Дело № 2-2026/11 Мотивированное решение изготовлено 14.06.2011 г. РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Владивосток 09 июня 2011 г. Судья Фрунзенского районного суда г. Владивостока Ольховский С.С., при секретаре Мурадхановой Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Андрющенко Г.Г., Гречкосей Е.В., Чуриной В.П., Карповой Н.В., Качаева Ю.А., Певень В.С., Иванова В.И., Беловой В.М. к ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» об устранении нарушений прав, УСТАНОВИЛ: Истцы обратились с указанным иском в суд с котором указали, что с 01.01.2011 г. филиалом Дальэнергосбыт ОАО «ДЭК» в доме № по <адрес>, управляемом ТСЖ «<...>», произведено закрытие лицевых счетов абонентов граждан, прекращено направление квитанций для оплаты электроэнергии. Расчёт за потреблённую электроэнергию в указанном доме произведён по нормативам потребления в связи с отсутствием общедомового прибора учёта. Индивидуальные приборы учёта у них имеются. Правоотношения между ОАО «ДЭК» и гражданами, проживающими в указанном многоквартирном доме, регулируются публичными договорами энергоснабжения. При наличии между гражданином и энергоснабжающей организацией договора энергоснабжения оплата потреблённой электроэнергии производится абонентом, как стороной договора, на основании направленной ОАО «ДЭК» в адрес абонента - гражданина квитанции. Филиал Дальэнергосбыт ОАО «ДЭК» платёжные документы (квитанции) для оплаты услуг электроснабжения, не направляет, лицевые счёта абонентов кв.№ Андрющенко Г. Г., кв. № Гречкосей Е.В., кв. № Чуриной В.П., кв. №, Карповой Н.В., кв.№ Качаевой Т. М, кв. № Певень В.С, кв. № Иванова В.И., кв. № Беловой В.М., как и всех других жителей дома филиалом закрыты по причине отказа ТСЖ «<...>» заключить с энергоснабжающей организацией договор энергоснабжения. Действия филиала ОАО «ДЭК» свидетельствуют об изменении энергоснабжающей организацией порядка расчётов с абонентами по оплате услуг электроснабжения в отсутствие выраженного ими, как стороной публичного договора энергоснабжения, согласия на такого рода изменение. Действия ОАО «ДЭК» привели к образованию у жителей дома, задолженности по оплате услуг энергоснабжения, вынужденному нарушению ими сроков внесения платы за указанную услугу. Просит суд обязать ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» в лице филиала ОАО «ДЭК» Дальэнергосбыт открыть проживающим по улице <адрес> в кв.№ Андрющенко Г.Г. лицевой счет №, кв. № Гречкосей Е.В. лицевой счет №, кв.№ Чуриной В. П. лицевой счет №, кв. №, Карповой Н.В.лицевой счет №, кв.№ Качаеву Ю. А. лицевой счет №, кв. № Певень B.C. лицевой счет №, кв. № Иванову В.И. лицевой счет №, кв.№ Беловой В. М. лицевой счет № и производить начисление платы за потреблённую электроэнергию, начиная с 01.01.2011 г., выдать квитанции на оплату услуг электроснабжения за январь, февраль, март, апрель 2011 г., в дальнейшем не нарушать установленный законодательством порядок оплаты потребленной электроэнергии. В судебном заседании истцы заявленные требования поддержали, дали пояснения по иску, просили иск удовлетворить. Представители ответчика против удовлетворения иска возражали, представили письменный отзыв на иск, суду пояснили, что поскольку истцы проживают в многоквартирном доме обслуживание которого осуществляется ТСЖ «<...>» которое является в силу закона исполнителем коммунальных услуг. Просили в иске отказать. Выслушав пояснения участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Истцы проживают в многоквартирном жилом доме <адрес>, управляемом ТСЖ «<...>». Указанное ТСЖ было создано гражданами, проживающими в указанном доме, в соответствии с п.2 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации как способ управления многоквартирным домом (протокол собрания № 1 от 13.05.2009г.). Управление содержания жилищного фонда администрации города Владивостока письмом от 22.12.2010г. за № 31537 СП «О предоставлении информации о выборе способа управления в многоквартирных домах» подтвердило ОАО «ДЭК» информацию о выборе в доме <адрес> способа управления многоквартирным домом - товарищество собственников жилья (ТСЖ «<...>»). В соответствии с Уставом товарищества собственников жилья «<...>», обязательные платежи членов товарищества учитываются на отдельном счёте Товарищества. Указанные денежные средства используются исключительно для оплаты коммунальных и иных услуг, предоставляемых нанимателям жилого помещения по договору социального найма; арендаторам жилого помещения государственного и муниципального жилищного фонда; нанимателям жилого помещения по договору найма государственного или муниципального жилищного фонда; собственникам жилого помещения (электроэнергия, теплоэнергия, водоснабжение, телефон и пр.) (подп.