Дело № 2-1703\11 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 19 мая 2011г. Фрунзенский районный суд г. Владивостока в составе председательствующего судьи Власенко И.Г. при секретаре Рыловой Т.Н. Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Евдокимовой И.В. к ОАО «Дальневосточной энергетической компании» в лице филиала «Дальэнергосбыт» о признании действий незаконными установил: Евдокимова И.В. обратилась в суд с исковым заявлением, указав, что в период с октября 2008г. до августа 2010г., по причине отсутствия счетчика учета электричества в ее квартире, она оплачивала за электроэнергию по нормативу потребления. Дом, в котором она проживает, оборудован ОДПУ со 2 кв. 2009 г. С июля 2010г. ей стали поступать счета с формулировкой: «вам произведена корректировка начислений за потребление электроэнергии на общедомовые нужды (ОДН) по вашему лицевому счету по формуле №4 Приложения №2 ПП №307 в связи с отсутствием у вас в соответствующем периоде индивидуального прибора учета ». В общей сложности получено 3 таких счета, с учетом пени всего на сумму 894 руб.47коп. Полагает данные действия незаконными. Согласно правилам установления и определения нормативов потребления ОДН - электроэнергия, необходимая для содержания общего имущества, а также нормативные технологические потери во внутридомовых сетях- является составляющей норматива, который утверждается Департаментом по тарифам Администрации Приморского края. «Дальэнергосбыт» не в праве корректировать утвержденный норматив и его составляющие. Сама формулировка, с которой выставлены счета, противоречит закону, т.к. в Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам, утверждённых постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307, отсутствует понятие корректировка доли OДH для потребителей, рассчитывающихся по нормативу в домах с ОДПУ, а следовательно и нет формулы для подобной корректировки. Формула № 4 не является таковой. Она вводится пп. "б" пункта 19 Правил и подпунктом 4 пункта 1 Приложения N I к названным Правилам с оговоркой условия применения перерасчета: при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях по холодному, горячему водоснабжению, водоотведению и электроснабжению определяется в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 приложения N 2 к Правилам N 307. Если иное не установлено договором, потребитель считается временно проживающим в жилом помещении в течение периода, продолжительность и день начала которого указаны потребителем в уведомлении, направляемом исполнителю, а приходящаяся на временно проживающего потребителя плата за коммунальные услуги рассчитывается пропорционально количеству прожитых дней. При этом исполнитель производит 1 раз в квартал, а если это предусмотрено договором, - 1 раз в год, корректировку размера платы за такие коммунальные услуги в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 приложения N 2 к Правилам N 307.Из чего следует, что по формуле 4 корректируется весь размер платы (а не ОДН) в связи с возникающей разницей в расчетах при наличии временного проживания, в домах, где отсутствуют приборы учета. Из приведенного РКЦ ДЭК примера расчета (ответ РКЦ №117-1-10-1785 5.08.10г. - копия прилагается) видно, что применяемая формула не является формулой и вообще какой-либо формулой, утвержденной Постановлением Правительства №307. Это собственное изобретение РКЦ ДЭК и расчет производимый по этой формуле является незаконным. Она обратилась к ответчику с заявлением о разъяснении на каком основании производится перерасчет доли ОДН. Полученный в августе ответ №117-1-10-1785 за подписью начальника Владивостокского РКЦ Г..необоснован. 25 февраля 2011г. ей было направлено Уведомление о задолженности № 3935 от 21.02.2011г. на сумму 946,3 руб. с предупреждением об отключении от электроснабжения в случае неоплаты до 10 марта с.г. (вернее ксерокопия без конверта). Полагает данное Уведомление незаконным, поскольку должником не является, т.к. за потребленную электроэнергию оплачивает ежемесячно в полном объеме в установленные сроки. Согласно Правилам, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 530, на которые ссылается ДЭК, отключение возможно только при наличии задолженности по оплате электрической энергии за три расчётных периода. Это значит, что штрафные санкции, пени, проценты, дополнительные платежи, спорные счета не могут, в случае их неоплаты, служить основанием для полного ограничения энергоснабжения в соответствии с п. 178 Правил. 