Дело: 2-3188/11 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 6 сентября 2011 года Фрунзенский районный суд г. Владивостока в составе: председательствующего судьи И.Б. Бичуковой прокурора О.И. Табуевой при секретаре Д.А. Казаковой рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ООО Страховая медицинская организация «Госмедстрах» к Государственному учреждению «Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Приморского края» об оспаривании нормативно-правового акта, УСТАНОВИЛ: ООО Страховая медицинская организация «Госмедстрах» (далее ООО СМО «Госмедстрах») обратилось в суд с иском к Государственному учреждению «Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Приморского края» (далее ГУ ТФОМС) об оспаривании нормативно-правового акта. В обоснование своих требований указало, что на основании выданной лицензии осуществляет деятельность, направленную на реализацию государственной территориальной программы обязательного медицинского страхования на территории Приморского края. Согласно Типовым правилам обязательного медицинского страхования и заключенному с ГУ ТФОМС договору, получает денежные средства, необходимые для осуществления расчетов в системе обязательного медицинского страхования и формирования резервов для оплаты медицинских услуг, запасного резерва и финансирования предупредительных мероприятий. 14.05.10 на заседании Правления ГУ ТФОМС было принято решение об утверждении Положения о порядке и условиях формирования резервов, состава и норматива расходов на ведение дела страховыми медицинскими организациями, осуществляющими обязательное медицинское страхование на территории Приморского края. Этим Положением был изменен установленный порядок осуществления закупок оборудования, а именно: утвержденные Правлением предупредительные мероприятия проводятся медицинскими учреждениями за счет средств, перечисленных страховыми медицинскими организациями на расчетные счета медицинских учреждений, то есть страховые медицинские организации передают имеющиеся у них средства резерва финансирования предупредительных мероприятий в пользу лечебных учреждений, в том числе для закупки учреждениями медицинского оборудования. Так как согласно Положению о страховых медицинских организациях к расходам по обязательному медицинскому страхованию, осуществляемому страховыми медицинскими организациями относятся расходы по оплате медицинских услуг на основании предъявленных медучреждением документов, отчисления в резервы оплаты медицинских услуг, запасной резерв, резерв финансирования предупредительных мероприятий, расходы на ведение дела, такой статьи расходов как оплата муниципального контракта для закупки оборудования не существует. Также оспариваемым решением было установлено, что страховые медицинские организации имеют право размещать временно свободные средства резерва оплаты медицинских услуг и запасного резерва в банковские депозиты и высоколиквидные государственные ценные бумаги, что ущемляет экономические интересы таких организаций. Предусмотрев то, что Фонд утверждает перечень отчетных документов и порядок их предоставления медицинскими учреждениями и страховыми медицинскими организациями, ответчик нарушил статью 12 ФЗ «О медицинском страховании граждан в РФ», так как данный закон такого полномочия Фонду не представляет. Кроме того, полагает, что приняв Положение, являющееся нормативно-правовым актом, ответчик нарушил действующее законодательство, так как не имел полномочий на его принятие. В связи с этим, просит признать указанное Положение противоречащим действующему законодательству. В судебном заседании представитель истца по доверенности Шокоров Е.В. на удовлетворении исковых требований настаивал по доводам, приведенным в иске. Представители ответчика по доверенностям Быстролетов А.М. и Овчинников В.В. с исковыми требованиями не согласились, представили письменный отзыв. Пояснили, что действующая редакция оспариваемого Положения соответствует требованиям федеральных нормативно-правовых актов, в том числе и Правилам организации деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования по установлению порядка и условий формирования резервов, состава и норматива расходов на ведение дела страховыми медицинскими организациями, осуществляющими обязательное медицинское страхование, утвержденных Приказом ФОМС от 31.08.07 №, что подтверждается ответом ФОМС. Выслушав пояснения сторон, заключение прокурора, полагающего, что заявленные требования не подлежат удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о то, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В судебном заседании установлено, что на заседании правления ГУ «ТФОМС» 15.05.10 была утверждена новая редакция Положения о порядке и условиях формирования резервов, состава и норматива расходов на ведение дела страховыми медицинскими организациями, осуществляющими обязательное медицинское страхование на территории Приморского края, с учетом внесенных изменений. Указанная редакция была разработана на основании базовых законов, нормативных правовых актов, регулирующих обязательное медицинское страхование, в том числе имеющих организационно-распорядительное значение, таких, как действующих на момент возникновения спорных правоотношений Правил организации деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования по установлению порядка и условий формирования резервов, состава и норматива