а) п. 3.5. Устава). Собственники помещений в многоквартирном доме оплачивают водо-, тепло-, электроснабжение, горячее водоснабжение, канализации и иные предоставленные им коммунальные и жилищно-коммунальные услуги, а также несут ответственность за своевременность и полноту оплаты этих услуг нанимателями и арендаторами (пункт 5.2. Устава). Товарищество обеспечивает сбор платежей своих собственников помещений и своевременную оплату содержания, технического обслуживания и ремонта имущества, находящегося в общей долевой собственности собственников помещений и собственности самого Товарищества, а также обеспечивает сбор платежей и оплату коммунальных услуг, предоставляемых с собственникам помещений (п.5.4. Устава). Члены товарищества обязаны своевременно производить оплату коммунальных услуг (п.7.2. абз. 4). В компетенцию Правления товарищества входит утверждение проектов договоров электроснабжения (п. 1.4. абз.8). В соответствии с п.1 ст. 162 Жилищного кодекса РФ при выборе способа управления многоквартирным домом обязанности по предоставлению коммунальных услуг собственникам помещений в многоквартирном доме возлагаются на выбранную организацию соответствующей формы управления многоквартирным домом. В данном случае эти обязанности в силу закона возложены на товарищество собственников жилья «<...>», которое полностью соответствует статусу исполнителя коммунальных услуг, определённому в п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (утв. Постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05 2006г.). Исполнитель коммунальных услуг обязан приобретать и поставлять коммунальные ресурсы потребителям, проживающим в обслуживаемом ими доме, отвечать за обслуживание внутридомовых инженерных сетей, с использованием которых потребителям предоставляются коммунальные услуги. Внутридомовые сети, по которым внутри дома распределяются поставленные в дом энергоресурсы (электрическая энергия, горячая и холодная вода, тепловая энергия) в соответствии с п.5-7 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства РФ № 491 от 13 августа 2006г., относятся к числу общего имущества дома. Обязанность исполнителя коммунальных услуг заключить с ресурсоснабжающей организацией договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям, а также приобретать электрическую энергию для целей использования на общедомовые нужды предусмотрена подпунктом «в» пункта 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. Постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006г. и пунктом 89 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии (ранее Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики), утв. Постановлением Правительства РФ № 530 от 31.08.2006г. ОАО «ДЭК» является гарантирующим поставщиком на территории г.Владивостока. В соответствии с п.3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. Постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006г. является ресурсоснабжающей организацией и не является исполнителем коммунальных услуг для граждан, проживающих в многоквартирных жилых домах. Согласно пункту 6 Постановления Правительства РФ № 307 от 23 мая 2006г. «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» Министерство регионального развития Российской Федерации является официальным органом, который даёт разъяснения по применению Правил предоставления коммунальных услуг гражданам. В своём письме от 20.03.2007г. №4989-СК/07 «О применении п. 3 и 49 «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006г. № 307» Министерство регионального развития Российской Федерации разъяснило, что согласно пунктам 3 и 49 Правил в случаях, когда управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, товариществом собственников жилья (жилищно-строительным, жилищным или иным специализированным потребительским кооперативом), ресурсоснабжающая организация не может быть исполнителем коммунальных услуг. В письме от 03 мая 2007г. № 8326-РМ/07 Министерство регионального развития Российской Федерации разъяснило, что при выборе собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления домом ТСЖ (ЖСК), последние должны заключить с ресурсоснабжающими организациями договоры на приобретение всех коммунальных ресурсов, предоставление которых возможно исходя из степени благоустройства многоквартирного дома. С учётом изложенного, ТСЖ «<...>» обязано было заключить с ОАО «ДЭК» договор энергоснабжения для приобретения электрической энергии собственникам помещений жилого дома <адрес> с момента выбора способа управления многоквартирным домом и оказывать коммунальные услуги гражданам, проживающим в данном многоквартирном доме, включая и тех, которые обратились в суд с данным иском. Однако до настоящего времени письменный договор энергоснабжения с ОАО «ДЭК» ТСЖ «<...