РЕШЕНИЕ ОБ ОТКАЗЕ В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ИСКА



        Дело № 2-3184/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 ноября 2011 года Фрунзенский районный суд г. Владивостока в составе:

председательствующего судьи          И.Б. Бичуковой

при секретаре                       Д.А. Казаковой

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации г. Владивостока к Бабатову А.Ю. о признании самовольной постройкой и ее сносе,

Установил:

Администрация г. Владивостока обратилась в суд с иском к Бабатову А.Ю. о признании самовольной постройкой и ее сносе. В обоснование своих требований указала, что по результатам проверки земельного участка, расположенного в районе <адрес> установлено, что на земельном участке с кадастровым номером , предоставленном Бабатову А.Ю. под индивидуальный жилой дом и хозяйственные постройки, расположена блок-секция из монолитного бетона с последующей отделкой кирпичом, на строительство которой администрация г. Владивостока разрешение не выдавала. Заявление о выдаче такого разрешения от ответчика в администрацию не поступало. Так как в нарушение статей 49, 51 Градостроительного кодекса РФ на возведение трехэтажной блок-секции не была проведена государственная экспертиза проектной документации и не получено разрешение на ее строительство, данный объект является самовольной постройкой. Осуществляя, возложенные на орган местного самоуправления полномочия по муниципальному земельному контролю за использованием земель на территории г. Владивостока, просит на основании ст.222 ГК РФ и ст.ст.60, 72, 76 ЗК РФ признать трехэтажную блок-секцию площадью застройки около 24 кв.м., расположенную в районе <адрес> на земельном участке с кадастровым номером площадью 200 кв.м. самовольной постройкой и обязать ответчика снести ее в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании представитель администрации г. Владивостока по доверенности Ивашкина В.С. на исковых требованиях настаивала, представила письменные пояснения. Указала, что из разъяснений, данных на интернет-сайте <...> следует, что в отличии от этажности, определяемой в соответствии с указаниями строительных норм и правил как число надземных этажей здания, Градостроительным кодексом РФ одним из таких критериев установлено количество этажей проектируемого объекта без указания их назначения и расположения относительно планировочной отметки земли. Таким образом, в количество этажей, посчитываемое согласно ч.2 ст.29 ГрК РФ, следует включать все этажи здания: подземные, надземные, подвальные, цокольные и мансардные и т.д. По проектной документации общая этажность блок-секции составляет 4 этажа, в связи с чем, проектная документация данного объекта, превышающего 3 этажа и общую площадь застройки 1 500 кв.м., должна была пройти государственную экспертизу в обязательном порядке. Кроме того, в силу ст.51 ГрК РФ ответчик должен был осуществлять строительство на основании разрешения на строительство. Однако, ни заявления о проведении государственной экспертизы проектной документации, ни заявления о выдаче разрешения на возведение спорного объекта ответчик в администрацию не направлял. В дополнение к основаниям заявленных требований указала, что ответчик использует земельный участок с нарушением его целевого назначения. В свидетельстве о государственной регистрации права указано разрешенное использование: под индивидуальный жилой дом и хозяйственные пристройки, между тем в настоящее время на земельном участке расположена 4х этажная блок-секция, которая не является обособленным объектом - индивидуальным жилым домом, а имеет общие стены с соседними блок-секциями. Учитывая то, что в настоящее время объект еще строится и строительные работы не завершены, что подтверждается представленными актами и фототаблицами, доказательств возведения ответчиком индивидуального жилого дома, на который уже получено свидетельство о государственной регистрации права, не имеется.

Представитель третьего лица - Департамента градостроительства Приморского края по доверенности Буглак Л.Г. исковые требования поддержала в полном объеме.

