Дело: 2-36/2011 Решение Именем Российской Федерации 21 февраля 2011 года г. Владивосток Судья Фрунзенского районного суда г. Владивостока Н.В. Шевякова при секретаре Бурлаковой Е.Ю. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Клепацкой Л.А. к Департаменту социальной защиты населения Приморского края, Департаменту социального развития Тульской области о признании права на предоставление единовременной денежной компенсации взамен легкового автомобиля по месту ее жительства в Тульской области, установил: В суд обратилась Клепацкая с иском к Департаменту социальной защиты населения Приморского края о восстановлении нарушенного права на льготу. В обоснование иска указала, что состояла на учете на получение автомобиля как инвалид по общему заболеванию в департаменте социальной защиты населения Приморского края с 22 июля 2004 года. В 2005 году выехала на постоянное место жительства в г.Тула и была снята с регистрационного учета в департаменте социальной защиты населения Приморского края. Истица просила суд восстановить ее в очереди или взыскать компенсацию за неполученный транспорт. В судебном заседании истица уточнила исковые требования и просила суд признать за ней право на предоставление единовременной денежной компенсации взамен легкового автомобиля по месту ее жительства в Тульской области. В обоснование требований пояснила, что после перемены места жительства из-за стечения тяжелых жизненных обстоятельств не имела возможности встать на учет в Департамент социального развития Тульской области на получение автомобиля как инвалид по общему заболеванию. Истица просила суд признать за ней право на получение денежной компенсации и рассмотреть дело без ее участия. По инициативе суда к участию в деле был привлечен в качестве соответчика Департамент социального развития Тульской области. Представитель Департамента социальной защиты населения Приморского края просила суд в иске отказать, поскольку истица обоснованно была исключена из списков по причине смены места жительства и должна была встать на учет по новому месту жительства. Представитель Департамента социального развития Тульской области исковые требования не признал, просил рассмотреть дело без участия представителя. В обоснование возражений указал, что Клепацкая в департаменте социального развития Тульской области на обеспечение специальным транспортным средством до 1 января 2005 года не была зарегистрирована, оснований для выплаты ей компенсации, не имеется. Приняв к сведению доводы, изложенные лицами, участвующими в деле, исследовав имеющиеся в деле доказательства, суд пришел к убеждению, что Клепацкая имеет право на получение единовременной денежной компенсации взамен предоставления легкового автомобиля по следующим основаниям. В соответствии с абз.5 ст. 30 Федерального Закона « О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181 от 24 ноября 1995 года (в редакции от 23 октября 2003 года № 132-ФЗ) инвалиды, в том числе дети-инвалиды, достигшие пятилетнего возраста, имеющие соответствующие медицинские показания, обеспечивались транспортными средствами (легковыми автомобилями, включая автомобили с ручным управлением, или мотоколясками) органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации или Фондом социального страхования РФ в соответствии со статьей 11.1 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» бесплатно или на льготных условиях. Финансирование расходов на обеспечение инвалидов техническими и иными средствами реабилитации осуществлялось за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации (статья 11.1 Закона № 181-ФЗ). В связи с вступлением в законную силу с 1 января 2005 года ФЗ № 122 от 22 августа 2004 года, нормы федеральных законов, ранее предусматривающие бесплатное или на льготных условиях обеспечение инвалидов транспортными средствами, утратили силу. Обязательства по обеспечению транспортными средствами сохранились только перед теми инвалидами, которые имели соответствующие медицинские показания и были поставлены на учет в органах социальной защиты населения по постоянному месту жительства для обеспечения автотранспортом до 1 января 2005 года, но не получили их до указанной даты. 6 мая 2008 года был издан Указ Президента Российской Федерации № 685 «О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов», которым было предписано Правительству Российской Федерации осуществить меры по выполнению обязательств государства перед проживающими на территории Российской Федерации гражданами Российской Федерации, которые на 1 января 2005 года состояли на учете в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями. Указом предусмотрено обеспечение инвалидов вследствие общего заболевания единовременной денежной компенсацией в размере 100 тысяч рублей взамен предоставления легкового автомобиля. Пунктом 3 Указа Президента РФ установлено, что снятию с учета для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях подлежат граждане, получившие легковой автомобиль или единовременную денежную компенсацию. В соответствии с Указом Президента РФ издано Постановлением Правительства РФ от 12 сентября 2008 года № 670 «О порядке предоставления легковых автомобилей и выплаты единовременной денежной компенсации за счет средств федерального бюджета инвалидам, которые на 1 января 2005 года состояли на учете в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями». Финансовое обеспечение этих расходов согласно пункту 2 Постановления правительства, осуществляется за счет средств федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации. В соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 16 сентября 2008 года № 494-н «Об утверждении форм списков инвалидов, которые на 1 января 2005 года состояли на учете для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями, для обеспечения легковыми автомобилями и получения единовременной денежной компенсации взамен предоставляемого легкового автомобиля, а также о порядке и сроке предоставления этих форм», обеспечение инвалидов автомобилем или единовременной денежной компенсацией осуществлялось на основании списков, которые должны были быть представлены органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации к 1 января 2009 года. Судом установлено, что Клепацкая является инвалидом <...