РЕШЕНИЕ ОБ ЧАСТИЧНОМ УДОВЛЕТВОРЕНИИ ИСКА



                                                                                                                     Дело № 2-3455\11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 октября 2011г. Фрунзенский районный суд г. Владивостока в составе

председательствующего судьи                                                   Власенко И.Г.

при секретаре                                                                                Рыловой Т.Н.

         Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Корчагиной О.В. к Управлению Судебного Департамента в Приморском крае, Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае о признании прав на жилое помещение

Установил:


Корчагина О.В. обратился в суд с исковым заявлением, указав, что работает председателем Артемовского городского суда Приморского края. По государственному контракту от 14 августа 2008 года Управлением Судебного департамента в Приморском крае (далее УСД) приобретена квартира <адрес> 29 января 2010 года Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю на квартиру зарегистрировано право собственности Российской Федерации и право оперативного управления УСД. 4 февраля 2010 года между ней и УСД заключен договор найма жилого помещения , в соответствии с условиями которого квартира передана ей, как нанимателю, в бессрочное владение и пользование, т.е. на условиях социального найма. 25 мая 2011 года она обратилась в УСД с заявлением о передаче квартиры в собственность в порядке ст. 7 ФЗ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». Ей было отказано по тем основаниям, что действующим законодательством не предусмотрена передача в собственность судей жилых помещений в соответствии с ФЗ «О статусе судей в РФ». Считает отказ УСД неправомерным, поскольку ограничение права судьи на передачу в собственность жилого помещения в порядке приватизации законом не предусмотрено. В соответствии со ст. 2 ФЗ «О приватизации жилищного фонда в РФ» граждане, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в оперативном управлении учреждений, на условиях социального найма, вправе с согласия всех членов семьи приобрести эти помещения в собственность на условиях указанного Закона. Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется государственными учреждениями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, и оформляется договором. В квартире проживают она и ее супруг Корчагин П.Н., который выразил согласие на передачу квартиры ей в собственность в порядке приватизации. Квартира к специализированному жилищному фонду не отнесена, в качестве служебного жилого помещения не зарегистрирована. Препятствий для передачи указанной квартиры в собственность в порядке приватизации не имеется. Просит признать за ней право собственности в порядке приватизации на квартиру <адрес>

Корчагина О.В. в судебное заседание не явилась, о дне слушания уведомлена лично, согласно ходатайства просила рассмотреть дело в свое отсутствие.

Представитель Управления Судебного Департамента в Приморском крае в судебном заседании просила отказать в удовлетворении исковых требований, указав, что с истицей был заключен договор социального найма, поскольку спорная квартира не отнесена к служебным жилым помещениям, вместе с тем Управление Судебного Департамента не наделено полномочиями по заключения договор приватизации

Представитель Территориального Управления ФАУГИ в Приморском крае в судебном заседании просила отказать в удовлетворении исковых требований, указав, что решение о признании квартиры, переданной в пользование Коргчагиной О.В. служебным помещением, не принималось, вместе с тем в силу своего статуса она относится к служебному жилому помещению, в связи с чем не подлежит приватизации. Теруправление не наделено полномочиями без согласования с Росимуществом решать вопрос о передаче в собственность квартиры Корчагина О.В. к ним по данному вопросу не обращалась.

Третье лицо Корчагин П.М. в судебное заседание не явился, о дне слушания уведомлен надлежаще, о причинах неявки суду не сообщил.

          Выслушав сторону ответчика, исследовав материалы дела суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований.

         Согласно Указа Президента РФ от 21 октября 2006г., , Корчагина О.В., имеющая стаж работы судьей с 08 июня 1993г., была назначена председателем Артемовского городского суда. Согласно протокола жилищной комиссии по вопросам улучшения жилищных условий и предоставления жилья судьям работникам аппаратов судов общей юрисдикции и работникам Управления Судебного Департамента от 01 декабря 2006г. истица состоит на учете на улучшение жилищных условий. Согласно сведений ФГУП «Ростехинвентаризация» и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в Приморском крае Корчагина О.В., ее супруг Корчагин П.Н, участия в приватизации не принимали, жилых помещений на праве собственности либо ином вещном праве не имеют. Корчагин П.М. согласно предоставленного заявления не возражал против приватизации квартиры своей супругой.

Согласно государственного контракта на покупку жилого помещения от 14.08.2008 Управлением Судебного департамента в Приморском крае (далее - Управление) была приобретена квартира <адрес>. 24.12.2008г. Управлением издан приказ «О постановке на баланс приобретенной квартиры для судьи Артемовского городского суда». 29.01.2010г. Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю на квартиру зарегистрировано право собственности Российской Федерации и право оперативного управления Управления Судебного департамента в Приморском крае.

04.02.2010 между Управлением и Корчагиной О.В. заключен договор найма жилого помещения.