Ответчик в судебное заседание не явился. О времени и месте судебного разбирательства уведомлен надлежащим образом. 14.11.11 в суд поступило ходатайство от его представителя о рассмотрении дела в отсутствие ответчика и его представителя с письменными дополнительными возражениями на иск. Согласно им и ранее представленным возражениям следует, что 01.06.09 ответчик приобрела в собственность земельный участок с разрешенным использованием под индивидуальный жилой дом. 15.10.10 на данном участке построен двухэтажный жилой дом с цоколем и оформлен Технический паспорт на жилой дом - объект индивидуального жилищного строительства. 20.10.10 Управлением градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока дому и земельному участку, на котором он расположен присвоен почтовый адрес. 15.11.10 жилому дому выдан кадастровый паспорт с присвоением инвентарного номера, 22.11.10 получено свидетельство о праве собственности на указанный дом. Так как спорный объект является объектом индивидуального жилищного строительства с количеством этажей не более чем три, подготовки проектной документации в соответствии с п.3 ст.48 ГрК РФ и проведении государственной экспертизы проектной документации на основании п.2 ст.49 ГрК РФ не требуется. Ответчик, являясь собственником земельного участка, на основании ст.ст.260 и 261 ГК РФ построила дом в пределах данного земельного участка, поэтому жилой дом является законным домовладением.

Руководствуясь ч.5 ст.167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика.

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что специалистами управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока на основании распоряжения и.о. начальника управления от 02.03.11 была проведена проверка фактического использования земельного участка, расположенного в районе <адрес>.

Актами проверок соблюдения земельного законодательства от 18.05.11 и от 10.10.11 зафиксировано, что земельный участок площадью 200 кв.м. с кадастровым номером предоставлен Бабатову А.Ю. под индивидуальный жилой дом и хозяйственные постройки. На данном земельном участке построена 3х этажная блок-секция площадью застройки 24 кв.м., строящаяся из монолитного бетона, отштукатуренная, без покраски, без оконных и дверных блоков. Администрация г. Владивостока разрешение на строительство Бабатову А.Ю. не выдавала (заявление о выдаче разрешения на строительство не поступало).

Согласно представленным документам следует, что указанный земельный участок ответчик приобрел 04.05.09 по договору купли-продажи у Б. Право собственности зарегистрировано 01.06.09 с указанием разрешенного использования: под индивидуальный жилой дом и хозяйственные постройки, категории земель: земли населенных пунктов.

15.10.10 ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» Филиал по Приморскому краю оформило технический паспорт на жилой дом - объект индивидуального жилищного строительства, построенный на данном земельном участке в виде двухэтажного жилого дома с цокольным этажом.

20.10.10 вновь построенному жилому дому и земельному участку, на котором он расположен, Управлением градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока был присвоен почтовый адрес: <адрес>.

15.11.10 на жилой дом оформлен кадастровый паспорт здания с присвоением инвентарного номера .

22.11.10 Бабатову А.Ю. выдано свидетельство о праве собственности на жилой дом. Основанием для регистрации права явились правоустанавливающий документ на земельный участок, ответ Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока о присвоении почтового адреса и кадастровый паспорт.

В соответствии с ч.1 ст.222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в установленном законом порядке или иными правовыми документами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

В обоснование исковых требований администрацией г. Владивостока указаны такие признаки самовольной постройки спорного объекта, как отсутствие разрешения на строительство и отсутствие государственной экспертизы проектной документации, а также использование земельного участка с нарушением его целевого назначения.

Отсутствие перечисленных истцом документов ответчиком не оспаривается, однако данное обстоятельство не является бесспорным основанием для признания постройки самовольной.

Так, Градостроительным кодексом РФ установлены случаи, когда в получении таких разрешений необходимости не имеется.

Согласно п.2 ст.49 ГрК РФ государственная экспертиза не проводится в отношении проектной документации такого объекта капитального строительства, как отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи (объекты индивидуального жилищного строительства), а также жилых домов с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки).

Исследуя представленные в суд документы, сравнивая поэтажный план объекта в техническом паспорте с фототаблицами, приложенными к актам проверки, суд приходит к выводу, что доводы истца о характеристике строящегося объекта, как жилого дома блокированной застройки, являются состоятельными.

