Дело № 2-2696/11 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 14 июля 2011 года Фрунзенский районный суд г. Владивостока в составе: председательствующего судьи И.Б. Бичуковой при секретаре Ю.В. Благовисной рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Бабина В.И. к Департаменту земельных отношений государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края об оспаривании решения органа государственной власти об отказе в предоставлении в аренду земельного участка для строительства, УСТАНОВИЛ: Бабин В.И. обратился в суд с заявлением к Департаменту земельных отношений государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (далее Департамент) об оспаривании решения органа государственной власти об отказе в предоставлении в аренду земельного участка для строительства. В обоснование требований указал, что по результатам рассмотрения его заявления о предоставлении в аренду земельного участка ориентировочной площадью 2 000 кв.м., расположенного в районе <адрес> для индивидуального жилищного строительства, Департамент направил в его адрес решение от 27.04.11 №, оформленное в виде отказа с указанием того, что участок не сформирован, следовательно, не может являться предметом договора аренды. Также Департаментом сделана ссылка на ст.30.1 ЗК РФ, в которой определен порядок предоставления земельных участков для жилищного строительства исключительно на аукционах. С указанным решением не согласен, так как согласно п.3 ст.30.1 ЗК РФ предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка. Так как предоставлению такого земельного участка предшествует в силу ч.4 ст.30 ЗК РФ проведение работ по формированию земельного участка, для принятия органом, уполномоченным на распоряжение соответствующим земельным участком, решения о предоставлении его в аренду требуется утверждение органом местного самоуправления схемы расположения земельного участка. Таким образом, Департамент должен направить заявление в Управление Градостроительства и Архитектуры администрации г. Владивостока для утверждения схемы границ земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. После этого, а также после выполнения в отношении земельного участка работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, осуществляется государственный кадастровый учет испрашиваемого земельного участка. Договор аренды земельного участка подлежит заключению в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка. Кроме того, согласно ст.17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства. В связи с тем, что аукцион, на котором согласно ч.2 ст.30.1 ЗК РФ осуществляется продажа земельных участков представляет собой продажу с публичных торгов, при которой продаваемое имущество приобретается лицом, предложившим наивысшую цену, реализация принципа первоочередности предоставления гражданину земельного участка в рамках ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» невозможна. Поэтому в данном случае торги не проводятся. Просит признать решение Департамента от 27.04.11 № незаконным и обязать Департамент направить документы согласно заявлению Бабина В.И. в адрес администрации г. Владивостока для утверждения схемы указанного земельного участка для индивидуального жилищного строительства в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу В судебном заседании представитель заявителя по доверенности Батова К.С. на заявленных требованиях настаивала по доводам, приведенным в заявлении. Представитель Департамента по доверенности Крахмалова Е.С. с заявленными требованиями не согласилась. Пояснила, что объектом купли-продажи и аренды могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет. Так как испрашиваемый заявителем земельный участок не сформирован и не поставлен на кадастровый учет, он не может являться предметом договора аренды. Кроме того, другого порядка предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства, кроме как на аукционах, не предусмотрено. В настоящее время действующим федеральным законодательством не предусмотрен порядок льготного предоставления земельных участков в целом для лиц, участвующих в аукционе. На территории Приморского края также не определен порядок предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства льготным категориям граждан. Выслушав объяснения участников, изучив материалы дела, суд полагает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В судебном заседании установлено, что заявитель обратился в Департамент с заявлением о предоставлении в аренду на 10 лет земельного участка ориентировочной площадью 2 000 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> для индивидуального жилищного строительства. В заявлении Бабин В.И. указал на то, что он является инвалидом, имеющим в соответствии со ст.17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, которое реализуется без проведения торгов. Ответом Департамента от 27.04.11 № Бабину В.