> по общему заболеванию, с 22 июля 2004 года состояла на учете в отделе социальной защиты населения по Находкинскому городскому округу для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями и до 1 января 2005 года ежеквартально получала денежную компенсацию на транспортное обслуживание (л.д.56). В июле 2006 года ОСЗН по Находкинскому городскому округу Департамента социальной защиты населения Приморского края проинформировал Департамент СЗН о том, что в результате сверки лиц, из числа получателей пенсии, было установлено, Клепацкая переехала на постоянное место жительства в г. Тула и снята с учета пенсионного Фонда г. Находки с 1 марта 2006 года. Эта информация явилась основанием для снятия Департаментом социальной защиты населения Приморского края Клепацкой с учета для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях. Таким образом, Клепацкая была снята с учета в органах социальной защиты населения субъекта Российской Федерации не в связи с исполнением государства обязательства перед ней, а по иному основанию. Отсутствие сведений о месте жительства Клепацкой не позволило служащим Департамента социальной защиты населения Приморского края известить ее о снятии с учета. О том, что она не состоит на учете в Департаменте социальной защиты населения Приморского края, истица узнала из ответа на ее запрос в декабре 2009 года. Довод истицы о том, что она по уважительной причине не обратилась в Департамент социального развития Тульской области с письменным заявлением о постановке на учет и запросе о передаче ее документов из органов соцзащиты Приморского края, нашел свое подтверждение в судебном заседании. Клепацкая представила доказательства в обоснование довода о стечении тяжелых жизненных обстоятельств в период с января 2006 года до января 2009 года. 6 января 2006 года в отношении Клепацкой гражданином П было совершено деяние, предусмотренное ч. 1 ст. 116 УК РФ - нанесение побоев. Данное обстоятельство подтверждается постановлением мирового судьи судебного участка № 78 Центрального района г. Тулы от 15 июня 2006 года, которым к П применены меры медицинского характера в виде принудительного лечения в психиатрическом стационаре специализированного типа (л.д. 91-92). 18 января 2006 года Клепацкая была направлена в травматологическое отделение БСМП с диагнозом <...> (л.д. 94). 25 сентября 2006 года истица находилась на стационарном обследовании и лечении в городском Центре Травматологии и нейрохирургии МУЗ ГБСМП им. Д.Я.Ваныкина с диагнозом <...> (95). С 22 декабря 2007 года по 11 января 2008 года истица находилась на санаторно-курортном лечении на курорте «Краинка» (л.д.98). 7 июля 2008 года Клепацкая получила тяжелую травму <...> и находилась на поликлиническом обследовании в городском Центре Травматологии и нейрохирургии МУЗ ГБСМП им. Д.Я.Ваныкина с диагнозом <...> (л.д.96). Таким образом, Клепацкая по объективным причинам была лишена возможности с 2006 по 2009 годы своевременно обратиться в органы социальной защиты г.Тулы с заявлением о постановке ее на учет и запросе о передаче ее документов из органов социальной защиты населения Приморского края. По этим основаниям, суд полагает, что право Клепацкой на получение предусмотренной Указом Президента Российской Федерации № 685 «О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов» единовременной денежной компенсации в размере 100 тысяч рублей, не было реализовано истицей в 2009 году в связи со стечением тяжелых жизненных обстоятельств. Неполучение истицей единовременной выплаты в 2009 году, не лишает ее возможности реализовать это право в дальнейшем, поскольку в отношении нее государством не исполнено обязательство по обеспечению инвалида транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями. В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ одной из форм защиты гражданских прав является признание права. По этим основаниям суд полагает, что требование истицы о признании права на получение единовременной денежной компенсации в размере 100 тысяч рублей взамен легкового автомобиля по месту ее жительства в Тульской области, основано на законе и подлежит удовлетворению. Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд решил: Исковые требования Клепацкой Л.А. удовлетворить. Признать за Клепацкой Л.А. право на получение предусмотренной Указом Президента Российской № 685 от 6 мая 2008 года «О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов» единовременной денежной компенсации в размере 100 тысяч рублей взамен легкового автомобиля по месту ее жительства в Тульской области за счет средств федерального бюджета. Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через суд Фрунзенского района в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательном виде 28 февраля 2011 года. Судья Н.В.Шевякова