09.03.11г. (вх. ВРКЦ №209089) в ответ на Уведомление № 3935 от 21.02.2011г. она направила в РКЦ «ДЭК» копии квитанций с требованием произвести перерасчет и предоставить Акт сверки. 19.03.2011г. пришло очередное Уведомление №3771 от 18.03.2011г. с требованием погасить задолженность в сумме 914,56 руб. и угрозой отключить электричество Просит признать незаконными действия РКЦ ДЭК направленные на принуждение меня к оплате незаконно выставленных счетов путем угрозы ограничения подачи электроэнергии (Уведомления о задолженности № 3935 от 21.02.2011г. и № 3771 от 18.03.2011г.).В случае, если отключение будет произведено, обязать филиал ДЭК восстановить подачу электроэнергии в квартиру. Признать выставление РКЦ ДЭК счетов на корректировку доли ОДН в связи с отсутствием персонального прибора учета по формуле №4 Приложения №2 ПП№307 - незаконным, РКЦ ДЭК аннулировать счета: № 208 от 23.06.2010г. на сумму 624,78 руб.; № 1590 от 26.07.2010г. на сумму 174.73 руб.;№ 1644 от 17.11.2010г. на сумму 79.85 руб.; счет-извещение № 561033 - пеня за неоплаченные начисления в сумме 15,11руб. - в общей сложности на сумму 894,47руб., после чего произвести сверку по расчетам на основании предоставляемых мной квитанций с выдачей Акта сверки. Евдокимова И.В. в судебном заседании уточнила требования, просила признать незаконными действия ОАО ДЭК в части направления в ее адрес уведомлений о приостановлении подачи электроэнергии, в виду якобы имеющейся задолженности, просила обязать ОАО ДЭК исключить из ее лицевого счета задолженность по оплате ОДН в размере 624 руб. 78 коп., 174 руб. 79 коп, 79 руб. 85 коп., соответствующей пени всего на сумму 894 руб. 47 коп., признать незаконными корректировку доли ОДН в связи с отсутствием индивидуального прибора учета по формуле №4 приложения № 2 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам № 307, с последующей сверкой между ней и ОАО ДЭК квитанций. По существу иска пояснила, что она проживает в квартире гостиничного типа, прибора учета электроэнергии не имела до августа 2010г., в связи с чем ей начисляли оплату за электроэнергию по норме потребления, куда входит 17 кВтч, как доля ОДН, закон не содержит право ОАО ДЭК производить корректировку доли ОДН при расчете оплаты по норме потребления. Представитель ОАО ДЭК в судебном заседании просил отказать в удовлетворении исковых требований, указав, что в доме где проживает истица имеется общий прибор учета электроэнергии, в связи с чем после снятия показаний раз в квартал, производится сверка, сколько электроэнергии зафиксировано в индивидуальных прибора учета, производится учет расходов по норме потребления по тем квартирам, где не стоят счетчики, в данном случае и по квартире истицы. Остаток израсходованной электроэнергии на общие нужды раз в квартал рассчитывается между жильцами дома, т.е. производится так называемая корректировка. Полагает, что ОАО ДЭК вправе производить корректировки доли ОДН, т.к. при расчете по норме потребления входит только 14 кВтч, вместе с тем жильцы дома фактически используют электроэнергию в большем объеме. Выслушав стороны, исследовав материалы дела суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению. Согласно представленных доказательств Евдокимова И.В. проживает в квартире <адрес>, в связи с отсутствием в ее квартире индивидуального прибора учета электрической энергии, ей производилось по август 2010г. начисление оплаты по норме потребления в размере 335 кВтч. Дополнительно ей производится начисление доли ОДН. Исследовав представленные доказательства суд признает неправомерными доводы истицы об отсутствии у ОАО ДЭК права по корректировке доли ОДН при начислении оплаты за электроэнергию по норме потребления- Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила).П.19 Правил установлено, что при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется: для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к названным Правилам. При этом исполнитель производит корректировку размера платы для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 приложения N 2 к указанным Правилам. Исполнитель производит 1 раз в квартал, а если это предусмотрено договором - 1 раз в год корректировку размера платы за такие коммунальные услуги в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 приложения N 2 к данным Правилам (пп. "б").