Дело № 2-1814/11 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 31 мая 2011г. Фрунзенский районный суд г.Владивостока в составе председательствующего судьи Власенко И.Г. при секретаре Рыловой Т.Н. Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ОАО « Дальневосточной энергетической компании» в лице директора филиала « Дальэнергосбыт» Мироненко В.К. о признании незаконным представления прокурора Фрунзенского района г. Владивостока УСТАНОВИЛ: ОАО « Дальневосточная энергетическая компания» в лице директора филиала « Дальэнергосбыт» обратилась в суд с заявлением о признании незаконным представления прокурора Фрунзенского района г. Владивостока от 14 февраля 2011г. №, указав, что прокурором Фрунзенского района г.Владивостока в ходе проверки были установлены нарушения в части правомерности действий по понуждению ТСЖ <...>, ТСЖ <...>, ТСЖ <...> к заключению договоров энергоснабжения и предупреждении о закрытии лицевых счетов. При проверке установлено, что 01 января 2011г. филиалом «Дальэнергсбыт» были закрыты лицевые счета абонентов- граждан, квитанции для оплаты электроэнергии им не направляются по причине отказа товариществ собственников жилья заключить договор энергоснабжения.Расчет за потребленную электроэнергию в указанных домах произведен по нормативам потребления в связи с отсутствием общедомового прибора учета. Вместе с тем индивидуальные приборы учета у граждан имеются. До настоящего времени между ОАО «ДЭК» и ТСЖ договоры энергоснабжения не заключены Согласно представления прокурор обязал ОАО «ДЭК» в лице филиала «Дальэнергосбыт» безотлагательно рассмотреть настоящее представление, принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений, причин и условий, способствующих их совершению. Решить вопрос о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности. Полагает данное представление не соответствующим требованиям закона, поскольку в силу ст.162 ЖК РФ жильцы домов по адресам <адрес> выбрали способ управления в форме ТСЖ, в связи с чем по отношению к жильцам дома исполнителем предоставления услуг является ТСЖ, а ОАО ДЭК является ресурсоснабжающей организацией- поставщиком электроэнергии С 01.01.2011г. филиал «Дальэнергосбыт» ОАО «ДЭК» произвел закрытие лицевых счетов абонентов - граждан, прекратил направление квитанций гражданам для оплаты электроэнергии. Расчёт за потребленную электроэнергию в указанном доме произведен согласно выставленных счетов-фактур ТСЖ по нормативам потребления в связи с отсутствием общедомового прибора учета. В указанных ТСЖ имеются общедомовые приборы учета установленные МУП ВПЭС, данные приборы учета не принята на баланс ТСЖ. В связи с отказом от заключения договора сведения по данным приборам учета не передаются, ОАО «ДЭК» вынужден производить расчет по норме потребления, поскольку по индивидуальным приборам учета не учитываются расходы электроэнергии на общедомовые нужды. ТСЖ отказываясь от заключения договора фактически не отказались от получения услуг электроэнергии, в связи с чем между ОАО ДЭК и ТСЖ установлены договорные отношения. Просит признать незаконным представление прокурора Фрунзенского района г. Владивостока от 14 февраля 2011г. № Представители ОАО «ДЭК» в судебном заседании поддержали заявление в полном объеме, подробно пояснили вышеизложенные основания. В т.ч. суду пояснили, что между ОАО «ДЭК» \ ранее ОАО «Дальэнерго»\ и гражданами, проживающими в многоквартирных домах никогда не существовало договорных отношения, поскольку ОАО ДЭК подает электроэнергию только до распределительного устройства многоквартирного дома, все остальное имущество включая сети по которым поступает электроэнергия является общедомовым имуществом и принадлежит собственникам помещений соразмерно доле в праве собственности.. Ранее договор энергоснабжения был заключен с Администрацией г. Владивостока, которая делегировала им полномочия по сбору оплаты. Верховный суд Российской Федерации в решении по делу от 22 декабря 2010г. № ГКПИ 10 -1401 указал, что если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании выбрали на основании ст.161 ЖК РФ способ управления домом в форме товарищества собственников жилья, последний как заказчик коммунальных услуг, заключает договоры с ресурсоснабжающими организациями в соответствии с обязательными правилами, установленными Правительством РФ. Представитель прокурора Фрунзенского района г. Владивостока в судебном заседании просила отказать в удовлетворении заявления, указав, что до 01 января 2011г. между ОАО ДЭК и гражданами имелись прямые договорные отношения, согласно