РЕШЕНИЕ ОБ ОТКАЗЕ В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ИСКА



Дело № 2-3257/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 сентября2011 года Фрунзенский районный суд г. Владивостока в составе: председательствующего судьи          И.Б. Бичуковой

при секретаре              А.Д. Казаковой

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Приморского края в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконными действий администрации Приморского края,

Установил:

Прокурор Приморского края обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконными действий администрации Приморского края. В обоснование требований указал, что по результатам проведенной проверки выявлено то, что органами государственной власти Приморья вопреки ч.1 ст.4, ч.2 ст.5 ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», п.24.3 ч.2 ст.26.3 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» не созданы равные условия для отдыха детей в детских лагерях, образованных на базе общеобразовательных учреждений. В июне 2011 года в разных районах края стоимость питания на одного человека в день в пришкольном лагере составляла от 47,23 рублей до 138,26 рублей, что свидетельствует о дискриминации детей на получение одинаковых услуг в сфере оздоровления и отдыха. Аналогичная ситуация складывалась в 2010 году. В целях сохранения гарантий прав детей в 2010 году на обеспечение оздоровления и отдыха Минздравсоцразвитием РФ направлялось письмо, в котором субъектам РФ предлагалось предусмотреть на 2010 год объем ассигнований на оздоровление детей на уровне не ниже объемов, предусмотренных на эти цели Фондом социального страхования Российской Федерации на 2009 год по соответствующему субъекту Российской Федерации, и с учетом фактически сложившихся цен в соответствующем регионе. Для сравнения в 2009 году стоимость набора продуктов питания по Приморскому краю составляла 90-100 рублей. Однако администрация края на питание одного ребенка в день предусмотрела и выделила фактически 50 рублей и 70 рублей в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а свыше указанной суммы финансирование должно осуществляться органами местного самоуправления самостоятельно (постановление администрации края от 30.04.10 № 165-па «О предоставлении и расходовании субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований Приморского края на организацию отдыха детей в каникулярное время»), тем самым переложив обязанности по обеспечению летнего оздоровительного отдыха детей на органы местного самоуправления. В соответствии с данными о средних потребительских ценах на продовольственные товары и рекомендуемыми среднесуточными наборами пищевых продуктов, используемых для приготовления блюд и напитков, для детей и подростков оздоровительных учреждений, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 19.04.10 № 25 в среднем на одного ребенка в день на питание необходимо выделение средств не менее 100 рублей. Так как в силу п.24.3 ч.2 ст.26.3 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации относится организация и обеспечение отдыха и оздоровление детей (за исключением организации отдыха детей в каникулярное время, финансирование которой осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно) администрация Приморского края должна принимать должные меры по обеспечению (финансированию) прав детей на отдых в равных условиях в каникулярный период времени. В связи с тем, что правоотношения в сфере обеспечения отдыха детей распространяются на неограниченный круг лиц, просит признать действия администрации Приморского края по предоставлению бюджетных средств на отдых и оздоровление детей из расчета стоимости набора продуктов питания в день на одного ребенка, находящегося в лагерях с дневным пребыванием, в сумме 50 рублей, в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера - 70 рублей незаконными, обязать администрацию Приморского края обеспечить питанием детей, проживающих на территории Приморского края, в лагерях, созданных на базе общеобразовательных учреждений, не ниже фактически установленных средне-потребительских цен в Приморском крае на потребительские товары, входящие в среднесуточный набор пищевых продуктов, используемых для приготовления блюд и напитков, для детей и подростков оздоровительных учреждений.

В судебном заседании прокурор Терновая Н.В. на удовлетворении исковых требований настаивала по доводам, изложенным в иске. Пояснила, что согласно ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны обеспечить, то есть финансировать отдых и оздоровление детей, в том числе в каникулярное время, а организация такого отдыха осуществляется органами местного самоуправления.

Представитель ответчика по доверенности Седова Т.Ю. возражала против удовлетворения исковых требований, представила письменные возражения. Пояснила, что полномочие по организации отдыха детей в каникулярное время отнесено к вопросам местного значения. При этом, согласно национальному стандарту РФ от 27.12.07 № 565-ст, под определение отдых и оздоровление подпадает услуга по предоставлению детям питания. Издав постановление № 165-па от 30.04.10, администрация края взяла на себя расходное обязательство по предоставлению субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований на организацию отдыха детей в каникулярное время. Данное постановление прокурором не обжалуется. В связи с тем, что лагеря с дневным пребыванием относятся к муниципальной собственности, муниципалитет должен предусматривать выделение средств на питание.

