Дело № 2-998/12 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 1 марта 2012 года Фрунзенский районный суд г.Владивостока в составе председательствующего судьи Елагиной Н.И., при секретаре Рябец Т.В., Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Доброрез Т.А., Шапошниковой М.В., Комаровой Г.И. к Военному комиссариату Приморского края о взыскании премии, УСТАНОВИЛ: Доброрез Т.А., Шапошникова М.В., Комарова Г.И. обратились в суд с исками к Военному комиссариату Приморского края о взыскании премии, указав, что состояли в трудовых отношениях с ответчиком. Приказом 05.12.2011 Военного комиссара Приморского края №224 от 29.11.2011 с ними были расторгнуты трудовые договоры на основании пункта 2 части 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ (в связи с сокращением штата работников организации) с выплатой единовременного денежного вознаграждения за период с 01.01.2011 по 05.12.2011, денежной компенсации за неиспользованный отпуск за указанный выше период и выходного пособия в размере среднего месячного заработка. Приказом Министра обороны РФ от 26.07.2010 №1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования видов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил РФ» утверждён Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направленных на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил РФ (далее - Порядок). В соответствии с пунктом 1 указанного Порядка дополнительные выплаты военнослужащим и премии лицам гражданского персонала выплачиваются ежеквартально в пределах сумм, доведенных на эти цели до центральных органов военного управления, видов Вооруженных Сил, военных округов, флотов, родов войск Вооруженных Сил, объединений, соединений, воинских частей и организации Вооружённых Сил. Согласно пункту 7 Порядка конкретные размеры дополнительного материального стимулирования определяются в пределах объемов бюджетных средств, доведенных на указанные цели, по результатам исполнения военнослужащими и лицами гражданского персонала должностных обязанностей в период, за который производится дополнительное материальное стимулирование. Согласно пункту 1 РНС-290 Указания ФЭО/1166 от 12.12.2011, изданному во исполнение приказа Минобороны РФ от 26.07.2010 №1010 и решения Министра обороны РФ от 19.11.2011, которым утвержден План распределения фондов заработной платы для выплаты премии гражданскому персоналу, Военным комиссаром Приморского края установлено требование о представлении ходатайств о выплате дополнительного материального стимулирования по итогам работы за июль-декабрь 2011 гражданскому персоналу Отдела по Советскому и Первореченскому районам г. Владивостока, при этом указано включать гражданский персонал, фактически работающий на день вынесения указания. В отношении работников, уволенных в 2011г. установлено требование -премию за июль-декабрь 2011 не начислять. Таким образом, истцам при увольнении начисление премии за фактически отработанный период времени - 3-й квартал и 2 месяца 5 дней с 01.07.2011 по 05.12.2011 (день увольнения) не производилось. Военный комиссариат Приморского края письмом от 18.01.2012 №6/10 в ответ на письменное обращение сообщил об отказе в начислении им дополнительного материального стимулирования, сославшись на пункты 2, 6, 7 Порядка, утвержденного Приказом Министра обороны РФ от 26.07.2010 №1010. Также в обоснование отказа было указано на то, что в соответствии с Порядком, определение конкретного размера дополнительного материального стимулирования является исключительной прерогативой соответствующего командира (начальника). Кроме того, выплата дополнительного материального стимулирования на основании Приказа МО РФ №1010 от 26.07.2010 не входит в систему оплаты труда лицам гражданского персонала Военного комиссариата Приморского края, следовательно, не является обязательной выплатой. Отказ в начислении дополнительного материального стимулирования фактически основан на том, что на момент поступления и распределения дополнительного материального стимулирования истцы были уволены, трудовые отношения с Военным комиссариатом Приморского края были прекращены. Считают необоснованными доводы ответчика о том, что выплата дополнительного материального стимулирования не может быть осуществлена, поскольку она не начислена и денежные средства на ее выплату поступили в распоряжение ответчика только после их увольнения. Указывают, что премия, которая подлежала выплате при увольнении, должна быть начислена за отработанный ими период (с 01.07.2011 по 05.12.2011), входит в состав заработной платы, и на основании ст. 21 ТК РФ они имеют право на выплату заработной платы в полном объеме. Просят взыскать с Военного комиссариата Приморского края денежную премию, предусмотренную Приказом МО РФ № 1010 от 26 июля 2010 г., начисленную за отработанный период - 3 квартал 2010 г. и за период с 01.10.2011 г. по 05.12.2011г. с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно, обязать Военный комиссариат Приморского края произвести перерасчет и включить начисленную премию в средний заработок при расчете на момент увольнения и выплатить им причитающуюся сумму. С согласия сторон дела объединены в одно производство. В судебном заседании истцы и их представитель уточнили исковые требования. Просят взыскать с ответчика денежную премию, предусмотренную Приказом МО РФ № 1010 от 26.07.2010г. за третий квартал 2011г. и за период с 01.10.2011. по 05.12.2011г., в пользу каждого истца в размере 65000 тысяч рублей, обязать ответчика включить премию в средний заработок при расчете на момент увольнении, произвести перерасчет и выплатить разницу причитающейся им суммы, обязать ответчика произвести перерасчет и включить дополнительную премию, выплаченную ранее и дополнительную премию за третий и четвертый квартал при расчете денежной компенсации за неиспользованный отпуск за период с 01 октября 2010г. по 05 декабря 2011г. и выплатить им причитающуюся