Дело № Решение Именем Российской Федерации 14 марта 2012 года г. Владивосток Фрунзенский районный суд г. Владивостока в составе судьи Н.В. Шевяковой при секретаре Е.Ю. Бурлаковой рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Черепенчук А.А. Военному комиссариату Приморского края о взыскании дополнительного материального стимулирования за Ш квартал 2011 года, понуждении ответчика произвести перерасчет заработной платы, выплаченной при увольнении, с учетом включения сумм дополнительного материального стимулирования в расчет среднего заработка на момент увольнения, и взыскании с работодателя компенсации за задержку выдачи заработной платы, установил: В суд обратилась Черепенчук с иском к Военному комиссариату Приморского края о взыскании дополнительного материального стимулирования за Ш квартал 2011 года, понуждении ответчика произвести перерасчет заработной платы, выплаченной при увольнении, с учетом включения сумм дополнительного материального стимулирования в расчет среднего заработка на момент увольнения, и взыскании с работодателя компенсации за задержку выдачи заработной платы. В обоснование иска указала, что с дата состояла в трудовых отношениях с ответчиком. Была уволена по сокращению штата работников организации приказом военного комиссара Приморского края от дата. Истица полагает, что необоснованно была лишена работодателем премии лицам гражданского персонала, предусмотренной Приказом Министра обороны РФ от 26 июля 2010 года № 1010 « О дополнительных мерах по повышению эффективности использования видов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил РФ». В обоснование этого довода истица указала, что 19 ноября 2011 года Министром обороны РФ был утвержден План распределения фондов заработной платы для выплаты премии гражданскому персоналу подчиненному Военному комиссариату Приморского края по итогам работы за июль-декабрь 2011 года. 12 декабря 2011 года Военным комиссаром Приморского края издано указание, в котором указано о включении для выплат гражданский персонал, фактически работающий на день вынесения указания. В отношении работников, уволенных в 2011 году, дано указание премию за июль-декабрь не начислять. Истица считает, что имеет право на выплату премии, так как фактически отработала 3 квартал и 2 месяца 5 дней 4 квартала 2011 года, премия входит в систему оплаты труда, поскольку согласно пункту 1 Порядка определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала вооруженных Сил Российской Федерации выплачивается ежеквартально в пределах сумм, доведенных на эти цели до центральных орга6нов военного управления, видов Вооруженных Сил, военных округов, флотов, родов войск Вооруженных Сил, объединений, воинских частей и организаций Вооруженных сил. Представитель ответчика иск не признала, пояснила, что дополнительные выплаты выплачиваются за счет бюджетных средств лицам гражданского персонала, работающим в организациях Вооруженных сил РФ. План распределения фондов заработной платы на подчиненный Военному комиссариату Приморского края гражданский персонал поступил 12 декабря 2011 года, когда истица была уволена. По мнению представителя ответчика, поощрение работника является правом, а не обязанностью работодателя. Представитель считает, что требования истицы о понуждении ответчика произвести перерасчет заработной платы, выплаченной при увольнении, с учетом включения сумм дополнительного материального стимулирования в расчет среднего заработка на момент увольнения, и взыскании с работодателя компенсации за задержку выдачи заработной платы, не основаны на законе, так как дополнительное материальное стимулирование не предусмотрено системой оплаты труда. Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд пришел к убеждению, что исковые требования подлежат удовлетворению в части по следующим основаниям. Приказом Министра обороны РФ от 26 июля 2010 г. N 1010 « О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации» утвержден Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала вооруженных Сил Российской Федерации. Пунктом 1 Порядка… предусмотрена выплата премии лицам гражданского персонала ежеквартально в пределах сумм, доведенных на эти цели до центральных органов военного управления, видов Вооруженных Сил, военных округов, флотов, родов войск Вооруженных Сил, объединений, воинских частей и организаций Вооруженных сил. Пунктом 11 Порядка… установлен перечень оснований, при наступлении которых военнослужащие и лица гражданского персонала не представляются к дополнительному материальному стимулированию. Так, не представляются к дополнительному материальному стимулированию: военнослужащие, получающие дополнительное денежное стимулирование в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год; военнослужащие, имеющие дисциплинарное взыскание за совершенные грубые дисциплинарные проступки в период, за который производится дополнительная выплата, а также имеющие неудовлетворительные результаты по профессионально-должностной (командирской) и физической подготовке; лица гражданского персонала, имеющие дисциплинарное взыскание за неисполнение или ненадлежащее исполнение по их вине возложенных на них трудовых обязанностей; военнослужащие и лица гражданского персонала, допустившие нарушения в финансово-экономической и хозяйственной деятельности, повлекшие ущерб для Вооруженных Сил и отраженные в актах ревизий (проверок отдельных вопросов) финансово-экономической и хозяйственной деятельности, а также командиры (начальники, руководители), не принявшие решение по числящимся по учету нарушениям в указанной деятельности и мер к возмещению ущерба в соответствии с должностными полномочиями. Анализируя содержание вышеназванного пункта Порядка…, суд пришел к выводу о том, что перечень указанных в нем оснований является исчерпывающим. Поскольку увольнение лиц гражданского персонала не указано в качестве основания, при наступлении которого лица гражданского персонала не представляются к дополнительному материальному стимулированию, суд считает обоснованным довод истицы о наступлении у нее права на выплату дополнительного материального стимулирования по итогам работы в период с дата Данный вывод подтверждается формулировкой пункта 7 Порядка…, в соответствии с которым конкретные размеры дополнительного материального стимулирования определяются в пределах объемов бюджетных средств, доведенных на указанные цели, по результатам исполнения военнослужащими и лицами гражданского персонала должностных обязанностей в период, за который производится дополнительное материальное стимулирование. Из