Дело № 2-4088/11 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 06 декабря 2011 года г. Владивосток Судья Фрунзенского районного суда города Владивостока Приморского края Л.Ю. Панфилова, при секретаре Е.В. Панасюк, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Спасск-Дальний Приморского края в интересах Челяевой Т.П. к Администрации Приморского края, Департаменту здравоохранения Приморского края о взыскании стоимости лекарственных препаратов, установил: Прокурор города Спасск-Дальний Приморского края обратился в суд с исковым заявлением в защиту интересов Челяевой Т.П. к Администрации Приморского края, Департаменту здравоохранения Приморского края о взыскании стоимости лекарственных препаратов. В обоснование исковых требований указал, что Челяева Т.П. является инвалидом <...> и в соответствие со ст. 6.1 ФЗ от 17.07.1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» имеет право на получение социальной помощи в виде набора социальных услуг, включающих обеспечение в соответствие со стандартами медицинской помощи по рецептам врача необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения. Прокуратурой города установлено, что 03.08.2011 года врачом МУЗ «С» по результатам обследования Челяевой Т.П. рекомендовано лечение препаратами: Alfacalcidolum 0,25 мкг, Acidumursodesoxycholicum 250 мг, Рancreatinum 10 тыс. единиц, Ademethioninum 400 мг, Omeprazolum 20 мг, Azathioprinum 50 мг, Lactulosum 200 мл. Рецепты на получение лекарственного препарата выписываются врачом МУЗ «Спасская городская поликлиника» ежемесячно. Вместе с тем, в августе-сентябре 2011 года Челяева Т.П. не получила в полном объеме указанные препараты бесплатно в аптеке льготного отпуска. Часть препаратов была выдана бесплатно, однако по рецептам за сентябрь 2011 года Челяева самостоятельно приобрела следующие лекарственные средства в МУП «Центральная районная аптека № 29» 19.09.2011 года Lactulosum 200 мл на сумму 306 рублей, 22.09.2011 года Ademethioninum 400 мг на сумму 2 343 рублей, 22.09.2011 года Alfacalcidolum 0,25 мкг на сумму 730,50 рублей, 17.09.2011 года Acidumursodesoxycholicum 250 мг на сумму 1 214,20 рублей, 26.09.2011 года Azathioprinum 50 мг на сумму 129,90 рублей. Всего по рецептам за сентябрь 2011 года приобретены лекарственные средства на сумму 4 722,90 рублей. Кроме того, Челяева Т.П. не обеспечена следующими лекарственными препаратами за август 2011 года: Alfacalcidolum 0,25 мкг, Acidumursodesoxycholicum 250 мг, Ademethioninum 400 мг, Omeprazolum 20 мг, Azathioprinum 50 мг, Lactulosum 200 мл. Как следует из информации, предоставленной КГУП «Приморская краевая аптека», причиной отказа Челяевой Т.П. в выдаче препаратов является их отсутствие на региональном складе КГУП «Приморская краевая аптека». Ненадлежащее выполнение ответчиками своих обязанностей по обеспечению гарантированного отпуска лекарственных препаратов явилось причиной необеспечения Челяевой Т.П. лекарственными препаратами и повлекло для нее возникновение реального ущерба на сумму 4 722,90 рублей. Просит взыскать указанную сумму с ответчиков в пользу Челяевой Т.П., обязать Администрацию Приморского края обеспечить Челяеву Т.П. лекарственными препаратами по льготному рецепту за август 2011 года, а именно: Alfacalcidolum 0,25 мкг, Acidumursodesoxycholicum 250 мг, Ademethioninum 400 мг, Omeprazolum 20 мг, Azathioprinum 50 мг, Lactulosum 200 мл. В судебном заседании помощник прокурора Фрунзенского района Приморского края исковые требования поддержал, просил иск удовлетворить в полном объеме. Представитель Департамента здравоохранения Приморского края по доверенности с иском не согласилась, представила письменные возражения, из которых следует, что у департамента здравоохранения Приморского края отсутствуют полномочия по финансированию социальных услуг. Лимиты финансирования на 2011 год определены Постановлениями Правительства РФ от 30.12.2010 года № 1198 (275 528,9 тыс. рублей) и от 30.12.2010 года № 1199 (132 278,9 тыс. рублей) в виде субвенций и трансфертов на реализацию полномочий в области лекарственного обеспечения. Департамент в соответствии с ч.1 ст.4.1 ФЗ «О государственной социальной помощи» осуществляет полномочия по организации размещения заказов на поставки лекарственных средств, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов; заключение по итогам размещения государственных заказов на поставки лекарственных средств соответствующих государственных контрактов; организации обеспечения населения лекарственными средствами, закупленными по государственным контрактам. Средства на осуществление переданных полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета, которые зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации. Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов. Переданные в соответствие с ФЗ от 17.07.1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» полномочия в части лекарственного обеспечения исполняются департаментом здравоохранения Приморского края в полной мере. На лекарственные препараты, изделия медицинского назначения, а также на специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов, проведены открытые аукционы на их поставку, заключены государственные контракты с победителями аукционов с учетом утвержденных лимитов финансирования. Закупленные препараты поставляются на региональный склад в КГУП «Приморская краевая аптека», которая явилась победителем конкурса по оказанию логистических услуг и в 2011 году осуществляет хранение, отпуск льготных лекарственных средств. Просит отказать в иске в полном объеме. Представитель третьего лица ФГУП «Приморская краевая аптека» по доверенности с исковыми требованиями также не согласился, пояснил, что за август-сентябрь 2011 года Челяева Т.П. частично получила лекарственные препараты. Обязательственные отношения между ФГУП «Приморская краевая аптека» и истцом отсутствуют. Представитель Администрации Приморского края, Челяева Т.П. в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. Представитель Администрации Приморского края направил в адрес суда отзыв на иск, из которого следует, что в иске не содержится ни одной ссылки на норму права, которой была бы установлена обязанность Администрации Приморского края по обеспечению инвалидов необходимыми лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения по льготным рецептурным бланкам. Права Челяевой Т.П. Администрацией Приморского края не нарушены. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценивая представленные доказательства в их совокупности, суд пришел к выводу, что требования прокурора подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям. В судебном заседании установлено, что Челяева Т.П. является инвалидом <...> и в соответствие со ст. 6.1 ФЗ от 17.07.1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» имеет право на получение социальной помощи в виде набора социальных услуг, включающих обеспечение в соответствие со стандартами медицинской помощи по рецептам врача необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения. Согласно товарным чекам, имеющимся в материалах дела истец приобрела лекарственные препараты за свой счет на общую сумму в размере 4 722,90 рублей. Согласно пункту 2 статьи 5 ФЗ «О государственной социальной помощи» оказание (предоставление) государственной социальной помощи в соответствии с нормативными правовыми актами и региональными программами субъектов Российской Федерации, в том числе предусматривающими предоставление гражданам социальных пособий в виде набора социальных услуг и субсидий, является расходным обязательством субъектов Российской Федерации. Согласно ч. 2 ст. 5 Закона Приморского края от 29.01.1999 года № 32-КЗ «О лекарственном обеспечении на территории Приморского края», гражданам, имеющим право на льготное обеспечение при амбулаторном лечении, в соответствие с законодательством РФ и Приморского края гарантируется бесплатное и льготное лекарственное обеспечение. К полномочиям органов исполнительной власти Приморского края в сфере лекарственного обеспечения, согласно ст. 11 Закона Приморского края от 20.01.1999 года № 32-КЗ «О лекарственном обеспечении на территории Приморского края» относятся: разработка и принятие нормативно-правовых актов Приморского края в сфере лекарственного обеспечения; разработка, утверждение, финансирование и реализация краевых долгосрочных целевых программ по развитию здравоохранения, лекарственному обеспечению и по другим вопросам в области охраны здоровья граждан; разработка, утверждение и реализация Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Приморского края, бесплатной медицинской помощи; создание и содержание запасов медицинских средств в соответствие с действующим законодательством и иные полномочия. Согласно постановлению Администрации Приморского края от 15.02.2007 года № 39-па «Об утверждении Положения о департаменте здравоохранения Приморского края», на Департамент здравоохранения Приморского края возложена обязанность по обеспечению в соответствие с п. 8.1 Положения реализация государственной политики в области охраны здоровья населения на территории Приморского края на охрану здоровья и медицинскую помощь. Департамент здравоохранения, согласно п. 8.3 Положения, разрабатывает региональные программы обеспечения населения лекарственными препаратами; территориальные программы государственных гарантий по оказанию населению Приморского края бесплатной медицинской помощи и осуществляет контроль за их исполнением; меры социальной поддержки в оказании медико-социальной помощи и лекарственном обеспечении граждан, страдающих социально значимыми заболеваниями; краевые целевые программы по оказанию медико-социальной помощи гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и обеспечивает мониторинг их реализации. Согласно п. 8.6 Положения, Департамент здравоохранения определяет порядок и объемы предоставляемых отдельным группам населения мер социальной поддержки в оказании медико-социальной помощи и лекарственном обеспечении. Во исполнение указанных полномочий Департамент здравоохранения размещает государственные заказы на лекарственные препараты, изделия медицинского назначения и медицинское оборудование, приобретаемые за счет средств краевого бюджета. Осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств краевого бюджета, предусмотренных на содержание Департамента и реализацию возложенных на него функций в соответствие с Бюджетным кодексом РФ. С учетом того, что на момент обращения истца лекарственные средства не предоставлены, обязанность по обеспечению которых лежит на органе государственной власти субъекта Российской Федерации, стоимость лекарственных средств, приобретенных истицей за счет собственных средств, в силу пункта 2 статьи 5 ФЗ «О государственной социальной помощи» подлежит взысканию с Департамента здравоохранения Приморского края. Вместе с тем, оснований для взыскания денежных средств, в размере 129,90 рублей, затраченных Челяевой Т.