сумму, выплату всех причитающихся им сумм по совокупности произвести с учетом одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ от невыплаченных сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. В судебном заседании представители ответчика исковые требования не признали, представили письменные возражения на исковые заявления, указали, что согласно приказа военного комиссара Приморского края № 1153 от 14 декабря 2011 года «О не начислении дополнительного материального стимулирования за III- IV кварталы 2011г.» истцам, как и другим работникам, ранее уволенным, премия не была начислена. Указали, что согласно п. 25 раздела 3 Коллективного договора, заключенного между работодателем - военным комиссариатом Приморского края и работниками отдела военного комиссариата Приморского края по Советскому и Первореченскому районам г. Владивостока на 2011г. - 2013г. фонд оплаты труда работников состоит, в том числе, из выплат стимулирующего характера, таких как: надбавка за сложность, напряженность и особый режим работы, надбавка за выслугу лет, премия по итогам работы за месяц, единовременное денежное вознаграждение за добросовестное выполнение должностных обязанностей по итогам календарного года, выплаты денежных средств на дополнительное материальное стимулирование по приказу № 1010 не предусмотрены. В соответствии с ч.2 ст. 139 Трудового кодекса РФ для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источника этих выплат. Поскольку дополнительное материальное стимулирование не предусмотрено системой оплаты труда, данная выплата не носит обязательный характер, не является гарантированной выплатой, осуществляется только за счет высвободившихся в результате сокращения численности личного состава МО РФ, то есть экономии бюджетных средств, а не экономии фонда оплаты труда, является разовой поощрительной выплатой, следовательно, не может быть включена в расчёт средней заработной платы. При расчете среднего заработка военный комиссариат Приморского края включает только те премии, которые закреплены в документах организации (положении о премировании, коллективном договоре). Дополнительные выплаты премии производятся военнослужащим (лицам гражданского персонала), проходящим военную службу (работающим) в воинских частях и учреждениях. На момент поступления в Военный комиссариат средств и выплаты дополнительного материального стимулирования истцы были уже уволены по п.2 ч.1 ст.81 ТК РФ. Просят в иске отказать. Специалист-представитель Государственной инспекции труда в Приморском крае ФИО11 суду пояснил, что выплата дополнительного материального стимулирования на основании приказа МО РФ № 1010 от 26.07.2010 года гражданскому персоналу военного комиссариата не является обязательной выплатой, а зависит от экономии бюджетных средств. Указанная премия не входит в систему оплаты труда, предусмотренную коллективным договором. Дополнительные выплаты премии производятся военнослужащим (лицам гражданского персонала), проходящим военную службу (работающим) в воинских частях и учреждениях. Следовательно, выплата указанной премии должна производиться лицу гражданского персонала, работающему на момент выплаты. На момент поступления в Военный комиссариат средств и выплаты дополнительного материального стимулирования истцы были уже уволены по п.2 ч.1 ст.81 ТК РФ. При таких обстоятельствах, основания для выплаты истцам премии отсутствуют. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В судебном заседании установлено, что истцы состояли в трудовых отношениях с ответчиком по 5 декабря 2011 года. 5 декабря 2011 года трудовые договоры с истцами были расторгнуты по п.2 ч.1 ст.81 ТК РФ- в связи с сокращением штата работников организации, с истцами произведён расчёт при увольнении. 12 декабря 2011г. в соответствии с приказом Министра обороны РФ от 26 июля 2010г. № 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплату труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации», решением Министра обороны Российской Федерации в военный комиссариат Приморского края из Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны по Приморскому краю» была направлена выписка из Плана распределения фондов заработной платы для выплаты дополнительного материального стимулирования гражданскому персоналу за июль-декабрь 2011г. В соответствии с п. 2 указанного нормативного акта МО РФ дополнительные выплаты (премии) выплачиваются за счет бюджетных средств военнослужащим, проходящим военную службу, и лицам гражданского персонала, работающим в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации. Вышеуказанным приказом Министра обороны РФ утвержден Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направленных на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации. В силу п. 2, п. 3 Порядка расходы на дополнительное материальное стимулирование осуществляются за счет экономии бюджетных средств, в пределах доводимых МО РФ на соответствующий финансовый год лимитов. Размер экономии бюджетных средств, направленных на материальное стимулирование, определяется финансово-экономическими органами, при этом истребование дополнительных средств на выплату лицам гражданского персонала сверх установленных лимитов бюджетных обязательств не допускается. Предусмотренные дополнительные выплаты должны производиться военнослужащим (лицам гражданского персонала), проходящим военную службу (работающим) в соответствующих органах военного управления, воинских частях, подразделениях и организациях Министерства обороны Российской Федерации. Следовательно, критерием для производства данных выплат является прохождение военной службы для военнослужащих и работа - для гражданского персонала в соответствующих организациях. Согласно п. 6 Порядка материальное стимулирование личного состава в пределах объемов бюджетных средств производится в объединениях, соединениях, воинских частых и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации