РЕШЕНИЕ ОБ ОТКАЗЕ В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ИСКА



Дело: 2-4356/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

6 декабря 2011 года Фрунзенский районный суд г. Владивостока в составе:

председательствующего судьи                 И.Б. Бичуковой

при секретаре                    Д.А. Казаковой

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Постернак А.А. на неправомерные действия Департамента по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края,

УСТАНОВИЛ:

Постернак А.А. обратился в суд с жалобой на неправомерные действия Департамента по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края. В обоснование требований указал, что является кадровым военным офицером - капитаном в отставке, проходил военную службу в период с 1973 по 1994 годы. В 1991 году, в связи с проводимыми организационно - штатными мероприятиями был выведен за штат и впоследствии, в 1994 году уволен в запас. После увольнения в запас им была сдана служебная квартира, выданная по месту прохождения службы, и подано заявление в органы местного самоуправления Ханкайского района. На основании постановления главы администрации Ильинского сельского поселения от 11.08.09 он был поставлен на регистрационный учет в качестве нуждающегося в жилье. С 17.12.02 находится в очереди на получение жилья. В настоящее время он с семьей зарегистрирован по адресу <адрес>. В собственности жилого помещения не имеет. Им было подано заявление о выдаче жилищного сертификата в 2010 и 2011 году. На момент увольнения срок выслуги составил в календарном исчислении 20 лет 10 месяцев, в льготном исчислении 25 лет 7 месяцев. Несмотря на то, что он имеет право на получение жилья от государства, фактически ему в этом отказано. Письмом Департамента по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края от 09.09.10 на него возложили обязанность предоставить несуществующие документы, чем фактически отказали в праве на получение жилищного сертификата. Из указанного письма следует, что ему необходимо подтвердить действительность льготного удостоверения, иначе в выдаче сертификата будет отказано. В настоящее время войсковая часть, в которой он проходил службу, расформирована, возможность подтвердить льготное удостоверение отсутствует. Неправомерные действия Департамента по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края заключаются в нарушении ст.15 ФЗ «О статусе военнослужащих», которым предусмотрено предоставление жилого помещения военнослужащим - гражданам, признанными нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со ст. 51 ЖК РФ, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более. Право на получение жилого помещения в льготном порядке подтверждено документально и представлено в соответствующие органы. Требование Департамента по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края в части подтверждения действительности льготного удостоверения и фактического отказа ему в выдаче жилищного сертификата является незаконным и нарушающим его конституционные права на жилище, в связи с чем, просит обязать Департамент по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края выдать жилищный сертификат на получение жилья на него и членов его семьи.

В судебном заседании заявитель уточнил требования. Просил реализовать его право путем возложения обязанности на Департамент по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам направить его документы в Министерство обороны для осуществления выплаты.

Представитель Департамента по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края (далее Департамент) по доверенности Фадеев Е.А. возражал против удовлетворения заявленных требований. Представил письменный отзыв. Пояснил, что Постернак А.А. обращался в Департамент с просьбой дать письменный ответ о причине неполучения им государственного жилищного сертификата, на которую Департаментом дан ответ 09.09.10 с указанием перечня необходимых документов для получения государственного жилищного сертификата и разъяснены последствия непредоставления или неполного предоставления документов. В период с сентября 2010 года по настоящее время заявитель в Департамент не обращался. Считает, что в части требования Постернак А.А., касающегося подтверждения действительности льготного удостоверения должно быть отказано по причине пропуска заявителем срока на обжалование данного действия. Что касается требований Постернак А.А. о признании фактического отказа в выдаче жилищного сертификата незаконным и уточненных требований, полагает, что оснований для их удовлетворения не имеется. Органами местного самоуправления Постернак А.А. был включен в списки граждан, изъявивших желание участвовать в Подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на 2008, 2009 и 2010 годы. При формировании Департаментом сводного списка граждан, изъявивших желание получить сертификат на соответствующий год было проверено учетное дело Постернак А.А., представленное в июле 2009 года, и было выявлено, что в нем отсутствуют документы, необходимые для постановки на учет, не было выписок из приказов об увольнении по личному составу и строевой части, справок о неполучении субсидии на строительство (приобретение) жилья и отсутствии забронированного жилья, выписки из домовой книги и копии финансово-лицевого счета, а также выявлено что льготное удостоверение в нарушение п. 8 «Правил учета военнослужащих…», утв. Постановлением Правительства РФ от 06.09.98 №1054, выдано районным военкоматом. На момент утверждения списков граждан - получателей сертификатов на 2009 и 2010 год выявленные замечания Постернак А.А. устранены не были, в связи с чем, он не был включен в списки граждан - получателей сертификатов. В настоящее время заявитель не состоит ни в одном из списков, так как они не формируются в связи с со вступлением с 01.01.11 в силу ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» и изменением формы обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц. Так как действующим законодательством четко определены основания увольнения военнослужащих, с учетом которых у последних возникает право на участие в подпрограмме, а заявитель был уволен из вооруженных сил по собственному желанию, у него отсутствуют правовые основания на участие в программе.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд полагает, что заявленные требования не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что Постернак А.А. является кадровым военным офицером - капитаном в отставке, проходил военную службу в период с 1973 по 1994 годы.