П. на приобретение препарата Azathioprinum 50 мг, не имеется, поскольку указанный препарат не включен в список льготного обеспечения лекарственными средствами и не приобретался в 2011 году. Таким образом, с Департамента здравоохранения Приморского края в пользу Челяевой Т.П. подлежат взысканию денежные средства, затраченные на приобретение препаратов 19.09.2011 года - Lactulosum 200 мл на сумму 306 рублей, 22.09.2011 года - Ademethioninum 400 мг на сумму 2 343 рублей, 22.09.2011 года - Alfacalcidolum 0,25 мкг на сумму 730,50 рублей, 17.09.2011 года - Acidumursodesoxycholicum 250 мг на сумму 1 214,20 рублей, всего в размере 4 593 рублей. Рассматривая вопрос о правомерности заявленных требований о возложении обязанности на Администрацию Приморского края обеспечить Челяеву Т.П. лекарственными препаратами по льготному рецепту за август 2011 года, суд принимает во внимание следующие обстоятельства. 03.08.2011 года врачом МУЗ «С» по результатам обследования Челяевой Т.П. рекомендовано лечение препаратами: Alfacalcidolum 0,25 мкг, Acidumursodesoxycholicum 250 мг, Рancreatinum 10 тыс. единиц, Ademethioninum 400 мг, Omeprazolum 20 мг, Azathioprinum 50 мг, Lactulosum 200 мл. Рецепты на получение лекарственного препарата выписываются врачом МУЗ «С» ежемесячно. Рецепт имеет указание на то, что обслуживание производится за счет средств федерального бюджета. Однако препараты Челяевой И.П. в полном объеме предоставлены не были. Однако сами по себе данные обстоятельства не могут являться правовым основанием для возложения на ответчиков обязанности предоставить Челяевой Т.П. лекарственные средства. Социальные услуги предоставляются гражданам в установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития на основании ч.5 ст.6.3 ФЗ «О государственной социальной помощи» порядке. Такой порядок утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.04 № 328, разделом II которого определено предоставление гражданам социальных услуг в части обеспечения необходимыми лекарственными средствами. Пунктом 2.7 указанного раздела предусмотрено, что в случае временного отсутствия лекарственных средств, необходимых гражданину, аптечное учреждение организует в течение 10 рабочих дней с даты обращения, его отсроченное обслуживание или осуществляет отпуск аналогичного лекарственного средства, предусмотренного Перечнем лекарственных средств, взамен выписанного или иного лекарственного средства по вновь выписанному рецепту. Сроки действия рецептов установлены Приказом Минздравсоцразвития РФ от 14.12.05 № 785 «О порядке отпуска лекарственных средств». Согласно п.2.3 Порядка в случае с лекарственными средствами срок действия рецепта не может превышать 1 месяца. В случае со специализированными продуктами лечебного питания врачам на основании п. 1.7 Инструкции о порядке выписывания лекарственных средств и оформления рецептов и требований-накладных, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.02.07 №110 разрешено для хронических больных устанавливать срок действия рецепта до 1 года. При выписывании такого рецепта врач должен сделать пометку «хроническому больному» и указать периодичность отпуска средств, заверив это указание своей подписью, личной печатью и печатью медицинского учреждения «Для рецептов». Представленные в материалы дела рецепты за август 2011, таких указаний не имеют. Срок действия данных рецептов определен врачом в течение 1 месяца. С учетом того, что для отпуска лекарственных препаратов необходимы рецепты, не имеющие просроченного действия, то возложение обязанности на ответчиков предоставить необходимый продукт лечебного питания по указанным рецептам будет противоречить действующему законодательству. При таких обстоятельствах суд полагает необходимым в удовлетворении исковых требований в части возложения на Администрацию Приморского края обязанности по обеспечению Челяевой Т.П. лекарственными препаратами по льготному рецепту за август 2011 года отказать. На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, решил: Исковые требования прокурора города Спасск-Дальний Приморского края в интересах Челяевой Т.П. к Администрации Приморского края, Департаменту здравоохранения Приморского края о взыскании стоимости лекарственных препаратов удовлетворить частично. Взыскать с Департамента здравоохранения Приморского края в пользу Челяевой Т.П. стоимость лекарственных препаратов в размере 4 593 рублей. В удовлетворении остальной части исковых требований отказать. Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Фрунзенский районный суд г. Владивостока в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме. Решение в окончательной форме изготовлено 09.12.2011 года. Судья Л.Ю. Панфилова