ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОБ ОСВОБОЖДЕНИИ ОТ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ



                                                                                                                            № 5 - 575/11

Постановление

(690091 г.Владивосток, ул.Адмирала Фокина, 23 а)

«19» сентября 2011 г.                                                                                    г.Владивосток

Судья Фрунзенского районного суда г.Владивостока Юртаев Н.Н, с участием представителя МУЗ «Городская клиническая больница № 1 г.Владивостока» Щедриной Н.Ф., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении по ст.19.20 ч.3 КоАП РФ в отношении муниципального учреждения здравоохранения «Городская клиническая больница № 1 г.Владивостока», место нахождения: <адрес>,

                                                                                                                                                          

Установил:

В суд поступили материалы дела об административном правонарушении по ст.19.20 ч.3 КоАП РФ в отношении муниципального учреждения здравоохранения «Городская клиническая больница № 1 г.Владивостока» (сокращенное наименование МУЗ «ГКБ № 1»).

Судьей установлено, что 08.07.2011 г., 12.07.2011 г., 14.07.2011 г., 21.07.2011 г., 25.07.2011 г. на основании приказа <должность> ФИО13 от 04.07.2011 г. была проведена проверка в отношении МУЗ «ГКБ № 1». В ходе проведения проверки установлено нарушение подпункта «г» пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 г. № 30 «Об утверждении положения о лицензировании медицинской деятельности».

Согласно протоколу об административном правонарушении по делу от 25.07.2011 г., составленному <должность> ФИО12В результате плановых контрольных мероприятий департамента здравоохранения Приморского края в отношении Муниципального учреждения здравоохранения «Городская клиническая больница №1 г.Владивостока» при рассмотрении документов специалистов, осуществляющих работы и услуги, 25.07.2011 года в 14.30 часов по адресу: <адрес> установлен факт совершения административного правонарушения МУЗ «ГКБ №1». При анализе документов специалистов, находящихся в штате МУЗ «ГКБ№1», или работающих на иных законных основаниях установлено: что, ФИО1, в соответствии с трудовым договором от 06.09.2010 года выполняет обязанности медицинской сестры в неврологическом отделении; ФИО2, в соответствии с трудовым договором о работе по совместительству от 06.11.2008 года выполняет обязанности медицинского брата в отделении гнойной хирургии; ФИО5, в соответствии с трудовым договором о работе по совместительству от 09.02.2011 года выполняет обязанности медицинского брата в отделении гнойной хирургии; ФИО3, в соответствии с трудовым договором от 19.11.2009 года выполняет обязанности медицинского брата в отделении гнойной хирургии; ФИО4, в соответствии с соглашением об изменении условий трудового договора от 31.03.2010 года выполняет обязанности медицинской сестры в гастроэнтерологическом отделении; ФИО6, в соответствии с трудовым договором о работе по совместительству от 09.10.2008 года выполняет обязанности медицинской сестры в пульмонологическом отделении; ФИО23, в соответствии с трудовым договором о работе по совместительству от 18.10.2010 года выполняет обязанности медицинской сестры в хирургическом отделении; ФИО7, в соответствии с трудовым договором о работе по совместительству от 09.11.2010 года выполняет обязанности медицинской сестры в отоларингологическом отделении; ФИО22, в соответствии с трудовым договоромоработе по совместительству от 20.05.2011 года исполняет обязанности медицинского брата в отделении неотложной кардиологии; ФИО8, в соответствии с соглашением об изменении условий трудового договора от 07.04.2011 года выполняет обязанности медицинского брата палатного в отделении анестезиологии-реаниматологии; ФИО21, в соответствии с трудовым договором о работе по совместительству от 07.09.2010 года выполняет обязанности медицинской сестры палатной в отделении анестезиологии-реаниматологии.

В нарушение приказа Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 года №541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» ФИО1, ФИО2, ФИО5, ФИО11, ФИО4, ФИО6, ФИО23, ФИО7, ФИО22, ФИО8, ФИО21 не имеют среднего профессионального образования по специальности «Лечебное дело», «Акушерское дело» или «Сестринское дело» и сертификатов специалиста по специальности «Сестринское дело».