>» не заключён. В соответствии с п.89 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии (ранее действовавших Правил функционирования розничных электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики), утв. Постановлением Правительства РФ № 530 от 31.08.2006г. в редакции Постановления Правительства РФ №1242 от 31.12.2010г., «электрическая энергия для многоквартирных жилых домов приобретается для: энергоснабжения потребителей Покупателя (собственники и наниматели жилых помещений многоквартирных домов - далее Потребители); для использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме) и для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях жилого дома. ОАО «ДЭК» как ресурсоснабжающая организация поставляет электроэнергию жилому дому до внешней границы стены многоквартирного дома. Согласно ч.3 ст.30, ст. 39 Жилищного кодекса РФ, ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственники жилого помещения обязаны нести бремя содержания как собственной квартиры, так и общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором. В соответствии с п.4.12 Устава ТСЖ «<...>» к объектам общей долевой собственности домовладельцев относятся: межквартирные лестничные клетки и лестницы, коридоры, холлы, вестибюли, входы и выходы из зданий; лифтовые, вентиляционные и иные шахты и другое имущество. Министерство регионального развития Российской Федерации в своём письме от 18 июня 2007г. № 11356-ЮТ/07 разъяснило, что снабжение электрической энергией помещений общего пользования в многоквартирном доме относится к составу платы за коммунальные услуги, а используемое в подпункте «б» пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006г. № 491 понятие "освещение помещений общего пользования" неравнозначно понятию "потребление электрической энергии на работу приборов освещения и оборудования помещений общего пользования". Количество электрической энергии, подаваемой на работу приборов освещения помещений общего пользования и для работы электрического оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, согласно Правилам предоставления коммунальных услуг и Правилам установления нормативов должно оплачиваться в составе платы за коммунальную услугу "электроснабжение". Исходя из указанных норм, следует, что обязанность по оплате электроэнергии, вошедшей в многоквартирный жилой дом лежит на собственниках и нанимателях жилых помещений в многоквартирном доме и полностью распределяется между ними в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг граждан, т.к. в силу действующего законодательства электроснабжение всего жилого дома является единой коммунальной услугой для проживающих в доме граждан и должна быть ими оплачена в полном объёме. В соответствии со ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. В случае отсутствия коллективных (общедомовых) приборов учёта расчёт размера платы производится в порядке, установленном пунктом 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, т.е. по нормативу потребления, что, не противоречит ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, и что подтверждено определением Верховного суда Российской Федерации от 19 июня 2008г. № КАС08-236. Выставление ОАО «ДЭК» ТСЖ «<...>» счёт-фактуры по нормативам электропотребления полностью соответствует требованиям действующего жилищного и гражданского законодательства. Требование по выставлению счёт-квитанций непосредственно собственникам квартир только по показаниям поквартирных приборов учёта не основано на законе, так как фактически в жилой дом <адрес> ОАО «ДЭК» поставляет электрическую энергию и на места общего пользования и для собственных нужд проживающих в этом доме граждан, и для компенсации потерь. Доводы истцов о том, что срок установки общедомового прибора учёта электроэнергии в жилом доме, в котором необходимо проводить капитальный ремонт ещё не наступил, и то, что граждане должны в связи с этим рассчитываться по своим поквартирным индивидуальным приборам учёта В доме <адрес> имеется общедомовой прибор учёта электроэнергии, установленный МУП «ВПЭС» («Владивостокским предприятием электрических сетей»). По этому прибору учёта МУП «ВПЭС» производит съём показаний приборов учёта для последующего выставления ОАО «ДЭК» счёт-фактур на оплату услуг по транспортировке электрической энергии, поставляемой в данный жилой дом. ОАО «ДЭК» оплачивает МУП «ВПЭС» поставленный объём электрической энергии в жилой дом <адрес>. Этот же объём электроэнергии должен фактически распределяться между гражданами - собственниками, нанимателями квартир и помещений в данном доме. Однако от оплаты электроэнергии, зафиксированной данными приборами и ТСЖ «<...>» и проживающие в многоквартирном доме <адрес> граждане отказываются. Требования истцов об оплате ими только объёмов электроэнергии В соответствии с п.7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. Постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006г., п.88 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. Постановлением Правительства РФ № 530 от 31.08.2011г. «только при непосредственном управлении многоквартирным жилым домом (способе управления многоквартирным домом в соответствии со ст. 162 Жилищного кодекса РФ) и в случае энергоснабжения собственников жилых домов допускается заключение публичных договоров энергоснабжения между гражданином и энергоснабжающей организацией». Данное правило является императивным и не может быть