И. было отказано в предоставлении испрашиваемого им земельного участка по причине того, что испрашиваемый земельный участок не сформирован и не поставлен на кадастровый учет, в связи с чем, не может являться предметом договора аренды. Также заявителю было разъяснено, что ст.30.1 ЗК РФ определен порядок предоставления земельных участков в собственность исключительно на аукционах. Данный отказ противоречит действующему законодательству. В соответствии с п.2 ст.30.1 ЗК РФ продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных подпунктом 5 пункта 1 статьи 24, пунктом 2.1 статьи 30 и пунктом 27 статьи 38.1 настоящего Кодекса. Между тем, пунктом 3 настоящей статьи регламентирована процедура предоставления земельного участка в аренду для индивидуальногожилищного строительства, которое может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка и без проведения торгов. Нормой предусмотрено, что если после подачи гражданином заявления о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления опубликовали сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого участка, и по истечении месяца со дня опубликования такого сообщения заявления не поступили, указанные органы власти принимают решение о предоставлении участка для жилищного строительства в аренду гражданину. Следовательно, предоставление земельного участка по договору аренды для индивидуального жилищного строительства не всегда осуществляется на аукционах. Учитывая, что в силу ст.17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства, что предполагает безусловное предоставление такого права при отсутствии торгов, аукцион при представлении инвалиду земельного участка для жилищного строительства не проводится. Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9,10 и 11 настоящего Кодекса (ст.29 Кодекса). Из статьи 30 ЗК РФ следует, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов. Пунктом 11 указанной статьи предусмотрено, что при предоставлении земельного участка гражданину для индивидуального жилищного строительства, предварительное согласование места размещения объекта не производится. Как следует из п.4 ст. 30 ЗК РФ процедура предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта состоит из следующих стадий. На первой стадии проводятся работы по формированию земельного участка. Второй стадией является проведение торгов по продаже земельного участка в собственность или права на заключение договора аренды, либо предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов. Третья стадия заключается в подписании протокола о результатах торгов или подписания договора аренды земельного участка в результате его предоставления без проведения торгов. Проведение работ по формированию земельного участка включает в себя выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными ФЗ О государственном кадастре недвижимости» работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельной участке, осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка. Принимая во внимание то, что у гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства необходимость в обращении с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта отсутствует, проведение работ по формированию земельного участка в виде утверждения органом местного самоуправления схемы расположения земельного участка осуществляется Управлением Градостроительства и Архитектуры администрации г. Владивостока на основании заявления Департамента. Таким образом, оснований для отказа в предоставлении испрашиваемого участка без принятия Департаментом мер для обращения в УГА администрации г. Владивостока с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, не имелось. Учитывая изложенное, заявленные требования об отмене решения от 27.04.11 № подлежат удовлетворению. В силу ст.258 ГПК РФ суд принимает решение об обязании Департамента устранить нарушение прав и законных интересов Бабина В.И. путем направления документов согласно заявлению Бабина В.И. в адрес администрации г. Владивостока для утверждения схемы земельного участка ориентировочной площадью 2 000 кв.м., расположенного в районе <адрес> для индивидуального жилищного строительства. Руководствуясь действия" target="blank" data-id="12875">ст.206 ГПК РФ суд полагает возможным определить срок исполнения решения суда в течение 10 дней с момента вступления решения в законную силу. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, РЕШИЛ: Заявленные требования Бабина В.И. к Департаменту земельных отношений государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края об оспаривании решения органа государственной власти об отказе в предоставлении в аренду земельного участка для строительства удовлетворить. Признать незаконным решение от 27.04.11 № Департамента земельных отношений государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края незаконным. Обязать Департамент земельных отношений государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края направить документы согласно заявлению Бабина В.И. в адрес администрации г. Владивостока для утверждения схемы земельного участка ориентировочной площадью 2 000 кв.м., расположенного в районе <адрес> для индивидуального жилищного строительства в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу. Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через суд Фрунзенского района г. Владивостока в течение 10 дней со дня вынесения судом мотивированного решения. Мотивированное решение изготовлено 19.07.11. Судья И.Б. Бичукова