ФИО9, в соответствии с трудовым договором о работе по совместительству б/н от 28.12.2007 года выполняет обязанности операционного медицинского брата в операционном блоке; ФИО17, в соответствии с соглашением об изменении условий трудового договора от 05.05.2009 года выполняет обязанности операционного медицинского брата в операционном блоке. В нарушение приказа Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 года № 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» ФИО9 и ФИО17 не имеют среднего профессионального образования по специальности «Лечебное дело», «Акушерское дело» или «Сестринское дело» и сертификатов специалиста по специальности «Операционное дело».

ФИО16, в соответствии с трудовым договором от 09.11.2010 года выполняет обязанности фельдшера-лаборанта в клинико-диагностической лаборатории; ФИО15, в соответствии с трудовым договором от 18.10.2010 года выполняет обязанности фельдшера-лаборанта в клинико-диагностической лаборатории. ФИО16 и ФИО15 имеют диплом о среднем профессиональном образовании «Лабораторная диагностика», однако в нарушение приказа Минздравсоцразвития от 23.07.2010 года № 541н не имеет сертификатов специалиста «Лабораторная диагностика».

ФИО14, в соответствии с трудовым договором от 22.08.2006 года выполняет обязанности медицинской сестры в приемном отделении. ФИО14 имеет среднее профессиональное образование по специальности «сестринское дело», однако в нарушение приказа Минздравсоцразвития от 23.07.2010 года № 541н не имеет сертификата специалиста по специальности «сестринское дело».

МУЗ «Городская клиническая больница №1» имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности , выданную Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития 26 июля 2007 года. В соответствии с лицензией МУЗ «ГКБ №1» разрешено оказание медицинских услуг, выполняемых при осуществлении доврачебной медицинской помощи по операционному делу, сестринскому делу, лабораторной диагностике.

Таким образом, в МУЗ «Городская клиническая больница №1» работы и услуги выполняют специалисты, не имеющие сертификатов специалистов, соответствующих требованиям и характеру выполняемых работ (услуг) по доврачебной медицинской помощи по «операционному делу», «сестринскому делу», «лабораторной диагностике», что является нарушением подпункта «г» пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 года № 30. В соответствии с пунктом 6 Положения о лицензировании медицинской деятельности нарушения подпункта «г» пункта 5 является грубым нарушением лицензионных требований и условий.

Таким образом, МУЗ «ГКБ №1» допущено нарушение подпункта «г» пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 года № 30. В соответствии с пунктом 6 Положения о лицензировании медицинской деятельности нарушения подпункта «г» пункта 5 является грубым. За осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий лицензии, если такая лицензия обязательна, предусмотрена административная ответственность частью 3 статьи 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В судебном заседании представители МУЗ «ГКБ № 1» ФИО10 с вменяемым правонарушением не согласилась. Представила письменные пояснения, где указала, что во время проверки не установлено ни одного факта оказания медицинской услуги без наличия сертификата дипломированными врачами, работающими в больнице. Проверкой установлены нарушения в отношении 13 студентов старших курсов медицинского университета, работающих медицинскими сестрами и братьями. Так, согласно справкам медицинского университета, выданным студентам: ФИО1, ФИО2, ФИО5, ФИО3, ФИО4 ФИО6, ФИО23,ФИО24 ФИО25, ФИО20, ФИО21, ФИО19, ФИО17 - все они являются студентами курсов Владивостокского государственного медицинского университета. И естественно, что лица, не окончившие высшее учебное заведение, и продолжающие обучение, профессиональной переподготовке не подлежат. То есть, профессиональная переподготовка производится на базе соответствующего профессионального высшего или среднего профессионального образования для лиц, уже имеющих диплом об образовании. В соответствии с действующим законодательством студенты высших и средних медицинских учебных заведений допускаются к участию в оказании медицинской помощи гражданам в соответствии с программой обучения под контролем медицинского персонала, несущего ответственность за их профессиональную подготовку, в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения. Из отмеченных нарушений того же подпункта «г» пункта 5 Положения, два специалиста, ФИО18 (в протоколе - Бочкарева) и ФИО15, фельдшеры - лаборанты, принятые на работу в ноябре и октябре 2010 года, после окончания медицинского училища, не могли физически пройти соответствующие курсы, так как цикл по их специальности предложен КГОУСПО «А» только с 7 ноября по 7 декабря 2011 года. Причем План повышения квалификации средних медицинских работников в медицинских колледжах Приморского края сформирован и утвержден приказом Департамента здравоохранения Приморского края 15 ноября 2010 года.

