Дело №2-2906/11 Мотивированное решение изготовлено 15.08.2011 года РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 10 августа 2011 года г. Владивосток Судья Фрунзенского районного суда города Владивостока Приморского края Л.Ю. Панфилова, при секретаре Е.В. Панасюк, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Сагалова А.И. к Военному комиссариату Приморского края о взыскании недоплаченной пенсии, установил: Сагалов А.И. обратился в суд с исковым заявлением к Военному комиссариату Приморского края о взыскании недоплаченной пенсии. В обоснование заявленных требований указал, что является пенсионером Минобороны РФ с дата года. С 01.01.1999 года Военный комиссариат Приморского края без извещения и разъяснения причины снизил размер районного коэффициента с 1,3 до 1,2. Заниженный коэффициент ответчиком применяется до настоящего времени, о чем истцу стало известно из расчетного листка в ноябре 2010 года. В досудебном порядке истец обратился в Военный комиссариат с ходатайством о выплате районного коэффициента в размере 1,3, однако из отказа следовало, что пенсия исчисляется с коэффициентом 1,2 на основании действующих руководящих документов. Просит восстановить его право на исчисление пенсии с районным коэффициентом 1,3, обязав ответчика производить исчисление пенсии со времени вступления решения в законную силу, взыскать с ответчика недоплаченную пенсию в размере 75 963,15 рублей. В судебном заседании истец на заявленных требованиях настаивал в полном объеме, просил иск удовлетворить. Представитель ответчика по доверенности Каленская Л.Д. в судебном заседании исковые требования не признала, представила письменные возражения. Пояснила, что согласно ст.43 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органов уголовно-исполнительной системы, и их семей» пенсионная надбавка, которую истцы просят пересчитать с районным коэффициентом 1,3, в расчет пенсии не включается, и никогда не включалась. Указанная надбавка до 01.07.02 года применялась при исчислении денежного довольствия военнослужащих, правила расчета которого к исчислению пенсии не применяются, так как регулируются другими нормативно-правовыми актами. Согласно ст.48 указанного Закона, пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и членов их семей, проживающим в местностях, где к заработной плате рабочих и служащих устанавливаются районные коэффициенты, на период проживания их в этих местностях пенсии, назначаемые в соответствии с настоящим Законом, надбавки к этим пенсиям и повышения, кроме предусмотренных ст.45 настоящего Закона, исчисляются с применением соответствующего районного коэффициента, установленного в данной местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей. Статьей 10 Закона «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям» единый районный коэффициент по производственным и непроизводственным отраслям в отношении отдаленной местности не устанавливается. Для непроизводственных отраслей районный коэффициент установлен постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 20.11.67 № 512/П-28 в размере 1,2. Так как централизовано единый для всех производственных и непроизводственных отраслей районный коэффициент не устанавливался, до его утверждения применяются районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих, установленные Правительством Российской Федерации либо ранее утвержденные Правительством СССР и продолжающие действовать в настоящее время. Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд полагает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям. В судебном заседании установлено, что истец является военным пенсионером, чье пенсионное обеспечение осуществляет Военный комиссариат Приморского края. С момента назначения пенсии, она начислялась и выплачивалась истцу в применением районного коэффициента 1,3. Начиная с 01.01.1999 года, пенсия стала выплачиваться с применением районного коэффициента 1,2. Как следует из ст.39 Конституции Российской Федерации, государственные пенсии устанавливаются законом. Пенсионное обеспечение военнослужащих регулируется Федеральным законом «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органов уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее Закон). В соответствии со ст.43 Закона пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклады по должности, воинскому и специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия. Статьей 48 Закона предусмотрено, что пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и членов их семей, проживающим в местностях, где к заработной плате рабочих и служащих устанавливаются районные коэффициенты, на период их проживания в этих местностях пенсии, назначаемые в соответствии с настоящим Законом, надбавки к этим пенсиям и повышения, кроме предусмотренных статьей 45 настоящего Закона, исчисляются с применением соответствующего районного коэффициента, установленного в