарушенного права, указав, что является вдовой умершего военнослужащего, в связи с чем получала пенсию по случаю потери кормильца с 1993 года на дочь - К. В настоящее время пенсию получает на себя. Пенсия исчисляется исходя из должностного оклада, оклада по воинскому званию и процентной надбавки за выслугу лет с учетом районного коэффициента.
В соответствии с Законом СССР « О пенсионном обеспечении военнослужащих» от 28 апреля 1990г. № 1467-1 пенсия военным пенсионерам назначалась бессрочно (пожизненно) и исчислялась с 1992г. с применением районного коэффициента 1,3.
С введением в действие Закона РФ от 12.2.93г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу,... и их семей» пенсия с 1 февраля 1993г. переназначена бессрочно также с применением районного коэффициента 1,3, который учитывался в расчетах пенсии до 1 января 1999г.
С 1 января 1999г. Военный комиссариат Приморского края без извещения и разъяснения причины в нарушение закона снизил районный коэффициент с 1,3 до 1,2. Заниженный районный коэффициент 1,2 применяется до настоящего времени.
В досудебном порядке данный спор решен не был. Военный комиссариат Приморского края указал, что исчисление пенсии производится в соответствии с действующим законодательством, снижение районного коэффициента произведено согласно письма заместителя Министра Обороны РФ от 22.7.99г. № 26/3/737.
Телеграммой ОБЫК № 26/3/4186, подписанной начальником Финансово- экономического управления ДВО Г, было приказано пересчитать пенсии с применением районного коэффициента 1,2 и о проделанной работе доложить к 26 апреля 1999г., что и было выполнено военным комиссариатом Приморского края.
Считает, что изменение составляющих пожизненно назначенной пенсии письмом Зам. Министра Обороны и телеграммой начальника управления ДВО незаконно.
Просит восстановить право истца с 1 января 1999 года по 1 июня 2005 года на исчисление пенсии Военным комиссариатом Приморского края с районным коэффициентом 1,3, взыскать с военного комиссариата Приморского края за период с 1 января 1999 года по 1 июня 2005 года включительно недоплаченную пенсию в сумме 33724 рубля 86 копеек.
В судебное заседание истец не явилась, просила рассмотреть дело в её отсутствие.
Заинтересованное лицо К. поддержала исковые требования в полном объёме.
Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признала, представила письменный отзыв на иск, в котором указала, что основания для удовлетворения исковых требований отсутствуют.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что истец является вдовой умершего военнослужащего Н., в связи с чем получала пенсию по случаю потери кормильца с 1993 года на дочь - К. В настоящее время пенсию получает на себя.
Пенсионное обеспечение осуществляется Военным комиссариатом Приморского края на основании Закона РФ от 12.2.93г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу..., и их семей». Пенсия исчисляется исходя из должностного оклада, оклада по воинскому званию и процентной надбавки за выслугу лет с учетом районного коэффициента.
В соответствии с Законом СССР « О пенсионном обеспечении военнослужащих» от 28 апреля 1990г. № 1467-1 пенсия военным пенсионерам назначалась бессрочно (пожизненно) и исчислялась с 1992г. с применением районного коэффициента 1,3.
С введением в действие Закона РФ от 12.2.93г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу,... и их семей» пенсия с 1 февраля 1993г. переназначена бессрочно также с применением районного коэффициента 1,3, который учитывался в расчетах пенсии до 1 января 1999г.
С 1 января 1999г. Военный комиссариат Приморского края при выплате пенсии снизил истице районный коэффициент с 1,3 до 1,2. Заниженный районный коэффициент 1,2 применяется до настоящего времени.
В соответствии с ч.1 ст.48 Закона РФ от 12.02.1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно- исполнительной системы, и их семей» пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего закона, и членов их семей, проживающих в местностях, где к заработной плате рабочих и служащих устанавливаются районные коэффициенты, на период проживания их в этих местностях пенсии, назначаемые в соответствии с настоящим законом, надбавки к этим пенсиям, предусмотренные статьями 17, 24 и 38 настоящего закона, исчисляются с применением соответствующего районного коэффициента, установленного в данной местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.
Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 20.11.1967 г. № 512/П-28 ( с изменениями от 25.02.1994 года) установлен районный коэффициент к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений лёгкой и пищевой промышленности, просвещения и здравоохранения, жилищно- коммунального хозяйства, науки, культуры и других отраслей народного хозяйства, расположенных в районах Дальнего Востока, в размере 1.2.
С учётом изложенного, суд считает обоснованными доводы ответчика о том, что при назначении истцу пенсии районный коэффициент в размере 1,3 был применён ошибочно.
Снижение размера пенсии, в том числе и истцу, было произведено на основании телеграммы ОБЫК № 26/3/4186, подписанной начальником Финансово- экономического управления ДВО Г, было приказано пересчитать пенсии с применением районного коэффициента 1,2 и о проделанной работе доложить к 26 апреля 1999г., что было выполнено военным комиссариатом Приморского края.
При этом, суд считает, что снижение районного коэффициента пенсионерам, ранее проходившим военную службу, нарушает требования о соблюдении единства основных норм денежного довольствия, которые определены Федеральным Законом «О статусе военнослужащих» и обязательны для исполнения Правительством РФ и органами военного управления Министерства Обороны РФ.
Согласно ст. 39 Конституции РФ государственные пенсии устанавливаются Законом. Согласно Закону РФ от 12 февраля 1993г. № 4468-1 финансирование пенсий военнослужащих осуществляется за счет средств федерального бюджета.
В соответствии со ст. 17 ч. 1 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы.
Согласно ст. 49 Закона РФ № 4468-1 1993г. в редакции, действующей по состоянию на 1 января 1999г., пенсии военных пенсионеров подлежали пересмотру в следующих случаях:
а) при повышении стоимости жизни оплаты и труда - в соответствии с законодательством РФ об индексации денежных доходов и сбережений населения.
б) при увеличении денежного довольствия военнослужащих.
в) при повышении установленного федеральным законом минимального размера пенсии по старости.
Других оснований для пересмотра назначенной пенсии указанный Закон, а также Постановление Правительства РФ от 22 сентября 1993г. № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий... и их семьям» не предусматривали.
При таких обстоятельствах суд считает, что уменьшение районного коэффициента, установленного на момент выхода истца на пенсию, является фактическим пересмотром пенсии военнослужащего, так как влечет уменьшение сумм пенсии, которые бы причитались истцу в случае применения в расчётах суммы ранее установленного районного коэффициента.
Поскольку судом установлено, что в нарушение норм международного права и пенсионного обеспечения законодательства РФ ответчик незаконно уменьшил размер причитающейся к выплате истцу пенсии, требование истца о восстановлении нарушенного права обоснованно и подлежит удовлетворению. При таких обстоятельствах, на ответчика следует возложить обязанность по исчислении пенсии истца с применением районного коэффициента 1,3.
В соответствии со ст. 58 Закона РФ от 12 февраля 1993г. № 4468-1 сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, подлежит выплате за прошлое время без ограничения каким- либо сроком.
Согласно расчёта, представленного истцом и проверенного в судебном заседании, задолженность ответчика перед истцом по невыплаченной пенсии за период с января 1999 года по 1 июня 2005 года составляет 33724 рубля 86 копеек. Указанный расчёт ответчиком не оспорен. При таких обстоятельствах, с ответчика подлежит взысканию в пользу истца сумма 33724 рубля 86 копеек.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Никоновой О.С. к Военному комиссариату Приморского края о восстановлении нарушенного права - удовлетворить.
Восстановить право Никоновой О.С. на исчисление пенсии с районным коэффициентом 1, 3 с 1 января 1999 года по 1 июня 2005 года
Взыскать с Военного комиссариата Приморского края в пользу Никоновой О.С. недоплаченную пенсию в сумме 33724 рубля 86 копеек.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Фрунзенский районный суд г.Владивостока в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения 11 февраля 2011 года..
Председательствующий Елагина Н.И.