расходов на ведение дела страховыми медицинскими организациями, осуществляющими обязательное медицинское страхование, утвержденных Приказом ФФОМС от 31.08.07 № (далее Правила). Как следует из вводного и общего разделов указанных Правил, они обязательны для использования в работе территориальными фондами обязательного медицинского страхования и направлены на соблюдение единой методологии установления территориальными фондами обязательного медицинского страхования при заключении Договоров, порядка и условий формирования страховыми медицинскими организациями резервов и определения ими состава и нормативов расходов на ведение дела по обязательному медицинскому страхованию. Из данного положения и текста Правил, имеющих типовой характер и содержащих рекомендации по формированию резервов, определению норматива расходов на ведение дела страховыми медицинскими организациями, следует, что они разработаны как с целью использования их территориальными фондами обязательного медицинского страхования, так и для принятия и утверждения Правил территориальными фондами для применения их на местах с учетом территориальных и других особенностей. О необходимости утверждения Правил на территориях субъектов Российской Федерации свидетельствует пункты 6 и 27 Правил, регламентирующие обязанность ТФОМС устанавливать для страховых медицинских организаций единые нормативы финансовых резервов и утверждать порядок использования РФПМ на территории, предупредительные мероприятия, порядок их проведения, перечень отчетных документов, порядок их предоставления медицинскими учреждениями и страховыми медицинскими организациями. С учетом этого, ГУ ТФОМС, утверждая новую редакцию оспариваемого Положения, действовало в соответствии законодательством и в пределах своей компетенции. Довод представителя истца о том, что в соответствии с п.8 ст.6 Положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, ГУ ТФОМС имеет право лишь представлять на утверждение в органы государственной власти нормативные акта по совершенствованию системы обязательного медицинского страхования, в связи с чем, не имеет полномочий по принятию нормативно-правовых актов, является несостоятельным. Данный пункт не содержит ограничений на принятие ГУ ТФОМС нормативных правовых актов организационно-распорядительного характера, направленных на прямое применение, а предусматривает право территориального Фонда участвовать в совершенствовании системы обязательного медицинского страхования в целом путем представления нормативных актов на утверждение. Таким образом, требования истца о незаконности Положения ввиду того, что у ответчика не имелось полномочий на его принятие, удовлетворению не подлежат. Что касается отдельных оспариваемых в данном Положении пунктов и разделов, то они полностью соответствуют Правилам, утвержденным ФФОМС. В частности п.2.23 Положения о том, что утвержденные Правлением предупредительные мероприятия проводятся медицинскими учреждениями за счет средств, перечисленных страховыми медицинскими организациями на расчетные счета медицинских учреждений, соответствует п.27 Правил, а также п.4.8.3 Типовых правил обязательного медицинского страхования граждан, утвержденных ФФОМС 03.10.03 №. Указание истцом на нецелевое использование при этом денежных средств не соответствует действительности, так как учет расходования средств резерва финансирования предупредительных мероприятий производится на основании документов, представляемых медицинскими учреждениями, подтверждающих проведение предупредительных мероприятий. Пункт 2.9 Положения о том, что временно свободные средства РОМУ могут размещаться в банковских депозитах и инвестироваться в высоколиквидные государственные ценные бумаги, соответствует п.14 Правил. Данный пункт не противоречит статье 10 ФЗ «О медицинском страховании граждан в РФ», которая предусматривает, что источниками финансовых ресурсов обязательного медицинского страхования являются, в том числе доходы от ценных бумаг, а лишь конкретизирует его ввиду значимости положения государственного некоммерческого финансово-кредитного учреждения, которым является ФФОМС и его территориальные фонды. Пункт 2.4 Положения о том, что Фонд утверждает перечень отчетных документов и порядок из предоставления медицинскими учреждениями и СМО, соответствует п. 27 Правил. При этом то, что показатели и формы учета и отчетности страховых медицинских организаций устанавливаются Министерством финансов РФ по согласованию Федеральной службой государственной статистики, не свидетельствует об отсутствии полномочий у ГУ ТФОМС по утверждению перечней отчетных документов и порядка их предоставления, так как показатели, формы учета и отчетности и перечни отчетных документов, а также порядок их предоставления не являются идентичными понятиями. С учетом изложенного, оснований для удовлетворения исковаых требований не имеется. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, РЕШИЛ: В удовлетворении исковых требований ООО Страховая медицинская организация «Госмедстрах» к Государственному учреждению «Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Приморского края» об оспаривании нормативно-правового акта - отказать. Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через суд Фрунзенского района г. Владивостока в течение 10 дней со дня вынесения судом мотивированного решения. Мотивированное решение изготовлено 12.09.11. Судья И.Б. Бичукова