В подпунктах 2 и 4 пункта 1 приложения N 2 к Правилам приведены формулы корректировки размера платы за отопление, холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение и электроснабжение. Истица полагает, что корректировка размера платы за коммунальные услуги противоречит требованиям закона и нарушает ее права. Данная позиция является ошибочной. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам утверждены Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность. Правилами установлен порядок расчета размера платы за коммунальные услуги (пункты 19, 21, 23 и 25), в соответствии с которым размер платы за коммунальные ресурсы периодически корректируется исполнителем. Размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение и электроснабжение 1 раз в квартал (если предусмотрено договором - 1 раз в год) корректируется исполнителем в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 приложения N 2 к Правилам. При корректировке определяется приходящаяся на жилое помещение стоимость разности объема (количества) потребленного в многоквартирном доме в течение соответствующего периода коммунального ресурса и общего размера платы за коммунальную услугу за тот же период по нормативам потребления. В соответствии с Жилищным кодексом РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) (часть 4 статьи 154); размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 157); размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 названного Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом. Согласно части 3 статьи 19 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" плата за коммунальные услуги для граждан - нанимателей и собственников жилых помещений устанавливается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации с учетом надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, устанавливаемых в соответствии с указанным Федеральным законом. Порядок определения конкретного размера платы граждан за коммунальные услуги установлен статьей 6 Федерального закона от 26.12.2005 N 184-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и некоторые законодательные акты Российской Федерации", согласно которой размер платы граждан за коммунальные услуги, предусмотренные статьей 157 Жилищного кодекса РФ, должен соответствовать предельным минимальным и (или) максимальным индексам, устанавливаемым по муниципальным образованиям на очередной финансовый год. Таким образом, установленная оспариваемыми положениями Правил корректировка размера платы за коммунальные услуги не противоречит приведенным нормам федерального законодательства и не нарушает прав заявителя. Согласно вышеизложенных нормативных актов в них содержатся принципы платности всех оказанных потребителям услуг. То обстоятельство, что при расчете нормы потребления в тариф включено 17 кВтч на долю ОДН не исключает возможности произвести корректировку платежа, при условии установления общедомового прибора учета, поскольку все поставленные услуги подлежат оплате. Вместе с тем требования истицы об исключении выставленной задолженности связанной с корректировкой доли ОДН за 3 квартал 2009г. в размере 117 руб. 42 коп., 4 квартал 2009г. в размере 170 руб. 90 коп., за 1 квартал 2010г. в размере 336 руб. 46 коп., всего на сумму 624 руб. 78 коп., включая начисленную на указанную корректировку пеню являются обоснованными. Согласно вышеуказанных положений закона исполнитель услуг имеет право при отсутствии договора производить корректировку платежей, включая долю ОДН в размере 1 раза в квартал. Вместе с тем впервые корректировка за указанные периоды была сделана в июне 2010г, что является нарушением прав потребителя, в связи с чем корректировка, как и начисленная на нее пеня, произведенная в нарушение установленных сроков подлежит исключению Требования истицы о неправомерности действий, связанных с уведомлением о приостановлении подачи электроэнергии являются правомерными. Согласно пп.а п. 80 Правил исполнитель вправе приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг через 1 месяц после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в в т.