Выслушав участников, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что настоящее исковое заявлении подано прокуратурой Приморского края по итогам проведенной проверки создания равных условий для отдыха детей в детских лагерях, образованных на базе общеобразовательных учреждений.

Как следует из текста искового заявления, выявленная прокуратурой края в июне 2011 года в разных районах края различная стоимость питания на одного человека в день в пришкольном лагере от 47,23 рублей до 138,26 рублей, явилась результатом переложения администрацией края своих обязанностей по обеспечению летнего оздоровительного отдыха детей на органы местного самоуправления. Так, установленная в постановлении администрации Приморского края от 30.04.10 № 165-па «О предоставлении и расходовании субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований Приморского края на организацию отдыха детей в каникулярное время» сумма на питание одного ребенка в день 50 рублей и 70 рублей в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, является ниже средних потребительских цен на продовольственные товары, сложившиеся по Приморскому краю.

Проанализировав положения действующего федерального законодательства, суд пришел к выводу о том, что приведенные в иске доводы нарушения администрацией Приморского края прав ребенка безосновательны.

Основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренные Конституцией РФ устанавливаются ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

Статьей 12 настоящего Закона предусмотрено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий осуществляют мероприятия по обеспечению прав детей на отдых и оздоровление, сохранению и развитию учреждений, деятельность которых направлена на отдых и оздоровление детей.

администрация Приморского края взяла на себя расходное обязательство по предоставлению субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований Приморского края на организацию отдыха детей в каникулярное время.

Полномочия исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации регулируются ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Согласно подпункту 24.3 пункта 2 статьи 26.3 указанного Закона к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации и обеспечения отдыха и оздоровления детей (за исключением организации отдыха детей в каникулярное время).

В свою очередь организация отдыха детей в каникулярное время относится к вопросам местного значения муниципального района, что прямо указано в пп.11 п.1 ст.15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Указывая на различное значение понятий «организация» и «обеспечение», прокурор полагает, что, несмотря на исключение, содержащееся в статье 26.3 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» относящее к вопросам местного значения организацию отдыха детей в каникулярное время, вопросы обеспечения, т.е. финансирования в указанное каникулярное время возлагаются на орган государственной власти субъекта Российской Федерации.

Между тем, законодатель не выделяет из понятия «организация» только те действия, которые не касаются вопросов финансирования.

Доводы представителя ответчика о том, что в данное понятие включается, в том числе и предоставление детям полноценного питания, подтверждаются Национальным стандартом по услугам детям в учреждениях отдыха и оздоровления (ГОСТ Р 52887-2007), утвержденным приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27.01.07 № 565-ст.

Как следует из терминов, применяемых в данном стандарте, организация отдыха детей направлена на реализацию услуг по обеспечению отдыха детей, обеспечивающие благоприятные и безопасные условия жизнедеятельности детей, включающее предоставление детям полноценного питания.

Из положений постановления администрации Приморского края от 30.04.10 № 165-па «О предоставлении и расходовании субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований Приморского края на организацию отдыха детей в каникулярное время» следует, что администрация края, не подменяя полномочия органов местного самоуправления по вопросам организации детского отдыха в каникулярное время, взяла на себя расходное обязательство по предоставлению субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований Приморского края.

Согласно ч.1 ст.139 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимается межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

Таким образом, администрация края, установив размер субсидий, рассчитанный исходя из стоимости набора продуктов питания в день для детей, находящихся в лагерях с дневным пребыванием в размере 50 рублей, в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера - 70 рублей, предусмотрела в бюджете края денежные средства в целях финансовой помощи органам местного самоуправления на осуществление ими своих полномочий.

Учитывая, что в обязанности администрации Приморского края не входит ни организация, ни обеспечение отдыха детей в каникулярное время, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.

Кроме того, суд полагает, что прокурором был неверно избран способ защиты прав и интересов неопределенного круга лиц. Обращаясь в суд с требованиями о признании действия администрации Приморского края по предоставлению бюджетных средств на отдых и оздоровление детей из расчета стоимости набора продуктов питания в день на одного ребенка, находящегося в лагерях с дневным пребыванием, в сумме 50 рублей, в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера - 70 рублей незаконными, прокурор фактически оспаривает размеры установленных субсидий. Между тем, сам нормативно-правовой акт, установивший размер субсидий прокурором не обжалуется.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

В удовлетворении заявленных требований прокурора Приморского края к администрации Приморского края о признании незаконными действий отказать.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через суд Фрунзенского района г. Владивостока в течение 10 дней со дня изготовления его в мотивированном виде.

Мотивированное решение изготовлено 26.09.11 (24, 25 сентября 2011 года нерабочие дни).

Судья        И.Б. Бичукова