на основании приказов соответствующих командиров (начальников). Конкретные размеры материального стимулирования определяются в пределах объемов бюджетных средств, установленных в соответствии с п. 7 Порядка, по результатам исполнения военнослужащими и лицами гражданского персонала должностных обязанностей и не могут превышать пятикратного размера расчетной суммы исходя из объемов высвобождаемых денежных средств и численности личного состава. В соответствии с вышеназванным Порядком, определение конкретного размера дополнительного материального стимулирования является исключительной прерогативой соответствующего командира (начальника). Согласно приказа военного комиссара Приморского края № 1153 от 14 декабря 2011 года «О не начислении дополнительного материального стимулирования за III- IV кварталы 2011г.» истцам и другим работникам, ранее уволенным, премия не была начислена. В соответствии со ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации поощрение работника за добросовестный труд является правом работодателя, а не его обязанностью. В соответствии со ст. 349 Трудового кодекса Российской Федерации на работников, заключивших трудовой договор о работе в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, распространяется трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии с задачами органов, учреждений и организаций, указанных в части первой настоящей статьи, для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества. Согласно ч. 1 ст. 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Особенности системы оплаты труда в воинских частях и учреждениях, подведомственных Минобороны России, установлены приказом Минобороны России от 10 ноября 2008 г. N 555 "О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583" (далее - Приказ N 555). В силу п. 12 Приказа № 555 выплаты компенсационного и стимулирующего характера, их размеры и условия выплаты устанавливаются положениями об оплате труда (коллективными договорами, иными локальными нормативными актами) в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права с участием профсоюзного органа или иного представительного органа работников в пределах лимитов бюджетных обязательств и средств, предусмотренных на эти цели годовым фондом оплаты труда, доведенных до получателей бюджетных средств соответствующими распорядителями средств федерального бюджета. Приказом N 555 утверждено Положение о системе оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих деятельность в сфере образования, медицины, культуры, науки, спорта, туристическо-оздоровительной, редакционно-издательской, а также воинских частей и иных организаций Вооруженных Сил Российской Федерации. Согласно п. 25 раздела 3 Коллективного договора, заключенного между работодателем - военным комиссариатом Приморского края и работниками отдела военного комиссариата Приморского края по Советскому и Первореченскому районам г. Владивостока на 2011г. - 2013г. фонд оплаты труда работников состоит, в том числе, из выплат стимулирующего характера, таких как: надбавка за сложность, напряженность и особый режим работы, надбавка за выслугу лет, премия по итогам работы за месяц, единовременное денежное вознаграждение за добросовестное выполнение должностных обязанностей по итогам календарного года, при этом, выплаты денежных средств на дополнительное материальное стимулирование по приказу № 1010 не предусмотрены. В соответствии с ч.2 ст. 139 Трудового кодекса Российской Федерации для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источника этих выплат. Таким образом, если дополнительное материальное стимулирование не предусмотрено системой оплаты труда, данная выплата не носит обязательный характер, не является гарантированной выплатой, осуществляется только за счет высвободившихся в результате сокращения численности личного состава МО РФ, то есть экономии бюджетных средств, а не экономии фонда оплаты труда, является разовой поощрительной выплатой, следовательно, не может быть включена в расчёт средней заработной платы. При расчете среднего заработка военный комиссариат Приморского края включает только те премии, которые закреплены в документах организации (положении о премировании, коллективном договоре). Департаментом социальных гарантий Министерства обороны Российской Федерации (исх. 182/2/1/946 от 25.05.2011г.) были направлены в военный комиссариат Приморского края разъяснения по вопросу правомерности включения в расчет среднего заработка дополнительных премий, выплачиваемых в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. № 1010, в соответствии с которыми правовых оснований для включения в расчет среднего заработка сумм премий, выплаченных по отдельным решениям Министра обороны Российской Федерации за счет общей экономии бюджетных средств на оплату труда гражданского персонала Минобороны России, в соответствии с приказом № 1010 не имеется. Таким образом, судом установлено, что материальное стимулирование в виде дополнительной премии, подлежащей выплате в соответствии с Приказом МО РФ № 1010 от 26.07.2010 года, не носит обязательного характера и не является гарантированной выплатой, осуществляется только за счёт высвободившейся в результате сокращения численности, то есть экономии бюджетных средств, а не экономии фонда оплаты труда, в пределах доводимых Министерством Обороны РФ на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств и является разовой поощрительной выплатой При таких обстоятельствах, исковые требования не подлежат удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Доброрез Т.А., Шапошниковой М.В., Комаровой Г.И. в удовлетворении исковых требований к Военному комиссариату Приморского края о взыскании премии -отказать. Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Фрунзенский районный суд г.Владивостока в течение месяца со дня составления мотивированного решения 6 марта 2012 года. Председательствующий Елагина Н.И.. .