ч. в случае: неполной оплаты потребителем коммунальных услуг. Под неполной оплатой коммунальных услуг понимается наличие у потребителя задолженности по оплате одной или нескольких коммунальных услуг, превышающей 6 ежемесячных размеров платы, определенных исходя из соответствующих нормативов потребления коммунальных услуг и тарифов, действующих на день ограничения предоставления коммунальных услуг, при условии отсутствия соглашения о погашении задолженности, заключенного потребителем с исполнителем, и (или) при невыполнении условий такого соглашения. Согласно п.178 Постановления Правительства РФ от 31 августа 2006г. № 530 « Об утверждении основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии» в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения гражданами-потребителями своих обязательств по договорам энергоснабжения (договорам купли-продажи электрической энергии) ограничение режима потребления осуществляется в следующем порядке: а) при наличии технической возможности применяются меры по частичному ограничению режима потребления. Не менее чем за 15 дней до предполагаемого введения такого ограничения гражданин-потребитель должен быть уведомлен о частичном ограничении режима потребления, вводимом в случае непогашения (неоплаты) образовавшейся задолженности по оплате электрической энергии в определенный в уведомлении срок; б) при возникновении задолженности по оплате электрической энергии гражданином-потребителем за 3 расчетных периода гарантирующий поставщик (энергосбытовая организация) направляет ему уведомление о полном ограничении режима потребления в случае неоплаты образовавшейся задолженности до истечения очередного срока платежа с указанием дня, начиная с 0 часа которого гражданин-потребитель должен осуществить полное ограничение режима потребления. Если потребитель не осуществляет полное ограничение самостоятельно, сетевая организация осуществляет ограничение со своего питающего центра. Гражданин-потребитель должен получить уведомление не позднее чем за 15 дней до предполагаемой даты полного ограничения режима потребления; в) если задолженность не погашена (не оплачена) в указанный в уведомлении срок, соответствующая организация вправе ввести полное ограничение режима потребления. Как установлено из представленных доказательств истице была начислена корректировка доли ОДН в июне 2010г. за предыдущий период в размере 642 руб. 78 коп., за 2 квартал 2010г. в размере 174 руб. 73 коп., за 3 квартал 2010г. в размере 79 руб. 85 коп., задолженности по оплате потребленной электроэнергии истица не имеет, в связи с чем ответчик не имел правовых оснований для принятия решения о приостановления подачи электроэнергии, в т.ч. в виде предупреждения в указанной в уведомлении срок. Учитывая, что у истицы отсутствует задолженность по оплате электроэнергии, рассчитанной по норме потребления, корректировка оплаты доли ОДН произведена с нарушением установленного законом срока у ОАО ДЭК отсутствовали основания для предупреждении о приостановлении подачи электроэнергии. Требования о понуждении ответчика к сверке квитанции подлежат отклонению, поскольку данное требование нельзя отнести ни к одному из способов защиты нарушенного права. На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ суд Решил: Исковые требования иску Евдокимовой И.В. к ОАО «Дальневосточной энергетической компании» в лице филиала «Дальэнергосбыт» о признании действий незаконными удовлетворить частично. Признать незаконными действия ОАО «Дальневосточной энергетической компании» в лице филиала «Дальэнергосбыт» в части предупреждения Евдокимовой И.В. о приостановлении подачи электроэнергии. Обязать ОАО «Дальневосточную энергетическую компанию» в лице филиала «Дальэнергосбыт» исключить из лицевого счета квартиры <адрес> \ лицевой счет №, абонент Евдокимова И.В. \ начисление оплаты, связанной с корректировкой ОДН в размере 624 руб. 78 коп., пени в размере 15 руб. 11 коп. В остальной части отказать в удовлетворении исковых требований. Решение может быть обжаловано в Примкрайсуд путем подачи кассационной жалобы через Фрунзенский райсуд в течение 10 дней с даты изготовления решения в мотивированном виде 24 мая 2011г. Судья Власенко И.Г.