Таким образом, государственная экспертиза проектной документации на спорный объект проводиться не должна. При этом довод представителя истца о том, что этажность спорного объекта превышает три этажа, ничем не подтвержден и противоречит представленным документам. Как Технический паспорт здания, так и его кадастровый паспорт отражает количество этажей в виде 2х этажей и цокольного этажа. Сведений о том, что проект здания, как указывает истец, имеет другую этажность не представлено.

Отсутствие разрешения на строительство также не является основанием для признания объекта самовольной постройкой.

Согласно п.1 ст.25.3 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, а также для государственной регистрации права собственности гражданина на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, либо создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в границе населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), являются: документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание; правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.

Из положений п.4 настоящей статьи следует, что документами, подтверждающими факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, или факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, расположенном в черте поселения и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), и содержащими описание такого объекта индивидуального жилищного строительства, являются кадастровый паспорт такого объекта индивидуального жилищного строительства и разрешение органа местного самоуправления на ввод такого объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию или в случае, если такой объект индивидуального жилищного строительства является объектом незавершенного строительства, разрешение на строительство. До 1 марта 2015 года кадастровый паспорт объекта индивидуального жилищного строительства является единственным документом, подтверждающим факт создания такого объекта индивидуального жилищного строительства на указанном земельном участке и содержащим его описание. Истребование у заявителя дополнительного документа для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи объект недвижимого имущества (разрешения на строительство, если таким объектом не является объект незавершенного строительства, документа, подтверждающего внесенные в декларацию об объекте недвижимого имущества сведения, или подобного документа) не допускается.

Несмотря на то, что законодательно статус жилого дома блокированной застройки не определен, из системного толкования пп.3 п.3 ст.19 ЖК РФ устанавливающего понятие индивидуального жилищного фонда как совокупности жилых помещений частного жилищного фонда, используемых гражданами - собственниками таких помещений для своего проживания, проживания членов своей семьи и ч.3 ст.48 ГрК РФ относящей к объектам индивидуального жилищного строительства, в том числе отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи, следует, что основным критерием отнесения жилого дома к объектам индивидуального жилищного строительства является его предназначение для проживания одной семьи. Разделение жилых домов в пункте 2 статьи 49 ГрК РФ на отдельно стоящие и состоящие из нескольких блоков, со ссылкой в скобках на первых, как на объекты индивидуального жилищного строительства, на вторых, как на объекты блокированной застройки, по мнению суда не влечет разделения данных понятий, а конкретизирует различные виду индивидуального жилищного строительства.

Экспликацией к поэтажному плану жилого дома, являющегося предметом спора, подтверждается, что жилой дом <адрес> предназначен для проживания одной семьи.

Данный критерий послужил основанием для учета спорного объекта в бюро технической инвентаризации как объекта индивидуального жилищного строительства.

В связи с изложенным, на спорный объект распространяются положения ст.25.3 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», следовательно, отсутствие разрешения на его строительство не влечет признания здания самовольной постройкой.

Что касается доводов истца о незавершенном строительстве объекта, то суд полагает указанный факт несущественным для рассмотрения дела по существу, так как кадастровый паспорт с описанием объекта подтверждает его создание.

Статус спорного объекта как объекта индивидуального жилищного строительства свидетельствует и о том, что принадлежащий ответчику на праве собственности земельный участок с разрешенным использованием под индивидуальный жилой дом и хозяйственные постройки, используется в соответствии с его целевым назначением.

Принимая во внимание указанные обстоятельства, оснований для признания спорного объекта самовольной постройкой не имеется.

Кроме того, заявляя исковые требования и приведя в обоснование положения статьи 60 ЗК РФ, администрация г. Владивостока не представила доказательств того, чьи права и законные интересы нарушены ответчиком.

При таких обстоятельствах, в удовлетворении исковых требований надлежит отказать.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

Решил:

В удовлетворении исковых требований администрации г. Владивостока к Бабатову А.Ю. о признании самовольной постройкой и ее сносе отказать.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через суд Фрунзенского района г. Владивостока в течение 10 дней со дня вынесения судом мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 21.11.11.

Судья         И.Б. Бичукова