Приказом командира войсковой части от 21.09.94 досрочно уволен со службы по абз.2 ч.3 ст.57 «О воинской обязанности и военной службе» (по собственному желанию).

Выслуга лет Постерник А.А. на момент увольнения в календарном исчислении составила 20 лет 10 месяцев, в льготном исчислении 25 лет 7 месяцев.

Постановлением администрации муниципального образования <адрес> от декабря 2002 года Постернак А.А. внесен в льготный список №1 граждан для получения жилья.

Постановлением администрации Ильинского сельского поселения Ханкайского муниципального района от 11.08.09 Постернак А.А. поставлен на регистрационный учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Реализуя свое право на участие в Подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» по которой происходило обеспечение жильем граждан, уволенных с военной службы путем оказания финансовой поддержки в виде выделения социальной выплаты, подтверждающейся сертификатом, Постернак А.А. подавал заявления в органы местного самоуправления о выдаче ему жилищного сертификата с необходимым пакетом документов.

Согласно представленным в суд сводным спискам граждан - участников подпрограммы на 2009 и 2010 год, утвержденных первым вице-губернатором Приморского края Постернак А.А. был включен в указанные списки под номерами 158 и 173 соответственно.

Непредоставление жилищного сертификата повлекло обращение Постернак А.А. в Департамент с заявлениями о разъяснении причин.

В ответах Департамента от 09.09.10 и от 23.12.10 , данных на имя Постернак А.А. было указано, что он включен в сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат в 2011 году. Однако для получения государственного жилищного сертификата ему сообщили о необходимости представления полного пакета документов, которых не было в его учетном деле, включая выписку из приказов об увольнении по личному составу и по строевой части, справку из военного комиссариата об общей продолжительности военной службы. Кроме того, указали на необходимость подтверждения действительности льготного удостоверения, указав на то, что в случае не представления или неполного представления документов сертификат выдан не будет.

Посчитав требование Департамента о предоставлении им подтверждения действительности льготного удостоверения незаконным, и расценивая это как фактический отказ в выдаче сертификата, заявитель обратился в суд с обжалованием указанных действий.

Между тем, Департамент действовал в соответствии с утвержденным постановлением администрацией Приморского края от 23.08.06 №193-па Порядком оформления и выдаче государственных жилищных сертификатов.

Так, согласно пунктам 3-5 настоящих Правил, после формирования сводного списка граждан - получателей сертификатов в планируемом году, Департамент доводит выписки из данного списка до сведения соответствующих органов местного самоуправления Приморского края, которые в свою очередь направляют в Департамент учетные дела граждан - получателей сертификатов в планируемом году. Департамент осуществляет проверку учетных дел и принимает решение о правомерности включения органами местного самоуправления в список граждан - получателей сертификатов в планируемом году, о чем уведомляет органы местного самоуправления. Только после принятия такого решения, как следует из пункта 6 Правил, Департамент формирует списки граждан - получателей сертификатов в планируемом году, утверждаемые администрацией Приморского края.

Таким образом, Департамент, установив отсутствие в учетном деле необходимых документов для включения в список на получение сертификата, таких, как выписка из приказа об увольнении, был вправе указать на недостающие документы.

В данном случае, основание увольнения Постернак А.А. с военной службы позволяло определить его право на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством».

До 01.01.11 правом на участие в указанной Подпрограмме имели граждане, уволенные с военной службы, и приравненные к ним лица, вставшие в органах местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) до 1 января 2005 года, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.