данной местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей. Районный коэффициент к заработной плате рабочих и служащих непроизводственных отраслей установлен постановлением Совета Министров СССР от 10.11.67 № 1032 «О введении районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах Дальнего Востока, Читинской области, Бурятской АССР и Европейского Севера, для которых эти коэффициенты в настоящее время не установлены», а также постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы, Президиума ВЦСПС от 20.11.67 № 512/П-28 «О размерах районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах Дальнего Востока, Читинской области, Бурятской АССР и Европейского Севера, для которых эти коэффициенты в настоящее время не установлены, и о порядке их применения». Согласно указанным нормативным актам размер районного коэффициента в Приморском крае составляет 1,2. Статьей 10 Закона РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для работающих и проживающих в районах Крайнего севера и приравненных к ним местностям» закреплено, что лицам, работающим в районах Крайнего севера и приравненных к ним местностям, устанавливается единый для всех производственных и непроизводственных отраслей районный коэффициент к заработной плате. При этом, данный районный коэффициент и порядок его выплаты лицам, работающим в районах Крайнего севера и приравненных к ним местностям, должны быть установлены на федеральном уровне по представлению Правительства Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для учреждений финансируемых соответственно за счет средств бюджетных субъектов РФ и муниципальных бюджетов. Решением исполкома Приморского краевого совета народных депутатов от 13.09.1991 №263 «О районных коэффициентах» в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.02.1991 №76 «О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера» предоставлено право предприятиям и организациям по согласованию с соответствующими профсоюзными органами вводить минимальный размер районного коэффициента в размер 1,3 к заработной плате рабочих и служащих. Таким образом, в Приморском крае установлен районный коэффициент 1,3 для производственных и непроизводственных отраслей, однако данный размер, во-первых, не является единым районным коэффициентом, устанавливаемым Правительством Российской Федерации, во-вторых, он установлен для учреждений, финансируемых за счет средств бюджетных субъектов РФ. Поскольку выплата пенсий лицам, уволенным с военной службы, осуществляется за счет средств федерального бюджета, при начислении пенсий подлежат применению районные коэффициенты, установленные федеральным законодательством. Так как нормативно-правовой акт, устанавливающий размеры районных коэффициентов, до настоящего времени Правительством Российской Федерации не принят, продолжают действовать нормативные акты бывшего СССР, в том числе и Постановление Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и президиум ВЦСПС от 28.11.67 № 512/11-28. Следовательно, исчисление пенсии с 01.01.1999 года с применением районного коэффициента 1,2 соответствует действующему законодательству. Применение же районного коэффициента 1,3 производилось ошибочно. С учетом изложенного, требования истца об исчислении ему пенсии с применением районного коэффициента 1,3 и взыскание недоплаченной пенсии за период с 01.01.1999 года необоснованны. При этом доводы истца о том, что применение районного коэффициента в размере 1,2 в нарушение статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и статьи 1 Протокола к ней повлекло снижение размера пенсии, признаются судом несостоятельными. В связи с тем, что размер пенсии исчисляется из оклада по должности, воинскому и специальному званию и процентной надбавки за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия, размер пенсии, начиная с 01.01.1999 года, не снизился. Так как районный коэффициент не входит в составляющие пенсии, исчисление ее с 01.01.1999 года с учетом районного коэффициента 1,2 не является перерасчетом, в том смысле, который заложен в статью 49 Закона. Кроме того, по смыслу правовых положений Конвенции не допускается возможность лишения или ограничения прав человека, предоставленных ему законом. Произвольное применение к пенсиям истцом районного коэффициента противоречит закону, в связи с чем, приведение их в соответствии с требованиями законодательства не может расцениваться как лишение или ограничение прав человека. На основании изложенного, исковые требования Сагалова А.И. удовлетворению не подлежат. На основании изложенного, и руководствуясь ст. 194 -199 ГПК РФ, решил: В удовлетворении иска Сагалова А.И. к Военному комиссариату Приморского края о взыскании недоплаченной пенсии отказать. Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Фрунзенский районный суд города Владивостока в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения. Судья Л.Ю. Панфилова