изменено по воле участников соответствующих правоотношений. В доме <адрес> форма управления многоквартирным домом избрана ТСЖ, которая не допускает прямые отношения с гражданами по договорам энергоснабжения. В силу п.7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. Постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006г. у ОАО «ДЭК» нет законных оснований и на проведение в доме с избранной формой управления (ТСЖ) действий по съёму показаний индивидуальных приборов учёта у граждан, выставлению им квитанций на оплату коммунальных услуг, сбор с них денежных средств. В соответствии с п.2 ст. 18 Федерального закона РФ от 29 декабря 2004г. № 189 -ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», ранее возникшие обязательства организаций, отвечающих за управление, содержание и ремонт многоквартирного дома, сохраняются до момента возникновения обязательств, связанных с управлением многоквартирным домом в соответствии с положениями Жилищного кодекса Российской Федерации. Такие организации в доме <адрес> прекратили свою деятельность с 01.01.2011г. ОАО «ДЭК» в ТСЖ «<...>» 30.11.2010г. за №117-10/1-747 была направлена оферта договора энергоснабжения всего жилого дома. На указанную оферту договора энергоснабжения ни протокол разногласий, ни отказ от заключения данного договора энергоснабжения в адрес ОАО «ДЭК» со стороны ТСЖ «<...>» не направлялись. Вместе с тем электроэнергию ОАО «ДЭК» в жилой дом <адрес> непосредственно ТСЖ «<...>» поставляло и поставляет. Отказа от поставки в жилой дом электроэнергии не поступало. Фактическое пользование жилым домом поставляемой электроэнергией в соответствии с пунктом 3 ст. 438 ГК РФ рассматривается как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей поставку энергоресурса в жилой дом. В связи с чем, данные отношения между ОАО «ДЭК» и ТСЖ «<...>» рассматриваются как договорные. ТСЖ «<...>» внутри дома предоставляет гражданам электроэнергию как коммунальную услугу, в связи с чем, съём показаний приборов учёта, выставление квитанций гражданам и т.д. должно предоставлять само ТСЖ «<...>». ОАО «ДЭК» в силу закона не осуществляет свою деятельность по энергоснабжению внутри указанного дома. Все отношения по энергоснабжению дома определяются на границе жилого дома между сетевой организацией (МУПВ «ВПЭС») и общедомовыми сетями, находящимися в управлении ТСЖ и определяются по стене жилого дома. Фактически договорные отношения по энергоснабжению с 01.01.2011г. по дому <адрес> сложились между ОАО «ДЭК» и ТСЖ «<...>». ТСЖ «<...>» как исполнитель коммунальных услуг обязан выставлять указанным гражданам квитанции на оплату всех видов коммунальных услуг, включая и коммунальные услуги по энергоснабжению многоквартирного жилого дома. Поставка электроэнергии в жилой дом не прекращалась и ТСЖ «<...>» от поставки электроэнергии в жилой дом не отказалось. В соответствии с письмом № 8167-ЮТ/07 от 02.05. 2007г. Минрегионразвития РФ «расчет размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги, ведение базы данных потребителей, печать, доставка потребителям платежных документов, организация приема платы организациями почтовой связи, кредитными и иными организациями, взыскание просроченной задолженности в зависимости от способа управления многоквартирным домом является обязанностью управляющих организаций, ТСЖ или ЖСК. Указанные лица вправе на основании возмездного договора заказать услуги по расчету размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги, печати, доставке потребителям платежных документов специализированными организациями. Статьей 14 Жилищного кодекса РФ и статьей 210 Гражданского кодекса РФ, которыми руководствовались истцы, предъявляя рассматриваемый иск, не возлагают на ОАО «ДЭК» обязанность по предоставлению коммунальной услуги энергоснабжения, по выдаче квитанции на оплату услуги энергоснабжения и ведению лицевых счетов в отношении потребителей коммунальных услуг. Требования по открытию лицевых счетов гражданам, проживающим в ТСЖ по производству им начислений за потреблённую электроэнергию и выставлении счёт-квитанций к оплате с учётом показаний поквартирных приборов учёта, являются незаконными в силу изложенного выше. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, РЕШИЛ: Исковое заявление Андрющенко Г.Г., Гречкосей Е.В., Чуриной В.П., Карповой Н.В., Качаева Ю.А., Певень В.С., Иванова В.И., Беловой В.М. к ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» об устранении нарушений прав, оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Фрунзенский районный суд г. Владивостока в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме. Судья С.С. Ольховский
электроэнергии, являются не состоятельными, не соответствующими требованиям
действующего законодательства, поскольку закон, освобождающий граждан проживающих в многоквартирных жилых домах от оплаты всего объёма электроэнергии вошедшего в жилой дом, отсутствует.
зафиксированной индивидуальными приборами учёта на законе не основаны.