Дело № 2-305/11
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Владивосток 01 февраля 2011 г.
Судья Фрунзенского районного суда г. Владивостока Ольховский С.С. при секретаре Мурадхановой Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Грищенко В.П. к военному комиссариату Приморского края о восстановлении нарушенного права на исчисление пенсии районного коэффициента 1,3 и взыскании суммы недоплаченной пенсии за период с 01.01.1999 г. по настоящее время
УСТАНОВИЛ:
Грищенко В.П. обратился в суд с исковым заявлением, указав, что с января 1984 г. является пенсионером Министерства Обороны РФ. На основании Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, и их семей». На основании Закона СССР «О пенсионном обеспечении военнослужащих» от 28.04.1993 г., № 1467-1 пенсии производилась исходя из должностного оклада, оклада по воинскому званию и процентной надбавки за выслугу лет с учетом районного коэффициента в размере 1,3. С 01.01.1999 г. военный комиссариат Приморского края без извещения и разъяснения причины в нарушении Закона снизил коэффициент с 1,3 до 1,2. Заниженный районный коэффициент 1,2 применяется до настоящего времени. О снижении указанного районного коэффициента ему стало известно в сентябре 2010г. Считает, что данные действия военного комиссариата Приморского края неправомерны, поскольку ст. 49 Закона РФ № 4468-1 в редакции действующей по состоянию на 01.01.1999 г. пенсии военных пенсионеров подлежали пересмотру только по строго определенным основаниям, к которым уменьшение районного коэффициента не относится. Просит восстановить право на получение пенсии с 01.01.1999 г. с учетом районного коэффициента в размере 1,3, взыскать с военного комиссариата Приморского края в его пользу сумму долга в размере - 191 034,22 рубля, обязать военный комиссариат Приморского края производить выплаты с учетом районного коэффициента в размере 1,3.
Грищенко В.П. в судебном заседание заявленные требования поддержал в полном объёме.
Каленская Л.Д. представитель ответчика по доверенности в судебное заседание представила письменное возражение, на которых настаивала.
Доводы стороны ответчика, согласно которых при расчете пенсии пенсионерам Министерства обороны РФ подлежит учету законодательно установленный районный коэффициент на территории Приморского края в размере 1,2 судом не оспаривается. Вместе с тем при исследовании представленных доказательств требования истца о восстановлении прав на получение пенсии с учетом районного коэффициента в размере 1,3 являются обоснованными.
В силу ст. 49 Закона РФ Х 4468-1 от 12 февраля 1993 года пенсии, назначенные лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, при увеличении денежного довольствия военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы подлежат пересмотру исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих и сотрудников одновременно с его увеличением. Минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям, увеличения и повышения пенсий, предусмотренные настоящим Законом, при увеличении расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона, подлежат пересмотру одновременно с увеличением указанного расчетного размера пенсии. Пенсии, минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям, увеличения и повышения пенсий подлежат пересмотру при возникновении любого из оснований, указанных в настоящей статье, в том числе возникших одновременно.
В соответствии со ст. 55 названного Закона при наступлении обстоятельств, влекущих изменение размеров пенсий, назначенных лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, перерасчет пенсии производится с первого числа месяца, следующего за тем месяцем, в котором наступили указанные обстоятельства. В случае, если пенсионер приобрел право на повышение пенсии, разница между новым и прежним размерами пенсии при несвоевременном его обращении может быть выплачена ему за прошлое время, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом пенсии.
Согласно ст. 49 Закона № 4468-1 от 12 февраля 1993 г. в редакции, действующей по состоянию на 01 января 1999 года (дата изменения районного коэффициента, применяемого в расчете пенсии истца), а также в редакции, действующей на момент рассмотрения спора, пенсии военных пенсионеров подлежали пересмотру в следующих случаях: а) при повышении стоимости жизни и оплаты труда - в соответствии с законодательством Российской Федерации об индексации денежных доходов и сбережений населения; б) при увеличении денежного довольствия военнослужащих, исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава одновременно с его увеличением; в) при повышении установленного Федеральным законом минимального размера пенсии по старости.