Поэтому, отсутствие выписки из приказа об увольнении не позволяло Департаменту определить обоснованность включения Постернак А.А. в список граждан - участников Подпрограммы.

Представленная же заявителем выписка из приказа об увольнении, свидетельствующая об увольнении по собственному желанию, указывает на то, что Постернак А.А. не мог являться участником Подпрограммы на получение жилищного сертификата.

С учетом изложенного, невключение Департаментом Постернак А.А. в сводный список на получение жилищного сертификата соответствовало действующему до 01.01.11 законодательству и оснований для признания указанного действия незаконным не имеется.

Кроме того, Федеральным законом от 08.12.10 № 342-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О статусе военнослужащих и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» абзац второй пункта 2 статьи 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» признан утратившим силу.

Статьей 4 настоящего закона предусмотрено, что гражданам, обеспечиваемым жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, изъявившим желание получить государственные жилищные сертификаты до вступления в силу настоящего Федерального закона, выдача указанных сертификатов не производится. Такие граждане обеспечиваются жилыми помещениями в порядке и на условиях, которые предусмотрены пунктом 2.1 статьи 15 и статьи 15.1 ФЗ «О статусе военнослужащих».

Таким образом, Постернак А.А. не может быть обеспечен государственным жилищным сертификатом.

Что касается требования о подтверждении действительности льготного удостоверения, которое является основанием для получения жилых помещения или улучшения жилищных условий граждан, уволенных с военной службы, на льготных основаниях, то в соответствии с п.8 Постановления Правительства РФ от 06.09.98 №1054 оно необходимо для постановки на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий. В список документов, предоставляемых гражданами, указанными в п.5 Правил выпуска и реализации государственных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, для участия в подпрограмме данный документ не входит.

Действие Департамента по истребованию указанного документа является необоснованным, однако само по себе не влечет удовлетворения требований заявителя, так как с учетом изложенных обстоятельств не может быть устранено.

Кроме того, суд признает обоснованным ходатайство представителя администрации г. Владивостока о пропуске заявителем срока для обращения в суд с данными требованиями.

В соответствии с п.1 ст.256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

Как следует из даты получения Постернак А.А. повторного ответа, он узнал о нарушении своих прав 14.01.11, а обратился в суд только 01.11.11, то есть спустя 10 месяцев.

Согласно п.2 указанной статьи гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, причины пропуска трехмесячного срока обращения в суд с заявлением выясняются в судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Согласно действующему законодательству в качестве уважительных причин пропуска срока можно рассматривать любые причины, которые объективно препятствовали своевременному обращению в суд. Такими причинами могут быть болезненное состояние, нахождение в стационаре, длительной командировке и другие причины, которые свидетельствуют о невозможности заявителю вовремя обратиться в суд.

Приведенные заявителем доводы не свидетельствуют об уважительности причин пропуска срока для его обращения в суд. Обращение в прокуратуру не препятствовало заявителю реализовать свое право на обращение в суд своевременно.

В связи с изложенным, заявленные требования не подлежат удовлетворению.

Несмотря на уточнение заявителем требований об обязании Департамента направить его документы в Министерство обороны для осуществления выплаты, данные требования не могут быть рассмотрены в порядке главы 25 ГПК РФ в рамках публичных правоотношений, а подлежат рассмотрению в порядке искового производства, так как на настоящее время существует три формы обеспечения граждан, уволенных с военной службы жилыми помещениями.

Так, с 01.01.11 статья 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» дополнена пунктом 2.1, согласно которому обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

В соответствии со ст.2 ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О статусе военнослужащих и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» порядок и условия обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, предусмотренные в пунктах 2.1 статьи 15 и статьи 15.1 ФЗ «О статусе военнослужащих» распространяются на граждан, уволенных с военной службы, которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с законодательством СССР и подлежащие обеспечению жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета.

Принимая во внимание изложенное, Постернак А.А. сначала должен определить ту форму жилищного обеспечения, которая наиболее значима для него и реализовать свое право путем подачи заявления в органы местного самоуправления. В случае отказа от выбранного им обеспечения обратиться в суд с исковым заявлением об обязании обеспечить жилым помещением.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований Постернак А.А. на неправомерные действия Департамента по жилищно- коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края отказать.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через суд Фрунзенского района г. Владивостока в течение 10 дней со дня вынесения судом мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 13.12.11.

        Судья И.Б. Бичукова