26.05.2011 Корчагина О.В.обратилась в Управление Судебного Департамента с заявлением о передаче квартиры ей в собственность. Письмом от 06.06.2011 Управление уведомило заявителя о невозможности передачи квартиры в собственность. Данное решение в части отсутствии права у истицы приватизировать указанную квартиру суд признает неправомерным по следующим основаниям -

Согласно п.2 ст. 14 Федерального Закона от 22 августа 2004г. № 122-ФЗ « О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Федерального Закона « О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон «Об общих принципах организации законодательных \ представительных и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации» и « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации в ст. 19 Закона РФ « О статусе судей» был внесен ряд изменений. В частности в п.3 данной статьи в новой редакции предусматривается, что судьи нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются в соответствии с нормами, установленными законодательством Российской Федерации, отдельными жилыми помещениями с учетом права судьи на дополнительную жилую площадь в размере 20 кв. метров или в виде отдельной комнаты, приобретаемыми за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели судам Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

На основании вышеуказанной нормы и делегированных полномочий 21.03.2008г. Правительство Российской Федерации приняло постановление № 192 «О порядке обеспечения судей, прокуроров и следователей Следственного комитета при Прокуратуре Российской Федерации, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отдельными жилыми помещениями», согласно которому жилые помещения приобретаются на конкурсной основе с отнесением их к специализированному жилищному фонду Российской Федерации.

Вместе с тем, согласно Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 31.01.2008 № 2-П вышеупомянутые положения ч. 3 ст. 19 Закона Российской Федерации от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» в новой редакции признаны не соответствующим Конституции РФ в части установления Правительством Российской Федерации порядка приобретения жилых помещений для судей и определения их правового режима, т.к. в силу своей неопределенности данное полномочие создает возможность неосновательного расширения компетенции Правительства РФ и тем самым - снижения уровня материального обеспечения судей. Согласно указанного решения Конституционный Суд РФ обязал на законодательном уровне надлежащим образом установить порядок обеспечения жилыми помещениями судей, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В соответствии со ст. 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 № 1- ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу, в связи с чем постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 2008г. № 192 не может быть принято во внимание, как акт противоречащий требованиям закона. Часть 3 ст. 19 Закона Российской Федерации от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», в редакции Федерального закона от 22.08.2004г. № 122-ФЗ, утратила силу и применению не подлежит.

Иной порядок обеспечения жилыми помещениями судей до настоящего времени федеральным законодателем не установлен. Отсутствие закрепленного на законодательном уровне иного порядка не может нарушать права граждан. Определение права Корчагиной О.В. на приватизацию жилого помещения подлежит разрешению с учетом действующих законов и нормативных актов, которые приняты в пределах своей компетенции уполномоченными законодательными органами, ни один из которых не предусматривает оснований для выселения судьи либо освобождения им жилого помещения после прекращения полномочий.

Доводы Теруправления ФАУГИ в Приморском крае о наличии у спорного жилого помещения статуса « служебный» не нашли подтверждение в судебном заседании, оба представителя ответчика подтвердили, что такое решение не принималось, данные обстоятельства подтверждаются выпиской из реестра федерального имущества от 12 октября 2011г., . С Корчагиной О.В был заключен договор социальной найма, в связи с чем она вправе приватизировать жилое помещение.

       В соответствии со ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.

В соответствии со ст.2, ст 6 Закона РФ « О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних. Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

В силу вышеуказанных положений - исходя из того, что приватизация жилья определяется в ст. 1 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" как бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде, - данное право существует и реализуется, как субъективное право конкретного физического лица, фактически занимающего на правах нанимателя жилое помещение в государственном или муниципальном жилищном фонде. Таким образом, право на бесплатную приватизацию конкретного жилого помещения приобретается гражданином в силу закона и является производным от его статуса нанимателя жилого помещения, а не служебного положения гражданина.

Вместе с тем требования о признании права собственности подлежат отклонению, поскольку для реализации права на приватизацию жилого помещения предусмотрен порядок, согласно которого между собственником жилого помещения либо правообладателем на ином вещном праве и гражданином заключается договор о передаче квартиры в собственность в порядке приватизации

Статьей 7 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" предусмотрено, что передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством.

В соответствии с ч 2 ст. 235 ГК РФ по решению собственника в порядке, предусмотренном законами о приватизации, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, отчуждается в собственность граждан и юридических лиц. Т.о. решение о передаче квартиры в собственность принимается Федеральным агентством по управлению государственным имуществом.

Согласно представленных доказательств истица не обращалась к собственнику имущества в лице Территориального управления ФАУГИ в Приморском крае с заявлением о принятии решения и заключении договора на передачу квартиры в собственность в порядке приватизации, требования о понуждении к заключению такого договора перед судом не заявлено, в связи с чем оснований для дачи правовой оценки в указанной части не имеется.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ суд

                                                 Решил:

          Исковые требования Корчагиной О.В. к Управлению Судебного Департамента в Приморском крае, Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае о признании права на жилое помещение удовлетворить частично.

         Признать право Корчагиной О.В. на приватизацию жилого помещения, расположенного по адресу <адрес>

          В остальной части отказать в удовлетворении исковых требований.

          Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд путем подачи кассационной жалобы через Фрунзенский райсуд в течение 10 дней с даты изготовления решения в мотивированном виде 01 ноября 2011г.

         Судья                                                                               Власенко И.Г.