дело № 2-1591/11 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 12 мая 2011 года Фрунзенский районный суд г. Владивостока в составе: председательствующего судьи Власенко И.Г. при секретаре Рыловой Т.Н. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлениям Орлова Антона Геннадьевича, Шевченко Эльвиры Евгеньевны, Баталовой Яны Николаевны к Администрации Приморского края об оспаривании бездействия, Установил: Орлов А.Г., Баталова Я.Н., Шевченко Э.Е. обратились в суд с заявлениями, указав, что они состоят в трудовых отношениях с ГУЗ « Приморская краевая клиническая больница № 1». Указанное учреждение финансируется из краевого бюджета. В силу ч.4 ст. 144 ТК РФ базовые ставки \ должностные оклады \ заработной платы обеспечиваются государственными учреждениями субъектов РФ за счет средств бюджетов субъектов РФ. Согласно ст. 134 ТК РФ организации, финансируемые из соответствующих бюджетов производят индексацию заработной платы в порядке установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. При этом повышение уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Полагают, что их трудовые права были нарушены бездействием администрации Приморского края, поскольку при разработке проекта краевого бюджета 2010 года администрация Приморского края не предусмотрела индексацию заработной платы работников бюджетной сферы (ст.18 Закона ПК «О краевом бюджете в 2010 году»). В соответствии со ст.1 Закона ПК от 29.12.04 № 218-КЗ «Об оплате труда работников государственных учреждений, финансируемых из краевого бюджета» оплата труда работников государственных учреждений, финансируемых из краевого бюджета, осуществляется на основе тарифной сетки по оплате труда работников государственных учреждений, финансируемых из краевого бюджета. Частью 2 статьи 2 настоящего Закона закреплено, что тарифные ставки (оклады) тарифной сетки по оплате труда работников государственных учреждений, финансируемых из краевого бюджета, подлежат индексации, устанавливаемой при формировании краевого бюджета на очередной финансовый год. Так как согласно п.2 ч.3 ст.43 Устава Приморского края разработка краевого бюджета входит в круг полномочий администрации Приморского края, администрация должна была учесть требования Трудового кодекса Российской Федерации (ст.ст.134,144) и Закона Приморского края № 218-КЗ и установить индексацию тарифных ставок (окладов) тарифной сетки по оплате труда работников государственных учреждений, финансируемых из краевого бюджета. Данное бездействие администрации Приморского края нарушило трудовое законодательство и их права на справедливую заработную плату. 13.12.10 прокурором Приморского края на имя Губернатора Приморского края было внесено представление об устранении нарушений Закона Приморского края № 218-КЗ. Законом Приморского края «О краевом бюджете на 2011 год» предусмотрена индексация тарифной ставки (оклада) только на 6,5% с 01 июня 2011 г. По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Приморскому краю в 2010 году индекс потребительских цен в крае составил 7%. Просят обязать администрацию Приморского края обеспечить в 2011 году двойную индексацию тарифных ставок (окладов) работников государственных учреждений, финансируемых из краевого бюджета с учетом роста потребительских цен на товары и услуги в 2010 году, путем разработки проекта закона Приморского края «О внесении изменений в Закон Приморского края «О краевом бюджете на 2011 год», предусматривающего дополнительную индексацию тарифных ставок (окладов) работников государственных учреждений, финансируемых из краевого бюджета в 1,07 раза с 01 января по 31 мая 2011 г. Представитель истцов, выступающая по доверенности Попова Ю.Ю., в судебном заседании по основаниям изложенным в заявлении поддержала требования в полном обьеме, просила взыскать судебные издержки по делу в виде оплаты нотариально оформленной доверенности в размере по 800 руб. в пользу каждого из истцов и оплату госпошлины при подаче заявлений. Представитель администрации Приморского края по доверенности Седова Т.Ю, в судебном заседании просила отказать в удовлетворении заявления, указав, что суд не имеет полномочий по возложению обязанности на субъект региона по разработке проектов закона. Согласно ст.135 ТК РФ трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений ежегодно до внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной год разрабатывает единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов. Указанные рекомендации учитываются Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при определении объемов финансирования учреждений здравоохранения, образования, науки, культуры и других учреждений бюджетной сферы. Указанными Едиными рекомендациями на 2010 год размеры и сроки повышения оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений не установлены. В 2010г. у сотрудников больницы было произведено реальное повышение заработной платы, так по указанной отрасли повышение составило по врачам 109,2 %, по младшему медицинскому персоналу 105,9%. С июня 2011г. предусмотрена индексация заработной платы в размере 6,5%. Выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований. Согласно представленных доказательств истцы были приняты на работу в ГУЗ « Приморская краевая клиническая больница №1» : Орлов А.Г. на должность врача нейрохирурга с 27 февраля 2008г. с должностным окладом в размере 3 854 руб., Баталова Я.Н. с 11 июля 2005г. на должность процедурной медицинской сестры с должностным окладом в размере 3 255 руб., Шевченко Э.