которых в отношении каждого гражданина был открыт лицевой счет, им направлялись квитанции об оплате потребленной электроэнергии. В настоящее время с января 2011г. лицевые счета граждан аннулированы, выставляется счет фактура на ТСЖ, квитанции в адрес граждан не направляются, в связи с чем это нарушает права граждан на получение соответствующих льгот и субсидий. Выслушав стороны, исследовав представленные доказательства суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявления. Согласно представления прокурора Фрунзенского района г. Владивостока от 14 февраля 2011г. № об устранении нарушений жилищного законодательства РФ, в ходе проверки поступивших в адрес прокуратуры жалоб были установлены « нарушения в части правомерности действий по понуждению ТСЖ <...>, ТСЖ <...>, ТСЖ <...> к заключению договоров энергоснабжения и предупреждений о закрытии лицевых счетов. При проверке установлено, что 01 января 2011г. филиалом Дальэнергсбыт были закрыты лицевые счета абонентов- граждан, квитанции для оплаты электроэнергии им не направляются, по причине отказа товариществ собственников жилья заключить договор энергоснабжения расчет за потребленную электроэнергию в указанных домах произведен по нормативам потребления в связи с отсутствием общедомового прибора учета. Вместе с тем индивидуальные приборы учета у граждан имеются. До настоящего времени между ОАО «ДЭК» и ТСЖ договоры энергоснабжения не заключены. Согласно представления прокурор обязал ОАО «ДЭК» в лице филиала «Дальэнергосбыт» безотлагательно рассмотреть настоящее представление, принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений, причин и условий, способствующих их совершению. Решить вопрос о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности. Согласно содержания представления, основанием для прокурорского реагирования указано на наличие договорных отношений между ОАО « ДЭК» и гражданами, проживающими в многоквартирных домах. закрытие лицевых счетов граждан, потребляющих услуги электроэнергии является неправомерным, поскольку граждане, как сторона публичного договора согласия на изменение порядка расчета по оплате услуг энергоснабжения не давали. В соответствии с п.2 ст. 161 ЖК РФ жильцы домов по адресу <адрес> приняли решение о создании Товариществ собственников жилья \ соответственно ТСЖ <...>, ТСЖ <...>, ТСЖ <...>. При выборе способа управления многоквартирным домом обязанности по предоставлению коммунальных услуг собственникам помещений в многоквартирном доме возлагаются на выбранную организацию соответствующей формы управления многоквартирным домом. В указанном случае эти обязанности в силу закона собственниками помещений фактически были переданы товариществам собственников жилья, которые согласно п.3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006г. являются исполнителями по предоставлению коммунальных услуг в отношении граждан Исполнитель коммунальных услуг обязан приобретать у ресурсоснабжающей организации, в т.ч. ОАО «ДЭК» энергоресурсы для последующего предоставления их гражданам. Обязанность исполнителя коммунальных услуг заключить с ресурсоснабжающей организацией договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям, предусмотрена подпунктами «а - в» п. 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам. и п. 89 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. Постановлением Правительства РФ № 530 от 31.08.2006г. Согласно письма Министерства регионального развития Российской Федерации от 23.05.2006г. (п.6), письма от 03.05.2007г. № 8326-РМ/07) установлено, что «при выборе собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления домом ТСЖ\ ЖСК, последние должны заключить с ресурсоснабжающими организациями договоры на приобретение всех коммунальных ресурсов, предоставление которых возможно исходя из степени благоустройства многоквартирного дома». 30 ноября 2010г. ОАО «ДЭК» направил в адрес ТСЖ оферту договора энергоснабжения жилых домов, ТСЖ при получении указанной оферты в установленный срок не направили в адрес ОАО ДЭК свои возражения \ протокол разногласий \, в связи с чем ОАО « ДЭК» в силу публичности договора имел основания изменить порядок выставления счетов за оплату потребленной электроэнергии, в данном случае закрыв лицевые счета гражданам и направив счетов-фактуры ТСЖ, которые были обязаны направить в адрес жильцов дома квитанции об уплате потребленной электроэнергии. Выводы изложенные в представлении, согласно которых до 01 января 2011г. между ОАО ДЭК и физическими лицами, гражданами проживающими в многоквартирных домах были заключены договора на поставку электроэнергии не соответствуют установленным обстоятельствам по следующим основаниям: Согласно п. 2 статьи 539 ГК РФ договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него, отвечающего установленным требованиям энергопринимающего устройства, присоединённого к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учёта потребления энергии. С момента постройки жилых домов они были технологически присоединёны к сетям сетевого предприятия - МУП «Владивостокское предприятие электрических сетей».