По смыслу приведенных норм права, действующее пенсионное законодательство не предусматривает возможности пересмотра назначенной военнослужащему пенсии в сторону ее уменьшения. Других оснований к пересмотру назначенной военнослужащему пенсии указанный Закон, а также постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» не предусматривали. Уменьшение размера районного коэффициента, установленного на момент назначения истцам пенсии, является фактическим пересмотром пенсии военнослужащего, так как влечет уменьшение сумм пенсии, которые бы причитались истцу в случае применения в расчетах ранее установленного районного коэффициента. Ответчик официально не уведомлял истца о принятии решения об уменьшении применяемого в расчетах пенсии районного коэффициента, о причинах уменьшения коэффициента, о том, что это уменьшение будет действовать во всех дальнейших расчетах пенсии.
Доводы ответчика о том, что уведомление истца об изменении размера пенсии не требуется, суд не может принять во внимание, поскольку как установлено в судебном заседании снижение размера районного коэффициента произведено на основании указания первого Заместителя Министра обороны РФ от 22.07.1999 г. и телеграммы начальника ФЭУ ДВО, которые не являются нормативно-правовыми актами, на что ссылается ответчик.
В соответствии с п. 263 приказа МО № 250 за 2007 год «О финансовом обеспечении и особенностях бюджетного учета в вооруженных силах РФ» назначение пенсий гражданам (лицам), уволенным с военной службы, или членам семей (далее именуются - пенсионеры) осуществляется военными комиссариатами субъектов РФ на основании оформленных и представленных военными комиссариатами районов (городов) заявлений пенсионеров о назначении пенсии с приложением денежного аттестата, выписок из приказов об увольнении военнослужащего на пенсию и иных необходимых документов. При принятии положительного решения о назначении пенсии пенсионеру военным комиссариатом субъекта РФ составляется расчет на пенсию за выслугу лет (по инвалидности) или расчет на пенсию по случаю потери кормильца, определяющий вид и размер назначенной пенсии. При пересмотре пенсии пенсионеру или ее перерасчете в связи с изменением условий, влияющих на ее размер, записи об этом производятся в расчете на выплату пенсии, а при переходе на другой вид пенсии составляется новый расчет на выплату пенсии,
При рассмотрении дела суду не представлено доказательств, что при принятии решения об уменьшении размера пенсии, соответствующая запись была произведена в установленном порядке в расчете на выплату пенсии, и истец был уведомлен об изменении размера пенсии. Согласно ст. 1 Протокола № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней, ратифицированных ФЗ от 30 марта 1998, № 54-ФЗ каждое физическое лицо имеет право на уважение своей собственности. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как в интересах общества и на условиях предусмотренных законом и общими принципами международного права. При этом требование в т.ч. в отношении пенсии - может представлять собой собственность, если оно в достаточной степени реализуемо. В силу ст. 17 Конвенции ничто не может толковаться как означающее, что какое то государство, какая-либо группа лиц или какое-либо лицо имеет право заниматься какой бы то ни было деятельностью или совершать какие бы то ни было действия, направленные на упразднение прав и свобод, признанных настоящей Конвенцией, или на ограничение их в большей мере, чем это предусматривается Конвенцией. Пенсия истцу в 1993 г. была начислена согласно действующего законодательства и правоприменительных оснований, согласно которых при расчете пенсии с 1993 г. применялся районный коэффициент Приморского края в размере 1,3, каких-либо недостоверных сведении истцу при назначении пенсии не предоставлялось, его статус до настоящего времени остался в неизмененном виде, нормы пенсионного законодательства ни на дату назначения пенсии, ни на дату рассмотрения дела не предполагают права органов пенсионного обеспечения произвольно устанавливать размер пенсии, а в последующем, в т.ч. без соблюдения установленного порядка, производить ее уменьшение.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194,198 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Грищенко В.П. к военному комиссариату Приморского края о восстановлении нарушенного права на исчисление пенсии районного коэффициента 1,3 и взыскании суммы недоплаченной пенсии удовлетворить.
Восстановить право Грищенко В.П. на исчисление пенсии с учетом районного коэффициента в размере 1,3.
Взыскать с военного комиссариата Приморского края недоплаченную пенсию в пользу Грищенко В.П. с января 1999 г. в размере 191 034,22 рубля.
Обязать военный комиссариат Приморского края производить начисление пенсии Грищенко В.П. с учётом районного коэффициента в размере 1,3.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Фрунзенский районный суд в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья С.С. Ольховский