Заявка на повышение квалификации ФИО18 по циклу «Современные методы клинических исследований в лабораторной диагностики» больницей подана.

ФИО15 на курсы повышения квалификации направить невозможно, так как она является студенткой второго курса очного отделения медицинского университета.

Специфика работы по данной специальности заключается в том, что лаборанты обрабатывают только данные лабораторных машин, делающих анализы. Они снимают показания. Чисто техническая работа, которая не связана непосредственно с больными. Они не делают забора крови. Они помещают принесенные пробирки в машину, списывают показания и раскладывают в специальные ящики по отделениям, из которых санитарки их забирают и доставляют в отделения. То есть, отсутствие сертификата, не может оказаться причиной для тяжелых последствий. Более того, медицинской услугой данная функция не называется.

Не представляется возможным направить на курсы и медицинскую сестру ФИО14, так как она является студенткой "Б" очной формы обучения.

Кроме того, содержание подпункта «г» пункта 5 Положения о лицензировании не указывает на то, что обязательно все специалисты лицензиата должны иметь сертификат специалиста, соответствующий требованиям и характеру выполняемых услуг.

Из 321,75 штатных единиц среднего медицинского персонала, замещено 184 единицы, среди которых только 16 - не имеют сертификаты.

Городской больнице лицензия выдана в 2007 году, в период рассмотрения документов лицензиата, все отмеченные в акте сотрудники работали в учреждении, и комиссия, рассмотрев документы, посчитала возможным выдать лицензию.

Просит суд производство по делу прекратить в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Выслушав мнение представителя МУЗ «ГКБ № 1», изучив представленные в суд материалы административного производства, судья пришел к выводу о наличии состава административного правонарушения в действиях МУЗ «ГКБ № 1», предусмотренного ст.19.20 ч.3 КоАП РФ в части выполнения работ и услуг фельдшером-лаборантом ФИО18 и медицинской сестрой ФИО14, не имеющими сертификатов специалистов, соответствующих требованиям и характеру выполняемых работ (услуг) по доврачебной медицинской помощи по «сестринскому делу», «лабораторной диагностике», что является нарушением подпункта «г» пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 года № 30.

В соответствии со ст.19.20 ч.3 КоАП РФ осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), -влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В силу подпункта «г» пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 года № 30 лицензионными требованиями и условиями при осуществлении медицинской деятельности является наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) или привлечение им на ином законном основании специалистов, необходимых для выполнения работ (услуг), имеющих высшее или среднее профессиональное (медицинское) образование и сертификат специалиста, соответствующие требованиям и характеру выполняемых работ (услуг).

Как установлено в судебном заседании, работники МУЗ «ГКБ № 1» ФИО1, которая в соответствии с трудовым договором от 06.09.2010 года выполняет обязанности медицинской сестры в неврологическом отделении; ФИО2, который в соответствии с трудовым договором о работе по совместительству от 06.11.2008 года выполняет обязанности медицинского брата в отделении гнойной хирургии; ФИО5, который в соответствии с трудовым договором о работе по совместительству от 09.02.2011 года выполняет обязанности медицинского брата в отделении гнойной хирургии; ФИО3, который в соответствии с трудовым договором от 19.11.2009 года выполняет обязанности медицинского брата в отделении гнойной хирургии; ФИО4, которая в соответствии с соглашением об изменении условий трудового договора от 31.03.2010 года выполняет обязанности медицинской сестры в гастроэнтерологическом отделении; ФИО6, которая в соответствии с трудовым договором о работе по совместительству от 09.10.2008 года выполняет обязанности медицинской сестры в пульмонологическом отделении; ФИО23, которая в соответствии с трудовым договором о работе по совместительству от 18.10.2010 года выполняет обязанности медицинской сестры в хирургическом отделении; ФИО7, которая в соответствии с трудовым договором о работе по совместительству от 09.11.2010 года выполняет обязанности медицинской сестры в отоларингологическом отделении; ФИО22, который в соответствии с трудовым договоромоработе по совместительству от 20.05.2011 года исполняет обязанности медицинского брата в отделении неотложной кардиологии; ФИО8, который в соответствии с соглашением об изменении условий трудового договора от 07.04.2011 года выполняет обязанности медицинского брата палатного в отделении анестезиологии-реаниматологии; ФИО21, которая в соответствии с трудовым договором о работе по совместительству от 07.09.2010 года выполняет обязанности медицинской сестры палатной в отделении анестезиологии-реаниматологии, ФИО9, который в соответствии с трудовым договором о работе по совместительству б/н от 28.12.2007 года выполняет обязанности операционного медицинского брата в операционном блоке; ФИО17, который в соответствии с соглашением об изменении условий трудового договора от 05.05.2009 года выполняет обязанности операционного медицинского брата в операционном блоке, ФИО15, которая в соответствии с трудовым договором от 18.10.2010 года выполняет обязанности фельдшера-лаборанта в клинико-диагностической лаборатории, являются студентами 4-6 курсов Владивостокского государственного медицинского университета.