Уграждан, проживающих в многоквартирных домах, отсутствует энергопринимающее устройство, присоединённое к сетям энергоснабжающей (сетевой) организации, а также другое необходимое оборудование, при наличии которого закон допускает возможность заключения прямого договора энергоснабжения.. В связи с чем, граждане, проживающие в многоквартирных домах, в силу закона не могли выступать в качестве стороны по договору энергоснабжения. Наличие либо отсутствие лицевых счетов в отношении граждан не являются основанием признать наличие договора между гражданами и ресурсоснабжающей организацией. В соответствии с п.7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, п.88 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. Постановлением Правительства РФ № 530 от 31.08.2011г. установлено исключение, согласно которого «только при непосредственном управлении многоквартирным жилым домом (способе управления многоквартирным домом в соответствии со ст. 162 Жилищного кодекса РФ) допускается заключение публичных договора энергоснабжения между гражданином, проживающим в многоквартирном жилом доме и энергоснабжающей организацией». Нормы действующего законодательства при выборе гражданами способа управления в форме ТСЖ, не возлагают на ОАО «ДЭК» обязанностей по предоставлению коммунальной услуги по выдаче квитанции на оплату услуги энергоснабжения и ведению лицевых счетов в отношении каждого гражданина. У ОАО «ДЭК» нет законных оснований на проведение в доме с избранной формой управления (ТСЖ) действий по съёму показаний индивидуальных приборов учёта у граждан, выставлению им квитанций на оплату коммунальных услуг, сбор с них денежных средств.В соответствии с письмом № 8167-ЮТ/07 от 02.05. 2007г. Минрегионразвития РФ «расчет размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги, ведение базы данных потребителей, печать, доставка потребителям платежных документов, организация приема платы организациями почтовой связи, кредитными и иными организациями, взыскание просроченной задолженности в зависимости от способа управления многоквартирным домом является обязанностью управляющих организаций, ТСЖ или ЖСК. В ходе судебного заседания судом установлено, что ОАО ДЭК закрыло лицевые счета гражданам в нарушение требований действующего законодательства - В силу ст. 445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты. Сторона, направившая оферту и получившая от стороны, для которой заключение договора обязательно, извещение о ее акцепте на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора), вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение тридцати дней со дня получения такого извещения либо истечения срока для акцепта. В случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда. Как установлено из представленных доказательств оферта на заключение договора по энергоснабжению от 30 ноября 2010г. фактически была направлена в адрес ТСЖ согласно реестра заказной почты 11 декабря 2010г, получена председателями ТСЖ 14 декабря 2010г, в связи с чем у ОАО ДЭК отсутствовала право до 14 января 2011г. ликвидировать лицевые счета граждан и открыть единый счет на ТСЖ. Вместе с тем установленное судом нарушение не может являться основанием к отказу в удовлетворении исковых требований, поскольку данные доводы в оспариваемом представлении не содержатся. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.254, 255, 258 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявление ОАО « Дальневосточной энергетической компании» в лице директора филиала « Дальэнергосбыт» Мироненко ФИО7 о признании незаконным представления прокурора Фрунзенского района г. Владивостока удовлетворить. Признать незаконным представление Прокурора Фрунзенского района г.Владивостока от 14 февраля 2011г. № об устранении нарушений жилищного законодательства РФ. Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Фрунзенский районный суд г.Владивостока в течение 10 дней с датыизготовления решения в мотивированном виде 03 июня 2011 года. Судья Власенко И.Г.