содержания письма, направленного Военному комиссару Приморского края 9 декабря 2011 года руководителем ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Приморскому краю» следует, что Министр обороны 19 ноября 2011 года принял решение об утверждении Плана распределении фондов заработной платы на подчиненный Военному комиссариату Приморского края гражданский персонал за июль-декабрь 2011 года. В тексте Указания Военного комиссара Приморского края ФЭО/1166 от 12 декабря 2011 года начальникам отделов военного комиссариата Приморского края предписано требование не включать работников, уволенных в 2011 году, в ходатайства о выплате дополнительного материального стимулирования по итогам работы за июль-декабрь 2011 года гражданскому персоналу. Довод представителя ответчика о том, что дополнительное материальное стимулирование выплачивается только лицам гражданского персонала, работающим в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, судом признается ошибочным. Пунктом 2 Приказа Минобороны РФ от 26 июля 2010 года № 1010 предписано выплачивать за счет бюджетных средств, выделенных на денежное довольствие военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (далее именуются - военнослужащие), и на оплату труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил (далее именуются - лица гражданского персонала), в соответствии с прилагаемым Порядком военнослужащим (лицам гражданского персонала), проходящим военную службу (работающим) в центральном аппарате Министерства обороны, военных округах, на флотах, в объединениях, соединениях, воинских частях и организациях Вооруженных Сил, сметно-бюджетное финансирование которых осуществляется Министерством обороны, дополнительные выплаты (премии) по результатам службы (работы) (далее именуется - дополнительное материальное стимулирование). Из буквального толкования этого пункта приказа следует, что лицам гражданского персонала дополнительные выплаты по результатам работы выплачиваются за счет бюджетных средств в соответствии с Порядком определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала вооруженных Сил Российской Федерации, который является приложением к приказу. Поскольку в пункте 11 Порядка… отсутствует увольнение работника в качестве основания, исключающего представление к дополнительному материальному стимулированию, довод представителя ответчика о праве на дополнительное материальное стимулирование работников, состоящих в трудовых отношениях, судом не может быть принят во внимание. Суд полагает, что истица имеет право на выплату дополнительного материального стимулирования, поскольку в период с июля по декабрь 2011 года, за который были предусмотрены дополнительные выплаты (премии) по результатам работы, она работала. В соответствии с пунктом 6 Порядка… издание приказов на выплату дополнительного материального стимулирования военнослужащим и лицам гражданского персонала производится на основании представляемых непосредственными командирами (начальниками, руководителями) рапортов. Учитывая, что ВрИО Начальника отдела ВК ПК по Советскому и Первореченскому районам г. Владивостока был подан рапорт с указанием в нем суммы дополнительного материального стимулирования Черепенчук А.А. в размере 22 тысячи рублей, требование истицы о взыскании суммы дополнительного материального стимулирования в размере 65 тысяч рублей подлежит удовлетворению в части в сумме 22 тысячи рублей. Требования истицы о понуждении ответчика произвести перерасчет заработной платы, выплаченной при увольнении, с учетом включения сумм дополнительного материального стимулирования в расчет среднего заработка на момент увольнения, и взыскании с работодателя компенсации за задержку выдачи заработной платы, не подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст. 139 Трудового кодекса РФ для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат. Приказом Минобороны России от 10 ноября 2008 года № 555 « О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 года № 583» установлены особенности системы оплаты труда в воинских частях и учреждениях, подведомственных Минобороны России. В силу пункта 12 вышеназванного приказа выплаты компенсационного и стимулирующего характера, их размеры и условия выплаты устанавливаются положениями об оплате труда (коллективными договорами, иными локальными нормативными актами) в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права с участием профсоюзного органа или иного представительного органа работников в пределах лимитов бюджетных обязательств и средств, предусмотренных на эти цели годовым фондом оплаты труда, доведенных до получателей бюджетных средств соответствующими распорядителями средств федерального бюджета. Согласно пункта 25. раздела 3 Коллективного договора, заключенного между работодателем Военным комиссариатом Приморского края и работниками отдела военного комиссариата Приморского края по Советскому и Первореченскому районам г. Владивостока на 2011-2013 годы фонд оплаты труда состоит, в том числе и из выплат стимулирующего характера, таких как: надбавка за сложность, напряженность, особый режим работы, надбавки за выслугу лет, премии по итогам работы за месяц, единовременного денежного вознаграждения за добросовестное выполнение должностных обязанностей по итогам календарного года. Выплаты дополнительного материального стимулирования, предусмотренные приказом Минобороны № 1010 от 26 июля 2010 года, не указаны в коллективном договоре, следовательно, не предусмотрены системой оплаты труда и не могут быть включены в расчет среднего заработка. Несмотря на указание в пункте 1 Порядка… о том, что премии лицам гражданского персонала выплачиваются ежеквартально, оснований считать, что они входят в систему оплату труда не имеется. Из толкования отдельных пунктов Порядка …следует вывод о том, что эти выплаты не носят обязательного характера, поскольку расходы на дополнительное материальное стимулирование осуществляются за счет экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил. Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд решил: Исковые требования Черепенчук А.А. удовлетворить в части. Взыскать с Военного комиссариата Приморского края в пользу Черепенчук А.А. дополнительное материальное стимулирование за Ш и IУ кварталы 2011 года в сумме 22 тысячи рублей. В остальной части исковых требований Черепенчук А.А. отказать. Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Фрунзенский районный суд города Владивостока в течение одного месяца со дня вынесения решения судом в окончательном виде 20 марта 2012 года. Судья Н.В. Шевякова