В соответствии с п.3 ст.54 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», утвержденных ВС РФ 22.07.1993 N 5487-1 студенты высших и средних медицинских учебных заведений допускаются к участию в оказании медицинской помощи гражданам в соответствии с программами обучения под контролем медицинского персонала, несущего ответственность за их профессиональную подготовку, в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.

Согласно п.2 «Порядка допуска студентов высших и средних медицинских учебных заведений к участию в оказании медицинской помощи гражданам», утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 15.01.2007 N 30 к участию в оказании медицинской помощи гражданам допускаются студенты высших и средних медицинских учебных заведений, успешно прошедшие необходимую теоретическую подготовку, имеющие практические навыки, приобретенные на муляжах (фантомах), прошедшие предварительные и периодические медицинские осмотры.

Порядок переподготовки, совершенствования профессиональных знаний медицинских и фармацевтических работников, получения ими квалификационных категорий определяется в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области здравоохранения совместно с профессиональными медицинскими и фармацевтическими ассоциациями (статья 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан).

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 07.07.2009 N 415н утверждены Квалификационные требования к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения.

Вместе с тем, никто из работников МУЗ «ГКБ № 1», перечисленных в протоколе об административном правонарушении, не имеет высшего медицинского образования. Среднее профессиональное образование имеют ФИО14, ФИО18 и ФИО15

Установленное подпунктом «г» пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 года № 30, требование при осуществлении медицинской деятельности о наличии в штате соискателя лицензии (лицензиата) или привлечение им на ином законном основании специалистов, необходимых для выполнения работ (услуг), имеющих высшее или среднее профессиональное (медицинское) образование и сертификат специалиста, соответствующие требованиям и характеру выполняемых работ (услуг) не ограничивает право медицинской организации на привлечение к трудовой деятельности студентов высших и средних медицинских учебных заведений, не имеющих сертификат специалиста, соответствующий требованиям и характеру выполняемых работ (услуг), к участию в оказании медицинской помощи гражданам.

Вместе с тем судьей установлено что, ФИО14 является студенткой "Б" факультета <...>. Учитывая, что она имеет среднее профессиональное образование, не является студенткой медицинского учебного заведения, ФИО14 должна была получить сертификат специалиста, соответствующий требованиям и характеру выполняемых работ (услуг).

ФИО18 имеет среднее профессиональное образование, не является студенткой медицинского учебного заведения, в связи с чем, должна была получить сертификат специалиста, соответствующий требованиям и характеру выполняемых работ (услуг).

Таким образом, МУЗ «ГКБ № 1» в нарушение подпункта «г» пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 года № 30 привлекло к трудовой деятельности ФИО14 и ФИО18, не имеющих сертификат специалиста, соответствующий требованиям и характеру выполняемых работ (услуг), чем совершило административное правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Судья, исследовав материалы дела, пришел к выводу, что допущенное МУЗ «ГКБ № 1» правонарушение не создало существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и не причинило вреда интересам граждан, в связи с чем признает его малозначительным в соответствии со статей 2.9 КоАП РФ.

В соответствии со ст.2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

При таких обстоятельствах, судья считает необходимым освободить МУЗ «ГКБ № 1» от административной ответственности с объявлением устного замечания.

Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст.20.4, 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья

Постановил:

Освободить муниципальное учреждение здравоохранения «Городская клиническая больница № 1 г.Владивостока», место нахождения: <адрес> от административной ответственности с объявлением устного замечания.

Постановление может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Фрунзенский районный суд в течение 10 дней со дня его получения.

         Судья                                                                                                Юртаев Н.Н.