Е. с 15 июня 2000г. на должность процедурной сестры с должностным окладом в размере в размере 3 575 руб. Согласно ст. 1, ч.1 ст.2 Закона Приморского края от 29.12.04 № 218-КЗ «Об оплате труда работников государственных учреждений, финансируемых из краевого бюджета», - оплата труда работников государственных учреждений, финансируемых из краевого бюджета, осуществляется на основе тарифной сетки по оплате труда работников государственных учреждений, финансируемых из краевого бюджета. Тарифные ставки (оклады) тарифной сетки по оплате труда работников государственных учреждений, финансируемых из краевого бюджета, подлежат индексации, устанавливаемой при формировании краевого бюджета на очередной финансовый год. По данным Федеральной службы государственной статистики индекс потребительских цен в октябре 2010 года составил 107,5% по отношению к октябрю 2009 года. Согласно расчетных листков заявителей за 2010 год размер их оклада фактически был увеличен- у Орлова А.Г. он составил 4 764 руб. 45 коп., у Баталовой Я.Н.- 4 023 руб. 85 коп., у Шевченко Э.Е.- 4 419 руб. 45коп. Заявителями оспаривается бездействие Администрации Приморского края, связанное с отсутствием законодательно закрепленного права на индексацию заработной платы, поскольку в силу пп.2 ч.3 ст.43 Устава Приморского края разработка краевого бюджета входит в круг полномочий администрации Приморского края. Согласно положений Закона Приморского края от 25.12.09 № 544-КЗ «О краевом бюджете на 2010 год» (в редакции от 30.09.10 № 671), принятого Законодательным Собранием Приморского края индексация заработной платы работников бюджетной сферы в 2010 году не предусмотрена. В силу ст.ст. 2, 130 и 134 ТК РФ индексация заработной платы должна обеспечиваться всем лицам, работающим по трудовому договору. Организации, финансируемые из соответствующих бюджетов, производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Под индексацией понимается установленный государством механизм увеличения денежных доходов и сбережений граждан в связи с ростом потребительских цен. Цель индексации - поддержание покупательной способности денежных доходов и сбережений граждан. Индексация может сочетаться, а в некоторых случаях и заменяться иными методами государственного регулирования доходов населения (пересмотр уровня оплаты труда, размеров пенсий, социальных пособий и т.д.). Решением Законодательного Собрания Приморского края № 789 от 09.12.09г. был утвержден проект закона Приморского края «О краевом бюджете на 2010 год», полномочия по разработке администрацией Приморского края краевого бюджета были реализованы, в связи с чем оснований признать, что Администрация Приморского края не исполнила обязанности, возложенной на него нормативными правовыми и иными актами, определяющими его полномочия, а в данном случае полномочия, возложенные на администрацию Приморского края по формированию бюджета оснований не имеется. Индексация тарифных ставок (окладов) тарифной сетки по оплате труда работников государственных учреждений, финансируемых из краевого бюджета, производится с учетом результатов исполнения бюджета, финансового состояния организации \ субъекта региона \. Согласно ст.135 ТК РФ трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений ежегодно до внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной год разрабатывает единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов. Указанные рекомендации учитываются Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при определении объемов финансирования учреждений здравоохранения, образования, науки, культуры и других учреждений бюджетной сферы. На 2010 год размеры и сроки повышения оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений Едиными рекомендациями не установлены. На основании Бюджетного послания Президента РФ « О бюджетной политике в 2010-2012гг., исходя из экономической ситуации в регионе администрацией Приморского края не была установлена индексация при формировании краевого бюджета на 2010 год. Вместе с тем согласно ст. 16 Закона Приморского края от 20.12.10 № 711-КЗ «О краевом бюджете на 2011 год» установлена индексация тарифных ставок работников краевых государственных учреждений с 01 июня 2011 в 1,065 раза, с 01 октября 2011г. в 1,1 раза. Согласно прогноза социально-экономического развития Приморского края на 2011г. и плановый период 2012 и 2013гг., утвержденного распоряжением Администрации Приморского края от 19 августа 2010г.,№ 469-РА индекс потребительских цен на 2011г. определен в пределах 105,7-106,6 %, т.о. установленная на 2011год индексация опережает темпы роста потребительских цен. Доводы представителя Администрации Приморского края о неправильно выбранном способе защиты права суд находит правомерными. Согласно ст.1 Федерального Закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» принципом деятельности органов государственной власти субъекта российской Федерации является самостоятельное осуществление органами государственной власти субъекта Российской Федерации принадлежащих им полномочий В соответствии с указанными нормами суд не вправе обязывать органы власти субъекта Российской Федерации принять меры к разработке проекта закона. Проект любого закона не свидетельствует о восстановлении права, которое как полагают заявители было нарушено. Доводы представителя Администрации Приморского края о пропуске срока для обращения в суд подлежат отклонению. Согласно ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления. Из содержания заявлений установлено, что заявители просят обязать Администрацию Приморского края разработать проект закона Приморского края и обеспечить индексацию в 2011г., заявления поданы в марте 2011г., в связи с чем заявители в установленный срок обратились в суд за защитой своего права. На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, решил: Отказать в удовлетворении заявлений Орлова Антона Геннадьевича, Шевченко Эльвиры Евгеньевны, Баталовой Яны Николаевны к Администрации Приморского края об оспаривании бездействия. Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через суд Фрунзенского района г. Владивостока в течение 10 дней с даты вынесения мотивированного решения 17 мая 2011г. Судья Власенко И.Г.